Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 1999 года N 175

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 1999-2002 ГОДЫ

Утратило силу: Постановление РСО-Алания от 14.10.05 N 311; НГР: ru15000200500211

В целях организации выполнения протокола заседания Правительства Российской Федерации от 12.11.98 г. N 41 "О национальном плане действий по охране окружающей среды на 1999-2001 годы", для определения эффективных путей улучшения экологической обстановки в республике Правительство Республики Северная Осетия-Алания .постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Республиканский план действий по охране окружающей среды на 1999-2002 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия- Алания Баскаева С.А.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Т. Мамсуров

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 25 июня 1999 г. N 175

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 1999-2002 ГОДЫ

Владикавказ 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ


Со дня создания государственных органов охраны природы Российской Федерации, в том числе и РСО-Алания, исполнилось 10 лет. За это время в республике проделана определенная работа по охране окружающей природной среды. Разработаны и приняты Парламентом РСО-А законы "Об охране окружающей природной среды", "О горных территориях", "О недропользовании", "О культурном и природном наследии народа РСО-А", "О воде", "О лесе", "Об отходах" и другие. Правительством республики принят ряд постановлений по природоохранным вопросам, в том числе: "О неотложных мерах по ликвидации последствий нарушений природоохранного законодательства в г. Моздоке" (1990 г.), "О состоянии и дополнительных мероприятиях по улучшению экологической обстановки в республике" (1990 г.), "Об утверждении положений о государственной экологической экспертизе, экологической инспекции Госкомприроды и республиканском фонде охраны природы" (1991 г.), "Об экологическом состоянии бассейна реки Терек" (1991 г.), "О плате за загрязнение окружающей природной среды" (1993 г.), "Об усилении работы по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу и взаимодействию органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, при эксплуатации автотранспорта" (1993 г.), "Об усилении контроля за водоохраной деятельностью" (1993), "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды токсичными производственными, бытовыми и иными отходами" (1994 г.), "О мерах по дальнейшему совершенствованию экологического механизма природопользования" (1994 г.), "Об усилении контроля за использованием и охраной животного и растительного мира" (1994 г.), "О порядке лицензирования работ и услуг природоохранного назначения и усилении контроля за загрязнением окружающей среды передвижными источниками загрязнения" (1994 г.), "О мерах по улучшению ситуации в сфере управления отходами производства и потребления" (1995 г.), "О создании единой системы экологического мониторинга РСО-А" (1995 г.), "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" (1996 г.), "О зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения" (1996 г.), "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (1996 г.), "О стимулировании воздухоохранных работ при эксплуатации автотранспорта" (1997 г.), "О мерах по обеспечиванию экологической безопасности при осуществлении деятельности военных частей и военных объектов на территории РСО-А" (1997 г.), "О Государственной научно-технической программе "Экологическая безопасность РСО-А на 1997-2000 гг."" (1997 г.), "Об утверждении перечня редких и исчезающих видов растений и животных для занесения их в Красную книгу РСО-А" (1997 г.), "Об учреждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" (1997 г.), "О мерах по реализации Закона РСО-А "О культурном и природном наследии народа РСО-А"" (1997 г.), "О порядке проведения государственной экологической экспертизы" (1997 г.), "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" (1997 г.), "О принятии Временного положения о государственном контроле за состоянием, использованием и охраной водных ресурсов и водных объектов государственного водного фонда РСО-А" (1997 г.), "Об утверждении Положения о водоохранных зонах (полосах) рек, водохранилищ и по регулированию хозяйственной и иной деятельности на водных объектах РСО-А" (1997 г.), "О плате за загрязнение окружающей природной среды торгово-посредническими организациями, предприятиями розничной торговли, общественного питания, по техническому обслуживанию автотранспортных средств" (1998 г.) и другие.

В РСО-Алания проведены три международные и ряд межрегиональных конференций, посвященных охране природы, в том числе и устойчивому развитию горных территорий. Материалы этих конференций опубликованы.

Все эти документы стали основополагающими ориентирами при разработке Республиканского плана действий по охране окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2002 годы (РПДООС).

В основу Республиканского плана положены рекомендации, изложенные в Плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы.

Республиканский план действий по охране окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2001 годы является программным документом, призванным конкретизировать экологическую политику РСО-Алания на ближайшую перспективу. РПДООС служит примером плодотворной работы, согласия и совместного видения путей решения экологических проблем государственными структурами управления и общественными экологическими организациями республики. Он может стать первым шагом на пути становления и практического воплощения устойчивого развития РСО-А на пути в XXI век.

Выражаю благодарность представителям министерств, ведомств, неправительственных организаций, ученым Вузов и НИИ, материалы которых использованы при разработке Республиканского плана действий по охране окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2002 годы.

Министр

охраны окружающей среды

Республики Северная Осетия-Алания В.Вагин

СОДЕРЖАНИЕ


Введение- 6

Формулировка целей и задач РПДООС-6


Раздел 1. Анализ состояния и тенденций изменения экологической ситуации на территории РСО-Алания- 8 1.1. Основные экологические проблемы по средам, видам и источникам воздействия-8

1.1.1. Атмосферный воздух. Состояние в территориальном разрезе, основные проблемы и источники загрязнения-8

1.1.2. Водные объекты. Состояние, основные проблемы и источники загрязнения-9

1.1.3.Почвы и земельные ресурсы. Состояние, основные проблемы и источники их возникновения-12

1.1.4. Леса, животный и растительный мир. Состояние, основные проблемы и источники их возникновения-15

1.1.5.Недра и минеральные ресурсы. Основные экологические проблемы, связанные с природопользованием -18

1.1.6. Отходы производства и потребления. Основные проблемы их образования, утилизации и захоронения-19

1.2. Обоснование критериев ранжирования экологических проблем по степени опасности. Выявление наиболее экологически неблагополучных территорий, зон и их ранжирования по степени опасности экологической обстановки-23

1.3. Выявление наиболее значительных источников возникновения экологических проблем (промышленных предприятий, свалок отходов и т.д.) и их ранжирование -24     

Раздел 2. Анализ проблем управления охраной окружающей среды и природопользованием в РСО-Алания-25

2.1. Анализ структуры и в целом системы управления-25

2.2. Анализ качества информационного обеспечения лиц, принимающих решения- 26

2.3. Проблемы экономического и финансового механизмов охраны окружающей среды.-26

2.4. Недостатки нормативного и правового обеспечения природоохранной деятельности-27    

Раздел 3. Определение приоритетных направлений решения основных экологических проблем-28

3.1. Обоснование критериев выбора приоритетных направлений решения природоохранной деятельности-28

3.2. Приоритетные природоохранные мероприятия-28.

3.2.1.Охрана воздушного бассейна-31.

3.2.2.Охрана водных объектов-33.

3.2.3.Обращение с отходами-35

3.2.4.Охрана земельных ресурсов и почв-37

3.3. Приоритетные меры по совершенствованию системы управления природоохранной деятельностью и экологической политики в целом на территории РСО-А-40

3.3.1.Совершенствование системы государственного экономического контроля, мониторинга и экологической экспертизы-40

3.3.2.Развитие экономических и финансовых инструментов-44

3.3.3.Развитие нормативной правовой базы-44

3.3.4.Развитие системы экологического образования, просвещения, воспитания, обеспечение доступности экологической информации-48

3.3.5.Обеспечение участия неправительственных организаций в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды-49

Раздел 4. Механизм реализации РПДООС-50

4.1. Взаимодействие различных органов власти и вовлечение различных общественных сил в процесс реализации РПДООС -50

4.2. Правовой механизм закрепления взаимных прав и обязанностей участников реализации РПДООС-50

4.3. Механизм финансового обеспечения выполнения РПДООС-50

4.4. Порядок отчетности и контроля за выполнением РПДООС- 51

4.5. Механизм корректировки РПДООС в зависимости от хода его реализации и появления новой информации-51

ВВЕДЕНИЕ


Республиканский план действий по охране окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2002 годы (РПДООС) разработан для определения эффективных путей улучшения экологической обстановки в РСО-Алания и согласуется с основными положениями экономической и социальной политики республики.

Цели РПДООС - оздоровление экологической обстановки в Республике Северная Осетия-Алания, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, эффективное участие республики в российской природоохранной деятельности.

Документ базируется на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Северная Осетия-Алания, законах "Об охране окружающей природной среды" РФ и РСО-Алания, других законодательных актах РФ и РСО-Алания, постановлениях Правительств РФ и РСО-Алания, а также учитывает положения, изложенные в Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы и материалах международных конференций, прошедших в РСО-Алания.

Совершенствование природоохранного законодательства, использование экономических инструментов и учет экологических факторов в экономической и социальной политике приобретают все большее значение. Возрастает необходимость тесного взаимодействия природоохранных органов с другими органами исполнительной власти, экологически ориентированными общественными организациями, создания новых механизмов принятия решений, обеспечивающих достижение поставленных целей.

РПДООС разработан с использованием материалов республиканских министерств и ведомств, неправительственных экологических организаций и движений, ученых вузов и НИИ. Настоящий план действий содержит методологическую основу для разработки последующих планов действий по охране окружающей среды как важнейших составляющих единой системы охраны окружающей природной среды. Поэтому в настоящем документе приведены достаточно подробные сведения по выработке целей, ранжированию экологических проблем, выделению приоритетов при разработке РПДООС.

Предполагается, что РПДООС будет разрабатываться каждые 2-3 года и в части финансирования привязан к соответствующим финансовым годам. Это необходимо, прежде всего для того, чтобы целенаправленно использовать бюджетные ассигнования на охрану окружающей природной среды, вкладывая их в решение приоритетных экологических проблем. Ожидается, что РПДООС станет ориентиром при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами.

Важнейшие цели природоохранной деятельности сформулированы в Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (1994 г.), планах действий правительств РФ и РСО-Алания в области охраны окружающей среды (1994-1998 гг.), Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).

Для реализации поставленных целей необходимо решать следующие задачи: решение непосредственно экологических проблем федеральной и республиканской значимости во взаимосвязи с социально-экономическими факторами развития народного хозяйства; создание механизма снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения; совершенствование механизма привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации инвестиционных природоохранных мероприятий.

Решение этих задач осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативную правовую базу, системы - экономическую и финансовую, государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведение научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей и" решения, формирования общественного экологического сознания.

РПДООС базируется на следующих ключевых принципах и положениях:

приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от негативного воздействия факторов окружающей природной среды;

приоритет вопросов охраны окружающей природной среды при принятии политических и экономических решений;

совершенствование природоохранного законодательства и экологических стандартов при проведении экологической реформы;

установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности республиканских и федеральных природоохранных органов и органов исполнительной власти республики за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработка и реализация совместных мероприятий по охране окружающей природной среды;

сочетание административных и экономических методов для предотвращения деградации и загрязнения окружающей природной среды;

эффективное сотрудничество для решения федеральных и республиканских экологических проблем.

Наиболее перспективным направлением совместной деятельности представляется усиление роли Правительства РСО-Алания в инициировании и реализации РПДООС при сохранении ведущей роли Министерства охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания в охране окружающей среды в профессиональном отношении.

РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РСО-АЛАНИЯ

1.1. Основные экологические проблемы по средам, видам и источникам воздействия


1.1.1. Атмосферный воздух. Состояние в территориальном разрезе, основные проблемы и источники загрязнения

Состояние атмосферного воздуха в Республике Северная Осетия-Алания остается неудовлетворительным. Дестабилизирующие факторы, обусловленные нарушением технологической дисциплины и несовершенством правового и экономического механизмов стимулирования природоохранных работ, приводят к увеличению объемов загрязнения и к снижению ответственности руководителей предприятий за загрязнение окружающей среды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»