Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2011 года N 161-а

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА" НА 2011-2015 ГОДЫ.

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.10.2013 N 390.
____________________________________________________________________

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}

В целях выполнения поручений Президента Российской Федерации Д. А. Медведева о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" от 3 февраля 2010 года Пр-259, Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 4 апреля 2011 года, направленных на модернизацию региональных систем общего образования и повышение заработной платы учителей, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Республиканскую программу модернизации системы общего образования в Республике Северная Осетия - Алания "Современная школа" на 2011-2015 годы (далее - Программа);

Комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Северная Осетия-Алания на 2011 год (далее - комплекс мер);

состав межведомственного координационного совета по реализации Программы.

2. Назначить Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания уполномоченным органом по распределению и расходованию средств субсидии, выделяемой из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия-Алания на модернизацию региональной системы общего образования, и координатором Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

3. Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований республики обеспечить реализацию вышеуказанной Программы.

4. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на ее обеспечение.

5. Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания разработать порядок финансирования субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия-Алания на модернизацию системы общего образования в Республике Северная Осетия-Алания в рамках реализации комплекса мер.

6. Рекомендовать главам администраций местного самоуправления муниципальных районов Республики Северная Осетия-Алания и городского округа г.Владикавказ:

ежегодно предусматривать в местных бюджетах средства на реализацию муниципальных программ модернизации общего образования "Современная школа" на 2011-2015 годы;

обеспечить финансирование мероприятий муниципальных программ модернизации системы общего образования и достижение запланированных целевых показателей результативности;

обеспечить предоставление ежегодных и квартальных докладов о результатах реализации муниципальных программ модернизации общего образования "Современная школа" на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", согласно приложению.

7. Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания разработать форму соглашения между Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания и администрациями местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, предусматривающего зависимость объемов финансирования от достижения запланированных целевых показателей результативности.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С.Таболова.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 14 июня 2011 N 161-а

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА модернизации системы общего образования в Республике Северная Осетия - Алания "Современная школа" на 2011-2015 годы

Владикавказ, 2011

Паспорт Республиканской программы модернизации системы общего образования в Республике Северная Осетия - Алания "Современная школа" на 2011-2015 годы


Полное наименование Программы

Республиканская программа модернизации системы общего образования в Республике Северная Осетия - Алания  "Современная школа" на 2011-2015 годы.

Основание для принятия решения о разработке Программы

Утвержденная Президентом Российской Федерации национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";

 Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (утверждена  постановлением Правительства  Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61);

 Концепция Федеральной целевой программы развития образования  на 2011 - 2015 годы (утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р);

 План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", на 2011-2015 годы, (утверждён  распоряжением Правительства Республики Северная Осетия - Алания  от 4 октября  2010 г. N 294-р).

Государственный заказчик  -  координатор Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания.

Основные разработчики Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания,  администрации  местного самоуправления  муниципальных районов Республики Северная Осетия - Алания.

Основные исполнители Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания, администрации  местного самоуправления  муниципальных районов  Республики Северная Осетия -Алания, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения Республики Северная Осетия-Алания.

Цели и задачи Программы
                                     Основные  цели Программы
     Основные задачи по направлениям Программы.

Стратегическая цель Программы, согласно государственной  политике  в области образования, -  повышение  доступности  качественного образования, соответствующего  требованиям инновационного развития экономики республики и страны, современным потребностям общества и каждого гражданина.
 Реализация этой цели предполагает модернизацию республиканской системы общего образования и решение  следующих  приоритетных задач:
 модернизация  институтов  системы  образования  как  инструментов социального развития;

 обеспечение инновационного характера базового образования;

 создание современной системы непрерывного педагогического образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

 формирование механизмов оценки качества и  востребованности образовательных услуг с участием потребителей;

 участие  в международных сопоставительных исследованиях в области развития образования.
 1. Обеспечение  инновационного  развития системы общего образования
 2. Создание  условий для роста качества общего образования
 2.1. Переход на новые образовательные стандарты.
 Обеспечение материально-технических и кадровых условий, гарантирующих качественный переход образовательных учреждений на федеральный государственный образовательный  стандарт нового поколения.
 2.2. Система поддержки талантливых детей.
 Развитие республиканской системы поиска, сопровождения и поддержки одаренных детей в образовательной системе  республики.
 2.3. Совершенствование учительского корпуса.
 Модернизация  республиканской системы повышения квалификации работников образования.
 Совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывного профессионального роста  педагогов.
  Совершенствование республиканской модели аттестации педагогических кадров и управленческих кадров.
 Привлечение перспективных выпускников вузов для работы в образовательных учреждениях.
 2.4. Изменение школьной инфраструктуры.
 Приведение условий деятельности  образовательных учреж-дений к современным.
  Обеспечение концентрации обучающихся на третьей ступени обучения.
 Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений по  реализации  профильного обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка.
 2.5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
 Создание современной материальной базы для занятий спортом в образовательных учреждениях республики.
 Становление образовательной среды, формирующей культуру здорового образа жизни.
 Обеспечение системы питания в общеобразовательных учреждениях республики.
 2.6. Развитие самостоятельности школ.
 Создание условий для эффективного позиционирования образовательных учреждений на рынке образова тельных услуг как самостоятельно хозяйствующих субъектов.
 2.7. Масштабное внедрение информационно-коммуникацион-ных технологий.
 Создание материально-технической базы, подготовка  кадровых ресурсов и формирование среды внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Доля  общеобразовательных учреждений,  перешедших на современный федеральный государственный  образовательный  стандарт общего образования и эффективно использующих современные образовательные технологии, от общего количества образовательных учреждений;

 доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений;

 количество ступеней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования, от общего количества уровней образования;

 доля детей школьного возраста, охваченных системой поиска, сопровождения  и поддержки одаренных детей, в общей численности детей школьного возраста;

 доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей;

 доля учителей и руководителей учреждений, прошедших аттестацию по новой модели аттестации, в общей численности учителей, руководителей образовательных учреждений;

 доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников;

 доля учащихся, охваченных предпрофильным и профильным образованием, в том числе в системе сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в общей численности учащихся 9-11 классов;

 доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях;

 доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования;

 доля общеобразовательных учреждений, имеющих современные условия для занятий спортом,  в общей численности общеобразовательных учреждений;

 доля общеобразовательных учреждений, имеющих современные условия для организации горячего питания, в общей численности общеобразовательных учреждений;

 доля образовате льных учреждений, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности образовательных учреждений республики.

Система организации контроля за исполнением Программы

Ежеквартальные и ежегодные отчеты  Министерства образования и науки  Республики Северная Осетия-Алания перед Правительством Республики Северная Осетия – Алания о ходе реализации Программы на основе показателей федерального электронного мониторинга.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы:  2011-2015 годы.
 Этапы реализации Программы:
 первый этап (2011 год) - подготовка нормативных и организационных условий для реализации основных направлений развития образования республики, начало их последовательного внедрения в систему образования,  увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы  учителей и доведение ее размера до среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике республики;

 второй этап (2012-2013 годы) - последовательное осуществление направлений развития образования республики, реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования Республики Северная Осетия-алания, постановка мониторинговых исследований по качеству реализации Программы;

 третий этап (2014-2015 годы) - завершение выполнения основных мероприятий Программы, определение перспектив дальнейшего развития образования республики.

Объемы, источники финансирования  Программы

Общая сумма расходов республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на реализацию Программы на 2011-2015 годы -  241 616,7  тыс. рублей, в том числе:
 в 2011 г. - 10 400,0  тыс. рублей;

 в 2012 г. - 2 000,0 тыс. рублей;

 в 2013 г. - 87 000,0 тыс. рублей;

 в 2014 г. - 70 650,0 тыс. рублей;

 в 2015 г. - 71 566,7 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы как показатели ее социально-экономической эффективности

Обеспечение инновационного развития и  модернизации образования республики  как механизма комплексного удовлетворения потребностей личности в качественных образовательных услугах.
 Рост бюджета общего образования как результат интеграции федеральных, республиканских и муниципальных средств и концентрации ресурсов.
 Совершенствование системы финансово-экономических механизмов нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений и новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей в зависимости от качества и результативности их труда.
 Развитие современной модели повышения квалификации работников образования, в том числе персонифицированной и реализуемой в условиях стажировочных  площадок.
 Обеспечение условий для развития и  внедрения  независимой  системы оценки результатов  образования  на  всех уровнях.
 Развитие инновационной воспитательной модели, обеспечивающей формирование гражданской  идентичности  обучающихся.
 Системное развитие моделей организации отдыха, оздоровления  и временной занятости детей.
 Внедрение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
 Создание условий для минимизации отчетности в системе образования, при одновременном повышении в ней ответственности посредством внедрения электронного  документооборота, развития системы открытого  электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.

{Паспорт программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}

I. Общие положения


Программа разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 03 февраля 2010 г. Пр-259, Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 4 октября 2010 г. N 294-р.

Программа модернизации системы общего образования в Республике Северная Осетия - Алания "Современная школа" на 2011-2015 годы разработана с целью закрепления и развития положительных эффектов модернизации общего образования, достигнутых в ходе выполнения комплексного проекта модернизации общего образования (КПМО). Реализация Программы в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" обеспечит дальнейшее системное инновационное развитие образования и успешное внедрение нового Федерального государственного стандарта общего образования, рост заработной платы учителей.

II. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


Программа направлена на решение стратегической задачи обеспечения системного развития общего образования Республики Северная Осетия - Алания на 2011-2015 годы. Программа содержит мероприятия по всем направлениям национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и является организационной основой реализации Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденного распоряжением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 4 октября 2010 года N 294-р. Программа направлена на обеспечение равного доступа к полноценному образованию всех категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Характеристика современного состояния системы общего образования Республики Северная Осетия - Алания


В Республике Северная Осетия - Алания функционирует 209 общеобразовательных учреждения, реализующих программы общего образования, в том числе 17 филиалов и 2 вечерние школы.

Система общего образования республики имеет следующую видовую структуру:

учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 4;

начальные общеобразовательные школы - 10, в том числе 9 филиалов;

основные общеобразовательные школы - 24, в том числе 6 филиалов;

дневные средние (полные) образовательные школы -158, в том числе: 6 с углубленным изучением предметов, 5 гимназий и 3 лицея, 1 филиал;

вечерние средние (полные) общеобразовательные школы - 2;

общеобразовательные школы-интернаты - 7, в том числе 1 филиал;

детский дом - школа-1.

Кроме того, программы общего образования реализуются в 3 коррекционных образовательных учреждениях.

В 2010/11 учебном году в системе общего образования республики обучается 81558 детей, работает 7238 педагогов.

Количество сельских общеобразовательных учреждений - 121, в них обучается 27095 (33,2%) ученика; городских - 88, в них обучается 54463 (66,8%) ученика.

Участие Республики Северная Осетия - Алания в 2006-2009 гг. в реализации национального проекта "Образование" и самого масштабного и системного его направления - комплексного проекта модернизации общего образования - обеспечило развитие системы общего образования и заложило основу успешного решения поставленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" задач.

Отработан механизм зависимости финансового благополучия школ от качества предоставляемых ими образовательных услуг. Средняя заработная плата учителей за 2010 год выросла и составила 81,7% от средней заработной платы в экономике республики.

Расчет субвенций местным бюджетам на основе норматива и оптимизация штатных расписаний школ позволили улучшить показатели эффективности расходования бюджетных средств в образовании. Неэффективные расходы в 2010 году по сравнению с данным показателем в 2009 году сократились в 2,5 раза.

Новые принципы финансирования общего образования стимулировали процессы развития сети школ. Во всех районах республики созданы информационно-ресурсные центры, каждая пятая школа стала базовой. Это позволило обеспечить концентрацию кадровых и материальных ресурсов, значительно улучшить возможность доступа учащихся к качественному образованию, особенно в горных районах.

Доля старшеклассников, обучающихся по профильным программам, в том числе по индивидуальным образовательным траекториям, возросла с 25% в 2007 году до 46% в 2010 году.

Значительно улучшена материально-техническая база образовательных учреждений. Число школьников, приходящихся на один компьютер, уменьшилось с 48 человек в 2007 году до 11 человек в 2010 году. В каждой третьей школе создана локальная сеть, 87% учащихся обеспечено лабораторными комплектами по каждому из разделов физики, химии, биологии.

В целом доля школьников, обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям, увеличилась с 16 % в 2007 году до 76% в 2010 году.

Все школы республики имеют доступ к Интернету со скоростью от 256 Кбит/с до 2 Мбит/с. В 71% школ осуществлен переход на электронный документооборот. 87% учителей используют в образовательном процессе компьютеры.

В республике создано управление оценки качества образования. На всех ступенях общего образования проводятся компьютерное тестирование и мониторинговые исследования знаний школьников. Проведение контрольно-оценочных процедур с использованием компьютерных технологий, участие в них представителей общественности позволяют обеспечить прозрачность и максимально снизить возможность коррупции.

Внедрен механизм государственно-общественного управления образованием: от Совета по образованию при Главе республики до управляющих советов в школах, принимающих участие в том числе в распределении стимулирующих выплат. Все школы имеют сайты, введена публичная отчетность.

Создан комбинат школьного питания, пищеблоки школ оснащены современным технологическим оборудованием. Значительно улучшена организация горячего питания в школах республики.

Создан региональный ресурсный центр дистанционного обучения, в котором обучается 147 детей-инвалидов.

В республике развивается система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей. Принята целевая Программа "Одаренные дети", разработана республиканская Концепция олимпиадного движения. Создан республиканский центр по работе с интеллектуально одаренными детьми.

Разработаны и внедрены инновационные формы аттестации педагогических и руководящих кадров с использованием автоматизированных систем диагностики. С введением новой системы оплаты труда наметилась тенденция увеличения в школах количества молодых учителей, которым предусмотрены стимулирующие ежемесячные выплаты до 3 тысяч рублей.

Изменения, происходящие в образовании, находят поддержку общественности республики: по результатам анкетирования их одобряет 89% родителей.

В то же время в республиканской системе образования существует ряд проблем, связанных, в первую очередь, с введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, наличием малочисленных (малокомплектных) школ в сельской местности, их высокой затратностью и невысоким качеством предоставляемых образовательных услуг, а также необходимостью масштабного внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий.

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ставит многоплановую задачу создания условий для его эффективной реализации, для обеспечения современного качества общего образования: задача подготовки педагогических кадров, обеспечения учебно-материальной базы, научно-методического сопровождения.

Несмотря на то, что учебно-материальная база общеобразовательных учреждений значительно улучшилась, имеющееся в школах учебное и компьютерное оборудование не в полной мере обеспечивает требования к качественной реализации новых образовательных программ, прежде всего в части личностно ориентированного обучения и возможностей для выбора индивидуального пути развития личности.

Кроме того, сельская школа характеризуется деятельностью в относительно замкнутом социальном пространстве, она малочисленна, учебно-материальная база ряда сельских школ все еще не отвечает современным требованиям. Необходимо обеспечить выполнение санитарно-эпидемиологических требований образовательного процесса, требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе приобрести медицинские блоки, оборудование для школьных столовых, оборудовать теплые туалеты во всех учреждениях общего образования.

Создание центров дистанционного образования детей и развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере образования обеспечат возможность получения качественного общего образования независимо от места жительства для всех детей из малочисленных школ отдаленных населенных пунктов республики, позволит решить проблему их успешной дальнейшей социализации.

Будет продолжена работа по созданию безбарьерной среды в муниципальных общеобразовательных учреждениях и обеспечению дальнейшей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В республике формируется система работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, их сопровождения и поддержки. Программа содержит мероприятия по поддержке таких детей на всех уровнях: школьном, муниципальном, региональном. Будутсовершенствоваться норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение талантливых детей, развиваться сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

Анализ кадрового потенциала учителей республики показал его достаточно высокий в рамках российской системы общего образования уровень. 83% педагогов имеют высшее образование. Однако относительно остра проблема возрастного ценза педагогических работников общего образования: 22,4 % из них составляют педагоги пенсионного возраста. Доля учителей со стажем работы до 2 лет - 4,8%; до 5 лет- 6,57%. Удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений - 13,99%. Планируются разработка, внедрение и последующая интеграция компонентов системы управления качеством образования в части его оценки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»