Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2010 года N 217

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА N 356 "О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В 2010 ГОДУ"

Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания 23 декабря 2009 года N 356 "О Программе дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году" следующие изменения:

Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания обеспечить в 2010 году своевременное выделение средств на реализацию мероприятий Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году, финансирование которых предусмотрено за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять меры по реализации настоящего постановления.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н. Хлынцов


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 6 августа 2010 г. N 217

ПРОГРАММА дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году

г. Владикавказ, 2010

ПАСПОРТ Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году


Перечень характеристик

Содержание

Наименование Программы

Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения

Основан ие для разработки Программы

Закон  Российской  Федерации  от  19.04.1991 г.
 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
;

 постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2010 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Республике Северная Осетия-Алания

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, в случае угрозы увольнения.
 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

Основные мероприятия Программы

Опережающее профессиональное обучение работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее -  в случае угрозы увольнения);

  организация общественных работ, временного трудоустройства работников в случае угрозы увольнения;

 стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений;

 содействие трудоустройству инвалидов;

 содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в
 2010 г . - 346272,40 тыс. руб., в том числе:
 субсидия федерального бюджета - 328958,78 тыс. руб.;

 средства республиканского бюджета - 17313,62
 тыс. руб.

Целевой показатель Программы

Сдерживание регистрируемой безработицы на уровне не выше 4,0%, коэффициент напряженности составит  10 человек на 1 рабочее место к концу 2010 года.

Показатели результативности Программы

Прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) 200 работниками организаций, находящимися под риском увольнения;

 создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 4188 работников, в случае угрозы увольнения;

 стажировка в целях приобретения опыта работы 1000 выпускников образовательных учреждений;

 создание не менее 31 рабочего места для трудоустройства инвалидов;

 создание не менее  4000 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Сроки предоставления отчетности о реализации Программы

Отчет о реализации Программы ежеквартально представляется в Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

Примечание: При изменении численности участников и объемов финансирования возможна корректировка Программы.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


1. Республика Северная Осетия-Алания, являясь одной из самых маленьких по территории в Российской Федерации, - самая густонаселенная.

Плотность населения - 87,8 чел. на 1 кв. км, что более чем в 10 раз больше средней плотности в России - 8,3 чел.

Республика относится к трудоизбыточным регионам Российской Федерации.

Расчетная численность постоянного населения республики на 1 января 2009 г. составила 701,8 тыс. чел., из них 60,8% (426,4 тыс. чел.) - лица трудоспособного возраста. Доля городского населения составляет 64,3% (451,6 тыс. чел.) от общей численности населения, из них 61,4 % (277,4 тыс. чел.) - лица трудоспособного возраста. В сельской местности соответственно 35,7 % (250,2 тыс.чел.) и 59,5% (149,0 тыс.чел.).

2. Показатель, характеризующий уровень экономического развития республики, - индекс промышленного производства в январе - сентябре 2009 г. по сравнению с показателем в соответствующем периоде 2008 г. составил 99,5%. Наиболее значительные последствия кризисных явлений проявляются в обрабатывающих производствах (99,4%), добыче полезных ископаемых (97,2%). Основные показатели социально-экономического положения и прогноз ситуации на рынке труда по Республике Северная Осетия-Алания на 2010 г. приведены в приложениях 10 и 10.1.

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по сравнению с его величиной в соответствующем периоде прошлого года увеличилась на 14,9% и в III квартале 2009 г. составила 3939,0 руб. Прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины составил 10,4%, непродовольственных товаров - 18,9%, стоимость услуг увеличилась на 20,3%.

3. Общая численность безработных по материалам обследования населения по проблемам занятости за ноябрь 2008 г. - август 2009 г. составила 39,0 тыс. чел. (2008 г. - 35,6 тыс. чел., 2007 г. - 26,0 тыс. чел., 2006 г. – 26,0 тыс. чел., 2005 г.). Уровень общей безработицы - 10,8% (2008 г. - 10,1%, 2007 г. - 8,3%, 2006 г. – 8,5%).

Из общей численности населения 51,3% относятся к экономически активному населению - 360,2 тыс. чел., из них 321,2 тыс. чел. заняты различными видами экономической деятельности. Уровень занятости в республике составляет 60,1%.

Из всех занятых в экономике 39,1% сосредоточены в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Число замещенных рабочих мест в январе-сентябре составило 124,7 тыс. чел., что на 5,1 тыс. чел., или 3,9% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года, в т.ч. 2,9 тыс. рабочих мест заняты внешними совместителями, 2,0 тыс. рабочих мест - выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера. Ситуация с занятостью на этих предприятиях характеризовалась снижением среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) на 4,4 тыс. чел. и составила 119,8 тыс. чел. (2008 г. - 124,8 тыс. чел., 2007 г. - 131,0 тыс. чел., 2006 г. – 131,8 тыс. чел.).

Сокращение произошло в основных отраслях производственной сферы: сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, обрабатывающих производствах. В то же время увеличилась численность занятых в финансовой деятельности, здравоохранении, предоставлении социальных услуг и образовании.

4. Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) составляет 13,9%.

Отмечается отрицательное сальдо приема и выбытия работников на крупных и средних предприятиях. C предприятий и организаций выбыло 12,1 тыс. чел., принято 10,0 тыс. чел. Уволившиеся по собственному желанию составили 9,1 тыс. чел. Процент замещения выбывших работников принятыми составил 85,5.

5. За январь-сентябрь 2009 г. численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, по сравнению с показателем в соответствующем периоде 2008 г. увеличилась на 2,5 тыс. чел. и составила 3,2 тыс. чел., или 2,6% от списочной численности, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации - 2,1 тыс. чел., или 1,7% их среднесписочной численности. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на обрабатывающих производствах. На них приходится 80,2% работающих в режиме неполного рабочего времени и 80,6% находящихся в отпусках по инициативе администрации.

6. Влияние финансово-экономического кризиса повлекло появление негативных тенденций на рынке труда. Высвобождение работников предприятий и организаций на фоне снижения количества заявленных работодателями вакантных рабочих мест вызвало рост безработицы и напряженности на рынке труда.

7. За 11 месяцев в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обратилось 42,4 тыс. чел., признано безработными 31,1 тыс. чел., что на 57,9 % больше, чем в соответствующем периоде 2008 г. Относительно начала года численность безработных возросла на 20,0 % и на 1 декабря 2009 г. составила 13,2 тыс. чел.

8. Потребность в дополнительных доходах в условиях кризиса увеличила в составе граждан, обратившихся в органы службы занятости, число лиц, ранее не работавших и ищущих работу впервые. Из 13,2 тыс. безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, уволенные по собственному желанию составляют 5,7 тыс. чел., что на 46,2 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. На 81,8% увеличилась численность уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников и составила 2,0 тыс. чел. (в составе обратившихся в поиске подходящей работы их численность увеличилась в 2 раза), на 19,0 % увеличилась численность граждан, длительно не работающих или ищущих работу впервые.

9. Темп прироста регистрируемых безработных в январе-ноябре в среднем в месяц составил 2,2%, уровень регистрируемой безработицы на 1 декабря 2009 г. - 3,7%, что выше среднероссийского показателя.

10. В органы службы занятости информацию об увольнении работников в связи с ликвидацией, сокращением штата или численности работников, а также о введении режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели, приостановки производства на 9 декабря 2009 г. подали 296 предприятий республики.

Численность заявленных к сокращению работников составила 4269 чел., уволено 2796 чел.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (недели), приостановке производства, предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы подали в органы службы занятости 149 предприятий республики. Численность работников, работающих неполное рабочее время, составила 2141 чел. Продолжительность неполного рабочего времени в среднем по организациям составила 19 часов в неделю. Численность работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, увеличилась и составила 3070 чел., численность работников, находящихся в простое, - 1037 чел.

В сложной ситуации остается крупное предприятие республики ОАО "Электроцинк", администрация которого по объективным причинам вынуждена сократить численность штата. Количество заявленных к сокращению сотрудников составляет 656 чел., с начала 2009 г. сокращено 428 чел. В режиме неполного рабочего времени работают 386 чел., находятся в отпусках без сохранения заработной платы 30 чел.

Нестабильная ситуация сложилась на следующих предприятиях: ОАО "Владикавказский вагоноремонтный завод": неполный рабочий день работают 252 работника, 368 работников находятся в отпусках без сохранения заработной платы; ФГУП "73 центральный завод полигонного и учебного оборудования": неполное рабочее время заняты 136 работников; "Алагирский завод сопротивлений": отправлены в отпуска без сохранения заработной платы 180 работников; ГУП "Концерн "Севосетиннефтегазпром": переведены на неполный рабочий день 8 работников, 50 работников находятся в отпусках без сохранения заработной платы.

Сокращение численности работающих в организациях и на предприятиях республики повлекло за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости.

Указанные предприятия снимают свои вакансии из базы данных службы занятости, прекратив набор новых сотрудников.

Число вакансий, заявленных в службу занятости, сократилось на 47,5% и на 1 декабря 2009 г. составило 851 единицу против 1622 единиц в 2008 г.

Напряженность на рынке труда республики присутствовала и до начала финансового кризиса. По состоянию на 1 декабря 2008 г. напряженность на регистрируемом рынке труда (без учета временных рабочих мест) составляла 4,1 чел. на рабочее место, на 1 декабря 2009 г. она увеличилась до 16 чел.

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2010 г. составит 15,0 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 4,2%.

Увеличение числа граждан, занятых поиском работы, произойдет за счет лиц, потерявших работу, либо занятых на предприятиях с неустойчивым финансовым положением, а также за счет выпускников образовательных учреждений всех уровней.

11. В связи со сложившейся ситуацией необходимо принятие следующих дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на республиканском рынке труда:

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, в случае угрозы увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;

стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан будет направлена на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, в случае угрозы увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций;

11.1. По задаче "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, в случае угрозы увольнения" предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы увольнения.

На 37 предприятиях и в организациях республики, где установлен режим неполного рабочего времени, имеет место предоставление отпусков без сохранения заработной платы, запланировано проведение опережающего обучения для 200 чел. Программы обучения ориентированы на повышение квалификации и компетенции работников.

Из общего числа предприятий 78,8% - ООО, ОАО, СПК, заводы и фабрики, 12,1% - государственные организации, 6% - МУП, 3% - ИП. Во всех случаях при организации опережающего профессионального обучения (повышения квалификации) работников необходимо привлечение образовательных учреждений, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим профессиям (специальностям). В первую очередь будут включены учебные заведения - победители конкурсов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Однако их привлечение во всех случаях невозможно ввиду того, что не по всем профессиям (специальностям) они ведут профессиональное обучение. Также будут привлечены образовательные учреждения - победители конкурса на опережающее профессиональное обучение (повышение квалификации) работников в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Объемы и направления опережающего обучения приведены в приложении 4. Перечень образовательных учреждений, на базе которых возможна организация профессионального обучения (повышение квалификации) работников, в случае угрозы увольнения, приведен в приложении 11.

11.2. По задаче "Стимулирование сохранения и создания рабочих мест" предусмотрены мероприятия:

организация общественных работ, временного трудоустройства работников в случае угрозы увольнения. Перечень организаций, в которых будут реализовываться указанные мероприятия, приведен в приложении 5. Приоритетными направлениями общественных работ являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонтные работы, содержание и ремонт дорог, обслуживание коммунальных сетей;

стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений. Стажировка организуется на предприятиях и в организациях республики независимо от форм собственности. Перечень организаций, на которых будут проходить стажировку выпускники образовательных учреждений, приведен в приложении 6;

содействие трудоустройству инвалидов. Перечень предприятий, на которых будут созданы специальные рабочие места для инвалидов, приведен в приложении 7;

содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, включая оказание им организационной и финансовой поддержки Основными видами деятельности являются услуги по ремонту квартир, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, услуги парикмахера, общественное питание, транспортные услуги, выращивание саженцев, цветов, разведение скота, птицы и др. (приложение 8).

Численность участников мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан по республике установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата.

12. В 2010 г. кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания составляет 471 чел. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, таких как операторы, катодчики, анодчики, электромонтеры, машинисты экскаваторов, а также специалисты инженерно-технического состава.

В г. Владикавказе инвестиционные проекты будут реализованы на четырёх предприятиях. В ОАО "Электроцинк" в рамках инвестиционного проекта "Развитие производства ОАО "Электроцинк" будет создано 175 рабочих мест по следующим профессиям: плавильщик, слесарь-ремонтник, машинист мостового крана, аппаратчик-гидрометаллург, катодчик, анодчик, штамповщик электролизных водных растворов, аппаратчик по производству серной кислоты, машинист компрессорных установок, электромонтёр по ремонту электрооборудования. Источник финансирования проекта - ООО "УГМК - Холдинг". В ООО "Фабекс Джинс" в рамках инвестиционного проекта "Увеличение производственных мощностей" будет создано 100 рабочих мест по профессии швея-мотористка. Источник финансирования проекта - частные инвестиции. В ОАО "Иртелком" в рамках инвестиционного проекта "Строительство мультисервисной сети на территории РСО – Алания" будет создано 12 рабочих мест по следующим профессиям: менеджер, монтажник. Источник финансирования проекта – частные инвестиции. В ООО "Агрофирма "ФАТ" в рамках инвестиционного проекта "Развитие пивоваренного производства" будет создано 17 рабочих мест по следующим профессиям: официант, продавец, торговый представитель. Источник финансирования проекта - частные инвестиции.

В Ардонском районе ООО "Агропромышленный холдинг "Мастер - Прайм. Берёзка" в рамках инвестиционного проекта "Строительство агропромышленного холдинга по производству молока и его переработке" будет создано 34 рабочих места по следующим профессиям: зоотехник, бригадир-животновод, агроном, тракторист, механизатор, кочегар, оператор машинного доения, телятница, скотник, полевод, плотник, сварщик, электрик, бухгалтер. Источник финансирования проекта – частные инвестиции. В ООО "Прогресс" в рамках инвестиционного проекта "Строительство щебёночного завода" будет создано 33 рабочих места по следующим профессиям: генеральный директор, главный инженер, главный бухгалтер, бухгалтер, главный механик, начальник АТЦ, начальник ОТК, машинист бульдозера, машинист фронтального погрузчика, водитель самосвала, машинист экскаватора, дробильщик, автокрановщик. Источник финансирования проекта - частные инвестиции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»