• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2005 года N 199

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2005-2008 ГОДЫ

В целях реализации эффективной социально-экономической политики, направленной на обеспечение в среднесрочном периоде (2005-2008 годы) устойчивого роста уровня жизни населения республики, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2005-2008 годы.

2. Определить Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания (Кучиев) государственным заказчиком - координатором Программы экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2005-2008 годы.

3. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания согласовать в установленном порядке включение Программы экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2005-2008 годы в Реестр региональных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания В.Т. Баликоева.

Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия - Алания А. Меркулов

    

ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2005 -2008 ГОДЫ

УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 22 июля 2005 г. N 199

г. Владикавказ

2005 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ НА 2005 - 2008 ГОДЫ

Полное наименование Про-граммы

Программа экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2005 - 2008 годы.

Основание для разработки

Решение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11. 03.2003 N МШ-О6-ОС.

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

Основной разработчик Про-граммы

Министерство экономики Республики Север-ная Осетия-Алания.

Сроки и этапы реализации Программа

I этап - 2005-2006 годы
 II этап - 2007-2008 годы.

Основные цели и приорите-ты Программы

- Повышение реальных денежных доходов на-селения в 2 раза и на этой основе существен-ное повышение уровня и качества жизни на-селения;

 - создание 17 тыс. новых рабочих мест и сни-жение безработицы не менее чем в 2 раза.

Основные задачи Програм-мы

Создание благоприятного инвестиционного потенциала республики на основе развития инвестиционно - финансовой сферы и совер-шенствования нормативно-правовой базы проводимых экономических преобразований;

 рост валового регионального продукта, повышение производительности труда и налоговых поступлений на основе наращивания ресурсного потенциала и качественного улучшения функционирования традиционно развитых отраслей и базовой инфраструктуры: транспортного комплекса, связи и дорожного хозяйства;

 поддержка развития малого предпринимательства;

 повышение конкурентоспособности продук-ции и роста налогооблагаемой базы;
создание собственной энергетической базы для уменьшения энергодефицитности респуб-лики;

 интенсивное развитие рекреационного ком-плекса Республики Северная Осетия-Алания с достижением высокого уровня конкуренто-способности на базе горнолыжного комплек-са "Цей", курортно-санаторного сектора и ос-воения перспективных ареалов рекреации в Дигорском районе республики;
реформа жилищно-коммунального хозяйства и развитие строительного комплекса с вне-дрением системы ипотечного жилищного кредитования;
развитие социальной сферы и социальных ус-луг, повышение занятости населения, сниже-ние социальной и демографической напря-женности;
сокращение различий и дифференциации в уровне социально-экономического развития территориальных муниципальных образова-ний республики.

Основное содержание Программы

Анализ социально-экономического положе-ния Республики Северная Осетия-Алания;

 концепция и цели Программы;
ресурсное обеспечение Программы;
совершенствование нормативно-правовой ба-зы;

 механизм реализации Программы;

 организация управления, контроль за ходом реализации и оценка эффективности Про-граммы;
система программных мероприятий.

Исполнители Программы, подпрограмм, мероприятий

Республиканские органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления г. Владикавказа и районов (по согласованию).

Объемы и источники фи-нансирования Программы

Затраты на финансирование Программы, все-го-26045,0 млн. рублей (100 %).
 Источники финансирования мероприятии и проектов Программы:
 средства федерального бюджета- 12349,1 млн. рублей (47,4% от общей стоимости)
 средства бюджета республики -3741,9 млн. рублей (14,3%);

 средства муниципальных бюджетов - 246,0 млн. рублей (0,9%);

 собственные средства участников Программы -2914,0 млн. рублей (11,1%);

 кредиты коммерческих банков - 1255,2 млн. рублей (4,8%)
 другие источники, привлекаемые для финан-сирования мероприятий Программы - 5538,8 млн. рублей (21,2%).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Рост валового регионального продукта в 1,5 раза;

 рост промышленного производства в 1,3 раза;

 увеличение объема инвестиций в 1,4 раза, в том числе ввод жилья - 670 тыс. кв. метров;

 рост производства продукции сельского хо-зяйства в 1,7 раза;

 ост реальных доходов населения в 2 раза;

 сокращение уровня безработицы в 2 раза;

 рост доходов бюджета в 1,6 раза.

Организация контроля за исполнением Программы

Государственный заказчик - Правительство Республики Северная Осетия - Алания, коор-динатор Программы - Министерство эконо-мики Республики Северная Осетия-Алания (Дирекция специальных программ Республи-ки Северная Осетия-Алания при Министерст-ве экономики Республики Северная Осетия-Алания).

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ А 2000-2004 ГОДЫ

1. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия - Алания

1.1.Общая характеристика

Республика Северная Осетия-Алания занимает территорию около 8 тыс. кв. км, 48 % которой приходится на горную часть.

Недра республики содержат разнообразные, полезные ископаемые, среди которых наиболее ценными являются полиметаллические руды, содержащие цинк, свинец. Практический промышленный потенциал имеют выявленные и разведанные месторождения известняков, доломитов, мрамора. Доля доломитов в балансовых запасах России, по оценке составляет 70 %. Широко используются природные строительные материалы (глина, песок, щебень, гравий). На территории республики имеются месторождения нефти, промышленные и перспективные запасы которой оцениваются от 20 до 60 млн. тонн.

По насыщенности и значимости поверхностных и подземных пресных вод Республика Северная Осетия-Алания занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации: их общие прогнозные запасы составляют 800 млн. куб. метров в год.

Северная Осетия-Алания располагает значительным энергетическим потенциалом многочисленных горных рек (7 млрд. квт/час). Функционируют 5 гидроэлектростанций, ведется строительство новой Зарамагской ГЭС. В республике разведано около трехсот целебных минеральных источников, среди которых имеются все известные бальнеологические типы минеральных вод. На их базе функционируют санатории и курорты (санатории "Осетия", "Тамиск", "Урсдон", "Редант" и другие). Природно-климатические условия способствуют развитию туризма (до 20 туристско-экскурсионных объектов).

Транспортная инфраструктура республики является составной частью транспортных коридоров "Европа-Азия" и "Север-Юг". Протяженность железнодорожных путей составляет около 150 км, автомобильных дорог - более 2,0 тыс. км. Действует аэропорт "Владикавказ",откуда осуществляются рейсы как по внутренним маршрутам России, так и по международным авиалиниям.

1.2. Демографическая ситуация

Данные последней переписи населения показывают, что в республике проживают представители более ста национальностей. Численность постоянного населения на 1 января 2004 года по данным переписи составляет 707,0 тысяч человек, в том числе городского - 462,5 тыс. человек, сельского - 244,5 тыс. человек. Из общей численности населения 23,5% - дети в возрасте до 16 лет. Численность пенсионеров составляет более 190 тыс. человек.

Плотность населения - 88,7 человека на кв. км, что в 9 раз выше, чем по Российской Федерации и в 2,1 раза, чем по Южному федеральному округу.

Республика Северная Осетия - Алания входит, в. число 15 регионов Российской Федерации, имеющих в течение последних лет положительный прирост населения. Так, численность постоянного населения республики на 1 января 2005 года возросла по сравнению с 2000 годом на 5,2 % (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

В 2004 году естественная убыль населения республики сократилась почти в 2,1 раза по сравнению с 2000 годом, показатель смертности За этот период снизился на 6,3 %, средняя продолжительность жизни населения республики возросла с 68,5 лет в 2000 году до 69,8 лет в 2004 году, что на 3 года больше среднероссийского показателя.

Основные демографические показатели Республики Северная Осетия-Алания приведены в приложении N 5, табл. 5.16.

1.3.3анятость населения и безработица

По состоянию на 1 января 2005 года уровень безработицы составил 4,3 %.

Численность занятых в экономике республики на конец 2004 года - 273,7 тыс.человек, в том числе в материальном производстве - 168,3 тыс. человек, в непроизводственной сфере - 105,4 тыс. человек, или 53% и 33,2% от численности экономически активного населения соответственно.

Преобладающая численность занятого населения сосредоточена в отраслях социальной сферы - 38,7%, на предприятиях промышленности - 17,6%, сельского хозяйства - 10,8%, в строительстве - 8,1%, на транспорте - 6,3%, в торговле - 14,5%.

Численность занятых на предприятиях государственного сектора экономики снизилась с 72% в 1990 году до. 28% в 2004 году; в частном секторе выросла в 2,7 раза.

На большинстве предприятий республики в последние годы отмечается положительная динамика постоянного персонала. Увеличилась потребность в работниках, заявленная предприятиями в службы занятости.

Значительно сократились масштабы неполной занятости.

Только в 2004 году было трудоустроено 15796 человек, в том числе по временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет - 9077 человек; прошли профобучение 2182 безработных; оказаны профориентационные, услуги 43746 гражданам, в том числе 7263 выпускникам, общеобразовательных школ республики.

Показатели структуры занятости населения и безработицы приведены в приложении N 5, таблицы 5.13, 5.14.

1.4. Уровень жизни населения ;|

По основным социальным показателям Республика Северная Осетия -Алания относится к регионам Российской Федерации с уровнем развития ниже среднего.

Так, средняя заработная плата по республике на 1 января 2005 года составляет 4055,6 рубля, что в 1,7 раза ниже среднероссийского показателя.

Сохраняется значительный разрыв в уровне заработной платы и доходов городского и сельского населения (более чем в 2 раза).

Низкий уровень доходов населения в первую очередь связан с нехваткой современных рабочих мест, и, как следствие, высоким уровнем безработицы, особенно в сельской местности и горных населенных пунктах.

В целях обеспечения поддержки социально уязвимого населения в республике создана сеть учреждений по оказанию адресной социальной помощи малоимущим гражданам.

В анализируемом периоде на качественно новом уровне решались социальные вопросы. Погашена задолженность по заработной плате перед работниками бюджетных организаций и по выплате пенсий.

Обеспечена регулярная выплата текущих детских пособий. Полностью погашена задолженность по пособиям многодетным и малообеспеченным семьям. Общая сумма выплат детских пособий за 2000-2004 годы составила более 740,0 млн. рублей.

Денежные доходы на душу населения за пять лет выросли в 3,7 раза (с 1104 рублей в 1999 году до 4062 рублей в 2004 году). При этом соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума увеличилось со 161 2% в 1999 году до 220,6 % в 2004 году. Средний размер пенсий за этот же период относительно прожиточного минимума увеличился с 99,5 % до 129,0 %.

Доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, сократилась с 39,1 % до 25,0%.

В 2000-2004 годах более 160 тыс. детей, было охвачено оздоровительным отдыхом и общественным трудом.

Правительством республики особое, внимание уделялось--обеспечению социальной защиты ветеранов войны и труда.

В 2000-2004 годах инвалидам Великой Отечественной войны выделено около 1,6 тыс. автомобилей "Ока". Более 1,2 тыс. инвалидов выданы кресла-коляски в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В санаториях поправили свое здоровье более 9 тысяч ветеранов войны и труда.

В настоящее время услуги по оказанию социальной помощи осуществляют 11 территориальных центров социального обслуживания, Дом ветерана, 61 отделение службы социальной помощи на дому, 21 служба срочной социальной помощи, 3 стационарных учреждения для престарелых и инвалидов, 4 отделения психолого-педагогической помощи семье и детям, 6 отделений социально-медицинского обслуживания. Вместе с тем, реальная потребность в оказании социальных услуг требует значительного расширения и, развития сети социальных учреждений. С целью поддержания жизнедеятельности пожилых граждан планируется открыть Центр социального обслуживания населения с отделением дневного пребывания в Северо-Западном муниципальном округе г.Владикавказа.

Показатели уровня жизни населения приведены в приложении N 5, таблица 5.15.

1.5. Здравоохранение

Система здравоохранения республики имеет развитую инфраструктуру. По показателям обеспеченности лечебно-профилактических учреждений медицинскими кадрами- республика превышает среднероссийские показатели и показатели по Южному федеральному округу. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в Республике Северная Осетия-Алания в 2003 году составляла 67,2 человека, средним медицинским персоналом - 100,8 человек (в РФ - 42,5 (96,9) и ЮФО - 40,1 (89,8) соответственно).

Вместе с тем, состояние материальной базы учреждений здравоохранения, их оснащенность современным лечебно-диагностическим оборудованием остается на низком уровне. В рамках реформирования системы здравоохранения ведется целенаправленная работа по оптимизации количества больниц, амбулаторий, поликлиник. За 2000-2004 годы в ходе реформирования стационарной сети сокращено более 500 малоэффективных коек, перепрофилировано около 300 нерационально используемых, коек. Обеспеченность на 10 тыс. населения койками в 2003 году составляла 97,8, что превышает обеспеченность койками по Южному федеральному округу (94,1), но ниже соответствующего показателя по Российской Федерации (101,2). В практику работы лечебно-профилактических учреждений внедряются современные средства профилактики, диагностики и лечения, вводится должность семейный врач, или врач общей практики.

1.6. Образование и культура

В настоящее время в республике функционируют 220 учреждений общего образования различных типов и видов. Обновляются содержание и методы образования. Ведется работа по обеспечению преемственности всех образовательных ступеней от дошкольного до послевузовского.

Учреждения профессионального образования представлены 5 государственными вузами, в которых обучаются 27,0 тыс. студентов. В 13 учреждениях среднего специального образования обучаются 10,8 тыс. студентов. В 2004 году в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования принято 9,5 тыс. студентов, что превышает показатели предыдущих лет (100,5 % к 2003 году).

В рамках создания необходимых социально-экономических условий для развития культуры и искусства в республике реализованы меры по реформированию театрально-зрелищных и концертных организаций республики, ведется работа, направленная на повышение эффективности деятельности творческих коллективов, развитие народного творчества. В настоящее время в республике функционируют 159 библиотек, 155 учреждений культурно-досугового типа, 7 профессиональных театров. Вместе с тем имеются серьезные проблемы, связанные с развитием материально-технической базы учреждений культуры.

1.7.Социально-экономичсское положение Моздокского района

Принимая во внимание роль г. Моздока и Моздокского района в проведении контртеррористических мероприятий, особое значение города как спорной базы группировки Вооруженных Сил Российской Федерации на юге России, а также учитывая большое количество вынужденных переселенцев и чрезмерные нагрузки на социальную инфраструктуру, Правительством Российской Федерации было принято постановление N 650 от 4 сентября 2001 года "О первоочередных мерах социально-экономической поддержки г. Моздок и Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания"/ За период действия данного постановления на развитие района за счет федерального бюджета было направлено 293,6 млн. рублей.

За счет указанных лимитов обеспечен ввод общеобразовательной школы на 1250 мест, ряда объектов центральной районной больницы в г.Моздоке, газовые сети в общей протяженностью 23,5 км. Для военнослужащих, уволенных в запас, выделено 150 жилищных сертификатов на общую сумму 55,2 млн. рублей. По объектам электрической и почтовой связи введены в эксплуатацию цифровые АТС в сельской местности на 5,7 тыс. номеров, осуществлена реконструкция районного узла почтовой связи в г. Моздоке, выполнены работы по оснащению оборудованием и средствами связи ретранслятора для устойчивого приема центральных и республиканских телевизионных программ жителями Моздокского района и поставка на объект оборудования телерадиовещательных передатчиков и антенно-фидерных устройств к ним.

Кроме того, на развитие Моздокского района за счет республиканского и местного бюджетов, собственных средств предприятий и внебюджетных источников финансирования привлечено 356,8 млн. рублей. По объектам и направлениям, не предусмотренным указанным постановлением, за счет федерального бюджета по линии Министерства обороны Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства России направлено свыше 60 млн. рублей.

Значение реализации постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2001 года N 650 "О первоочередных мерах социально-экономической поддержки г. Моздок и Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания" проявилось в улучшении социально-экономических показателей района.

За 2001-2004 годы промышленными предприятиями района произведено продукции на 1465,3 млн. рублей, в том числе в 2004 году - на 342,4 млн. рублей, темп роста к уровню 2000 года составил 108,6 %.

За этот же период в районе произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 82,9 млн. рублей, в том числе в 2004 году - на 25 млн. рублей. По сравнению с 2000 годом объем сельхозпродукции возрос в 1,9 раза.

За последние четыре года в Моздокском районе собрано налогов в бюджеты всех уровней 361,7 млн. рублей. В сравнении с 2000 годом налоговые сборы возросли в 1,3 раза.

Объемы трансфертов из республиканского бюджета составили за 2001-2004 годы 928,7 млн. рублей, в том числе в 2001 году - 134,3 млн. рублей, в 2002 году - 246,0 млн. рублей, в 2003 году - 264,1 млн. рублей, в 2004 году -284,3 млн. рублей.

Общая заболеваемость по району снизилась на 9,1 %. Обеспеченность больничными койками возросла на 5,5 %. В практику лечения внедряются новые современные медицинские технологии.

Сменность занятий в общеобразовательных школах снизилась с 1,8 в 2003 году до 1,4 в 2004 году.

Рост реальных денежных доходов населения составил в 2001 году -103,5%, в 2002 году - 105,9 %, в 2003 году - 109,3 %, в 2004 году - 110,2 %. Реальная заработная плата выросла в 2001 году на 4,1 %, в 2002 году - на 5,6 %, в 2003 году - на 7,3 %, в 2004 году - на 12 %.

Вместе с тем, недостаточное финансирование мероприятий, предусмотренных постановлением, не позволило обеспечить их реализацию в полном объеме, в том числе объектов: реконструкция автодороги Ставрополь-Моздок-Крайновка и железобетонного моста через р. Терек, работы по экологическому обследованию под поверхностных загрязнений нефтепродуктами аэродрома г.Моздок и отработке технологии по их ликвидации, строительство 30 км групповых водопроводов и реконструкция оросительных систем, жилищное обустройство вынужденных переселенцев в местах их компактного поселения на территории Моздокского района, строительство напорного коллектора с канализационно - насосной станцией в г. Моздок в целях создания условий для нормальной работы системы канализации военных городков Министерства обороны Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, в результате вынужденных миграционных"процессов численность населения Моздокского района за последние три года увеличилась более чем на 15 %, что негативно повлияло на обеспечение жителей района социальными услугами.

2. Анализ экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 2000-2004 годы

2.1. Отраслевая структура экономики

Показатели социально-экономического развития республики за период 2000-2004 годы свидетельствуют о достаточно устойчивой экономической ситуации (табл. 1.).

Таблица 1. Лист 1.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 1999-2004 годы

ПОКАЗАТЕЛИ

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Темп роста

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему году, %

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему году, %

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему году, %

физиче- ские едини-цы

темп к предыдущему году, %

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему году, %

физиче-ские едини-цы

темп к предыдущему году, %

2004 г. в % к 1999 г.

Валовый региональ-ный продукт, всего, в ценах соответст-вующих лет (млн. руб.)

7572,0

104,0

11691,2

113,2

14685,7

109,9

16757,3

112,0

20938,5

103,2

26596,2

107,1 :

155,0

Объем производства промышленной про-дукции, млн. руб.

3050,3

113,9

4474,0

109,0

7494, Г'

111,0

11753,5

108,2

12996,6

107,7

14391,5

104,2 '

146,9

Инвестиции в ос-новной капитал (млн. руб,)

994

117,2

1655,8

123 ,5

2265,6

121,0

2892,0

117,5

3601

113,2

4312,0

104,5

207,7

Ввод жилья, тыс.кв.м

131,5

101,2

134,5

102,3

163,9

121,9

134,1

81,8

135,9

101,3

136,3

100,3

103,7

Производство продукции сельского хозяйства (млн. руб.)

2184,1

113,1

2802,7

100,5

3892,5

113,1

4714,2

104,7

5738,3

103,6

8123,4

115,0 -.

141,7

в том числе: зерна (тыс. тонн)

177,9

144,0

150,2

84,4

249,3

166,0

250,1

100,3

139,2

55,7

310,3

2,2 Р.

172,2

мяса (тыс. тонн)

39,9

100,3

41,6

104,3

42,2

101,4

45,0

106,6

46,2

102,7

48,5

105,0

121,6

молока (тыс. тонн)

140,8

101,1

142,7

101,3

145,4

101,9

157,1

108,0

164,1

104,5

168,5

102,7

119,6

яиц (млн. штук)

72,9

102,0

83,4

114,4

85,9

103,0

92,6

107,8

98,0

105,8

103,6

105,7

142,0

Перевезено грузов автотранспортом (тыс. тонн)

580,8

114,9

612,8

105,5

604,9

100,3

605,0

100,0

624,3

105,2

626,0

100,3

111,6

Оборот розничной торговли (млн. руб.)

5425,3

109,1

6492,8

104,2

8019р

106,0

9182,0

103,5

10537,7

105,6

12668,2

109,5

132,2

Таблица 1. Лист 2.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 1999-2004 годы

ПОКАЗАТЕЛИ

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Темп роста

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему году, %

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему году, %

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему году, %

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему
 ГОДУ, %

физиче-ские едини-цы

темп к преды-дущему году, %

физиче-ские едини-цы

темп к преды- дущему году, %

2004 г. в % к 1999 г.

Выпуск товаров и услуг малыми пред-приятиями

-

2,1 р.

-

126,5

-

158,3

-

107,1

-

116,2

-

142,7

3,6 р.

Платные услуги (млн. руб.)

1681,8

108,4

2622,6

110,1

3385,3

100,4

3687,8

98,9

4926,2

105,8

6057,5

106,8

123,5

Численность офици-ально зарегистриро-ванных безработных (тыс. чел.)

6,2

76,7

5,7

91,9

3,2

56,0

4,3

130,0

4,5

104,6

13,7

3,0 р.

2,1р.

Индекс потреби-тельски цен

-

187,5

115,8

-

120,2

-

112,9

-

11! ,8

-

112,2

197,1

Реальная заработная плата

-

74,1

-

119,9

121,4

-

120,0

-

115,6

-

122,8

274,0

Средняя заработная плата (руб.)

831,3

143,0

1167,0

140,4

1730,1

148,2

2477,3

143,2

3199,4

129,1

3973,8

124,2

4,7 р.

Прожиточный ми-нимум (руб.)

685,0

102,8

820,0 .

114,5

1237,0

150,8

1445,0

116,8

1535,0

106,2

1841,0

119,9

2,5 р.

Реальные денежные доходы к соответст-вующему периоду

-

94,1

120,4

-

93,3

-

106,8

-

118,2

-

116,7

165,5

Поступление нало-гов в бюджеты всех уровней (млн. руб.)

1318,9

119,4

2461,5

186,6

3357,4

136,4

3354,4

100,0

3776,7

112,6

3583,5

94,9

271,9

В том числе акцизы (млн. руб.)

582,3

2,3 р.

1318,8

226,5

1645,8

124,8 '

1458,9

88,6

1545,6

105,9

1020,0

69,9

185,4

Производство валового регионального продукта в действующих ценах возросло с 11,69 млрд. рублей в 2000 году до 26,59 млрд. рублей в 2004 году. При этом среднегодовые темпы роста ВРП в республике составили 19,9%; что подтверждает объективную возможность удвоения ВРП за предстоящее Десятилетие (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика производства валового регионального продукта Республики Северная Осетия-Алания за 2000-2004 годы

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

среднегодовой % роста

ВРП (в действующих це-нах), млн. руб.

11691,2

14685,7

16757,3

20938,5

26596,2

Темп роста ВРП к преды-дущему году, %

113,2

114,6

112,0

103,2

107,1

109,9

ВРП в действующих це-нах на душу населения, тыс. рублей

17,4

21,6

23,6

29,6

37,6

В структуре ВРП (2004 год) производство товаров составляет 40 % от общего объема, производство услуг - 45 %, чистые налоги -15%.

Диаграмма 2

Динамично развивались базовые отрасли республики (Диаграмма 3).

Диаграмма 3

Объем промышленной продукции за пять лет вырос на 46,9 %.

Объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,1 раза. Доля инвестиций, направленных на развитие социальной сферы республики, составила около 50 % от общего объема.

Объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 41,7 %.

Общий объем розничного товарооборота вырос на 32,2 %, реализация платных услуг населению - на 23,5 %.

Среднегодовой темп прироста за период с 2000 по 2004 год составил: в инвестициях - 16,1 %, в промышленности - 10,8 %, в сельском хозяйстве - 10,7 %, в сфере торговли - 5,8%.

2.2. Финансовая инфраструктура

За последние годы задача по укреплению доходной базы бюджетной. системы осуществлялась проведением целенаправленной работы по привлечению дополнительных финансовых ресурсов. Существенное влияние на рост доходов бюджетной системы оказало совершенствование налоговой системы, повышение эффективности налогового администрирования. Бюджетная ситуация за 2000-2004 годы характеризуется устойчивой динамикой роста доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии с Посланием Президента Республики Северная Осетия-Алания Парламенту и народу республики на 2004 год обеспечен рост общих доходов бюджета. Вместе с тем изменения налогового законодательства по порядку уплаты акцизных сборов привели к резкому сокращению собственных доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Диаграмма 4.

Основную долю налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему по территории Республики Северная Осетия-Алания ежегодно обеспечивают отрасли материального производства. Всего налоговые платежи во все уровни бюджета в 2004 году составили 3583,5 млн. рублей, в том числе: налоговые отчисления предприятий промышленности - 1689,0 млн. рублей, или 47,1 % от общих поступлений; строительными предприятиями уплачено налоговых платежей на сумму 178,4 млн. рублей, или 4,9 % к общему объему; транспортными предприятиями - 82,1 млн.рублей, или 2,3 % к общему объему; предприятиями торговли и общественного питания - 4,1 млн. рублей, или 0,1 %. При этом уровень дотационности бюджета Республики Северная Осетия-Алания в 2004 году составил около 63,9 % (Диаграмма 4).

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета в 2004 году составили 5295,0 млн. рублей, что почти в 5 раз больше уровня 2000 года (Диаграмма 5).

Диаграмма 5.

Динамика безозмездных перечислений из бюджета Российской Федерации (млн.руб.)

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета республики в 2004 году (Диаграмма 6) наибольший удельный вес занимали следующие налоги: налог на доходы физических лиц - 1127,5 млн. рублей (41,1%), акцизы, составившие 928,3 млн. рублей (33,8 %), налог на прибыль - 188,0 млн. рублей (6,8 %).

Диаграмма 6.

Расходы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания в 2004 году по сравнению с 2000 годом возросли в 3,1 раза и составили 8090,2 млн. рублей. (Диаграмма 7).

Диаграмма 7.

Диаграмма 8.

2.3. Промышленность

Промышленными предприятиями республики за 2000-2004 годы произведено продукции на сумму 51109,7 млн. рублей, индекс физического объема по промышленности составил 146,9%, в том числе в 2000 году - 109%, в 2001 году - 111%, в 2002 году - 108,2%, в 2003 году - 107,7%, в 2004 году - 104,2% (Диаграмма 9).

Диаграмма 9

Прирост промышленного производства в республике за период с 2000 по 2004 годы отражает устойчивую тенденцию оздоровления экономики республики (Диаграмма 10).

Диаграмма 10

Наиболее динамично в анализируемом периоде развивались предприятия машиностроения (индекс физического объема - 388,9 %), деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (217,6%), пищевой (224,7%), химической (162,4%), стекольной промышленности (153,9%), электроэнергетики (105,4%).

Увеличение объемов в стекольной промышленности обусловлено ростом производства тары для перерабатывающей отрасли в 1,6 раза.

Выпуск гофрокартона и гофротары увеличился в 2,2 раза.

Высокие показатели в химической отрасли обеспечены ростом производства полимерной пленки в 2,6 раза и освоением выпуска полимерных труб.

Увеличение выпуска газовых плит в 1,5 раза, электроконтакторов в 2,5 раза, рост производства на Владикавказском вагоноремонтном заводе после пуска первой очереди нового цеха, а также возросшее присутствие в отрасли предприятий малого бизнеса обеспечили положительные показатели машиностроения в республике.

Падение объемов производства цинка на 2,0 % в АО "Электроцинк", приостановление добычи руды на Садонском свинцово-цинковом комбинате, уменьшение производства молибдена металлического на 36,5 %-привело к сокращению темпов роста по цветной металлургии в целом.

Главными причинами снижения в 2000-2004 годах темпов производства в легкой промышленности (59,6 %) являются недостаток оборотных средств и рост цен на основные материалы и энергоносители, усиливающееся давление импорта на российском рынке гардинного полотна.

Сокращение объемов производства в индустрии строительных материалов объясняется 36-процентным падением производства железобетонных изделий, связанного с сокращением объёмов крупнопанельного строительства и применением новых технологий каркасного домостроения. Имеет место спад производства извести строительной (на 60,7%), нерудных материалов (на 14,0%) и сварных металлоконструкций (на 24,9 %).

За последние годы отраслевая структура республиканского промышленного производства претерпела значительные изменения (Диаграмма 11). Структурные сдвиги в промышленности за этот период характеризуются значительным повышением доли продукции пищевой отрасли и стабильным положением стекольной промышленности и энергетики при одновременном сокращении в общем объёме производства доли металлургической, машиностроительной и лёгкой промышленности.

Диаграмма 11

В 2004 году в структуре промышленного производства доминирующее положение занимают пищевая отрасль, металлургия, электроэнергетика, машиностроение, промышленность строительных материалов, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство, на долю которых суммарно приходится более 90% общего объема производства (Диаграмма 12).

Диаграмма 12

2.4. Транспорт

Автомобильные и железнодорожные магистрали, проходящие по Республике Северная Осетия-Алания, являются участками транспорных направлений Европа - Азия и Север-Юг, обеспечивающими существенный объем грузотоварных и пассажирских потоков.

Протяженность железнодорожных путей на территории республики составляет 144 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 2293,5 км, в том числе 256,3 км - дороги федерального значения.

Республика располагает международным аэропортом, расположенном в г.Владикавказ, и аэропортом регионального значения в г. Моздок.

Положительные тенденции развития экономики Республики Северная Осетия-Алания в 2000-2004 годах оказали определенное влияние на работу транспорта. За пять лет объем перевозок грузов всеми видами транспорта общего пользования увеличился на 46,8%, грузооборот - на 87,8 %. Перевозки пассажиров за тот же период в целом всеми видами транспорта общего пользования возросли на 18,6%, пассажирооборот - на 87,4 % (таблица N 5.8 А).

2.5. Связь

В республике связь является одной из наиболее перспективных, быстро-развивающихся базовых инфраструктурных отраслей, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. Это одна из наиболее стабильно развивающихся в технологическом и финансовом плане отраслей экономики.

Доходы от основной деятельности, полученные отраслью за период с 2000 по 2004 годы, возросли в 3,8 раза, в том числе за услуги, оказанные населению - в 4,1 раза.

Плотность телефонных аппаратов на 100 жителей по Республике Северная Осетия-Алания составляет 25,76 (для сравнения: в среднем по Южному федеральному округу - 21,6).

Рост популярности услуг по предоставлению доступа к сети Интернет позволил увеличить доходы по данной позиции более чем в 6 раз.

Особенно активно развивается сеть сотовой радиотелефонной связи, число абонентов которой превысило в 2004 году 200 тысяч человек, т.е. 30 % населения.

2.6. Малое предпринимательство

Малыми предприятиями республики за 2000-2004 годы произведено продукции (работ, услуг) на сумму 17018,8 млн. рублей, в том числе отраслями промышленного производства - на 11242,7 млн. рублей, или 22 % от произведенного за этот период республиканского объема промышленной продукции.

Выпуск продукции малыми предприятиями в сопоставимых ценах за период 2000-2004 годы возрос более чем в 3,5 раза, в том числе в 2000 году -на 26,5 %, в 2001 году - на 58,3 %, в 2002 году - на 7,1 %, в 2003 году - на 16,2% раза, в 2004 году на 42,7%.

Отмечено положительное изменение отраслевой структуры малого предпринимательства. 'Тенденция 'преимущественного развития торговли и общественного питания сменилась ростом удельного веса промышленных производств. С 2000 года удельный вес объемов промышленного производства в деятельности малых предприятий республики вырос с 44,7 % до 65 %.

Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства в среднесписочной численности работающих в экономике Республики Северная Осетия - Алания увеличился с 6,0 % до 18,4 %.

Однако ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, недостаточный уровень финансирования программ инновационного характера, а также отсутствие действенных лизинговых механизмов поддержки малого предпринимательства негативно отражаются на показателях финансового состояния малых предприятий и эффективности этого сектора экономики.

2.7.Агропромышленный комплекс

Рост объемов валовой продукции во всех категориях хозяйств в 2004 году к уровню 1999 года (диаграммы 13 и 14) составил 41,1 %, при среднегодовых темпах роста объемов сельскохозяйственного производства 8,2 %.

Диаграмма 13

Диаграмма 14

За последние годы в определенной степени укрепилась экономика сельскохозяйственных предприятий, удалось приостановить спад поголовья скота и производства животноводческой продукции, улучшились финансовые показатели предприятий АПК, активнее решаются социальные программы села, расширяются межрегиональные связи республики.

В 2004 году агропромышленный комплекс республики завершил год с положительным результатом: большинство сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий работали рентабельно. Валовой сбор зерновых культур составил 310,3 тыс. тонн (в 2,2 раза больше, чем в 2003 году), в ;ом числе кукурузы на зерно - 218,6 тыс. тонн. Урожайность кукурузы составила 53,2 ц/га. Больше прошлогоднего собрано картофеля - 102,6 тыс. тонн. В 2004 году в хозяйствах всех категорий производство мяса составило 48,5 тыс. тонн (105,1%), молока- 168,5 тыс. тонн, яиц- 103,6 млн. штук (105,7 %). Рост производства основных продуктов отмечен и в общественном секторе, в основном за счет повышения урожайности и продуктивности животных.

За последние пять лет расширены площади под садами. Заложено ,1200 гектаров многолетних насаждений, в том числе в 2004 году - 309 гектаров.

В результате перераспределения земель в пользу эффективно работающих хозяйств площади необрабатываемых пахотных земель существенно сократились.

С учетом возросшего рыночного спроса (продовольственное зерно, крупяные культуры, растительное масло, овощи и картофель) пересмотрена структура посевных площадей.

В общественном секторе в 1,5-2 раза увеличены посевы гречихи, горчицы, сои и овощных культур.

Разработаны и приняты отраслевые программы развития птицеводства, свиноводства, овцеводства и рыбоводства.

Вместе с этим, не восстановлено элитное и первичное семеноводство Картофеля, урожайность сельскохозяйственных культур в ряде Хозяйств остается низкой, не налажена работа по воспроизводству стада.

Обеспеченность хозяйств республики сельскохозяйственной техникой составляет 50-60 %. Предприятия агросервиса недостаточно оснащены необходимым набором сельскохозяйственной техники, ремонтно-обслуживающей базой, в связи с чем ограничена номенклатура оказываемых ими услуг.

2.8.Инвестиции

За период 2000-2004 годы объемы инвестиций, направленные на развитие экономики и социальной сферы республики, составили 14,7 млрд. рублей и возросли по сравнению с 1999 годом в 2,1 раза. (Диаграмма 15).

Диаграмма 15

В общем объеме затрат около 50 % - бюджетные средства и средства централизованных фондов. Доля производственного строительства в общем объеме капитальных вложений возросла с 44 % в 1999 году до 50 % в 2004 году, что обусловлено значительными объемами капитальных вложений, освоенных по объектам энергетики, тяжелого машиностроения, дорожного строительства и связи.

В электроэнергетической отрасли за указанные годы на строительстве Зарамагской ГЭС освоено более 1,1 млрд. рублей.

Осуществлен ввод в эксплуатацию ЛЭП протяженностью 24,3 км.

За счет средств Министерства путей сообщения Российской Федерации в 2003 году введена в строй 1 очередь реконструкции Владикавказского вагоноремонтного завода им. Кирова.

На строительство и реконструкцию автомобильных дорог за счет федеральных и республиканских средств направлено свыше 1,3 млрд. рублей.

По строительству объектов таможенной службы за счет средств-федерального бюджета освоено 0,5 млрд. рублей, сдан в эксплуатацию таможенный терминал пункта пропуска "Нижний Зарамаг" на 300 автомобилей в сутки.

За 2000-2004 годы введены автоматические телефонные станции на 75,9 тыс. номеров, в том числе в сельской местности - 22,7 тыс. номеров, протяженность междугородних волоконно-оптических линий связи увеличилась на 169 км.

В структуре капитальных вложений увеличилась доля инвестиций, направленных на развитие социальной сферы. На эти цели в 2000-2004 годах использовано более 6,6 млрд. рублей или 45 % всех затрат. Инвестиции, направленные на развитие непроизводственной сферы, возросли с 34% в 1,992 году до 55 % в 2004 году. До 20 % увеличился удельный вес средств, направленных на строительство жилья за счет всех источников финансирования (1992 год - 8 %). Более чем в 2,6 раза увеличилась доля инвестиций в объекты здравоохранения и спорта (1992 год - 3 %, 2004 год - 8 %).

В рамках Государственной целевой программы "Жилище" на территории республики построено 6,7 тыс. новых квартир общей площадью 705 тыс. кв. метров (диаграмма 16).

Диаграмма 16

За счет всех источников финансирования в 2000-2004 годах улучшили жилищные условия 1153 семьи граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации (уволенные и увольняемые с военной службы, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принимавшие участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, отдельные социально незащищенные слои граждан, граждане, переселенные из ветхого и аварийного жилищного фонда, молодые семьи). Для этих категорий граждан введено более 82 тыс. кв. метров жилья.

В сфере образования с 2000 года по 2004 год были значительно увеличены капитальные вложения в строительство новых школ. Количество ученических мест возросло на 4,1 тыс. Значительные объемы инвестиций были направлены на укрепление материально-технической базы высших учебных заведений.

В сфере здравоохранения за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных средств завершена реконструкция детских лечебных учреждений, родильных домов, а также объектов по предупреждению и борьбе с заболеваниями социального характера. Более 77 млн. рублей направлено на строительство и реконструкцию физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

По объектам социальной защиты завершена реконструкция ряда реабилитационных центров для инвалидов, одиноких пенсионеров, детей - инвалидов и других слабо защищенных категорий граждан.

В 2000-2004 годах выполнены значительные объемы по строительству объектов коммунального назначения. Введены в эксплуатацию инженерные коммуникации общей протяженностью 397 км, из них более 70 % - газовые сети.

Несмотря на достигнутые высокие показатели инвестиционной деятельности за 2000-2004 годы, объем инвестиций в основной капитал в 2004 году на душу населения составил 6087 рублей, что в 2,4 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации (диаграмма 17).

Диаграмма 17

2.9.Тор"овля и сфера услуг

Оборот торговли и сфера услуг занимают более 50 % в структуре валового регионального продукта. Оборот розничной торговли в 2004 году по сравнению с 1999 годом вырос на 32,2 % и составляет на душу населения 17,9 тыс. рублей в год против 9,5 тыс. рублей в 2000 году (Диаграмма 18).

Диаграмма 18

Из-за более низких цен совокупный товарооборот вещевых, смешанных и продовольственных рынков составляет более 56,0 % от объёма республиканского розничного товарооборота. Совершенствование работы предприятий торговли и применение прогрессивных форм обслуживания, увеличение количества специализированных и фирменных магазинов способствуют возврату покупателей в торговую сеть, о чем свидетельствуют опережающие темпы реализации товаров в 2004 году торгующими организациями и, соответственно, улучшению структуры товарооборота (табл.3).

Таблица 3

Темпы роста оборота розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на рынках

2001 г. в %к 2000 г.

2002 г. в %к 2001 г.

2003 г. в % к . 2002 г.

2004 г. в % к 2003 г.

Всего

106,0

103,5

105,6

109,5

В том числе:

Оборот торгующих организаций

99,5

100,0

111,0

112,0

Продажа товаро в на вещевых, смешан-ных и продовольственных рынках

111,3

106,1

101,8

107,6

Позитивные тенденции развития сферы торговли сопровождаются рядом негативных проявлений. Из-за роста тарифов и избыточной звенности товародвижения происходит экономически необоснованный рост цен па товары народного потребления. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование, в основном, мелких и средних торговых предприятий. Остро стоит проблема нелегальной и контрафактной продукции, обеспечение безопасности и качества товаров, реализуемых на рынках.

За период с 1993 года практически ликвидировано крупное оптовое звено, что привело к оттоку значительных денежных средств посредникам, не имеющим отношения ни к производителям, ни к конечным потребителям, отсутствию страховых резервов товарных ресурсов.

Объём реализации платных услуг населению республики за период с 2000 по 2004 год вырос на 23,5 %. В 2004 году в расчете на душу населения объем оказанных услуг возрос к уровню 2000 года в 2,2 раза.

В расходах населения на оплату услуг сократился удельный вес бытовых услуг при росте доли расходов на оплату услуг," ранее предоставляемых бесплатно или со скидкой: коммунальные услуги, услуги системы образования (табл. 4).

Таблица 4

Структура и динамика объема платных услуг населению по видам

2004 г., млн. рублей

к итогу

В % к 2003 г.

Всего оказано платных услуг

6057,5

100,0

106,8

в том числе:

Бытовые

579,6

9,6

98,6

Пассажирского транспорта

2538,1

41,9

96,2

Связи

889,2

14,7

134,5

Жилищные

100,3

1,6

89,6

Коммунальные

1058,5

17,5

116,9

Учреждений культуры

23,9

0,4

93,7

Туристско-экскурсионные

10,6-

' 0,2

i j8,2

Услуги гостиниц

85,1

1,4

101,0

Физической культуры и спорта

16,2

0,3

170,4.

Медицинские

104,2

1,7

92,8

Санаторно-оздоровительные

65,2

1,1

58,0

Ветеринарные

5,7

0,1

112,5

Правового характера

9,6

0,2

88,5

Системы образования

319,1

5,2

в 2,2 раза

Прочие виды платных услуг

252,2

4,1

100,0

Растет популярность новых видов услуг: предоставление доступа к сети Интернет позволило увеличить объём по данной позиции по сравнению с 2000 годом в 3,9 раза. Число абонентов сотовой связи увеличилось более чем в 4 раза.

Произведенная организационная перестройка позволила вовлечь свободные финансовые средства населения и организаций в создание инфраструктуры сферы услуг, развитие малого бизнеса. Негосударственный сектор обеспечивает свыше 90 % объёма платных услуг.

Усиливается дифференциация в потреблении услуг между жителями города и села как по ассортименту, качеству, так и по среднедушевым объемам потребления бытовых услуг. У районных предприятий сферы услуг нет необходимой производственной базы даже для оказания социально значимых услуг. Жителям сельских и труднодоступных горных населенных пунктов приходится обращаться за услугами в районные центры.

2.10. Внешняя торговля

Совокупный внешнеторговый оборот Республики Северная Осетия-Алания в анализируемом периоде составил 704,2 млн. долларов США, в том числе в 2004 году - 84,2 млн. долларов США, из них экспорт - 42,4 млн. долларов США, импорт -41,8 млн. долларов США.

Динамика объемов внешнеторговых операций предприятий и организаций Республики Северная Осетия-Алания за 2000-2004 годы представлена в таблице 5.

Таблица 5

Объем внешней торговли за 2000-2004 годы

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Внешнеторговый оборот, всего

143,31

173,90

158,82

144,0

84,2

Экспорт товаров, всего

67,03

69,14

92,30

47,3

42,4

Импорт товаров, всего

76,27

104,66

66,52

96,7

41,8

В 2004 году по сравнению с 2003 года отмечается уменьшение объемов внешней торговли на 59,8 млн. долларов (58,1 % от оборота 2003 г.), при положительном торговом сальдо (0,6 млн. долларов).

По странам:

ближнее зарубежье: экспорт - 16,7 млн. долларов, импорт - 15,7 млн. долларов;

дальнее зарубежье: экспорт - 25,7 млн. долларов, импорт - 26,1 млн. долларов;

Основная номенклатура состоит (по убыванию) из следующих товарных групп:

по экспорту - цинк и изделия из него (12,3 млн. долларов), свинец и изделия из него (7,7 млн. долларов), табак (4,1 млн. долларов), продукция мукомольной промышленности (3,8 млн. долларов);

по импорту - алкогольные и безалкогольные напитки (15,8 млн. долларов), оборудование (10,0 млн. долларов), фрукты (4,5 млн. долларов).

Наиболее крупными участниками внешнеэкономической деятельности являлись ОАО "Электроцинк" (28,7 млн. долларов, или 34,1 % от общего внешнеторгового оборота), ОАО "Исток" (25,7 млн. долларов, или 30,5 %), ОАО "Победит" (2,9 млн. долларов, или 3,3 %).

Либерализация внешней торговли в России, изменение социально-политической обстановки па Северном Кавказе и в странах Закавказья вывели на первый план вопросы качественного совершенствования внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания, а также определения приоритетов специализации республики в межрегиональных и между на-. родных экономических связях, долговременных внешнеэкономических интересов.

В настоящее время в сфере внешнеэкономической деятельности важным направлением является привлечение инвестиций в экономику республики с использованием преимуществ географического положения и имеющегося экономического потенциала.

Предусматриваются меры по интеграции в международную транзитно-транспортную систему. С этой целью разработана и реализуется концепция проекта международного транспортного коридора "Южные ворота", предполагающего реконструкцию федеральной автомагистрали "Кавказ" с созданием производственной и социальной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, позволяющей увеличить объемы транзитных грузов по автомагистрали в 4-5 раз.

2.11. Рекреационный и туристический комплекс

Курортный комплекс Республики Северная Осетия-Алания до 1992 года состоял из 6 санаториев и 2 пансионатов общей вместимостью 2039 мест. В настоящее время сохранились 3 санатория общей вместимостью 400 мест и 2 пансионата - 750 мест.

Туристский комплекс Республики Северная Осетия-Алания насчитывал до 1992 года 21 объект на 6 тысяч мест. В настоящее время осталось 15 объектов общей вместимостью 1300 мест. Материально-техническая база физически и морально изношена и не удовлетворяет современным требованиям.

При наличии благоприятных факторов возможности туристское рекреационного комплекса Республики Северная Осетия-Алания используются крайне неэффективно. Въездной и внутренний туризм развит слабо. Материальная база средств размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Часть объектов туристского комплекса Республики Северная Осетия-Алания используются не по назначению либо вообще не используются. Многие туристические объекты - музеи, историко-архитектурные памятники требуют срочной реставрации.

Поступления доходов в бюджет республики от туристской деятельности практически отсутствуют.

В настоящее время объекты туристического комплекса Республики Северная Осетия-Алания из-за вынужденного размещения беженцев оказались разрушенными. Общее количество рабочих мест в курортно-туристском комплексе составляет 400 единиц. В республике действует 16 турфирм, осуществляющих международную туристическую деятельность и организующих отдых и лечение жителей Республики Северная Осетия-Алания на Черноморском и Азовском побережьях и курортах Кавказских Минеральных Вод.

2.12. Экология

Природоохранная деятельность в Республике Северная Осетия - Алания . направлена на обеспечение безусловного соблюдения природопользователями норм и требований, предусмотренных нормативно-правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания и Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования, а также на комплексное использование природных ресурсов, минимизацию вредного воздействия эксплуатируемых объектов на окружающую природную среду.

Правовые отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории республики регулируется Законом Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды", постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 июля 2003 года N 192 "Об образовании Межведомственной комиссии по проблемам биологического разнообразия и особо охраняемых природных территорий Республики Северная Осетия-Алания", республиканскими целевыми программами в области природопользования и охраны окружающей среды.

В целях обеспечения соблюдения природопользователями законодательства по поддержанию благоприятной среды обитания, рациональному использованию природных ресурсов осуществляется государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В 2004 году проведено 603 мероприятия, в результате чего выявлено 1059 нарушений. Предъявлены 222 штрафные санкции на сумму 1270 тыс. рублей.

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2005-2008 ГОДЫ

Название документа: О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2005-2008 ГОДЫ

Номер документа: 199

Вид документа: Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания

Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия - Алания

Статус: Действующий

Опубликован:
Дата принятия: 22 июля 2005

Дата редакции: 22 июля 2005