ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2011 года N 152

О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ

В целях решения приоритетной национальной задачи по обеспечению населения Республики Северная Осетия - Алания качественной питьевой водой, снижения затрат на ее добычу и транспортировку до потребителей и во исполнение требований части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную республиканскую целевую программу "Чистая вода" на 2011-2017 годы (далее - Программа).

2. Определить Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания уполномоченным органом по координации работы органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания по реализации Программы.

3. Поручить органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов республики и городского округа г. Владикавказ проведение проектно-изыскательских работ в сфере водоснабжения населенных пунктов республики согласовывать с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания B.C. Базрова.

     Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия-Алания Н. Хлынцов


утверждена
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2011 г. N 152

Долгосрочная Республиканская целевая программа "ЧИСТАЯ ВОДА" на 2011-2017 годы

г. Владикавказ 2011 г.

ПАСПОРТ долгосрочной Республиканской целевой программы "ЧИСТАЯ ВОДА" на 2011-2017 годы.


Наименование Программы

-

долгосрочная Республиканская целевая программа "ЧИСТАЯ ВОДА" на 2011-2017 годы (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

-

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р ,  распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2444-р .

Государственный заказчик и  координатор  Программы

-

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия  - Алания.

Разработчики Программы

-

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия  - Алания и администрации местного самоуправления муниципальных образований республики.

Цель Программы

-

Гарантированное стабильное и достаточное обеспечение населения республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.

Задачи Программы

-

Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 - снижение энергозатрат на добычу и транспортировку воды  за счет использования естественных выходов источников и использования естественного рельефа местности;

   - внедрение энергетически эффективного оборудования, установка приборов учета;

 обустройство санитарных зон водозаборов и обеспечение их безопасности;

 - проведение работ, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод
 - повышение качества жизни населения за счет уменьшения расходов на оплату потребляемой воды.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам: - по санитарно-химическим показателям;

 - по микробиологическим показателям;

 - доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;

 - доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;

 - число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 - доля сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;

 - доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;

 - количество зарегистрированных больных инфекционными заболеваниями, с болезнями органов пищеварения, злокачественными образованиями.

Срок реализации Программы

-

2011-2017 годы

Исполнители мероприятий Программы

-

исполнительные органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания;

 органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания (по согласованию).

Объемы и источники финансирования Программы

-

Объем (прогнозный) финансирования в 2011-2017 годах за счет всех источников составит  8 478,48 млн. рублей,
 в том числе:
 за счет средств федерального бюджета - 1 910,08 млн. рублей;

 за счет консолидированного бюджета республики  - 1 910,08 млн. рублей;

 за счет средств из внебюджетных источников - 4 658,31 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

Увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;

 - уменьшение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 0,3 процента в 2010 г. до 0,1 процента в 2017 году;

 - уменьшение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 3,5 процента до 2,5 процента;

 - уменьшение доли уличной водопроводной сети и канализационной сети, нуждающейся в замене, с 55,9 и 63,1 процента  в 2010 году до 32,0 и 35,0 процентов соответственно, а количества аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 736 и 618 в 2010 году до 350 и 390 соответственно;

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Обеспечение населения качественной питьевой водой является приоритетной задачей социально-экономического развития республики.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба.

Республика Северная Осетия - Алания располагает значительными ресурсами поверхностных и подземных пресных вод, которые являются основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общий объем прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод в республике оцениваются в 803 млн. м3/год, что в несколько раз превышает перспективные потребности. На территории Республики Северная Осетия - Алания разведаны и утверждены эксплуатационные запасы по 29 месторождениям пресных вод. Из общего количества 13 месторождений предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Помимо разведанных месторождений в республике используются скважинные водозаборы и каптажи, расположенные на участках с неразведанными запасами. Несмотря на достаточно высокую обеспеченность эксплуатационными ресурсами пресных подземных вод, положение с водоснабжением отдельных населенных пунктов республики неудовлетворительное.

Основными проблемами водоснабжения населенных пунктов являются:

потери воды при транспортировке от водозаборов до населенных пунктов в магистральных водоводах и во внутренних водопроводных сетях населенных пунктов. Согласно данным государственной статистики, в среднем по республике потери составляют 45,7%, а по г. Владикавказу достигают 56%;

большая изношенность магистральных водоводов, внутренних водопроводных сетей, водозаборных, водоподготовительных и промежуточных гидросооружений. Из имеющихся на сегодня почти 3500 км водопроводных сетей нуждается в замене около 1900 км. Износ водопроводных сетей ведет к увеличению потерь воды, затрат на содержание водного хозяйства и, соответственно, себестоимости воды. Помимо этого, в населенных пунктах с заметным перепадом высот утечки на участках, расположенных в низинах, ведут к отсутствию воды на участках, расположенных выше. Это при том, что в целом по населенному пункту водоснабжение соответствует нормативам. Другая проблема, связанная с изношенностью водопроводных сетей и водоводов, - это вторичное загрязнение воды и водоснабжающей системы вредными примесями и микроорганизмами через образующиеся порывы сети. Практически все имеющиеся в республике случаи несоответствия питьевой воды гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям имеют место именно в пробах, отобранных из водопроводных сетей;

нерациональное, расточительное использование воды, большие потери воды как на этапе потребления, так и на этапе добычи, распределения и доставки до потребителя. Во многих населенных пунктах даже при соответствующей нормативам водопотребления подаче воды, поступают жалобы от населения на ее недостаток, в то время как проведенные замеры показывают, что фактическое потребление в несколько раз превышает нормативы. Отсутствие экономического стимулирования рационального использования воды;

низкий уровень оснащения приборами учета потребителей и сооружений забора, подачи, распределения воды;

падение мощности водозаборных сооружений, связанное с недостаточностью объемов восстановительных работ после разрушительных природных явлений (схода ледника, паводков, селей и др.), а также неполный забор имеющихся запасов воды из-за плохого состояния водозаборов;

недостаточная геологическая и гидрогеологическая подготовленность районов с проблемами водоснабжения и в целом по республике. В нарушение действующего законодательства часть недропользователей ведут добычу воды на участках с неутвержденными запасами, в т.ч. на участках каптажей крупных подземных источников (Гусыринский, Сахолдонский и др.). По ряду крупных месторождений (Орджоникидзевское, Алагирское, Ардонское, Брут-Даргкохское и др.) необходимо провести переоценку запасов в связи с истечением срока действия или изменением условий эксплуатации;

нарушение действующего законодательства о недропользовании. По данным ГУП "Севосетингеоэкомониторинг", на конец 2008 года в республике зарегистрировано 290 водопотребителей. Из них только 132 предприятия имели лицензии на право пользования недрами. Отбор воды на участках с неутвержденными запасами ведут более 90% предприятий. Это, а также отсутствие приборов учета способствует бесконтрольной, в некоторых случаях хищнической эксплуатации месторождений воды;

большая энергоемкость схем добычи и подачи воды от источников к потребителям, связанная с использованием в ряде случаев лишних промежуточных станций подъемов, отсутствием современных систем диспетчеризации, контроля, автоматического управления, схем электропривода, использованием энергоемкого, устаревшего морально и физически оборудования;

недостаточная мощность источников водоснабжения в некоторых населенных пунктах (в частности, в с. Ногир);

природное сезонное (Ирафский район) и техногенное (Моздокский район) загрязнение подземных вод отдельных водоносных горизонтов и отсутствие систем водоочистки и обеззараживания питьевой воды;

необустроенность санитарных зон водозаборов, отсутствие систем ограждения, сигнализации (а где необходимо - охраны), что делает водозаборы уязвимыми для проведения возможных терактов и инфекционных заражений. При проведении контрольно-надзорных мероприятий территориальными органами Роспотребнадзора, Росприроднадзора и прокуратурой Республики Северная Осетия - Алания установлено, что на 80% водозаборов сооружения охраны санитарных зон не отвечают нормативным требованиям;

практически полное отсутствие в сельских районах республики современных систем очистки и обеззараживания воды;

рост себестоимости воды, связанный с ростом расходов на электроэнергию;

низкий уровень проектирования, строительства и эксплуатации систем забора, очистки, обеззараживания, распределения, доставки воды;

отсутствие полномочного органа, координирующего действия ведомств и организаций при проектировании, строительстве, реконструкции объектов водоснабжения и определяющего основные направления и схемы развития системы водоснабжения республики. В результате некоторые работы и мероприятия по водоснабжению не достигают должного эффекта и затраченные капиталовложения имеют мизерную отдачу.

Постоянное недофинансирование мероприятий по реконструкции и строительству новых объектов водоотведения и очистки сточных вод привело к неудовлетворительному состоянию отрасли. В некоторых населенных пунктах республики сточные воды сбрасываются в реки без очистки (п.п. Мизур, Верхний Фиагдон, с. Чикола, г. Дигора). Зачастую на очистных сооружениях не ведется или ведется частично биологическая очистка (г.Владикавказ, г. Алагир). Хотя использование в качестве источников питьевой воды месторождений подземных защищенных вод поддерживает их высокое качество, однако на территории республики практически все реки бассейна р. Терек загрязняются неочищенными канализационными стоками. Этим самым создается реальная угроза экологической обстановке не только в Республике Северная Осетия - Алания, но и в соседних регионах.

При анализе существующих проблем видно, что они:

носят межотраслевой и межведомственный характер;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;

требуют проведения институциональных преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;

требуют проведения единой технической политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, наилучших, доступных технологий, современного оборудования;

носят комплексный, масштабный характер;

требуют координации действий органов исполнительной власти и АМС муниципальных образований.

Масштабность проблем, необходимость решения организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач в едином комплексе диктует для их эффективного решения применение программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода должно обеспечить эффективное решение системных проблем в водоснабжении населения республики за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

2. Основные цели и задачи Программы, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения


Целью Программы является гарантированное обеспечение населения республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах, приведение состава сбрасываемых сточных вод в соответствие с требованиями нормативно- технических документов.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие основные задачи:

оснащение абонентов приборами учета потребляемой воды с постепенным переходом на оплату воды по приборам учета, а не по нормативам. Для решения данной проблемы необходимо реализовать Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов до 1 января 2011 г., а собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах до 1 января 2012 г. обязаны обеспечить оснащение указанных объектов, жилых домов, помещений в многоквартирных домах коллективными и индивидуальными приборами учета используемой воды;

исследование и подтверждение запасов имеющихся источников воды для точного знания круглогодичного дебита таких источников и исключения возможных перебоев с водоснабжением, а также разведка новых источников;

реконструкция и расширение магистральных и уличных водопроводных сетей с заменой ветхих на новые, из современных, более долговечных материалов с антикоррозионной защитой и требуемого сечения, что обеспечит сокращение потерь в сетях и увеличит срок их эксплуатации;

использование новых, более мощных источников водоснабжения и реконструкция существующих, что позволит подавать населению в достаточном количестве, а также соответствующую санитарным нормам и требованиям питьевую воду;

внедрение современных методов обеззараживания и очистки питьевой воды;

обустройство санитарных зон водозаборов, что обеспечит повышение степени их защищенности от возможных заражений, сократив тем самым вспышки инфекционных заболеваний среди населения из-за бактериальных заражений и низкого качества воды, а также повысит антитеррористическую защищенность водозаборов;

создание на основе датчиков с дистанционной передачей сигнала сетей централизованного контроля, учета и распределения добываемой воды и воды, подаваемой потребителям групповыми водопроводами, с последующим объединением сетей в автоматизированную систему управления и учета добываемой воды и расхода энергоресурсов;

применение современных энергосберегающих насосов и схем их включения, позволяющее снизить расходы на электроэнергию до 40%;

перевод систем водоснабжения, где позволяют рельеф и источники, на самотечно-напорный режим с максимальным использованием родников и дрен, что создает условия обеспечения абонентов водой без затрат электроэнергии на ее подъем и транспортировку. Указанная мера позволит обеспечить надежность и бесперебойность водоснабжения, упростить систему водозабора и ее эксплуатацию за счет частичного исключения глубинных скважин с погружными насосами, повысительных насосных станций с резервуарами и других сооружений и снизит себестоимость добываемой воды;

строительство новых и модернизация существующих сооружений очистки сточных вод с использованием энергосберегающих технологий и оборудования.

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.

3. Мероприятия Программы


Для решения описанных проблем предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, реконструкции и строительства водозаборных сооружений с созданием санитарных защитных зон, строительства новых и реконструкции уличных водопроводных сетей, строительства и реконструкции систем водоподготовки, проведения поисково-оценочных работ.

Все работы должны проводиться с учетом последних научных и технических достижений, обеспечивающих автоматический контроль и управление технологическими процессами, экономию энергоресурсов. Строительство и реконструкция водопроводных и канализационных сетей должны вестись с использованием современных материалов, имеющих высокую антикоррозионную защиту и длительный срок службы.

Для повышения инвестиционной привлекательности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод планируется установление долгосрочных тарифов на срок от 3 до 5 лет.

Готовящиеся законопроекты, согласно Плану мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, позволят привлечь частные инвестиции в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Перечень мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 2.

4. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование Программы предусматривается за счет федерального, республиканского и местных бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»