Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2010 года N 201

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 21 НОЯБРЯ 2008 ГОДА N 257 "О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2012 ГГ."

Утратило силу:

Постановление Правительства РСО-Алания от 30.01.12 N 13; НГР: ru 15000201200013

Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21 ноября 2008 года N 257 "О Программе содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2012 гг." изменение, изложив Программу содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2009 - 2012 гг. в редакции приложения к настоящему постановлению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления, муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания принять меры по реализации настоящего постановления.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н. Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 июля 2010 г. N 201

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ на 2009-2012 годы

г. Владикавказ, 2010

ПАСПОРТ Программы содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2012 гг.


Перечень характеристик

Содержание

Наименование Программы

Программа содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания на 2009 -2012 гг.

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Северная Осетия-Алания

Основной разработчик Программы

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Оперативное обеспечение граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей  за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей -  необходимой рабочей силой;

 реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы;

 улучшение информационного обеспечения политики занятости;

 развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан;

 повышение эффективности  активных мер на рынке труда;

 социальная поддержка безработных граждан.

Сроки и этапы реализации Программы

2009 - 2012 гг.

Перечень основных мероприятий

Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест (ед.): 2009 г. - 64;
2010 г. – 60;
2011 г. – 62;

 2012 г. - 62;

   временное трудоустройство на общественные работы (чел.):  2009 г. - 5198;
2010 г. – 4790;
2011 г. – 4829;
2012 г. – 4876;

 временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (чел.):  2009 г.  - 529;
2010 г. – 520;
2011 г. – 500;
2012 г. - 500;

 временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет  (чел.): 2009 г. - 7388;
 2010 г. - 7710;
2011 г. –  8578;
2012 г. - 8628;

 социальная адаптация безработных граждан (чел.):  2009 г. - 150;
2010 г. - 230;
2011 г. – 125;

 2012 г. - 125;

 временное трудоустройство безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (чел.):  2009  г.  - 202;
2010 г. - 150;
2011 г.–200;
2012 г. - 200;

 профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработным гражданам (чел.): 2009 г. - 4554;
2010 г. - 4046;
2011 г. – 2487;
2012 г. - 2487;

 профориентационная работа (чел.): 2009 г. -5293;
2010 г. - 5200;
2011 г. – 1275;
2012 г. - 1275;

 социальная поддержка безработных граждан (чел.):  2009 г. - 19060;
2010 г. - 18238;
2011 г.–14446;
2012 г. – 14446.

Исполнитель основных мероприятий

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, Министерство образования и науки РСО - Алания, Министерство РСО - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы" по РСО - Алания, Министерство экономического развития РСО - Алания, органы местного самоуправления, работодатели, государственные учреждения - центры занятости населения.

Объемы и источники финансирования, направления расходов

Расходы составят 964194,1 тыс. руб., в т.ч. из средств федерального бюджета - 954645,8 тыс. руб., из  средств муниципальных бюджетов -
 9548,3 тыс. руб.,  из них на:
   организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - из федерального бюджета 2163,2  тыс. руб.;

 информирование населения и работодателей о положении на рынке труда - из федерального бюджета 16377,8 тыс. руб.;

 организацию общественных работ - 65737,5  тыс. руб., в т.ч. из федерального бюджета -  61307,5 тыс. руб., прочие источники -4430,0 тыс. руб.;

 организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 7409,1 тыс. руб., из федерального бюджета;

 организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет - 42869,1 тыс. руб., в т.ч. из федерального бюджета – 37750,8 тыс. руб., прочих источников – 5118,3 тыс. руб.;

 организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - 2746,6 тыс. руб.  из федерального бюджета;

 профессиональное обучение безработных граждан - из федерального бюджета 93972,2 тыс. руб.;

 профессиональную ориентацию - из федерального бюджета 1890,0 тыс. р уб.;

 социальную поддержку безработным гражданам - из федерального бюджета 581047,1 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Предоставить государственные услуги 176800  чел.;

   организовать 248 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

 обеспечить временное трудоустройство на общественные работы 19693 чел.;

 организовать временное трудоустройство  2049 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

   организовать временное трудоустройство
 32304 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

 социальная адаптация 630 безработных граждан;

 организовать временное трудоустройство
 752 безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

 предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 13574 безработным гражданам;

 провести профориентационную работу  13043 чел.;

 оказать социальную поддержку 66190
 безработным гражданам;

 не допустить превышение уровня регистрируемой безработицы - 3,9%.

Орган, осуществляющий контроль  за реализацией Программы

Координацию деятельности исполнителей Программы и контроль за ходом реализации осуществляет Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения. О ходе выполнения Программы отчитывается перед Правительством Республики Северная Осетия-Алания по итогам работы за полугодие и год.

Примечание: При изменении контрольных показателей и объемов финансирования возможна корректировка Программы.

Введение


Сегодня проблема занятости является одной из ключевых проблем не только в республике, но и в Российской Федерации.

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда оказывают негативное влияние на процессы развития республиканского рынка труда и снижают динамику занятости населения.

В течение ряда лет численность работников, выбывающих с предприятий и организаций, превышает общий прием на работу на предприятия республики. При этом замещение выбывших работников принятыми составляет чуть боле 80%.

Состояние рабочих мест по условиям и охране труда в экономике республики ухудшается, поэтому наряду с ростом уровня безработицы появляются хронически незаполняемые вакансии и непрестижные рабочие места.

На 1 января 2008 г. уровень регистрируемой безработицы в Республике Северная Осетия-Алания составляет 6,2%. Это в 3 раза выше среднероссийского показателя.

Вырос уровень общей безработицы, который в 2006 г. составил 8,5 процента, в 2007 г. - 9,7%, что выше, чем в среднем по России на 3,6%. В республике уровень общей безработицы в 1,5 раза превышает уровень регистрируемой безработицы.

Коэффициент напряженности (число незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одно свободное рабочее место, вакансию) в течение ряда лет остается высоким. В 2006 г. он составил 13 чел., в 2007 г. - 14 чел. Это в 9,3 раза выше среднероссийского показателя и в 3 раза выше показателя по ЮФО.

Основная причина высокого уровня безработицы и напряженности на рынке труда - состояние экономики районов: отсутствие рабочих мест, недостаточные темпы развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств.

Преобразования, которые сейчас происходят в экономике республики (привлечение инвестиций, модернизация производства, внедрение инновационных технологий), неизбежно вызывают ликвидацию значительной части неэффективных рабочих мест, изменение структуры занятых и, как следствие, высвобождение работников.

Сегодня количество квалифицированных рабочих мест недостаточно для обеспечения потребностей экономики республики. При этом на рынке труда отмечен переизбыток специалистов.

Ежегодно выпуск молодых специалистов из учреждений высшего и среднеспециального профессионального образования составляет 8,7 тыс. чел., что в 3,3 раза больше, чем подготовлено рабочих кадров в начальных профессиональных учебных заведениях (2,6 тыс. чел.).

Формирование квалифицированной рабочей силы из числа выпускников учреждений профессионального образования всех уровней не соответствует спросу не только в количественном исчислении, но и в профессионально - квалификационном разрезе.

В банке вакансий большую долю имеют вакансии с повышенными

требованиями работодателей к уровню квалификации (для рабочих не ниже 6 разряда, для специалистов - опыт работы не менее 3-х лет).

Следующая проблема - низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие детей, инвалиды и др.), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.

Другая проблема - горные территории. Как правило, они отличаются

депрессивным характером развития здесь отмечается чрезвычайно высокий уровень безработицы. Особенно тяжелое положение сложилось в бывших рабочих поселках, где доля безработных составляет от 53% до 70% трудоспособного населения.

Существует дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда.

Немаловажным фактором напряженности рынка труда в сельской местности является сезонный характер безработицы, связанный с работами на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях.

Программа предусматривает переход от политики сдерживания роста безработицы к политике содействия занятости населения на основе повышения мобильности рабочей силы, перераспределения ее высококвалифицированной части по отраслям, территориям и видам занятости в интересах дальнейшего развития рыночных отношений, роста эффективности труда и социальной стабильности в республике.

Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются безработные граждане, работники предприятий, находящиеся под риском увольнения в связи с диверсификацией отраслей экономики, а также граждане, наиболее нуждающиеся в социальной поддержке на рынке труда.

Предлагаемые мероприятия реализуются при условии социального партнерства на рынке труда. Это одно из важнейших направлений интегрированных действий Программы, позволяющее решать ее целевые установки и оказывать реальное воздействие на регулирование рынка труда, содействие занятости и социальную защиту граждан в трудовой сфере.

3. Анализ ситуация на рынке труда


За последние годы республика вышла на устойчивую динамику социально-экономического развития. Индекс промышленного производства в 2007 г. по сравнению с показателем соответствующего периода прошлого года вырос и составил 107,4%.

В сельском хозяйстве выпуск продукции всеми сельхозпроизводителями в 2007 г. по расчетам составил 107,8% к уровню, достигнутому в 2006 г.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2007 г. возросли по сравнению с показателем 2006 г. на 17,9%, 2006 г. по отношению к показателю 2005 г. - на 15,2%.

Денежные доходы в среднем на душу населения в 2007 г. составили 133,0% от доходов в 2006 г.

Средняя номинальная заработная плата в 2007 г. составила 7334,1 руб. По сравнению с показателем 2006 г. она возросла на 26,4%.

Реальная заработная плата в 2007 г. составила 115,6% к уровню, достигнутому в 2006 г.

Наряду с позитивными результатами в повышении качества жизни населения, республика несколько отстает от среднероссийских показателей.

По итогам 2007 г. размер среднедушевых доходов населения республики, средней заработной платы и пенсии пока отстает от среднероссийских значений соответственно в 1,7, 1,7 и в 1,1 раза.

Стоимость минимального набора продуктов питания в IV квартале 2007 г. составила 1455 руб. в расчете на душу населения в месяц.

Просроченная задолженность организаций по заработной плате на 1 января 2008 г. уменьшилась по сравнению с показателем на 1 января 2007 г. на 71,0% и составила 865, тыс. руб.

В декабре 2007 г. индекс потребительских цен составил 111,8% по отношению к показателю декабря 2006 г. (2006 г. к 2005 г. - 111,1%).

Оборот розничной торговли в 2007 г. в республике составил 28836,1 млн. руб., что на 15,2% больше, чем в 2006 г.

Оборот общественного питания за 2007 г. был равен 531,6 млн. руб., что на 17,7% больше, чем за 2006 г. (2006 г. к 2005 г.- на 117,3%).

Однако эти тенденции не повлияли пока на продолжающееся сокращение спроса на рабочую силу.

Ситуация на рынке труда за последние два года характеризуется:

продолжающимися процессами перераспределения работающих граждан между государственными и негосударственными секторами экономики.

Численность занятых в частном секторе в 2009-2012 гг. увеличится по сравнению с 2008 г. на 3,8%. Вместе с тем численность занятых на предприятиях госсектора снизится на 5,9%.

Развивается рыночная инфраструктура, банковская сфера и другие альтернативные направления занятости населения;

увеличением процессов высвобождения работников. Реорганизация отдельных предприятий и видов производств обусловили некоторое увеличение численности лиц, выбывающих в связи с сокращением численности персонала.

По сравнению с показателем 2006 г. увеличилась на 13,5% доля работников, выбывающих в связи с сокращением численности персонала;

изменением масштабов вынужденной неполной занятости. На конец 2007 г. численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, составила 0,6 тыс. чел., или 0,5% от их среднесписочной численности, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации, составила 2,7 тыс. чел., или 2,1% их среднесписочной численности. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на обрабатывающих производствах. На них приходится 54,4% работающих в режиме неполного рабочего времени и 80,1% находящихся в отпусках по инициативе администрации, на строительные организации соответственно 9,6% и 5,4%;

расширением вторичной занятости. Значительные размеры неполной занятости, задержки выплаты заработной платы, а также сложности с трудоустройством обусловили распространение вторичной занятости.

На условиях совместительства в 2007 г. привлекалось 3,4 тыс. чел., или 2,5% от общего количества замещенных рабочих мест, в 2006 г. соответственно 3,3 тыс. чел., или 2,4%;

стабилизацией численности привлекаемой иностранной рабочей силы. Численность приезжающих на работу трудящихся - мигрантов, без учета граждан, прибывших в безвизовом режиме, стабилизировалась на уровне около 330 чел., что составляет 0,1% от общей численности занятого населения. Наибольшие размеры их использования отмечаются в строительстве - 79,6% и торговле - 14,9%;

превышением численности выбывающих с предприятий и организаций над численностью принятых. В 2007 г. общий прием на работу на предприятия республики был меньше на 3,1 тыс. чел. При этом процесс замещения выбывших работников принятыми составил соответственно 91,2% и 88,5%. В силу определенных процессов, происходящих на предприятиях и в организациях, произошло снижение численности уволившихся по собственному желанию с 25,6 тыс. чел. в 2006 г. до 23,7 тыс. чел. в 2007 г.;

состоянием рабочих мест. Состояние рабочих мест по условиям и охране труда в экономике республики ухудшается, поэтому наряду с ростом уровня безработицы появляются хронически незаполняемые вакансии и непрестижные рабочие места.

Общая динамика безработицы


Сложившаяся ситуация в сфере занятости населения обусловлена экономическими причинами. В первую очередь - это состояние производственной базы предприятий реального сектора экономики, в т.ч. сельского хозяйства. Износ основных фондов в основных отраслях экономики (55-60%) привел к тому, что значительная часть имеющихся рабочих мест не отвечает требованиям рыночной экономики. Более половины предприятий используют устаревшие неэффективные технологии производства.

Значительной остается доля убыточных и низкорентабельных предприятий. Предприятия с традиционно высокой рентабельностью (энергетика, легкая промышленность) занимает малую долю в экономике.

В сельском хозяйстве изношенность сельскохозяйственной техники и парка сельскохозяйственных машин составляет 85-90%. Машино-тракторный парк за последние годы сократился наполовину.

В 2006 г. численность населения республики составляла 701,5 тыс. чел., в том числе 426,5 тыс. чел. трудоспособного населения, среднегодовая численность занятых в экономике - 285,0 тыс. чел. (66,8% от трудоспособного населения).

К 2007 г. численность населения увеличилась на 0,1% (702,3 тыс. чел.), а численность занятых в экономике осталась на уровне показателя 2006 г.

Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей в среднесписочной численности работающих в экономике республики составил 19,8%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»