ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2012 года N 139

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2012-2014 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, интеграции инвалидов в общество и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания и при формировании республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на очередной финансовый год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

3. Рекомендовать главам администраций местного самоуправления городского округа город Владикавказ и муниципальных районов республики:

принять меры по реализации мероприятий Программы на соответствующей территории;

разработать и утвердить в 2012 году муниципальные целевые программы по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

4. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С.Таболова.

  Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия-Алания
     Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 14 мая 2012 г. N 139

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 гг.

г. Владикавказ, 2012 г.


Паспорт Республиканской целевой программы "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 гг.

Наименование Программы

Республиканская целевая программа  "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы

Основание разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите в Российской Федерации",
  постановление Правительства Российской Федерации о т 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы,
 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания

Государственные заказчики Программы

Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта,  Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения.

Основные разработчики Программы

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта,  Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, ГУ- Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (по согласованию), администрации местного самоуправления городского округа Владикавказ и муниципальных районов республики (по согласованию).

Основная цель Программы

Поэтапное формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других  маломобильных групп населения

Задачи Программы

Выявление и оценка потребностей в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

 разработка механизма межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений инвалидов в решении вопросов доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

 проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для обеспечения  беспрепятственного доступа, независимо от места проживания, к услугам комплексной реабилитации инвалидов;

 повышение доступности услуг транспорта, информации и связи, образования, здравоохранения, культуры и искусства, социальной реабилитации инвалидов и маломобильных граждан;

 обеспечение инвалидов и маломобильных граждан техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Ожидаемые результаты Программы

К 2014 году планируется достижение следующих результатов Программы:
 наличие межведомственных рабочих групп по проведению мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг во всех районах республики и городе Владикавказ;

 увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем объеме приоритетных объектов на 15%;

 доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги в общем количестве инвалидов, обратившихся за их получением, - 85%;

 количество общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, обеспечивающая совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, - 19 ед.;

 рост числа инвалидов и других маломобильных групп населения, принявших участие в социокультурных мероприятиях и культурных программах, - 20%;

 организация пассажирских перевозок городского и пригородного сообщения специализированным автотранспортом для лиц с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов-колясочников) - 45%,
 подготовка и участие в республиканских, всероссийских и международных спортивных соревнованиях 350 инвалидов;

 создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов - 213,
 доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов - 45%;

 доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг, в общем количестве опрошенных инвалидов - 43%.

Сроки реализации Программы

2012-2014 годы

Исполнители основных мероприятий

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта,  Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (по согласованию), администрации местного самоуправления городского округа Владикавказ и муниципальных районов республики (по согласованию).

Объемы и источники обеспечения Программы

Общий объем затрат из всех источников финансирования на реализацию Программы составит - 602951 тыс. рублей, из них:
 в 2012 году - 209944,0 тыс. рублей,
 в 2013 году - 195673,0 тыс. рублей,
 в 2014 году - 197334,0 тыс. рублей.
 Общий объем затрат на реализацию Программы из средств республиканского бюджета - 128785,5 тыс. рублей, из них:
 в 2012 году - 37737,5 тыс. рублей,
 в 2013 году - 46925,5 тыс. рублей,
 в 2014 году - 44122,5 тыс. рублей
 Общий объем планируемых затрат на реализацию Программы из средств местных бюджетов городского округа город Владикавказ и муниципальных районов республики - 16950,5 тыс. руб., из них:
 в 2012 году - 7736,5 тыс. рублей,
 в 2013 году - 4375,0 тыс. рублей,
 в 2014 году - 4839,0 тыс. рублей.
 Общий объем планируемых затрат из средств федерального бюджета - 402715,0 тыс. руб., из них:
 в 2012 году - 146970,0 тыс. рублей,
 в 2013 году - 126372,5 тыс. рублей,
 в 2014 году - 129372,5 тыс. рублей.
 Общий объем планируемых затрат из внебюджетных средств - 54500,0 тыс. рублей, из них:
 в 2012 году - 17500,0 тыс. рублей,
 в 2013 году - 18000,0 тыс. рублей,
 в 2014 году - 19000,0 тыс. рублей.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы, который ежегодно представляет в Правительство Республики Северная Осетия - Алания отчет о ходе реализации Программы.

{Паспорт Программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республиканская целевая программа "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите в Российской Федерации", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015" годы, постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 7 февраля 2011 года N 22-Б "О мерах по формированию в Республике Северная Осетия-Алания доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения".

Основными направлениями социальной политики в Республике Северная Осетия - Алания являются реабилитация и социальная интеграция инвалидов, создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества, что обусловлено тем обстоятельством, что более 10% населения республики (72320 человек) являются инвалидами, доля детей-инвалидов в общей численности детского населения - около 2% (3200 человек).

Динамика численности инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания

(человек)


2007 г . (66138)

2008 г . ( 68922)

2009 г . ( 72025)

2010 г .( 73738)

2011 г . (7 2320)

По уровню первичной инвалидности на 10,0 тыс. взрослого населения в 2010 году Республика Северная Осетия - Алания среди субъектов СКФО занимала 4-е ранговое место. Первичная инвалидность среди взрослого населения на 10,0 тыс. населения в Республике Северная Осетия - Алания составила 79,0, в СКФО - 79,7, в РФ – 76,4, при этом изменение данных показателей в динамике за период 2008-2010 годы составило соответственно 88%, 103%, 91,3%.

Динамика численности детей-инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания (человек)


2007 г . (3588)

2008 г . ( 3114)

2009 г .  ( 2976)

2010 г.  ( 3136)

2011 г . (3200)

По данным территориальных органов социальной защиты населения, 2,7% от общей численности инвалидов составляют инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (2000 человек, из них около 600 человек - инвалиды-колясочники), 2,8 % - слепые и слабовидящие (2030 человек), 1,3% - глухие и слабослышащие (около 1000 человек).

Другая демографическая проблема - устойчивая тенденция увеличения доли лиц пожилого возраста в структуре населения.

Сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни усиливают старение населения. Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности.

Указанные категории населения - граждане пожилого возраста и инвалиды, включая детей-инвалидов, объединяет ряд общих проблем, связанных с необходимостью принятия мер, направленных на усиление социальной защищенности инвалидов и пожилых граждан, создания условий для их активного участия в жизни общества.

В Республике Северная Осетия - Алания выстроена система предоставления мер социальной поддержки и оказания реабилитационных услуг этой категории граждан.

За период с 2007 по 2011 годы в республике реализованы четыре республиканские целевые программы, направленные на решение проблем инвалидов и детей-инвалидов.

В целях обеспечения условий для проведения мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов создана республиканская система реабилитации инвалидов, объединяющая органы и учреждения медико-социальной экспертизы, здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, занятости населения, физической культуры и спорта; работают реабилитационные центры.

С целью реализации прав детей-инвалидов на образование в Республике Северная Осетия-Алания функционируют 11 республиканских образовательных учреждений, осуществляющих коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в которых обучаются 788 детей.

Детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, гарантировано получение образования на дому (495 детей-инвалидов).

Активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов, охватывающая 145 детей.

Всего в республике обучаются в образовательных учреждениях всех типов и видов 1128 детей-инвалидов.

В целях реализации прав инвалидов на профессиональную реабилитацию 9 центрами (филиалами) занятости населения безработным инвалидам предоставляются профориентационные услуги, организуется их профессиональное обучение (переобучение), оказывается содействие в трудоустройстве.

В республике ведется работа по реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта, развивается материально-техническая база спортивных организаций, осуществляющих работу в области адаптивной физической культуры и спорта. Спортсмены-инвалиды успешно участвуют в республиканских, окружных, всероссийских и международных соревнованиях, занимая призовые места.

В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных дорог, общественного транспорта для пользования инвалидами и маломобильными гражданами становится затруднительным или невозможным получение этими категориями граждан многих социальных, образовательных, медицинских, бытовых и иных социально востребованных услуг, полноправное участие в жизни общества.

Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции ООН "О правах инвалидов", к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности - "…важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами".

Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формирование доступной среды отнесено к ведению федеральных, региональных и местных органов власти.

Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров в сфере образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.

Комплексная реабилитация и социальная адаптация инвалидов, создание условий для продления активного долголетия пожилых граждан являются одними из актуальных направлений государственной политики в социальной сфере. Это вызвано не только стремлением предоставить гражданам данных категорий равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и экономической выгодой как для государства в целом, так и для отдельного гражданина.

Обеспеченность доступными и качественными услугами, гарантированными государством, - путь к продлению независимой жизни людей пожилого возраста, социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями, улучшению социального самочувствия граждан.

Серьезная проблема для маломобильных категорий населения - недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг, в том числе:

транспорта;

образования и занятости;

здравоохранения;

культуры и искусства;

социальной защиты;

физической культуры и спорта;

информации и связи.

Наиболее критически доступность социальной инфраструктуры традиционно оценивают инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, к наиболее острым относятся проблемы доступа к некоторым видам объектов социальной инфраструктуры для инвалидов по зрению.

Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, неприспособлен для нужд инвалидов. Недоступный транспорт является одной из основных проблем из тех, с которыми встречаются инвалиды. Наибольшие проблемы при этом возникают у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями во многом зависит от их успешной социальной мобильности посредством образования и занятости.

Важнейшим условием формирования доступной среды является обеспечение доступности информации и связи, в том числе электронных и экстренных служб.

Решение проблем пожилых граждан и инвалидов может быть только комплексным с участием органов исполнительной власти республики, общественных организаций и всех заинтересованных лиц.

Это обусловливает необходимость продолжения практики использования программно-целевого подхода в решении комплексной проблемы, направленной как на усиление социальной защищенности граждан данных категорий, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются финансовые риски - финансирование запланированных мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Основной целью Программы является поэтапное формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Северная Осетия-Алания.

В достижении основной цели планируется решить следующие задачи:

выявить и оценить потребности в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

разработать алгоритм межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений инвалидов в решении вопросов доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

провести комплекс мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для обеспечения беспрепятственного доступа, независимо от места проживания, к услугам комплексной реабилитации инвалидов, в том числе с использованием альтернативных методов и решений, обеспечивающих доступность услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом возможностей различных организаций (дистанционная форма предоставления услуги, изменение режима работы и т.д.), при невозможности соблюдения требований доступности объектов и услуг в силу конструктивных особенностей зданий и сооружений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»