Недействующий

О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2012 ГОД

Раздел I Текущее состояние системы общего образования в Республике Северная Осетия-Алания


Система общего образования Республики Северная Осетия - Алания включает в себя 211 общеобразовательных учреждений (ОУ), в которых обучаются 79 156 детей и работает 6240 учителей.

Участие республики в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования и Приоритетного национального проекта "Образование", плана действий по модернизации общего образования республики, Республиканской программы модернизации системы общего образования "Современная школа" на 2011-2015 годы позволило обеспечить существенные позитивные изменения в образовании, имеющие характер системных и создающие серьезный задел для его дальнейшей модернизации.

Достигнута эффективность новых финансово-экономических механизмов - новая система оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование, наблюдается положительная динамика роста норматива финансирования в части увеличения фонда оплаты труда. По сравнению со значением в 2010 году он повысился на 16,2%. Среднемесячная заработная плата учителей в республике составила 13 252 рубля и превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике республики на 10,18 %. Во всех школах установлена зависимость финансового благополучия педагогов от качества предоставляемых образовательных услуг: диапазон заработной платы составляет от 6 до 22 тысяч рублей. Объем субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ рассчитывается по нормативу и в полном объеме доводится до каждого общеобразовательного учреждения. Значительно улучшены показатели эффективности расходования бюджетных средств: неэффективные расходы сократились на 113 477,0 тыс. рублей.

В результате оптимизации сети обеспечена концентрация кадровых и материальных ресурсов, что улучшило доступ учащихся к качественному образованию независимо от места жительства. Организован подвоз 1995 обучающихся в базовые школы республики. Средняя наполняемость классов в городской местности составляет 25,9 человека, в сельской местности - 16 человек; численность обучающихся на 3 ступени образования выросла до 76 человек. Доля старшеклассников, обучающихся по профильным программам, в том числе индивидуальным, возросла с 25% в 2007 году до 59 % в 2011 году.

Приобретенное в рамках комплекса мер в 2011 году учебно-лабораторное и компьютерное оборудование предназначено, в первую очередь, для создания во всех общеобразовательных учреждениях современной предметно-образовательной среды в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приобретено оборудования всего на 103 814 тыс. рублей. Число школьников, приходящихся на один компьютер, доведено до 11 человек; все школы республики имеют доступ к широкополосному Интернету со скоростью от 256 Кбит/с до 4 Мбит/с.

Осуществляется переход на электронный документооборот. Доля семей, имеющих возможности оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, составляет 95%.

В рамках комплекса мер в 2011 году разработан электронный контент системы дистанционного обучения. Созданы электронные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана, включая профильное и национальное образование.

Пополнение фондов школьных библиотек, в том числе по приобретению электронных книг, составило 5 420 тыс. рублей. На развитие школьной инфраструктуры было затрачено 7 130 тыс. рублей. Проведены ремонтные работы, обеспечивающие выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся. Приобретено спортивное оборудование, оборудование для школьных столовых. В результате доля школьников, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения, составила 77,6%.

Создана развитая система дистанционного обучения детей-инвалидов. В ней обучаются 195 человек, что составляет 100% от числа детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, изъявивших желание и не имеющих противопоказаний к обучению с использованием компьютерной техники.

В республике разработана и реализуется в рамках федеральной целевой программы развития образования полилингвальная модель поликультурного образования, рассчитанная на социализацию учащихся, адекватную потребностям страны в части формирования российской гражданской идентичности. Данный эксперимент реализуется второй год в 50 общеобразовательных школах и в 20 дошкольных образовательных учреждениях.

Особое внимание в программе модернизации уделено здоровьесберегающим технологиям. Действуют республиканские целевые программы: "Развитие физической культуры и спорта в Республике Северная Осетия-Алания" до 2015 года и "Развитие футбола в Республике Северная Осетия-Алания" до 2015 года. В рамках комплекса мер осуществляется поэтапное обеспечение школ спортивным оборудованием.

Увеличивается количество школьников, отдыхающих в летних оздоровительных лагерях различных профилей, в том числе естественно-научной, этнолингвистической и туристско-краеведческой направленности Всего за 2011 год в них отдохнуло более 45 тысяч детей.

Два года республика участвует в реализации в рамках приоритетного национального проекта "Образование" экспериментального проекта по совершенствованию питания обучающихся. Реализация Республиканской целевой программы "Школьное питание в Республике Северная Осетия-Алания" на 2011-2015 годы в 2011 году позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием до 65%. В рамках данной Программы для обеспечения условий реализации федерального государственного образовательного осуществляется поэтапный переход на 2 разовое качественное горячее питание всех учащихся начальной школы. В рамках комплекса мер в 2011 году на оборудование для школьных столовых было затрачено 12 500 тыс. рублей.

Анализ уровня профессионализма учительского корпуса республики показал его высокий уровень: 84,14% педагогов имеют высшее образование. Однако существует проблема "старения" педагогических работников учреждений общего образования: 22,4 % из них составляют педагоги пенсионного возраста. Удельный вес численности учителей в возрасте до 25 лет — 5,57%; до 35 лет - 15,75% . В связи с этим в рамках комплекса мер актуализирована политика по привлечению в школы молодых учителей. Постановлением Правительства республики было предусмотрено выделение дополнительных финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников в сумме 17,5 млн. рублей. Из них: средства федерального бюджета 12,0 млн. рублей и республиканского бюджета - 5,5 млн. рублей. Разработаны модульные программы повышения квалификации нового поколения. Введена персонифицированная модель повышения квалификации. 35% директоров школ прошли переподготовку по программе "Менеджмент в образовании". Все учителя первых классов обучены для работы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, в общей численности учителей составляет 61%.

В рамках совершенствования республиканской модели аттестации педагогических работников разработаны и внедрены инновационные формы аттестации с использованием автоматизированных систем диагностики. В 2011 году все педагоги ОУ республики, подлежащие аттестации, прошли ее в новой форме. Анализ результатов аттестации показал необходимость внесения изменений в действующее положение по аттестации педагогических кадров в части повышения значения критериев, характеризующих степень соответствия педагога занимаемой должности.

В республике функционирует многоуровневая система оценки качества общего образования, обеспечивающая объективную независимую оценку всех ступеней образования с широким использованием информационно-коммуникационных технологий. Разработано Положение о формах и порядке учета внеучебных достижений при проведении итоговой аттестации обучающихся 9, 11-ых классов.

Развивается система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей. Приняты целевая программа "Одаренные дети", республиканская Концепция олимпиадного движения. Создан республиканский координационный центр по работе с одаренными детьми. Введен норматив подушевого финансирования сопровождения талантливых детей, развивается сетевое взаимодействие школ и вузов.

Внедрен механизм государственно-общественного управления образованием: от Совета по образованию при Главе Республики Северная Осетия - Алания до управляющих советов в школах, принимающих участие в распределении стимулирующих выплат. Все школы имеют сайты и открыто предоставляют общественности публичную отчетность о своей деятельности.

В то же время существует ряд проблем, требующих своего оперативного решения. Это создание современных условий в малочисленных школах высокогорной сельской местности с их высокой затратностью и невысоким качеством предоставляемых образовательных услуг. Несмотря на то, что учебно-материальная база общеобразовательного учреждения значительно улучшилась, по-прежнему не во всех школах республики имеются условия для выполнения требований нового стандарта. Актуальна проблема обновления кадрового потенциала школ и привлечения молодых перспективных педагогов. Существует проблема обеспечения полной объективности процедуры итоговой оценки качества образования, связанная с необходимостью технического сопровождения.

Необходимо дальнейшее совершенствование системы оценки качества в части мониторинга уровня социализации учащихся и обеспечения его государственно-общественного характера.