Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2012 года N 13

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ НА 2012-2014 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 14.05.12 N 144; НГР: ru 15000201200119
Постановление Правительства РСО-Алания от 21.12.12 N 462; НГР: ru 15000201200385
Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 28.10.13 N 383; НГР: ru 15000201300328}

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в целях достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния граждан в республике, Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2014 годы.

2. Поручить республиканским органам исполнительной власти, рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций принять меры по обеспечению реализации Программы содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2014 годы.

3. Поручить Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания осуществить финансирование мероприятий Программы из средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2012 г. по разделам "Национальная экономика" и "Социальная политика", в 2013 и 2014 годах обеспечить финансирование программных мероприятий в объемах, предусматриваемых на эти цели в республиканском бюджете на соответствующий год.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 21 ноября 2008 г. N 257 "О Программе содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания в 2009-2012 гг.";

постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 23 июля 2010 г. N 201 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 21 ноября 2008 года N 257 "О Программе содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания в 2009-2012 гг.";

постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28 марта 2011 г. N 74 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 21 ноября 2008 года N 257 "О Программе содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания в 2009-2012 гг.".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания О.А. Калаева.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия - Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 30 января 2012 г. N 13

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ на 2012-2014 годы

г. Владикавказ, 2012

ПАСПОРТ Программы содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2014 годы


Перечень характеристик

Содержание

Наименование Программы

Программа содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2012-2014 годы

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Северная Осетия-Алания

Основной разработчик Программы

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения

Правовое основание разработки Программы

Программа разработана в соответствии с Законом  Российской Федерации  от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Цели и задачи Программы

Повышение уровня занятости населения, обеспечение государственных гарантий в области защиты от безработицы, снижение социальной напряженности на рынке труда республики;

 содействие трудоустройству населения;

 реализация специальных программ занятости;

 развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалифи кации и переподготовки безработных граждан;

 социальная поддержка безработных граждан.

Сроки реализации Программы

2012 - 2014 гг.

Перечень основных мероприятий

Информирование населения о положении на рынке труда;

 организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

 организация проведения оплачиваемых общественных работ;

 организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

 организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 содействие трудоустройству многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

 организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

 содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку,  переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи  при их государс твенной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации ;

 социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

 содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

 профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;

 профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (далее - профессиональное обучение) женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

 организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

 психологическая поддержка безработных граждан;

 социальная поддержка безработных граждан.

Исполнители основных мероприятий

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы" по Республике Северная Осетия-Алания, Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, работодатели, государственные казенные учреждения центры занятости населения.

Объемы и источники финансирования, направления расходо в

Расходы составят  777 083,4 тыс. руб., в т.ч. из средств федерального бюджета - 617 595,4 тыс. руб., из средств республиканского бюджета  -  157 069,7 тыс. руб., из средств местных бюджетов - 2 418,3 тыс. руб.:
 информирование населения о положении на рынке труда - 14363,1 тыс. руб. из республиканского бюджета;

 организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 534,0 тыс. руб. из республиканского бюджета;

 организацию проведения оплачиваемых общественных работ - 12367,4 тыс. руб., в т. ч. из средств республиканского бюджета – 11461,4 тыс. руб., из средств местных бюджетов – 906,0 тыс. руб.;

 организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 16575,0 тыс. руб. в т.ч. из средств республиканского бюджета – 16575,0 тыс. руб., из средств местных бюджетов – 1353,5 тыс. руб.;

  организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 1262,3 тыс. руб., в т. ч. из средств республиканского бюджета – 1262,3 тыс. руб., из средств местных бюджетов – 136,9 тыс. руб.;

 организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - 302,4 тыс. руб., в т. ч. из средств республиканского бюджета – 5280,5 тыс. руб., из средств местных бюджетов – 21,9 тыс. руб.;

 содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства - 30662,1 тыс. руб., а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации – 1362,1 тыс. руб.;

 содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости - 1650,0 тыс. руб. из республиканского бюджета;

 содействие в трудоустройстве многодетным родителям и родителям, воспитывающим детей-инвалидов, - 1 800,0 тыс. руб.
 социальную адаптацию безработных граждан - 114,3 тыс. руб. из республиканского бюджета;

 профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности, - 74891,0 тыс. руб. из республиканского бюджета;

 профессиональное обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет  - 962,5 тыс. руб. из республиканского бюджета;

 организацию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения - 2413,5 тыс. руб. из республиканского бюджета;

 психологическую поддержку безработных граждан - 100,0 тыс. руб. из республиканского бюджета;

 социальную поддержку безработных граждан - 617595,4 тыс. руб. из федерального бюджета.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Организовать 178 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

 обеспечить проведениe оплачиваемых общественных работ для 13484 чел.;

 организовать временное трудоустройство 19500 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

 организовать временное трудоустройство 1485  безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 организовать временное трудоустройство 215 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу;

 содействие самозанятости 667 безработному гражданину, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

 содействие в трудоустройстве 40 многодетным родителям и родителям, воспитывающим детей-инвалидов;

 содействие 45 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

 предоставить услуги по социальной адаптации 4882 безработным гражданам;

 предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации 6882 безработным гражданам, включая обучение в другой местности;

 организовать профессиональное обучение 90 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

 провести профориентационную работу с 49819 гражданам в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

 оказать психологическую поддержку 4596 безработным гражданам;

 оказать социальную поддержку 31775 безработным гражданам;

 не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 2,6% к концу 2014 г.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Координацию деятельности исполнителей Программы и контроль за ходом ее реализации осуществляет Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения.

Состав и сроки представления отчетности

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения ежегодно представляет Правительству Республики Северная Осетия-Алания отчет о реализации Программы по итогам работы за полугодие и год.

Примечание: при изменении контрольных показателей и объемов финансирования возможна корректировка Программы.

{Паспорт Программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 21.12.12 N 462; НГР: ru 15000201200385}

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа содействия занятости населения Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2014 годы включает комплекс основных мероприятий, проводимых органами службы занятости в сфере труда и занятости населения, направленных на сохранение социальной стабильности и стимулирование позитивного развития республиканского рынка труда.

Для рынка труда республики характерны следующие проблемы:

несоответствие спроса и предложения рабочей силы, оказывающее негативное влияние на процессы развития республиканского рынка труда;

использование работодателями различных видов неполной занятости (режим неполного рабочего времени, административные отпуска, простой);

высокий уровень безработицы среди отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие детей, инвалиды и др.), обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве;

высокий уровень незанятости сельского населения. Сельское население оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. Немаловажным фактором напряженности рынка труда в сельской местности является сезонный характер безработицы, связанный с работами на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях.

Программа предусматривает переход от политики сдерживания роста безработицы к политике содействия занятости населения на основе повышения мобильности рабочей силы, перераспределения ее высококвалифицированной части по отраслям, территориям и видам занятости в интересах дальнейшего развития рыночных отношений, роста эффективности труда и социальной стабильности в республике.

Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются безработные граждане, а также граждане, наиболее нуждающиеся в социальной поддержке на рынке труда.

Предлагаемые мероприятия реализуются при условии социального партнерства на рынке труда. Это одно из важнейших направлений интегрированных действий в рамках Программы, позволяющее решать ее целевые установки и оказывать реальное воздействие на регулирование рынка труда, содействие занятости и социальную защиту граждан в трудовой сфере.

В Программе сохранена преемственность с реализованной в 2011 г. республиканской программой содействия занятости населения по структуре, целям и системе мероприятий.

С учетом складывающейся в республике социально-экономической ситуации и итогов реализации программных мероприятий за прошедший год предполагается ежегодное внесение корректировок в Программу.

3. Анализ ситуации на рынке труда


В Республике Северная Осетия - Алания в 2011 г. отмечается положительная динамика основных показателей социально-экономического развития в сравнении с показателями за 2010 г.

Производство валового регионального продукта составило 106,3%; Индекс промышленного производства составил 108,4%;

выпуск продукции сельского хозяйства вырос на 2,5%;

темп роста инвестиций в основной капитал составил 162,3%;

оборот розничной торговли повысился на 13,7%;

денежные доходы на душу населения увеличились на 11,1%;

объем платных услуг населению составил 105,2%;

средняя заработная плата по республике на 1 ноября 2011 г. увеличилась на 10,0% и достигла 12562,4 руб.;

величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за

III квартал 2011 г. составила 4942 руб. По сравнению с размером во II квартале 2011 г. она уменьшилась на 5,4%, в т. ч. стоимость продуктов питания потребительской корзины - на 12,1%, прирост стоимости непродовольственных товаров – 1,0%, оплаты услуг – 0,5%;

уровень средней заработной платы в целом по республике превысил уровень прожиточного минимума в 2,5 раза.

В республике стабилизировалась численность привлекаемых иностранных работников. Утвержденная на 2011 г. квота на выдачу 543 разрешений была снижена на 57, то есть до 486 разрешений. Заявленная потребность в привлечении иностранных работников в 2012 г. составила 463 чел., что меньше потребности в 2011 г. на 4,7%.

Численность населения республики с учетом итогов Всероссийской переписи населения в среднегодовом исчислении в 2010 г. составила 712,7 тыс. чел. С учетом прогнозируемого роста рождаемости и снижения миграционного оттока ежегодный прирост населения составит около 1,0%, и в 2014 г. численность населения вырастет до 713,4 тыс. чел.

Из общей численности населения 49,7% относятся к экономически активному населению - 354,0 тыс. чел. (2010 г. – 372,1 тыс. чел., 2009 г. – 365,0 тыс. чел.), из них заняты различными видами экономической деятельности 324,0 тыс. чел. (2010 г. - 335,6 тыс. чел., 2009 г. – 326,0 тыс. чел.). Уровень занятости в республике составляет 61,4% (2010 г. – 63,1%, 2009 г. – 61,2%).

Из всех занятых в экономике сосредоточены в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, 34,7% (2010 г. - 35,4%, 2009 г. – 38,9%). Число замещенных рабочих мест составило 112,4 тыс. (2010 г. – 118,9 тыс., 2009 г. – 124,8 тыс.). Ситуация с занятостью на этих предприятиях характеризовалась снижением списочного состава работников (без внешних совместителей) и в 2011 г. составила 111,6 тыс. чел. (2010 г. - 113,8 тыс. чел., 2009 г. – 120,2 тыс. чел.).

В республике сохраняется проблема сокращения численности работников. Сокращение произошло во всех основных отраслях производственной сферы: сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в обрабатывающем производстве, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Незначительный рост численности произошел в здравоохранении, финансовой деятельности, оптовой и розничной торговле.

Общая численность безработных, по материалам обследования населения по проблемам занятости, за последние несколько лет сократилась и составила 30,0 тыс. чел. в 2011 г. (2010 г. - 36,0 тыс. чел., 2009 г. – 39,0 тыс. чел.). При этом уровень общей безработицы уменьшился и составил 8,5% (2010 г. - 9,8%, 2009 г. –10,6%).

Число безработных граждан, состоящих на регистрационном учете, c начала года уменьшилось на 2,7 тыс. чел. Если по состоянию на 1 января 2011 г. на учете по безработице в органах службы занятости населения состояло 12,8 тыс. чел., то по состоянию на 1 января 2012 г. данный показатель составил 10,1 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы уменьшился соответственно за рассматриваемый период с 3,5% до 2,7%.

Предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда не соответствует спросу работодателей. На рынке труда существует спрос в основном на рабочие профессии (73,0%), преимущественно "мужские" (45,0%), в то время как основная часть безработных (62,8%) - женщины, а более 42,0% из них имеют высшее и среднее профессиональное образование.

Рынок труда республики перенасыщен такими специалистами, как экономисты, бухгалтера, инженеры, менеджеры, преподаватели, повара, кондитеры, токари, продавец непродовольственных товаров, операторы, водители. Спрос на них небольшой. В то же время почти все учреждения высшего и среднего профессионального образования республики ведут подготовку специалистов по одним и тем же специальностям: экономист, бухгалтер, менеджер и др. Наиболее востребованы работодателями слесари, сварщики, электрики, машинисты, столяры, плотники, неквалифицированные работники. Из числа специалистов нужны врачи и учителя, особенно в сельской местности.

Дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости населения и напряженности (численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию) остается значительной. Более 65,0% вакансий приходится на Владикавказский центр занятости населения, так как в г. Владикавказ сосредоточена основная часть предприятий и организаций республики.

Для республики характерны высокие показатели сельской безработицы - 46,0%, тогда как доля сельского населения в общей численности населения составляет 36,2%. Это обусловлено малым количеством предприятий и соответственно рабочих мест в сельской местности в связи с низким уровнем развития сельскохозяйственного производства. Половина трудоспособного населения в сельской местности занимается производством сельскохозяйственной продукции для собственного потребления, не имея возможности найти другое доходное занятие.

Круг динамично работающих предприятий в республике незначителен. В органы службы занятости продолжают поступать сведения об увольнении в связи с ликвидацией предприятий и организаций либо сокращением численности или штата работников, о переводе сотрудников на неполное рабочее время, о нахождении предприятий в режиме простоя. По данным мониторинга, с октября 2008 г. 594 организации различных форм собственности и видов экономической деятельности заявили о планируемом увольнении 9209 работников (из них 8228 чел. уволены) в связи с ликвидацией либо сокращением численности.

Среди зарегистрированных безработных граждан в основном лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, а также граждане, не способные справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Они составляют более 40,0%. Половина из них - испытывающие трудности в поиске работы.

Удельный вес безработных, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, составил 31,0%; впервые ищущих работу (ранее не работавших) - 12,0%.

Средняя продолжительность безработицы сохраняется на уровне 4,6 месяца. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 5,0 ед. Сохраняется высокая степень дифференциации районов по уровню безработицы. Основным фактором высокого уровня безработицы в районах является снижение количества рабочих мест.

Если во Владикавказе, благодаря многоотраслевому характеру экономики, оставался сравнительно низкий уровень безработицы, то такие районы, как Ирафский, Дигорский, Правобережный, Кировский, Алагирский, Ардонский, Правобережный, Пригородный на протяжении длительного времени находятся в кризисной ситуации в области занятости.

Состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятости


По полу. Основной контингент в составе зарегистрированных безработных составляют женщины - 62,8% (2010 г. – 61,0%, 2009 г. – 61,0%). Сохраняющееся и усиливающееся на рынке труда несоответствие структуры спроса и предложения резко снижает возможность трудоустройства женщин, так как не более 28,0% вакансий, заявленных в службу занятости, приемлемы для использования женского труда.

Соотношение между различными группами по продолжительности перерывов в работе разное у мужчин и женщин: у последних продолжительность в два раза больше. Длительно безработные граждане - в основном женщины в возрасте старше 35 лет, испытывающие большие трудности в трудоустройстве.

По возрасту. Доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в общей численности зарегистрированных безработных составила 33,4% (2010 г. - 33,0%, 2009 г. – 32,6%).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»