ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2003 года N 243
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" (2003-2010 ГОДЫ)
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы).
2. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев) ежегодно, начиная с 2004 года, при формировании инвестиционной программы предусматривать отдельной строкой средства на реализацию Республиканской целевой программы "Сейсмо безопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы).
Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) осуществлять финансирование Республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы) в пределах бюджетных назначений, предусмотренных в инвестиционной программе.
3. Министерству архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания (Бзыков) ежегодно подавать в установленном порядке бюджетные заявки в Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (государственный заказчик) на ассигнования из федерального бюджета на реализацию мероприятий Республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы).
Рекомендовать администрациям местного самоуправления районов и предприятиям Республики Северная Осетия-Алания, на территории которых будут осуществляться мероприятия Программы, предусматривать ежегодно в соответствующих бюджетах выделение средств на их осуществление.
4. Владикавказскому научному центру Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания (Кусраев) в месячный срок разработать и представить на утверждение в Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленную на выработку конкретных рекомендаций по повышению сейсмической безопасности и снижения рисков.
5. Министерству архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания и Владикавказскому научному центру Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания в месячный срок заключить договор на проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания М. Шаталов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 августа 2003 г N 243
Наименование Программы | - Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-20 10 годы); |
Основание для разработки | - постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 г N 690 "О Федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы); |
Государственный заказчик | - Министерство архитектуры и строитель ной политики Республики Северная Осетия-Алания |
Основной разработчик | - Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания |
Цели и задачи Программы | - Целями Программы являются: максимальное повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического, экологического риска, уменьшение ущерба от землетрясений, реконструкция существующих сооружений, подготовка городов, других населенных пунктов к сильным землетрясениям. Основными задачами Программы являются: сейсмоусиление наиболее не сейсмостойких ответственных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска и подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям на территории республики |
Сроки и этапы реализации | - 2003-2010 годы, в том числе |
Основные программные | -Усиление недостаточно сейсмостойких сооружений в сейсмоопасных районах. |
Объем и источники | - Общий объем финансирования Программы составляет 974,0 млн. рублей, в том числе: за счет федерального бюджета -156,9 млн. рублей (включая кап. вложения - 152,8 млн. рублей и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,1 млн. рублей) и за счет республиканского бюджета и внебюджетных источников - 817,1 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные | - уточнение характеристики сейсмической опасности и сейсмического риска наиболее опасных районов, включая уточнение риска от вторичного воздействия природного и техногенного характера; |
Управление реализацией | - Организация управления и контроль исполнения Программы возлагаются на Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания. Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального и местных бюджетов представляются исполнителями в установленном порядке. |
Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Северная Осетия-Алания" (2003-2010 годы) (в дальнейшем именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года N 690 и постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 декабря 2002 года N 311.
Северная Осетия-Алания занимает площадь 8 тыс. км2, численность населения составляет 709,9 тыс. человек, в том числе городского населения - 464,1 тыс. человек.
Особенностью региона является горный характер местности при высокой плотности населения. Территория Республики Северная Осетия-Алания характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических, грунтово-геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений. Необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по районам республики.
Программой предусмотрено усилить более 400 объектов, в первую очередь в городах Владикавказ, Алагир, Моздок, Ардон, Дигора, Беслан, а также в горной местности.
Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:
обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых жилых и общественных зданий, объектов жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;
совершенствование научных методов и технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:
вся территория республики находится в высокой степени сейсмичности, что может вызвать землетрясения с катастрофическим ущербом;
на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации республики (транспортные, газовые, тепловые, водоснабжения и канализации, энергоснабжения и связи), разрушение которых приведет к экологической деградации территории и гибели людей.
В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются данные сейсмического районирования территории республики. Вместе с тем, существенное увеличение повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними данными сейсмичности, требует принципиально нового, дифференцированного подхода к оценке сейсмостойкости, а также вызывает необходимость проведения дополнительных работ по уточнению, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию с целью повышения сейсмобезопасности территории республики, в т.ч. г. Владикавказа, учитывая местные грунтово-геологические условия. На ряде эксплуатируемых объектов республики здания и сооружения построены до введения Строительных норм и правил по строительству в сейсмоопасных районах (до 1960 г.), в частности, объекты образования, жилья, инженерные коммуникации, которые должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть наиболее уязвимым.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики.
Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
Программой предусмотрено формирование правовой и нормативно-технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.
Целями Программы являются: максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах республики, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов, объектов связи и коммунального хозяйства к сильным землетрясениям.
Основными задачами Программы являются:
1. Осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов.
2. Проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений.
3.-Создание и развитие научно-методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территории.
4. Формирование нормативный базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.
5. Разработка научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов.
6. Разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов.
7. Создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений.
8. Развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений.
9. Совершенствование системы подготовки населения городов к сейсмическим бедствиям.
10. Повышение чувствительности существующей подсистемы сейсмологических наблюдений и установка 4-х сейсмостанций для полного контроля территории.
11. Создание базы данных комплексных наблюдений и развитие информационно-коммуникационной части системы для обмена информацией с соответствующими организациями и ведомствами с целью более эффективного решения задач повышения сейсмобезопасности населения и территории республики и части соседних субъектов Российской Федерации.
12. Анализ карт сотрясаемости.
13. Оценка исходной сейсмичности территории.
14. Составление инженерно-геологической подосновы карты (схемы) сейсмического микрорайонироваиия.
15. Инструментальные исследования (определение показателей сейсмических свойств фунтов путем регистрации колебаний от сильных и слабых землетрясений, слабых и мощных искусственных источников, регистрация микросхем).
Программа предусматривает обеспечение сейсмобезопасности на территории республики в 2 этапа.
На первом этапе (2003-2005 годы) в наиболее сейсмоопасных районах предполагается проведение обследований и паспортизация таких объектов, как школы, больницы, гидросооружения, жилые дома и объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также усиление сооружений, имеющих наибольший дефицит сейсмостойкости, наиболее важных в социальном отношении и с точки зрения ликвидации последствий землетрясений.
На втором этапе (2006-2010 годы) планируется полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, массовая паспортизация объектов промышленных предприятий и усиление зданий и сооружений.
При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы. При корректировке будут учитываться фактические объемы финансирования, показатели, позволяющие определить порядок достижения целей и решения программных задач.
В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных районах. Результаты экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска в районах республики представлены в таблице, составленный на основании списка населенных пунктов субъектов Российской Федерации с указанием принятой для них сейсмичности в баллах на основании Строительных норм и правил 11-7-81 стр.28.
N | Населенные пункты | I | Карты ОСР-91 | 1 |
А | В | С | ||
1 | Алагир | 8 | 9 | 10 |
2 | Ардон | 8 | 9 | 9 |
3 | Архонская | 8 | 9 | 9 |
4 | Беслан | 8 | 9 | 9 |
5 | Бурон | 9 | 9 | 10 |
6 | Верхний Згид | 9 | 9 | 10 |
7 | Верхний Фиагдон | 9 | 9 | 10 |
8 | Владикавказ | 8 | 9 | 10 |
9 | Дигора | 8 | 9 | 9 |
10 | Заводской | 9 | 9 | 10 |
11 | Змейская | 8 | 9 | 9 |
12 | Камбилеевское | 8 | 9 | 9 |
13 | Кизляр | 8 | 8 | 9 |
14 | Луковская | 8 | 8 | 9 |
15 | Мизур | 9 | 9 | 10 |
16 | Михайловское | 8 | 9 | 9 |
17 | Моздок | 8 | 8 | 9 |
18 | Ногир | 8 | 9 | 9 |
19 | Октябрьское | 8 | 9 | 9 |
20 | Садон | 9 | 9 | 10 |
21 | Старый Лескен | 8 | 9 | 9 |
22 | Холст | 9 | 9 | 10 |
23 | Чикола | 8 | 9 | 9 |
24 | Эльхотово | 8 | 9 | 9 |