ПОЛОЖЕНИЕ о республиканской сети наблюдения и лабораторного контроля
1.1. Служба наблюдения и лабораторного контроля (далее СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Координацию деятельности учреждений СНЛК осуществляет Министерство Республики Северная Осетия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями осуществляют министерства и ведомства, включенные в структуру СНЛК.
3. Наблюдение и лабораторный контроль в Республике Северная Осетия-Алания организуется и проводится в целях:
своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки;
определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территории республики.
Основными задачами СНЛК являются:
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территории.
4. СНЛК Республики Северная Осетия-Алания имеет 3 уровня:
Территориальный уровень СНЛК формируется на основе учреждений и организаций республиканского подчинения. Координацию их деятельности осуществляет Комиссия Правительства Республики Северная Осетия-Алания по чрезвычайным ситуациям и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям непосредственно через службу наблюдения и контроля;
Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, функционирующих на соответствующих территориях города, района. Координацию их деятельности осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям местных органов исполнительной власти и местные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
Объектовый уровень СНЛК состоит из заводских и других производственных лабораторий министерств и ведомств, объединений и акционерных обществ. Координацию их деятельности осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Республиканские органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в СНЛК, руководят их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролируют состояние готовности СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени, организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов, обеспечивают взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел РФ и Республики Северная Осетия-Алания.
5. В основу СНЛК включаются:
кафедры (лаборатории) Северо-Осетинской государственной медицинской академии и Горского государственного аграрного университета (химического, токсикологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей);
центры Госсанэпиднадзора;
ветеринарные лаборатории;
агрохимическая лаборатория; станция защиты растений; пограничные пункты по карантину растений и животных;
производственные (объектовые) лаборатории министерств и ведомств;
сейсмостанция "Цей" Объединенной геофизической экспедиции Российской Академии Наук;
посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН);
химико-радиометрическая лаборатория гражданской обороны (ХРЛ ГО);
специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа (СНГЭК и А).
Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к акционированию в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.