Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2003 года N 243

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" (2003-2010 ГОДЫ)

Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы).

2. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев) ежегодно, начиная с 2004 года, при формировании инвестиционной программы предусматривать отдельной строкой средства на реализацию Республиканской целевой программы "Сейсмо безопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы).

Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) осуществлять финансирование Республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы) в пределах бюджетных назначений, предусмотренных в инвестиционной программе.

3. Министерству архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания (Бзыков) ежегодно подавать в установленном порядке бюджетные заявки в Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (государственный заказчик) на ассигнования из федерального бюджета на реализацию мероприятий Республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы).

Рекомендовать администрациям местного самоуправления районов и предприятиям Республики Северная Осетия-Алания, на территории которых будут осуществляться мероприятия Программы, предусматривать ежегодно в соответствующих бюджетах выделение средств на их осуществление.

4. Владикавказскому научному центру Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания (Кусраев) в месячный срок разработать и представить на утверждение в Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленную на выработку конкретных рекомендаций по повышению сейсмической безопасности и снижения рисков.

5. Министерству архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания и Владикавказскому научному центру Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания в месячный срок заключить договор на проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках программы.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания М. Шаталов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 августа 2003 г N 243

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" (2003-2010 годы)

ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы)


Наименование Программы

- Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-20 10 годы);

Основание для разработки
 Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 г N 690 "О Федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы);

 -постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 декабря 2002 года N 311 "О подготовке мероприятий по реализации Федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010) в Республике Северная Осетия-Алания".

Государственный заказчик
 Программы

- Министерство архитектуры и строитель ной политики Республики Северная Осетия-Алания

Основной разработчик
 Программы

- Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания

Цели и задачи Программы

- Целями Программы являются: максимальное повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического, экологического риска, уменьшение ущерба от землетрясений, реконструкция существующих сооружений, подготовка городов, других населенных пунктов к сильным землетрясениям. Основными задачами Программы являются: сейсмоусиление наиболее не сейсмостойких ответственных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска и подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям на территории республики

Сроки и этапы реализации
 Программы

- 2003-2010 годы, в том числе
 - I этап- 2003-2005 годы
 - II этап- 2006-2010 годы

Основные программные
 мероприятия

-Усиление недостаточно сейсмостойких сооружений в сейсмоопасных районах.
 -Создание и реализация научно-методической и правовой базы Программы.

Объем и источники
 финансирования

- Общий объем финансирования Программы составляет 974,0 млн. рублей, в том числе: за счет федерального бюджета -156,9 млн. рублей (включая кап. вложения - 152,8 млн. рублей и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,1 млн. рублей) и за счет республиканского бюджета и внебюджетных источников - 817,1 млн. рублей.

Ожидаемые конечные
 результаты Программы

- уточнение характеристики сейсмической опасности и сейсмического риска наиболее опасных районов, включая уточнение риска от вторичного воздействия природного и техногенного характера;

 - усиление существующих несейсмостойких сооружений;
-разработка нормативной и правовой базы в области проектирования, строительства, усиления конструкции зданий и сооружений;

 - проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений;

 - развитие научно-методической базы, разработка карт сейсмического микрорайониро вания территории, создание научно-методической базы для осуществления деятельности по снижению уязвимости существующих сооружений;

 - разработка инновационных технологий сейсмоизоляции, экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем защиты, мониторинга зданий и сооружений;

 - развитие системы информационного обеспечения, системы подготовки специалистов и населения к действиям в условиях сильного землетрясения.

Управление реализацией
 и контроль за
 исполнением Программы

- Организация управления и контроль исполнения Программы возлагаются на Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания. Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального и местных бюджетов представляются исполнителями в установленном порядке.

1. Введение


Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы) (в дальнейшем именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года N 690 и постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 декабря 2002 года N 311.

Северная Осетия-Алания занимает площадь 8 тыс. км2, численность населения составляет 709,9 тыс. человек, в том числе городского населения - 464,1 тыс. человек.

Особенностью региона является горный характер местности при высокой плотности населения. Территория Республики Северная Осетия-Алания характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических, грунтово-геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений. Необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по районам республики.

Программой предусмотрено усилить более 400 объектов, в первую очередь в городах Владикавказ, Алагир, Моздок, Ардон, Дигора, Беслан, а также в горной местности.

Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:

обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых жилых и общественных зданий, объектов жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;

внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;

совершенствование научных методов и технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:

вся территория республики находится в высокой степени сейсмичности, что может вызвать землетрясения с катастрофическим ущербом;

на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации республики (транспортные, газовые, тепловые, водоснабжения и канализации, энергоснабжения и связи), разрушение которых приведет к экологической деградации территории и гибели людей.

В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются данные сейсмического районирования территории республики. Вместе с тем, существенное увеличение повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними данными сейсмичности, требует принципиально нового, дифференцированного подхода к оценке сейсмостойкости, а также вызывает необходимость проведения дополнительных работ по уточнению, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию с целью повышения сейсмобезопасности территории республики, в т.ч. г. Владикавказа, учитывая местные грунтово-геологические условия. На ряде эксплуатируемых объектов республики здания и сооружения построены до введения Строительных норм и правил по строительству в сейсмоопасных районах (до 1960 г.), в частности, объекты образования, жилья, инженерные коммуникации, которые должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть наиболее уязвимым.

Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики.

Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.

Программой предусмотрено формирование правовой и нормативно-технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.

3. Цели и основные задачи Программы


Целями Программы являются: максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах республики, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов, объектов связи и коммунального хозяйства к сильным землетрясениям.

Основными задачами Программы являются:

1. Осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов.

2. Проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений.

3.-Создание и развитие научно-методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территории.

4. Формирование нормативный базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.

5. Разработка научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов.

6. Разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов.

7. Создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений.

8. Развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений.

9. Совершенствование системы подготовки населения городов к сейсмическим бедствиям.

10. Повышение чувствительности существующей подсистемы сейсмологических наблюдений и установка 4-х сейсмостанций для полного контроля территории.

11. Создание базы данных комплексных наблюдений и развитие информационно-коммуникационной части системы для обмена информацией с соответствующими организациями и ведомствами с целью более эффективного решения задач повышения сейсмобезопасности населения и территории республики и части соседних субъектов Российской Федерации.

12. Анализ карт сотрясаемости.

13. Оценка исходной сейсмичности территории.

14. Составление инженерно-геологической подосновы карты (схемы) сейсмического микрорайонироваиия.

15. Инструментальные исследования (определение показателей сейсмических свойств фунтов путем регистрации колебаний от сильных и слабых землетрясений, слабых и мощных искусственных источников, регистрация микросхем).

4. Сроки и основные этапы выполнения Программы


Программа предусматривает обеспечение сейсмобезопасности на территории республики в 2 этапа.

На первом этапе (2003-2005 годы) в наиболее сейсмоопасных районах предполагается проведение обследований и паспортизация таких объектов, как школы, больницы, гидросооружения, жилые дома и объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также усиление сооружений, имеющих наибольший дефицит сейсмостойкости, наиболее важных в социальном отношении и с точки зрения ликвидации последствий землетрясений.

На втором этапе (2006-2010 годы) планируется полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, массовая паспортизация объектов промышленных предприятий и усиление зданий и сооружений.

При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы. При корректировке будут учитываться фактические объемы финансирования, показатели, позволяющие определить порядок достижения целей и решения программных задач.

5. Система программных мероприятий


В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных районах. Результаты экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска в районах республики представлены в таблице, составленный на основании списка населенных пунктов субъектов Российской Федерации с указанием принятой для них сейсмичности в баллах на основании Строительных норм и правил 11-7-81 стр.28.

N
 п/п

Населенные пункты

I

Карты ОСР-91

1

А

В

С

1

Алагир

8

9

10

2

Ардон

8

9

9

3

Архонская

8

9

9

4

Беслан

8

9

9

5

Бурон

9

9

10

6

Верхний Згид

9

9

10

7

Верхний Фиагдон

9

9

10

8

Владикавказ

8

9

10

9

Дигора

8

9

9

10

Заводской

9

9

10

11

Змейская

8

9

9

12

Камбилеевское

8

9

9

13

Кизляр

8

8

9

14

Луковская

8

8

9

15

Мизур

9

9

10

16

Михайловское

8

9

9

17

Моздок

8

8

9

18

Ногир

8

9

9

19

Октябрьское

8

9

9

20

Садон

9

9

10

21

Старый Лескен

8

9

9

22

Холст

9

9

10

23

Чикола

8

9

9

24

Эльхотово

8

9

9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»