ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2009 года N 159

О ПРОВЕДЕНИИ В 2009 ГОДУ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БАЗЕ КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В целях реализации проекта "Внедрение инструментов оценки регулирующего воздействия в Республике Северная Осетия-Алания" в рамках Программы сотрудничества Всемирного Банка по укреплению системы государственного управления в регионах Юга России Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок проведения эксперимента по внедрению инструментов оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания (далее - Порядок):

Временные методические рекомендации по подготовке отчета об оценке регулирующего воздействия (далее - Рекомендации).

2. Провести на базе Комитета Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов (далее - Комитет) эксперимент по внедрению инструментов оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с Порядком, Рекомендациями.

3. Установить, что Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия Алания является уполномоченным органом по экспертизе отчетов об оценке регулирующего воздействия, включаемых в комплект сопроводительных документов к проектам нормативных правовых актов, разрабатываемых Комитетом, а также отчетов об оценке регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Кесельбренера Л.Я.

Председатель Республики

Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 мая 2009 г. N 159

ПОРЯДОК проведения эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания


1. Эксперимент по внедрению инструментов оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания (далее - эксперимент) проводится в период с 8 мая 2009 года по 5 декабря 2009 года на базе Комитета Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов (далее - Комитет) с целью повышения эффективности и совершенствования процессов государственного управления в части подготовки и принятия регулирующих решений.

2. Отчет об оценке регулирующего воздействия нормативного правового акта (далее - отчет об ОРВ) является документом, обосновывающим соответствие проекта нормативного правового акта критериям целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности.

3. Уполномоченным на проведение экспертизы отчетов об ОРВ и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Комитетом, органом является Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания (далее -уполномоченный орган ОРВ).

4. На период проведения эксперимента для Комитета вводится специальный порядок подготовки и согласования проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Комитетом, предусматривающий следующие административные процедуры:

подготовка Комитетом отчета об ОРВ;

представление отчета об ОРВ в комплекте сопроводительных документов к проекту нормативного правового акта в уполномоченный орган ОРВ;

получение Комитетом по итогам проведения уполномоченным органом ОРВ экспертизы заключения на проект нормативного правового акта в части его целесообразности и на отчет об ОРВ в части его соответствия формальным требованиям, предъявляемым к данному типу документов;

доработка, в случае установленной необходимости по итогам проведенной уполномоченным органом ОРВ экспертизы, проекта нормативного правового акта и отчета об ОРВ.

5. Переход к согласованию в установленном порядке проекта нормативного правового акта с органами исполнительной власти осуществляется после окончательного устранения замечаний и получения одобрения уполномоченного органа ОРВ.

6. Контроль за подготовкой комплекта документов, включающего отчет об ОРВ, возлагается на Комитет (как орган исполнительной власти -разработчик проекта нормативного правового акта, региональной целевой программы).

7. Комитет вправе проводить оценку регулирующего воздействия, готовить и представлять на рассмотрение в уполномоченный орган ОРВ отчеты об ОРВ действующих нормативных правовых актов.

8. Комитет в процессе подготовки проекта нормативного правового акта и отчета об ОРВ вправе обращаться в уполномоченный орган ОРВ за методической поддержкой, которая может осуществляться:

1) в форме предоставления информации по лучшим практикам проведения ОРВ в России и за рубежом;

2) в форме предоставления рекомендаций по подготовке отчета об ОРВ;

3) в форме командирования специалистов уполномоченного органа ОРВ с целью участия в подготовке отчета об ОРВ;

4) в иных формах.

9. Экспертиза отчетов об ОРВ и проектов нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом ОРВ в соответствии с временными методическими указаниями, утверждаемыми распоряжением Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 мая 2009 г. N 159

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке отчета об оценке регулирующего воздействия

1. Вводные и переходные положения


1.1. Настоящие Методические рекомендации по подготовке отчета об оценке регулирующего воздействия (далее - Рекомендации) подготовлены в рамках проекта "Внедрение инструментов оценки регулирующего воздействия в Республике Северная Осетия - Алания", реализуемого в рамках Программы сотрудничества Всемирного Банка по укреплению системы государственного управления в регионах Юга России.

1.2. Рекомендации основываются на передовом опыте стран ОЭСР в области проведения регуляторных реформ и интегрирования прогнозных и оценочных процедур в законотворческую практику, а также учитывают положения методических документов, применяемых и рекомендуемых к применению международными и национальными профессиональными организациями по оцениванию.

1.3. Рекомендации действуют на время эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия на базе Комитета Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов. После подведения итогов эксперимента рекомендуется принять вариант, распространяющий свое действие на все органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания

2. Назначение Рекомендаций


2.1. Настоящие Рекомендации предназначены для подготовки отчетов об оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов в целях совершенствования законотворческой практики органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и повышения качества принимаемых регулирующих решений.

2.2. Настоящие Рекомендации могут применяться в следующих случаях:

1) при разработке регулирующего решения в той или иной сфере и выборе наиболее целесообразной альтернативы государственного вмешательства;

2) при проведении анализа подготовленного проекта нормативного правового акта на предмет целесообразности его принятия, прогнозной социально-экономической эффективности, осуществимости проекта, соответствия предполагаемого регулирования действующему правовому полю и основным направлениям социально-экономического развития в целом;

3) при проведении анализа действующего (вступившего в силу) нормативного правового акта с целью оценки его реальной эффективности и оценки необходимости корректировки/отмены нормативного правового акта.

2.3. Настоящие Рекомендации могут быть использованы как в рамках внутренних оценочных процедур, так и при проведении внешней/независимой оценки качества государственного регулирования.

3. Основные термины и определения


Оценка регулирующего воздействия - аналитическая процедура, направленная на определение основных целей и задач регулирования, идентификацию возможных вариантов регулирующего решения, анализ преимуществ и недостатков (издержек и выгод) каждой из возможных опций и выбор оптимального формата регулирующего вмешательства.

Внутренняя оценка - оценка, проводимая силами сотрудников и/или представителей органа, ответственного за разработку регулирующего решения (проекта нормативного правового акта).

Внешняя оценка - оценка, инициируемая и осуществляемая независимыми экспертами или сторонними наблюдателями.

Предварительная (прогнозная) оценка - функциональный блок оценки, применяемый в целях анализа текущей ситуации и прогнозирования результатов (последствий) будущих программ или вводимых регуляторных актов, политик или мероприятий, оценки их целесообразности, эффективности, адекватности и осуществимости и т.д.

Итоговая (суммирующая) оценка - функциональный блок оценки, применяемый по завершении реализации программы или после истечения значительного срока действия нормативного правового акта в целях получения ответов на вопросы, достигли ли нововведения поставленных целей (если достигли, то в какой мере) и какие прогнозируемые и побочные последствия реализации могут быть выявлены.

4. Цели и задачи оценки регулирующего воздействия


4.1. Целью оценки регулирующего воздействия является повышение качества принимаемых регулирующих решений за счет учета мнений заинтересованных групп и установления баланса интересов на стадии проектирования регулирующего решения, осуществления предварительного прогнозного анализа возможных последствий и эффектов регулирующего вмешательства и выявления наилучшей с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности альтернативы государственного регулирования.

4.2. Задачами оценки регулирующего воздействия являются:

обеспечение выбора наилучшей с точки зрения соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности альтернативы государственного регулирования;

прогнозирование возможных эффектов реализации государственных программ, принятия нормативных правовых актов и/или иных регулирующих решений;

обеспечение учета мнений заинтересованных сторон и "обратной связи" при проектировании регулирующего решения;

оценка степени достижения намеченных целей действующим нормативным правовым актом.

5. Основные принципы оценки регулирующего воздействия


5.1. Интеграция процедуры оценки регулирующего воздействия в систему принятия решений в государственном управлении: подготовка формального документа, т.н. Отчета об оценке регулирующего воздействия на стадии разработки проекта нормативного правового акта, включаемого в комплект сопроводительных документов проекта нормативного правового акта, обсуждение отчета с заинтересованными сторонами.

5.2. Ключевыми моментами в контексте применения процедуры оценки регулирующего воздействия являются выявление, анализ и оценка вероятных эффектов и последствий принятия решения, таких как практичность регуляции, справедливость распределения нагрузок в затрагиваемом регулированием секторе, районе или сообществе, будущие затраты, связанные с введением регулирования того или иного типа и необходимостью осуществления тех или иных процедур в рамках обеспечения исполнения принятых решений, общественные выгоды и выгоды отдельных групп в случае введения регулирования.

5.3. Необходимость первоочередного осуществления оценки регулирующего воздействия для регуляций, сопряженных с проявлением значительных эффектов (оказывающих значительное воздействие на различные группы интересов).

5.4. Принцип пропорциональности при проведении оценки регулирующего воздействия: глубина анализа должна соответствовать значимости рассматриваемого вопроса.

5.5. Формат анализа и представления экономических, социальных и экологических воздействий выбирается с точки зрения наилучшего отражения проблемы выбора между различными опциями, т.е. проведение оценки регулирующего воздействия должно предоставлять в распоряжение лиц, ответственных за принятие решений, максимально возможную информацию для осуществления рационального выбора.

5.6. Необходимость использования количественных оценок для различных видов воздействия (в физическом или денежном измерении) при наличии соответствующих возможностей. При этом те виды воздействия, которые не могут быть оценены количественно, не должны рассматриваться как менее важные.

5.7. Избежание "двойного счета" при проведении количественного анализа (например, если какое-то воздействие оценивается как издержки потребителей от повышения цен, оно не должно одновременно учитываться как издержки бизнеса).

5.8. Необходимость учета кратко-, средне- и долгосрочных эффектов. Учет фактора времени в случае наличия монетизированных эффектов может осуществляться через использование ставок дисконтирования, являющихся одним из основных инструментов для оценки долгосрочных экономических, экологических и социальных последствий. Для общественно значимых проектов используются социальная ставка дисконтирования или общественные нормы временного предпочтения.

5.9. Использование дополнительных исследований и результатов исследований по смежной тематике: гибкость процедуры оценки регулирующего воздействия позволяет осуществлять учет результатов как специально организованных, так и проведенных ранее исследований релевантных областей регулирования.

5.10. Открытость процедуры оценки регулирующего воздействия и широкое использование механизмов общественных консультаций.

6. Основные аналитические подходы при проведении оценки регулирующего воздействия


6.1. Анализ издержки-выгоды предполагает проведение оценки затрат и выгод для общества в целом и для отдельных групп, затрагиваемых введением регулирования, по каждому из вариантов решения проблемы, при этом может использоваться как количественная, так и качественная оценка. Метод демонстрирует наилучшие результаты в тех случаях, когда выгоды и издержки можно представить в денежной форме.

Предварительно идентифицируются группы, на которые оказывается воздействие. Укрупненно в качестве таких групп рассматриваются государство, бизнес и потребители, при этом, в случае необходимости, в рамках каждой группы дополнительно могут быть выделены подгруппы, обладающие специфическими характеристиками с точки зрения воздействия на них существующей проблемы.

Оценка издержек для государства может, в числе прочего, учитывать следующие факторы:

1) количество вовлеченного персонала и уровень зарплат;

2) издержки, связанные с обеспечением исполнения контрактов/требований;

3) накладные и иные расходы (включая расходы на печать, командировки и т.п.).

Оценка издержек для бизнеса, как правило, включает:

1) "бумажное бремя", или оценку административных издержек, связанных с заполнением форм, отчетностью и т.п.;

2) прямые денежные расходы (плата за лицензии, сертификаты и т.п.);

3) воздействие устанавливаемых стандартов;

4) возможные издержки, связанные с изменениями в производстве, маркетинге, транспортировке;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»