ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2003 года N 187
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА ОСОБО ОПАСНЫХ И ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ ИНФЕКЦИЙ И САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ" НА 2004-2006 ГОДЫ.
{Утратило силу:
Закон РСО-Алания от 18.03.02 N 4-РЗ; НГР: ru15000200200016}
В целях снижения уровня заболеваемости, совершенствования существующей системы эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории Республики Северная Осетия-Алания от завоза и распространения особо опасных и природно-очаговых инфекционных заболеваний Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории Республики Северная Осетия-Алания от завоза и распространения инфекционных заболеваний" на 2004-2006 годы (далее - Республиканская программа).
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) при формировании бюджетов на 2004-2006 годы предусмотреть выделение средств на реализацию Республиканской программы.
3. Министерствам и ведомствам Республики Северная Осетия-Алания, ответственным за исполнение соответствующих мероприятий, обеспечить реализацию Республиканской программы.
4. Рекомендовать главам администраций местного самоуправления г Владикавказа и районов республики принять меры по реализации Республиканской программы и утвердить соответствующие местные программы
5. Рекомендовать Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Северная Осетия-Алания (Бугаев):
обеспечить координацию работ по реализации Республиканской программы;
ежегодно докладывать Правительству Республики Северная Осетия-Алания о ходе выполнения данного постановления;
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Министра труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания Л.А. Туганову.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания М. Шаталов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 июля 2003 г. N 187
Наименование Программы | Республиканская программа "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории Республики Северная Осетия-Алания от завоза и распространения инфекционных заболеваний" на 2004-2006 годы |
Дата принятия решения | Решение заседания Ассоциации "Здравоохранение Юга России" от 11-12 октября 2001 г. |
Основной разработчик | Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Северная Осетия-Алания |
Цели и задачи Программы | Совершенствование существующей системы эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории Республики Северная Осетия-Алания в отношении опасных инфекционных заболеваний, накопление базы данных для проведения анализа и составления прогноза, определения тенденции в динамике эпидемиологической конъюнктуры по инфекционным болезням в Республике Северная Осетия-Алания для быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в области инфекционной патологии, а также для осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий в случае возможной угрозы биотерроризма. |
Исполнители основных | Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Северная Осетия-Алания (по согласованию), Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания. |
Сроки реализации | 2004-2006 годы: |
Основные мероприятия | Организационные мероприятия, эпидемиологический мониторинг, санитарная охрана территории от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, мероприятия на случай возникновения эпидосложнений по эндемичным и экзотическим инфекциям, подготовка кадров, информационное обеспечение организации и проведения эпиднадзора. |
Источник финансирования | Средства, выделяемые из республиканского бюджета. |
Ожидаемые результаты | Повышение уровня эпидемиологического благополучия по особо опасным и природноочаговым заболеваниям. |
Система организации | Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Северная Осетия-Алания, г. Владикавказе и районах республики |
В последние годы в Южном федеральном округе сложилась неблагоприятная ситуация по особо опасным и природно-очаговым заболеваниям.
Территория Южного федерального округа в силу своего социально - экономического положения и географического расположения является уязвимой в отношении возникновения, заноса и распространения инфекционных болезней. К факторам, обуславливающим эпидемиологическую конъюнктуру по инфекционной патологии в регионе, относится наличие государственной границы, через которую осуществляются интенсивный товарообмен и сезонная миграция рабочей силы из стран Союза Независимых Государств, имеющих природные очаги опасных инфекционных заболеваний с высоким эпидемическим потенциалом, доставка товаров большегрузным автотранспортом с территорий с неясным эпидемиологическим фоном, активные религиозные и этнические связи со странами, неблагополучными по ряду особо опасных и экзотических инфекций. Все это создает предпосылки к обострению эпидемиологической обстановки.
На территории Южного федерального округа расположены шесть природных очагов чумы, где ежегодно выделяется порядка 70-80 процентов штаммов чумного микроба от общего количества изолированных в России. Республика Северная Осетия-Алания граничит с крупными природными очагами чумы: Центрально-Кавказским, Дагестанским горным и Терско-Сунженским. С 1993 года практически не проводится надзор за Терско-Сунженским природным очагом чумы на территории Чечни и Ингушетии.
Остается неблагополучной эпидемиологическая обстановка по холере в Южном федеральном округе. Опасность завоза холеры в Республику Северная Осетия-Алания реальна в связи с территориальной близостью и тесным контактом с регионами, где регистрируются случаи заболевания холерой (Дагестан, Чечня). Кроме того, этому способствует и увеличение миграционных процессов, развитие туризма, особенно в страны, неблагополучные по холере.
Продолжает оставаться напряженной эпидемиологическая ситуация по бруцеллезу и туберкулезу, отмечается тенденция к активизации очагов в индивидуальных хозяйствах.
Большинство районов республики эндемичны по туляремии, активизации туляремийных очагов может способствовать также снижение в последние годы количества площадей, подвергнутых дератизационной обработке.
Республика входит в число шести наиболее неблагополучных территорий по сибирской язве в Южном федеральном округе. На всей территории существуют многочисленные стойкие почвенные очаги.
Практически все районы республики, за исключением Ирафского, и г. Владикавказ являются энзоотичными по лептоспирозу. Ежегодно регистрируются спорадические случаи заболевания среди людей.
Ситуация усугубляется также трудностями в проведении вакцинопрофилактики ввиду отсутствия достаточного количества туляремийной, сибиреязвенной, лептоспирозной вакцин.
В сложившихся условиях эффективность системы надзора за инфекционной заболеваемостью зависит от быстрого и адекватного реагирования на осложнения эпидемиологической обстановки, умелого маневрирования имеющимися ресурсами (оснащением, кадрами) путем рациональной организации работы с использованием универсальных информационных систем.
Как показывает опыт борьбы с лептоспирозом, туляремией, крымской геморрагической лихорадкой, сибирской язвой и рядом других опасных инфекций в Республике Северная Осетия-Алания, эффективность организации проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий значительно возрастает в условиях скоординированных действий учреждений разных служб и ведомств.
Этого требует и новая для всех нас ситуация - реальная угроза биотерроризма. Проблема защиты населения республики от опасных последствий применения инфекционных агентов в криминальных целях требует серьезного внимания к вопросам подготовки кадров (эпидемиологов, бактериологов, клиницистов), согласованности действий разных служб и ведомств, оснащения лабораторий оборудованием с максимальной степенью защиты персонала, разработки надежных и чувствительных методов обнаружения биологических агентов.
Учреждения госсанэпидслужбы являются первым рубежом против эпидемических проявлений инфекционных заболеваний вне зависимости от причин их возникновения, и требуется консолидация усилий и согласованности действий учреждений разных служб и ведомств по вопросам быстрого реагирования и корректного информационного обеспечения предпринимаемых профилактических и противоэпидемических мер.
На этом основании и в соответствии с решением заседания Ассоциации "Здравоохранение Юга России" Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Северная Осетия-Алания разработана представленная программа, в которой нашли отражение задачи рационализации системы противоэпидемического обеспечения населения в отношении особо опасных и природно-очаговых инфекций. Выполнение Программы позволит приступить к разработке согласованной системы действий различных служб и ведомств по вопросам планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий, совершенствовать систему практических мер по санитарной охране территории и предупреждению эпидемиологических последствий при возможных актах биотерроризма.
Целью Программы является совершенствование системы профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении особо опасных и природно-очаговых инфекций в Республике Северная Осетия-Алания.
Для достижения поставленной Программой цели предусмотрено решение следующих задач:
паспортизация особо опасных и природно-очаговых инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Республики Северная Осетия-Алания;
разработка согласованной системы действий разных служб и ведомств по вопросам планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий;
рационализация системы противоэпидемического обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях техногенного, природного, экономического и конфликтного характера;
разработка системы практических мер по предотвращению эпидемиологических последствий при возможных актах биотерроризма.
Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает:
формирование компьютерной базы данных на основании учета заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями на территории республики;
обеспечение готовности лечебно-профилактических учреждений республики к проведению мероприятий на случай эпидемиологических осложнений;
оснащение аналитическим оборудованием, средствами измерения экспресс лабораторий санитарно-карантинных пунктов "Нижний Зарамаг", "Верхний Ларс" для осуществления санитарно-эпидемиологической экспертизы ввозимой на территорию республики продукции;
обеспечение готовности противоэпидемических формирований для работы в чрезвычайных ситуациях, связанных с эпидемиями и вспышками, завозными случаями опасных инфекционных заболеваний;
создание резервов и поддержание неснижаемого запаса иммунодиагностических препаратов, питательных сред, дезинфицирующих средств, лабораторной посуды и оборудования, средств индивидуальной защиты для работы в очагах особо опасных и природно-очаговых инфекций;
подготовка врачей-эпидемиологов и бактериологов учреждений госсанэпидслужбы и здравоохранения на центральных базах;
информирование населения о мерах профилактики инфекционных заболеваний;
Основным разработчиком и координатором работ по реализации Программы является Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Северная Осетия-Алания
К участию в реализации Программы привлекаются Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, Управление по делам миграции Министерства внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания, другие организации и предприятия
Программа предусматривает
исполнение перечня вопросов по Программе;
предоставление отчетов по выполнению Программы к 1 декабря каждого года;
Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Объем финансирования Программы составляет 3661,28 тысячи рублей.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Северная Осетия-Алания осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделенных средств, эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
совершенствовать существующую систему эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории Республики Северная Осетия-Алания в отношении особо опасных инфекционных заболеваний;
приступить к накоплению базы данных для проведения анализа и составления прогноза, для определения тенденции в динамике эпидемиологической конъюнктуры по инфекционным болезням в Республике Северная Осетия-Алания с целью мобилизации совместных усилий ведомственных и территориальных служб для быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в области инфекционной патологии;
осуществление профилактических и противоэпидемических мероприятий в случае возможной угрозы биотерроризма;
п/п | Наименование мероприятий | Исполнитель | Сроки исполнения | Стоимость |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационные мероприятия | ||||
1. | Разработка и утверждение в установленном поряд-ке территориальных программ "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории от завоза и распро-странения инфекционных заболеваний" на 2004-2006 годы | Администрации местного самоуправления г. Влади-кавказа и районов респуб-лики (по согласованию) Центры госсанэпиднадзора в г. Владикавказе и районах республики. | апрель 2004, | |
2. | Обеспечение режима ветеринарно-санитарного контроля в пунктах въезда на административные территории республики и выезда за ее пределы, на объектах переработки сельскохозяйственной про-дукции растительного и животного происхожде-ния | Министерство сельского хозяйства и продовольст-вия Республики Северная Осетия-Алания | ежегодно | |
3. | Обеспечение полного учета лиц, занятых на объ-ектах животноводства и переработки сельскохо-зяйственной продукции, и проведение профилак-тических медицинских осмотров среди них | Министерство здраво-охранения Республики Северная Осетия-Ала-ния | ежегодно | |
4. | Разработка и осуществление контроля за реализа-цией планов по профилактике и оздоровлению пунктов, неблагополучных по бруцеллезу, тубер-кулезу, лептоспирозу и другим инфекционным болезням, общим для человека и животных | Министерство сельского хозяйства и продовольст-вия Республики Северная Осетия-Алания | ежегодно | |
5. | Обеспечение государственного санитарного кон-троля за производством, хранением и реализацией продовольственных товаров на предприятиях всех форм собственности и за качеством питьевой во-ды, подаваемой населению | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | |
6. | Обеспечение выполнения режима санитарной ох-раны источников централизованного питьевого водоснабжения на территории республики | Администрации местного самоуправления г. Влади-кавказа и районов республики (по согласованию) | ежегодно | |
7. | Усиление контроля за соблюдением требований биологической безопасности в учреждениях, про-водящих диагностические и экспериментальные работы с патологическими биологическими аген-тами III-IV и I-II групп патогенности | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | |
8. | Регулярное взаимное информирование об обост-рениях эпидемической и эпизоотической обста-новки на территории республики | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | По мере возник-новения обостре-ний эпидемической и эпизоотической об-становки | |
II. Эпидемиологический мониторинг | ||||
1. | Формирование компьютерной базы данных на ос-новании учета заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями на территории респуб-лики | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | 40.0 |
2. | Регулярный лабораторный контроль за циркуля-цией возбудителей инфекционных заболеваний, обуславливающих территориальную инфекцион-ную патологию | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | 15.0 |
3. | Анализ видового состава и численности млекопи-тающих, их эктопаразитов - носителей и пере-носчиков природно-очаговых инфекций на терри-тории республики | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | 25.0 |
4. | Разработка краткосрочных и долговременных прогнозов эпизоотических процессов в биоцено-зах природных очагов инфекций | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | 3.0 | |
5. | Анализ готовности медицинских служб Респуб-лики Северная Осетия-Алания к выявлению, ди-агностике и лечению больных особо опасными и инфекционными заболеваниями, представляющи-ми территориальную патологию | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по согласованию) | ежегодно | 5.0 |
6. | Эпидемиологическая оценка заболеваемости ма-лярией по территориям республики (динамика за-возных случаев, количество вторичных заражений от них) | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | 5.0 |
7. | Анализ готовности госпитальной базы лечебно-профилактических учреждений республики к про-ведению мероприятий на случай эпидосложнений с большим числом пострадавших | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | 5.0 |
Всего 98.0 | ||||
III. Санитарная охрана территории от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний | ||||
1. | Анализ количественных показателей и структуры миграционной активности населения территории республики | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | 5.0 |
2. | Компьютерный учет фи рм и организаций, имею-щих коммерческие и иные связи со странами, неблагополучными по особо опасным инфекцион-ным заболеваниям | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | - |
3. | Составление и представление информации по ин-фекционной заболеваемости в мире территори-альным центрам госсанэпиднадзора, министерст-вам и ведомствам | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | 5.0 |
4. | Составление плана работы по противодействию биологическому терроризму для конкретных ад-министративных территорий | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | |
5. | Создание запасов лечебных и профилактических средств против возбудителей особо опасных ин-фекций - возможных агентов биотерроризма | Министерство здраво-охранения Республики Северная Осетия-Ала-ния | ежегодно | 45.0 |
6. | Анализ работы санитарно-карантинных пунктов на Государственной границе РФ по готовности к проведению мероприятий при выявлении больных опасными инфекционными заболеваниями | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | |
7. | Разработка плана совместных действий госсан-эпидслужбы, медицинских и ветеринарных учре-ждений, миграционной службы по профилактике завоза опасных инфекционных заболеваний, ток-сических веществ на территорию республики | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) Министерство здраво-охранения Республики Северная Осетия-Ала-ния Министерство сельского хозяйства и продовольст-вия Республики Северная Осетия-Алания Управление по делам ми-грации Министерства внутренних дел Респуб-лики Северная Осетия-Алания (по согласованию) | 2004 г. | |
8. | Оснащение аналитическим оборудованием, сред-ствами измерения экспресс-лабораторий санитар-но-карантинных пунктов "Нижний Зарамаг", "Верхний Ларе" для осуществления санитарно-эпидемиологической экспертизы ввозимой на территорию республики продукции | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | весь пе-риод | 2107.28 |
9. | Финансирование затрат на содержание санитарно-карантинного отдела Центра госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | весь пе-риод | 843.0 |
Всего 3005.28 | ||||
IV. Мероприятия на случай возникновения эпидосложнений по эндемичным и экзотическим инфекциям | ||||
1. | Корректировка планов по проведению мероприя-тий на случай возникновения очагов особо опас-ных и природно-очаговых инфекций | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | 2.0 |
2. | Обеспечение готовности противоэпидемических формирований (СПЭБ, СЭО, лаборатории СНЛК) для работы в чрезвычайных ситуациях, связанных с эпидемиями и вспышками, завозными случаями опасных инфекционных заболеваний | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | постоян-но | 350.0 |
3. | Создание резервов и поддержание неснижаемого запаса иммунодиагностических препаратов, пита-тельных сред, дезинфицирующих средств, лабо-раторной посуды и оборудования, средств инди-видуальной защиты для работы в очагах особо опасных и природно-очаговых инфекций | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | постоян-но | 100.0 |
4 | Совместное проведение противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных инфекций, а также по расшифровке вспышек заболеваний неясной этиологии | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | постоян-но | Расчет расхо-дов отдельной сметой |
5 | Проведение совместной экспертной оценки при-чин эпидемиологических осложнений и качества проведенных мероприятий в очагах | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | постоян-но | Расчет расхо-дов отдельной сметой |
6. | Создание группы кураторов - консультантов для оказания практической помощи территориальным учреждениям госсанэпиднадзора и здравоохране-ния при проведении текущего эпиднадзора и при возникновении эпидосложнений и обеспечение их дежурства в летний сезон | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | ежегодно | |
Всего 452.0 | ||||
V. Подготовка кадров | ||||
1. | Проведение для медицинских работников лечеб-ных учреждений и центров госсанэпиднадзора семинаров, научно - практических конференций по вопросам бактериологической диагностики особо опасных и природно-очаговых инфекций, противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, противодействия угрозе биотерроризма | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | 1 раз вгод | 11.0 |
2. | Подготовка врачей-бактериологов санитарно-эпидемиологических бригад постоянной готовно-сти по вопросам индикации возбудителей особо опасных и природно-очаговых инфекций | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | 1 раз в 2 года | 30.0 |
3. | Подготовка врачей-эпидемиологов центров гос-санэпиднадзора, лечебно-профилактических уч-реждений по эпидемиологии на центральных ба-зах | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | 1 раз в 3 г ода | 30.0 |
Всего 71.0 | ||||
VI. Информационное обеспечение организации и проведения эпиднадзора | ||||
1. | Выработка стратегии эпидемиологического ин-формирования населения в случаях чрезвычайных ситуаций с эпидемиологическими последствиями | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | По мере возник-новения эпидеми-ческих и эпиде-миологи-ческих осложне-ний | |
2. | Опубликование в средствах массовой информа-ции материалов по профилактике вспышек ин-фекций, имеющих значение в территориальной патологии | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | По мере возникновения эпидемических и эпидемиологических осложне-ний | |
3. | Освещение в СМИ (теле-, радиовещание, печат-ные издания) системы мер личной профилактики в отношении экзотических инфекций при выезде в страны, потенциально опасные по этим инфекци-ям | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | По мере возник-новения эпидеми-ческих и эпиде-миологи-ческих осложне-ний | |
4. | Информирование населения о мерах профилакти-ки инфекционных заболеваний при осложнении эпидемиологической обстановки на территории республики и сопредельных территориях Южно-го федерального округа | Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия-Алания (по со-гласованию) | По мере возник-новения эпидеми-ческих и эпиде-миологи-ческих осложне-ний | 35.0 |
Всего 35.0. |