ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 1997 года N 242
ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ, МЕСТНОМ И ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЯХ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
{Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 21.11.03 N 310; НГР: ru15000200300183}
В соответствии с требованиями статей 4, 14 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 23 мая 1996 года N 104 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях упорядочения функционирования учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля на территориальном, местном и объектовом уровнях Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить Положение о Республиканской сети наблюдения и лабораторного контроля, согласно приложению N 1.
2. Утвердить Перечень министерств и ведомств Республики Северная Осетия-Алания, привлекаемых к формированию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, согласно приложению N 2.
3. Министерствам, ведомствам, администрациям местного самоуправления г.Владикавказа и районов республики, руководителям объектов экономики, независимо от форм собственности, имеющим в своих структурах учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля, повысить уровень их готовности к выполнению задач в чрезвычайных ситуациях до конца 1997 года и в первом полугодии 1998 года решить вопросы их технической оснащенности и кадрового состава;
4. Министерству финансов (Бежаев), Министерству экономики и внешнеэкономических связей Республики Северная Осетия-Алания (Шубин) при формировании бюджета на 1998 год предусмотреть выделение необходимых финансовых средств по заявкам министерств, ведомств, администраций местного самоуправления для решения вопросов технического оснащения учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля на территориальном и местном уровнях.
5. Министерству Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Дзгоев) до 1 октября 1997 года проверить состояние лабораторно-технической базы учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, укомплектованность их специалистами и наличие нормативной базы деятельности учреждений.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на экономики и внешнеэкономических связей Республики Северная Осетия-Алания.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания Ю. Бирагов
ПОЛОЖЕНИЕ о республиканской сети наблюдения и лабораторного контроля
1.1. Служба наблюдения и лабораторного контроля (далее СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Координацию деятельности учреждений СНЛК осуществляет Министерство Республики Северная Осетия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями осуществляют министерства и ведомства, включенные в структуру СНЛК.
3. Наблюдение и лабораторный контроль в Республике Северная Осетия-Алания организуется и проводится в целях:
своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки;
определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территории республики.
Основными задачами СНЛК являются:
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территории.
4. СНЛК Республики Северная Осетия-Алания имеет 3 уровня:
Территориальный уровень СНЛК формируется на основе учреждений и организаций республиканского подчинения. Координацию их деятельности осуществляет Комиссия Правительства Республики Северная Осетия-Алания по чрезвычайным ситуациям и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям непосредственно через службу наблюдения и контроля;
Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, функционирующих на соответствующих территориях города, района. Координацию их деятельности осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям местных органов исполнительной власти и местные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
Объектовый уровень СНЛК состоит из заводских и других производственных лабораторий министерств и ведомств, объединений и акционерных обществ. Координацию их деятельности осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Республиканские органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в СНЛК, руководят их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролируют состояние готовности СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени, организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов, обеспечивают взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел РФ и Республики Северная Осетия-Алания.
5. В основу СНЛК включаются:
кафедры (лаборатории) Северо-Осетинской государственной медицинской академии и Горского государственного аграрного университета (химического, токсикологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей);
центры Госсанэпиднадзора;
ветеринарные лаборатории;
агрохимическая лаборатория; станция защиты растений; пограничные пункты по карантину растений и животных;
производственные (объектовые) лаборатории министерств и ведомств;
сейсмостанция "Цей" Объединенной геофизической экспедиции Российской Академии Наук;
посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН);
химико-радиометрическая лаборатория гражданской обороны (ХРЛ ГО);
специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа (СНГЭК и А).
Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к акционированию в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Головные, учреждения СНЛК являются подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 час.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которых возлагаются функции республиканского учреждения СНЛК.
В качестве дублеров используются:
один - два районных (городских) центра Госсанэпиднадзора, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательский центр и станция агрохимслужбы, станция защиты растений и гидрометеорологические станции.
Перечень головных учреждений и их дублеров согласовывается с Министерством Республики Северная Осетия Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается соответствующим постановлением органов исполнительной власти.
Организационно-методическим органом по обеспечению функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля является Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России (ВЦНЛК).
6. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы чрезвычайной ситуации, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация ЧС в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время), наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье Радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые уровни, а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Передача экстренной информации осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов.
7. На кафедры (лаборатории) СОГМА и ГГАУ возлагается:
развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий профильных химических, токсикологических, радиологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по инфиксации биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям;
участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в районе ЧС.
8. На Северо-Осетинский республиканский центр по гидрометеорологии возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории, определение загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод суши химически опасными веществами;
установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС.
9. На метеорологические станции и посты возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на метеоплощадках метеостанций;
установление наличия химически опасных веществ в атмосферном воздухе и поверхностных вод суши;
осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей, поверхностных вод суши и доставка их в Северо-Осетинский республиканский центр по гидрометеорологии.
10. На центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Северная Осетия-Алания возлагается:
выявление в зонах ЧС биологической, радиационной, химической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля и ее прогнозирование;
проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний при ЧС мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, с выдачей заключения о пригодности их к использованию;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами.
На центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Владикавказе и районах республики возлагается:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
установление наличия на объектах окружающей среды химически опасных веществ и проведение их идентификации;
отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными и химически опасными веществами, и доставка их в головной ЦГСЭН для лабораторных исследований и Проведения санитарной экспертизы.
11. На республиканскую ветеринарную лабораторию возлагается: проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
установление вида биологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных;
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных;
осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;