Недействующий

О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2012 ГОД

Описание реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Северная Осетия-Алания в 2012 году


Комплекс мер направлен на:

1. Решение стратегической задачи обеспечения дальнейшего системного развития общего образования Республики Северная Осетия - Алания Алания в 2012 году.

2. Обеспечение равного доступа к качественному образованию всех категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

3. Интеграцию в образовательный процесс современных технологий.

4. Создание условий для оптимальной личностной самореализации учащихся и учителей.

Комплекс мер позволит повысить качество и результативность образовательного процесса и возможности общеобразовательного учреждения, а также обеспечить современные механизмы управления образованием. Комплекс также направлен на преодоление возможных рисков его реализации в 2012 году: психологической неготовности части учителей к реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, современных информационных технологий; недостаточность целеполагания отдельными общеобразовательными учреждениями процессов модернизации образования; слабая активность родителей как участников образовательного процесса в модернизации образования; недостаточная подготовка участников государственно-общественного управления образованием в вопросах инновационного развития школ.

Комплекс представляется следующими мерами:

1. Обеспечение поэтапного перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного общего и среднего (полного) общего образования. Это позволит достичь нового качества образовательных результатов в соответствии с технологическими, социально-экономическими и культурными задачами развития общества. Мероприятия данного направления требуют поэтапного обеспечения материально-технических и кадровых условий, а также развития взаимодействия с учреждениями системы дополнительного и профессионального образования республики.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей. Это позволит решить задачу удовлетворения личностных потребностей учащихся и обеспечить их дальнейшую самореализацию. Для этого необходимы: значительное совершенствование республиканской системы поиска, сопровождения и поддержки одаренных детей, организация и создание условий для сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, укрепление материальной базы учреждений, в том числе приобретение транспортных средств и средств дистанционного образования.

3. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Это одна из основных задач модернизации образования, которая требует поэтапного создания в срок до 2015 года современных условий для занятий спортом в общеобразовательных учреждениях республики, становления образовательной среды, формирующей культуру здорового образа жизни, дальнейшего совершенствования системы питания и медицинского обслуживания учащихся, организации их отдыха и оздоровления.

4. Совершенствование учительского корпуса. Анализ результатов аттестации в новой форме свидетельствует о необходимости дальнейшей модернизации республиканской системы повышения квалификации работников образования посредством развития новых, адресных, персонифицированных форм, развития механизмов мотивации непрерывного профессионального роста педагогов. Необходимо дальнейшее совершенствование новой модели аттестации педагогических работников, разработка мер по привлечению перспективных выпускников вузов для работы в общеобразовательных учреждениях.

5. Развитие школьной инфраструктуры и масштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий. Это позволит общеобразовательному учреждению эффективно позиционировать себя на рынке образовательных услуг как самостоятельно хозяйствующие субъекты; привести условия своей деятельности в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к организации образовательного процесса, и обеспечить значительный рост качества образования, концентрацию обучающихся на третьей ступени обучения и развитие сетевого взаимодействия, реализацию профильного и дистанционного обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Для этого необходимо создание соответствующей материально-технической базы ОУ, подготовка кадровых ресурсов и формирование среды внедрения информационно-коммуникационных технологий. Необходимы развитие дистанционного обучения детей, обеспечивающего доступное качественное обучение независимо от места жительства, и информатизация сферы образования; дальнейшее развитие единого электронного образовательного пространства как интегрированной неделимой части общефедеральной системы.

6. Совершенствование республиканской системы оценки качества образования как важнейшего механизма управления и контроля его качества. Это обеспечит повышение объективности оценки качества образования на всех уровнях общего образования. В этом смысле необходимо обеспечение взаимосвязанности процедур аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов в новой форме и в форме единого государственного экзамена и мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся. Для этого необходимы приобретение современного оборудования и дальнейшая разработка электронных версий проведения процедур оценки качества образования, мониторинговых исследований, осуществляемых на трех ступенях общего образования.

7. Создание условий для достижения выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок. Механизмом достижения данной задачи станет обновление воспитания, в том числе, на истории, культуре и традициях региона, через механизмы поликультурного образования, которое эффективно разрабатывается и внедряется в образование республики, а также дальнейшего развития системы дополнительного образования.

8. Дальнейшее развитие нормативной базы по реализации комплекса мер модернизации образования. За период с 2009 по 2011 год приняты три постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания (от 9.04.2010 N 108; от 22.2010. N 283; от 16.12.2011 N 345) и два приказа Министерства образования и науки республики (от 29.01.2009 N 18; от 27.04.2010 N 232), направленные на совершенствование механизмов распределения фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений. В течение 2011 года продолжалась работа по совершенствованию методики новой системы оплаты труда. Анализ ее введения во всех общеобразовательных учреждениях республики выявил необходимость совершенствования подготовки руководителей и государственно-общественных органов управления к принятию обоснованных решений при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов, при составлении новых штатных расписаний.

В целом сформированная в республике нормативно-правовая база реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования является полной и достаточной. Тем не менее, принято решение о продолжении работы по дальнейшему развитию механизма нормативно-подушевого финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы; по нормативному совершенствованию единого перечня критериев и показателей эффективности деятельности учителей; по совершенствованию механизма финансирования общеобразовательного учреждения в условиях реализации на региональном уровне Федерального закона от 08.05.2011 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в том числе по разработке и утверждению нормативов финансирования по видам образовательных услуг, по правовому положению государственных (муниципальных) учреждений в части формирования муниципальных заданий и финансового обеспечения их выполнения; по конкурсному отбору выпускников вузов для работы в школах; по моделям оценки качества работы общеобразовательного учреждения в части социализации личности обучаемых.

9. Комплекс мер модернизации образования в республике обеспечивается эффективным информационным сопровождением через систему сайтов: Министерства образования и науки республики, всех общеобразовательных учреждений, органов управления образованием всех уровней. Широко используются СМИ, в том числе радио и телевидение. Издаются сборники нормативных документов, сопровождающих выполнение Комплекса мер, "Вестник модернизации образования Республики Северная Осетия-Алания". Информационные функции выполняет и мониторинг качества образования, в том числе в части информирования родителей и представителей общественности. Особый эффект имеют виртуальные и реальные переговорные площадки, семинары, "круглые столы", форумы, конференции.

Принятые значения показателей результативности предоставления субсидий на модернизацию образования на 2012 год (приложение N 2)

рассчитаны на основании статистических данных системы общего образования, численности обучаемых по ступеням обучения, планов поэтапного перехода на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, численности руководящих и педагогических кадров, планов проведения повышения квалификации в соответствии с законодательством, анализа потребности педагогических кадров, планов развития сети общеобразовательного учреждения с учетом обеспечения возможности всем выпускникам 9 классов сельских школ выбора профиля обучения. Показатель по заработной плате рассчитан в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и со значением средней заработной платы по экономике в Республике Северная Осетия - Алания.

Главной целью расходования средств федеральной субсидии в 2012 году будет обеспечение создания условий для предоставления качественных образовательных услуг всем обучающимся независимо от места жительства, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, особенно для сельских и отдаленных населенных пунктов горной полосы республики, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с анализом потребностей общеобразовательного учреждения в современном оснащении и рекомендациями Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по материально-техническим условиям реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования запланировано использование выделяемых финансовых средств в целом на приобретение оборудования - 394 132,00 тыс. рублей. В том числе:

на комплекты учебно-лабораторного оборудования по предметам: физика, химия, биология - и приобретение полнофункциональных мобильных лабораторных комплексов по естествознанию - 8,35 %. Это позволит довести обеспеченность, в соответствии с данными федерального электронного мониторинга, всех учащихся школ республики необходимыми условиями по химии с 70.04% до 100%; по физике - с 47,48% до 100%; по биологии - с 57,4% до 100% .

На компьютерное оборудование, в том числе для организации дистанционного обучения учащихся, в первую очередь малочисленных отдаленных школ (предпрофильное и профильное обучение), школьных библиотек для информационно-коммуникационных технологий, автоматизированных рабочих мест обучающихся и учителей, итоговой аттестации учащихся, обновления техники в общеобразовательном учреждении - 58,5%.

В настоящее время закупка оборудования в школы республики осуществляется с учетом необходимости дооснащения школ в соответствии с их потребностями и перспективными планами развития. Также закупаются комплекты нового оборудования в связи с переходом на стандарты нового поколения. Закупки проводятся централизованно на региональном уровне, согласно консолидированным решениям управленческих команд разного уровня, с учетом результатов мониторинга, на основании потребностей федерального государственного образовательного стандарта и результатов выполнения муниципальными образованиями взятых обязательств. При этом реализуется следующий принцип: оснащение всех общеобразовательных учреждений с целью обеспечения современных условий обучения для всех обучающихся. Особое внимание уделяется оснащению вновь созданных базовых школ, а также оснащению социально-педагогических учреждений, реализующих программы общего образования. Оснащение производится на разных уровнях в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы учреждений. Количество комплектов определяется численностью обучаемых.

14,97% средств направлено на капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений, в том числе на строительство и оборудование внутренних туалетов в сельских общеобразовательных учреждениях в соответствии с СанПиН 2.4.2. 2821-10, и 3,67% - на текущий ремонт общеобразовательных учреждений, нуждающихся в особой поддержке государства.