ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 1999 года N 203
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ АУДИТЕ, ПОРЯДКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ
{Утратило силу: Постановление РСО-Алания от 13.05.03 N 122; НГР: ru15000200300045}
Во исполнение постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.12.98 г. N 387 "О создании государственных учреждений "Экоаудит-ИР" и "Центр экологической сертификации горюче-смазочных материалов"" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить Положение об экологическом аудите на территории Республики Северная Осетия-Алания, согласно приложению N 1.
2. Утвердить Порядок экологической сертификации и мониторинга качества горюче-смазочных материалов на территории Республики Северная Осетия-Алания, согласно приложению N 2.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания Т.Мамсуров
Республики Северная Осетия-Алания от 12 июля 1999 г. N 203
Настоящий документ:
разработан с целью обеспечения единства принципов и требований при проведении экологического аудита на территории Республики Северная Осетия - Алания;
является основополагающим нормативным актом, устанавливающим общие положения в области экологического аудита;
применяется на территории Республики Северная Осетия - Алания;
предназначен и является обязательным для Министерства охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания, его подведомственных организаций, заинтересованных министерств и ведомств, а также для юридических и физических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, принимающих участие в деятельности по экологическому аудированию на территории РСО-Алания;
подготовлен с учетом руководящих принципов и правил по аудированию в области окружающей среды, установленных в международных стандартах ISO 14010:96, 14011:96, 14012:96.
2.1. Экологический аудит (экоаудит) - независимая, объективная, вневедомственная оценка соответствия требованиям природоохранного законодательства, нормативных и правовых актов, методических и регламентирующих документов в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды.
2.2. Экологическое аудирование - вид предпринимательской деятельности, включающей в себя комплекс организационных, научных, методических и других мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экоаудита.
2.3. Клиент - организация, уполномочивающая (заказывающая) проведение экологического аудита. Клиент может являться аудируемой или любой другой организацией, которая имеет административное или контактное право уполномочивать проведение аудита.
2.4. Аудируемая организация - объект, который подвергается аудиту.
2.5. Экологическим аудитом имеют право заниматься физические лица, прошедшие обучение и аттестацию, и юридические лица (экологические аудиторские организации) независимо от форм собственности, получившие лицензию на осуществление данного вида деятельности, выдаваемую Министерством охраны окружающей среды РСО-Алания.
2.6. В качестве объектов экологического аудирования рассматривается хозяйственная и иная деятельность (в том числе прошлая), связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также ее результаты.
2.7. Основными принципами экоаудита являются:
объективность экоаудиторов и их независимость от руководства организации по экологическому аудированию, клиента, заказавшего проведение экоаудита, и руководства аудируемой организации;
компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды и природопользования, специфики обследуемого (аудируемого) объекта, что подтверждается наличием у экоаудитора соответствующих документов о прохождении курса обучения, практической стажировки, лицензии на право заниматься деятельностью по экоаудиту;
сохранение экоаудиторами конфиденциальности получаемой при аудите информации, неразглашение ее без разрешения руководства аудируемого объекта, кроме случаев нарушения законодательства Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды и природопользования;
ответственность экоаудиторов за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
2.8. При проведении экологического аудита учитываются экологические требования, установленные законодательными актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными актами Госкомэкологии России и других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов, актами, регулирующими санитарно-гигиенические нормы, а также нормативными и правовыми актами Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды и природопользования.
2.9. Работы, связанные с выполнением измерений, химических анализов уровня загрязнения (состояния) окружающей среды и природных объектов, проводятся с соблюдением метрологических норм и правил аккредитированными в установленном порядке в соответствующей области измерительными и аналитическими лабораториями.
2.10. Экологический аудит подразделяется на обязательный и инициативный (добровольный).
Инициативный экологический аудит проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.
Обязательный экологический аудит проводится по решению и поручению государственных органов Республики Северная Осетия- Алания (суд, арбитражный суд, нормативные акты Министерства охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания, постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания, указы Президента Республики Северная Осетия-Алания).
3.1. Лицензируемая деятельность в области охраны окружающей среды.
Обязательный экологический аудит проводится в случаях, если его проведение предусмотрено лицензионными условиями, по решению Министерства охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания.
3.2. Предприятия-загрязнители первой категории опасности.
Обязательный экологический аудит проводится по решению Правительства Республики Северная Осетия-Алания с целью усиления контроля за наиболее экологически опасными предприятиями, расположенными на территории республики, а также осуществления консалтинговых услуг, связанных с обеспечением стратегии экологически безопасного и устойчивого развития хозяйственных субъектов республики.
3.3. Приватизируемые и реструктуризируемые предприятия республики.
Обязательный экологический аудит проводится по решению государственных органов Республики Северная Осетия - Алания с целью определения ответственности за прошлый экологический ущерб при смене собственника, для обеспечения условий по привлечению инвестиций в приватизированные и иные предприятия, повышения конкурентоспособности российских предприятий на международном рынке, а также для оценки соответствия систем управления состоянием и качеством окружающей природной среды объектов приватизации предъявляемым международным требованиям.
3.4. Инвестиционные проекты и программы.
Обязательный экологический аудит проводится по решению государственных органов РСО-Алания, с целью обоснования целесообразности и эффективности инвестируемой деятельности, с учетом требования экологической безопасности инвестиционных проектов, а также для обеспечения контроля за соблюдением требований государственной экологической экспертизы.
3.5. Экологические паспорта предприятий первого и второго класса опасности.
Обязательный экологический аудит проводится по решению Министерства охраны окружающей среды РСО-Алания с целью совершенствования нормирования выбросов (сбросов) вредных веществ, размещения отходов и усиления контроля за качеством разработки экологических паспортов предприятий.
3.6. Предприятия и организации республики, обязательная экоаудиторская проверка которых предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Президента РСО-Алания, постановлениями Правительства Российской Федерации и Правительства РСО-Алания.
Обязательный экологический аудит осуществляется в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормативными документами.
Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо -препятствование ее проведению влечет за собой ответственность, предусмотренную Законом РСО-Алания от 27 апреля 1998 г. N 5-3 "Об охране окружающей среды".
5.1. Оплата проведения экологического аудирования производится предварительно, согласно калькуляции, разработанной аудиторской организацией (фирмой), согласованной с Министерством охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания и Министерством экономики Республики Северная Осетия-Алания.
5.1.1. При проведении обязательной экологической аудиторской проверки, в случае отсутствия у хозяйствующего субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства), предварительная оплата работы экоаудитора (экоаудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств Экологического фонда с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).
5.1.2. В случае отказа или уклонения хозяйствующего субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы экоаудитора (экоаудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств Экологического фонда Республики Северная Осетия-Алания, аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов экоаудитора (экоаудиторской фирмы).
5.1.3. Оплата проведения обязательного экологического аудирования экологических паспортов предприятий производится за счет средств Республиканского экологического фонда.
Основные обязанности и права звеньев
6.1. Организационная структурная схема системы экологического аудирования в Республике Северная Осетия - Алания включает:
1) организации по экологическому аудированию (экоаудиторские фирмы);
2) аудиторов;
3) клиентов;
4) аудируемые организации.
6.2. Организации по экологическому аудированию (экоаудиторские фирмы).
В обязанности организации по экологическому аудированию входит: повышение квалификации персонала организации в части осуществления деятельности по аудиту в области окружающей среды;
обеспечение деятельности экоаудиторов в области окружающей среды необходимой законодательной, административной (распорядительной) и нормативной документацией;
разработка программ экологического аудита по отдельным объектам.
В права организации по экологическому аудированию входит:
контроль за квалифицированным проведением экоаудиторами всех работ, связанных с экологическим аудированием, а также оказанием иных услуг, связанных с экоаудитом.
Организация по экологическому аудированию и экоаудиторы могут быть самостоятельными или входить в состав других организаций любой организационно-правовой формы, кроме акционерного общества открытого типа.
6.3. Экоаудиторы.
6.3.1. В обязанности экоаудитора входит:
квалифицированное и объективное выполнение поручаемых ему заданий по экоаудиту;
сбор, анализ и документирование необходимых и достаточных свидетельств (данных) для принятия заключения по аудиту;
участие в написании отчета по экоаудиту.
6.3.2. В обязанности и права ведущего (главного) экоаудитора, кроме указанного в п. 6.3.1, входят:
консультации с клиентом и аудируемой организацией для определения критериев и области проведения аудита;
формирование группы аудита;
подготовка плана аудита с учетом интересов клиента, аудируемой организации и членов группы аудита;
представление группы аудита при обсуждении вопросов с аудируемой организацией до, во время и после аудита;
обеспечение эффективного и действенного проведения аудита в пределах определенной области проведения аудита и принятого клиентом плана;
безотлагательное уведомление аудируемой организации об обнаруженных при аудите критических несоответствиях;
предоставление клиенту ясной и убедительной информации о проведенном аудите в пределах согласованного периода времени в соответствии с планом аудита.
6.3.3. Экоаудитор имеет право предъявлять требования клиенту и аудируемой организации в части представления необходимых условий для проведения экоаудита.
6.4. Заказчик (клиент). Аудируемая организация.
Взаимоотношения между заказчиком (клиентом), экоаудиторской фирмой и аудируемой организацией при проведении работ по экологическому аудированию строятся на договорной основе по прилагаемой к настоящему Положению форме типового договора.