• Текст документа
  • Статус
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 августа 1998 года N 231

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

В целях улучшения и совершенствования оказания медицинской помощи населению республики Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития и реформирования Здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (Бутаев) разработать и представить на утверждение Правительства Республики Северная Осетия-Алания план мероприятий по реализации Концепции к 1 января 1999 г.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.К. Такоева.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Северная Осетия-Алания К. Каргинов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 7 августа 1998 г. N 231

КОНЦЕПЦИЯ развития и реформирования здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания

I. Введение

В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. Кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения.

Размеры финансирования здравоохранения из бюджета и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем, имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг.

В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения.

II. Основные направления развития системы здравоохранения

Целью Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РСО-Алания (далее - Концепция) является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. Основными задачами Концепции являются:

увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;

сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, Диагностики и лечения;

повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Реализация Концепции основана на следующих принципах:

всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их Доходов и места жительства;

профилактическая направленность;

экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;

единство медицинской науки и практики;

активное участие населения в решении вопросов здравоохранения. В сложившихся условиях приобретают важное значение:

формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 20 процентов внутреннего валового продукта;

развитие негосударственного сектора в здравоохранении;

совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;

разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;

проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;

повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;

повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;

привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;

совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;

повышение санитарной культуры и заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

III. Совершенствование организации медицинской помощи

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе всех уровней здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль отводится развитию системы врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-Диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:

интенсивное лечение - до 20 %;

восстановительное лечение - до 45 %;

длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 %;

медико-социальная помощь - до 15%.

Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах.

Продолжить развитие межрайонных специализированных медицинских центров.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно- диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения.

Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.

Принять действенные меры по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.

В соответствии с законодательством и целевыми программами необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Требуется повысить роль СОГМА и медколледжа во внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов Диагностики и лечения.

Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи на базе участковых больниц, санаторных учреждений, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению рационально использовать лечебно-диагностические комплексы, ЦРБ, ТМО, развивая передвижные формы лечебно- диагностической и консультативной помощи, организуя межрайонные клинико-диагностические и лечебно-восстановительные (реабилитационные) центры.

Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных муниципальных целевых программ. Причем степень участия медицинские организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

IV. Совершенствование системы финансирования здравоохранения

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.

Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.

В этих целях необходимо:

разработать правовые механизмы, обеспечивающие безусловное соблюдение соответствия объемов и условий обязательного медицинского страхования населения финансовому обеспечению;

установить порядок распределения средств обязательного медицинского страхования, направляемых для выравнивания условий финансирования государственных программ обязательного медицинского страхования в городе и районах республики;

совершенствовать методики установления тарифов на медицинские услуги;

ввести единую систему расчетов за оказание медицинской помощи, предоставляемой в рамках программы государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Северная Осетия-Алания бесплатной медицинской помощью;

определить механизмы финансового покрытия части затрат на оказание медицинской помощи гражданам на основе развития добровольного медицинского страхования;

способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств здравоохранения необходимо:

совершенствовать систему учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных медицинских услуг, а также их использование;

совершенствовать конкурсную систему закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, широко используя финансовый лизинг для оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием;

повысить ответственность фондов обязательного медицинского страхования за результаты их деятельности;

органам исполнительной власти и местного самоуправления, фондам обязательного медицинского страхования, медицинским учреждениям публиковать в обязательном порядке ежегодные отчеты о расходовании средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов и за оказание платных услуг.

V. Организация здравоохранения

В целях совершенствования оказания медицинской помощи необходимо принять республиканские законы о государственном и муниципальном здравоохранении и частнопредпринимательской медицины в соответствии с законами Российской Федерации, что позволит обеспечить реализацию государственной политики в области здравоохранения на современном уровне.

Главными задачами организации здравоохранения на республиканском уровне следует считать:

определение стратегии развития здравоохранения в республике;

разработку и исполнение республиканских целевых программ здравоохранения;

разработку законодательной и нормативно- методической базы здравоохранения;

координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;

разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.

Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом основой финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий должна стать система обязательного медицинского страхования.

Основой планирования станут республиканские программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:

республиканские целевые программы развития здравоохранения;

программы государственных гарантий по обеспечению граждан РСО-Алания бесплатной медицинской помощью.

Республиканские целевые программы должны утверждаться одновременно с выделением для их реализации соответствующих финансовых ресурсов.

Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в Здравоохранении на республиканском уровне должны быть утверждены Медико-социальные стандарты, в том числе:

основные показатели обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним Медицинским персоналом;

нормативы подушевого финансирования здравоохранения.

В программах здравоохранения РСО-Алания по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью должны быть определены:

показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в Результате совершенствования системы здравоохранения;

объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий;

общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;

мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;

основные направления и объемы профилактической деятельности.

Определить в РСО-Алания соотношение нормативных затрат, используемых на амбулаторное и стационарное лечение.

Программы здравоохранения РСО-Алания служат основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности учреждений здравоохранения и их финансирования на муниципальных уровнях.

Органы исполнительной власти всех уровней контролируют исполнение соответствующих программ, что повысит эффективность организации здравоохранения.

В целях более рационального использования финансовых и материальных средств в здравоохранении республики необходимо установить, что крупнейшие инвестиционные проекты, на которые направляются бюджетные средства, подлежат обязательной экспертизе Министерства здравоохранения Российской Федерации.

VI. Обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия

Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы является важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения республики.

Обеспечение эффективного функционирования службы состоит в реализации государственной программы ее развития, предусматривающей приведение организационной структуры управления, ресурсного и научного обеспечения службы, организации ее деятельности в соответствие с задачами и функциями.

Необходимо обеспечить:

усиление взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами;

внедрение новых научных разработок;

охрану территории республики от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ;

реорганизацию системы гигиенического воспитания и образования населения, формирование системы самооздоровления населения.

VII. Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи и защита прав пациентов

Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи должны быть обеспечены за счет средств соответствующих бюджетов, платежей по обязательному медицинскому страхованию и других поступлений. Для этого необходимо принять программу государственных гарантий по предоставлению гражданам РСО-Алания бесплатной медицинской помощи, которая должна содержать:

Перечень соответствующих видов медицинской помощи.

Объемы медицинской помощи.

Территориальную базовую программу обязательного медицинского страхования как составную часть программы государственных гарантий.

Подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи в республике.

В целях обеспечения прав граждан на охрану здоровья требуется принятие закона о правах пациента.

VIII. Развитие медицинской науки

IX. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо разработать программу реформирования системы медицинского образования, предусматривающую сокращение подготовки медицинских работников по традиционным специальностям, пересмотр структуры подготовки специалистов в пределах компетенции. Вносить предложения в образовательные Медицинские учреждения о необходимости совершенствования системы Планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения.

Необходимо совершенствовать систему сертификации специалистов Здравоохранения.

Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних.

Следует распространить практику формирования органами управления Здравоохранения целевых заказов по подготовке специалистов с заключением и соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.

В целях реформирования здравоохранения необходимо:

совершенствовать систему оплаты труда работников здравоохранения с учетом вредных условий труда, сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы;

устанавливать и индексировать заработную плату работников здравоохранения в размерах не ниже прожиточного минимума;

регулярно пересматривать размеры тарифов на медицинские услуги на основе тарифных соглашений с профессиональными медицинскими объединениями;

расширить перечень категорий работников здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности учреждений, в которых они работают, имеющих право на пенсию за выслугу лет, работающих с особым риском для своего здоровья.

В области обеспечения охраны труда медицинских работников необходимо:

разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;

организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, студентов медицинских образовательных учреждений;

проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.

X. Совершенствование лекарственного обеспечения. Гарантии в области лекарственной помощи населению

Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном качественном ассортименте и объеме по доступным ценам.

Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг.

В целях обеспечения безопасного применения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения необходимо усовершенствовать существующую контрольно-разрешительную систему экспертизы и государственного контроля.

Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий, в том числе льготное.

На этапе амбулаторно-поликлинического лечения:

упорядочение льгот отдельным категориям граждан и обеспечение адресного предоставления на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

формирование в рамках государственных и муниципальных заказов списков лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного обеспечения граждан;

формирование в рамках государственных и муниципальных заказов перечней и объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний.

На этапе стационарного лечения:

бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в республиканских программах государственных гарантий.

В области оптовых закупок и розничной продажи лекарственных средств следует:

осуществлять эти закупки и продажу на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;

обеспечивать безопасность, эффективность и качество лекарственных средств путем отбора и контроля за соблюдением стандартов;

обеспечивать наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже, в стационарной сети - по программам государственных гарантий.

В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению необходимо:

совершенствовать механизмы государственного регулирования лекарственного обеспечения;

совершенствовать организацию обеспечения лекарственными средствами и управление фармацевтической деятельностью.

XI. Расширение социальной базы

К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально не защищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развивать принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.

Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:

поиск действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями;

привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;

создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;

содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;

работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству;

создание системы подготовки работников Министерства внутренних дел РСО-Алания, Министерства РСО-Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других специальных служб для первой медицинской помощи.

XII. Механизмы и этапы реализации Концепции

Для обеспечения последовательности в выполнении положений Концепции работа по ее реализации будет выполняться в 2 этапа:

I этап (1998-2000 г.г.):

Принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения и повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

В этих целях оказание медицинской помощи населению, начиная с 1998 года, будет проводиться в рамках программ государственных гарантий по обеспечению бесплатной медицинской помощи. При этом размеры финансовых средств, направляемых на реализацию этих программ, должны соответствовать предусмотренным в них государственным гарантиям.

Осуществление в течение 1998-1999 г.г. структурных преобразований в отрасли. Проведение реструктуризации стационарной помощи с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений и созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Важным направлением этой работы будет являться внедрение врача общей практики.

Введение в 1998 году стандартизации медицинских услуг, регламентации обеспечения больниц и поликлиник лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.

Завершение к 1999 году работы по реорганизации и устранению дублирования в деятельности республиканских учреждений здравоохранения, в том числе ведомственных.

Разработка и утверждение в 1998-1999 годах республиканских целевых программ по борьбе с заболеваниями, передаваемыми половым путем, по развитию онкологической помощи населению, профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании.

Продолжить работу по реализации межведомственной программы по борьбе с туберкулезом и республиканских целевых программ "Сахарный Диабет", "Профилактика ВИЧ-инфекций", "Медицина катастроф", Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи", "Дети Осетии".

Проведение государственных антиалкогольных мер, разработка и доследующая реализация Федеральной целевой программы борьбы с курением будут способствовать снижению заболеваемости и смертности населения.

II этап (2001-2005 г.г.):

Дальнейшая реализация республиканских целевых программ развития здравоохранения, внедрения в практику здравоохранения эффективных методов профилактики, диагностики и лечения болезней и обеспечение населения доступной квалифицированной и специализированной медицинской помощью.

Завершение работы по структурной перестройке отрасли с учетом возможностей формирующегося частного сектора. В системе первичной медико-санитарной помощи усиливать роль врачей общей практики, повышать уровень диагностических центров, межрайонных специализированных отделений медицинской помощи. Активно внедрять передвижные формы оказания медицинской помощи населению в сельской местности.

Формирование единой информационной системы мониторинга здоровья, создание телекоммуникационных связей между клиническими центрами и врачами общей (семейной) практики для консультирования пациентов, повышения профессиональных знаний медицинских работников и эффективности лечебно-оздоровительного воздействия.

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Название документа: О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Номер документа: 231

Вид документа: Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания

Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия - Алания

Статус: Действующий

Опубликован: Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания N 10 от 20.02.2004
Дата принятия: 07 августа 1998

Дата редакции: 07 августа 1998