Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 года N 1

О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В 2009 ГОДУ

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 06.03.09 N 82; НГР: ru 15000200900063
Постановление Правительства РСО-Алания от 11.09.09 N 274; НГР: ru 15000200900222}

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания в 2009 году.

2. Поручить республиканским органам исполнительной власти, рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций принять меры по обеспечению реализации Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания в 2009 году.

3. Комитету Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения о ходе выполнения Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания в 2009 году информировать Правительство Республики Северная Осетия-Алания по итогам работы за полугодие и год.

4. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания предусмотреть выделение средств на финансирование:

опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. {Пункт 4 в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 06.03.09 N 82; НГР: ru 15000200900063}

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Такоева С.К.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

ПРОГРАММА дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году г. Владикавказ, 2009


{Программа в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 11.09.09 N 274; НГР: ru 15000200900222}

ПАСПОРТ Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году


Перечень характеристик

Содержание

Наименование Программы

Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2009 N 436 "О дополнительных мероприятиях, направленных н а снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2009 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения.

Основные мероприятия Программы

Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
организация общественных работ в организациях;
республики и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятост и безработных граждан.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 220176,83 тыс. руб., в том числе: субсидия федерального бюджета-209167,16 тыс. руб.;
средства республиканского бюджета - 11009,67 тыс. руб.

Целевой показатель Программы

Сдерживание регистрируемой безработицы (от численности экономически активного населения) на уровне не выше 5,1% к концу 2009 года

Показатели результативности Программы

Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) 1448 работниками организаций, находящимися под риском увольнения;
создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 3959 работников, находящихся под риском увольнения, стажировки в целях приобретения опыта работы2000 безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускниковобразовательных учреждений и незанятых граждан;
создание не менее 1891 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Состав и сроки предоставления отчетности об исполнении Программы

Отчет о реализации Программы ежеквартально представляется в Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

Примечание: При изменении численности участников и объемов финансирования возможна корректировка Программы.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Республика Северная Осетия-Алания, являясь одной из самых маленьких по территории в Российской Федерации, - самая густонаселенная.

Плотность населения - 87,8 чел. на 1 кв. км, что более чем в 10 раз больше средней плотности в России - 8,3 чел.

Республика относится к трудоизбыточным регионам Российской Федерации.

Расчетная численность постоянного населения республики на 1 января 2009 г. составила 702,1 тыс. чел., из них 60,8% (426,9 тыс. чел.) -лица трудоспособного возраста. Доля городского населения составляет 452,0 тыс. чел. от общей численности населения, из них 278,3 тыс. чел. (61,6%) - лица трудоспособного возраста.

Показатель, характеризующий уровень экономического развития республики, - индекс промышленного производства в январе - ноябре 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. составил 99,4%. Основные показатели социально-экономического положения и прогноз ситуации на рынке труда по Республике Северная Осетия-Алания на 2009 год приведены в приложениях 9 и 9.1.

Величина прожиточного минимума по сравнению с показателем во П квартале увеличилась на 3,1% и в III квартале 2008 г. составила 3428 руб. Уменьшение стоимости продуктов питания потребительской корзины составило 6,5%, прирост стоимости непродовольственных товаров - 2,0%, стоимость услуг уменьшилась на 0,1%.

Общая численность безработных, по материалам обследования населения по проблемам занятости, за февраль- ноябрь 2008 г. составила 35,6 тыс. чел. (2007 г. - 26,0 тыс. чел., 2006 г. - 26,0 тыс. чел., 2005 г. - 29,0 тыс. чел.). Уровень общей безработицы - 10,1% (2007 г. - 8,3%, 2006 г. -8,5%, 2005 г. - 8,8%).

Из общей численности населения 50,3% относятся к экономически активному населению - 353,1 тыс. чел., из них 317,6 тыс. чел. заняты различными видами экономической деятельности. Уровень занятости в республике составляет 59,5%.

Около половины всех занятых в экономике сосредоточены в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Число замещенных рабочих мест составило 129,6 тыс., в т.ч. 3,2 тыс. рабочих мест заняты внешними совместителями, 1,6 тыс. рабочих мест -выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера.

Ситуация с занятостью на этих предприятиях характеризовалась снижением среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) на 6,2 тыс. чел. и составила 124,8 тыс. чел. (2007 г. - 131,0 тыс. чел., 2006 г. - 131,8 тыс. чел., 2005 г. - 134,7 тыс. чел.).

Сокращение произошло в основных отраслях производственной сферы: сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи, обрабатывающих производствах. В то же время увеличилась численность занятых в финансовой деятельности, здравоохранении, предоставлении социальных услуг и образовании.

Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей в среднесписочной численности работающих в экономике республики составил 22,7%.

Численность выбывающих с предприятий и организаций превышает численность принятых. Выбыло с предприятий и организаций 17,3 тыс. чел., принято 14,8 тыс. чел. Процесс замещения выбывших работников принятыми составил 85,5%. Произошло снижение численности уволившихся по собственному желанию на 9,4% и на 1 октября 2008 г. составило 14,5 тыс. чел.

За январь-сентябрь 2008 г. численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации составила 0,7 тыс. чел., или 0,5% от их среднесписочной численности, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации - 2,4 тыс. чел., или 1,9% их среднесписочной численности. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на обрабатывающих производствах. На них приходится 85,3% работающих в режиме неполного рабочего времени и 81,8% находящихся в отпусках по инициативе администрации.

Начиная с ГУ квартала 2008 г. на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания наметились, связанные с мировым финансовым кризисом негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.

Увеличилась задолженность по заработной плате: по состоянию на 1 декабря 2008 г. она составила 36181 тыс. руб. (на 01.10.2008 г. - 7340 тыс. руб.). Основная часть задолженности по заработной плате приходится на обрабатывающие производства (16722 тыс. руб.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11687 тыс. руб.), здравоохранение и предоставление социальных услуг (3271 тыс. руб.), транспорт (2148 тыс. руб.), добыча полезных ископаемых (1479 тыс. руб.). Все это отразилось на регистрируемом рынке труда.

С начала года признаны безработными 22325 чел., из них только за декабрь 2008 г. получили статус безработного 2647 чел., что превысило численность лиц, получивших статус безработного в октябре в 1,3 раза, в ноябре-в 1,1 раза.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения за октябрь-декабрь 2008 г., увеличилась на 22,3% (2,0 тыс. чел.) и составила 10969 чел. против 8971 чел. в сентябре.

Потребность в дополнительных доходах в условиях кризиса увеличила число лиц, не работавших или ищущих работу впервые, в составе граждан, обратившихся в органы службы занятости.

Из 5953 чел., обратившихся в органы службы занятости в ноябре-декабре 2008 г., уволены по собственному желанию - 2268 чел. (38,1%), длительно не работающие - 2574 чел. (43,2%), лица, уволенные в связи с ликвидацией, либо сокращением численности или штата работников - 536 чел. (9,0%).

Темпы прироста регистрируемых безработных в октябре - ноябре в среднем в месяц составили 7%, уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2009 г. составил 3,1% экономически активного населения (с колебаниями в течение IV кв. 2008 г.: 2,4% в октябре, 2,8% в ноябре).

Последние три года уровень регистрируемой безработицы в республике оставался выше среднероссийского показателя в 2,2 раза (2005 г. - 5,6%, 2006 г. - 3,9%, 2007 г. - 6,0%).

Критическая ситуация на рынке труда республики, вызванная снижением занятости населения в сельской местности, значительно осложнена высвобождением граждан с предприятий и организаций, неполной занятостью работников в городе.

В органы службы занятости поступили сведения от 101 предприятия и организации республики, планирующих уволить по сокращению численности или штата 2226 работников.

В сложной ситуации оказалось крупнейшее предприятие региона -ОАО "Электроцинк", администрация которого по объективным причинам вынуждена сократить численность коллектива. По данным, поступившим в органы службы занятости, количество сотрудников, предполагаемых к сокращению в конце 2008 г. и в начале 2009 г. составляет 518 чел., в режиме неполного рабочего времени работают 1056 чел., находятся в отпуске без сохранения заработной платы 239 чел.

Намечается сокращение значительной численности штата работников на предприятиях, связанных подрядными обязательствами с ОАО "Электроцинк": ООО "Квит" - 41 чел., ООО "Кармен" - 49 чел., ООО "Салх" - 20 чел., ООО "АНТ и К" - 42 чел., ООО "Газовые технологии" - 49 чел., ДК "Металлург" (42 чел.). Сокращение планируется и на следующих предприятиях республики: ОАО "Севкавказэнерго" - 144 чел., ОАО "Моздокские узоры" - 27 чел., ВМУП "Муниципал - лифт 2" - 8 чел., ОАО "ЮТК" - 17 чел., ОАО "ВВРЗ" - 14 чел., Владикавказский хлебомакаронный комбинат - 24 чел., ОАО "Владикавказ - Газоаппарат" -204 чел.

Ликвидированы: ГУП "Дорсервис" (22 чел.), ДОУ "Детский сад N 62" (17 чел.), ООО "Кавказ" (33 чел.), ОАО "Севосгипрозем" (25 чел.).

Нестабильная ситуация сложилась и на заводе "Победит". В отпусках по инициативе администрации на период до февраля 2009 г. находятся 576 чел., работают неполное рабочее время 717 чел. Также, в вынужденные отпуска отправило большинство своих сотрудников такое крупное промышленное предприятие республики, как ОАО "Владикавказ -Газоаппарат" - 204 чел. В ОАО "Электроконтактор" в отпуска без сохранения заработной платы отправлено 283 чел., работают неполный рабочий день 75 чел., в простое - 25 чел.

Сокращение численности работающих в организациях и на предприятиях республики повлекло за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости.

Указанные предприятия снимают свои вакансии из базы данных службы занятости, прекратив набор новых сотрудников.

Администрации некоторых предприятий и организаций, попавших в затруднительное положение, всячески пытаются сохранить своих опытных сотрудников, дальновидные работодатели не стремятся уволить таких работников.

Ожидается увеличение числа граждан, занятых поиском работы, рынок труда пополнят лица, потерявшие работу, либо занятые на предприятиях с неустойчивым финансовым положением, а также более 11 тыс. выпускников всех уровней профессионального образования.

В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости может к концу 2009 г. увеличиться до 18,0 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - до 5,1% от численности экономически активного населения.

Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном рынке труда по следующим направлениям:

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;

стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства на трудоизбыточных территориях необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан;

развитие территориальной трудовой мобильности населения. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала республики до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 г. кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания составляет 329 чел. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, таких как станочники, формовщики, машинисты экскаваторов, а также специалисты инженерно-технического состава.

В г. Владикавказе инвестиционные проекты будут реализованы на двух предприятиях. В ООО "Группа компаний" Пивоваренный дом "Бавария" в рамках инвестиционного проекта "Развитие пивоваренного производства (строительство пивоваренного завода)" будет создано 105 рабочих мест по следующим профессиям: повар, кондитер, официант, бармен, менеджер ресторана, инженер по эксплуатации холодильных установок, специалист по варению пива, оператор разливочной машины, оператор этикеровочной машины, инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике, менеджер по рекламе, специалист по маркетингу, торговый представитель, менеджер по реализации сельскохозяйственной продукции. Источник финансирования проекта - частные инвестиции. В ООО "ИР-ЛЕС" в рамках инвестиционного проекта "Организация мебельного производства" будет создано 50 рабочих мест по следующим профессиям: технолог, станочник широкого профиля, покрасчик. Источник финансирования проекта - частные инвестиции. В ООО "Ардонский щебёночный завод" в рамках инвестиционного проекта "Строительство завода по производству железобетонных изделий для жилищного строительства, разработка карьера по производству ПГС будет создано 42 рабочих места по следующим профессиям: инженер, мастер-строитель, механик, электрик, водитель автомашины и погрузчика, экскаваторщик. Источник финансирования проекта - частные инвестиции. В ООО "Керамобрикет" в рамках инвестиционного проекта "Строительство завода по производству облицовочного кирпича в г. Моздок" будет создано 100 рабочих мест по следующим профессиям: руководитель завода, бухгалтер, секретарь, маркетолог, лаборант, начальник смены, заведующий складом, механик, электрик, охранник, водитель погрузчика, оператор печи и перемещения вагонов, прочие рабочие для обслуживания. Источник финансирования проекта - частные инвестиции. В ГУЛ "Алагирское ДРСУ" и ОАО "Ардонское ДРСУ" в рамках Федеральной целевой программы "Юг России" будет создано 32 рабочих места (по 16 на каждом предприятии) по профессиям: водитель автомобиля, водитель погрузчика, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, машинист катка, машинист укладчика асфальтобетона, машинист экскаватора, слесарь по ремонту ДСМ и тракторов, водитель автомашины КамАЗ. Источник финансирования проекта - федеральный бюджет и бюджет республики. Профессионально-квалификационный состав рабочих мест на инвестиционных проектах приведен в приложении 2.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Юг России" предусмотрено создание 170 рабочих мест в новых школах на 320 и 500 мест в п. Новый в Пригородном районе и в городе Владикавказе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»