ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2001 года N 134
О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
В целях создания наиболее эффективной системы развития фундаментальных наук, углубления и расширения взаимодействия академической и вузовской науки, дальнейшего повышения качества прикладных разработок и скорейшего использования их результатов для решения социально-экономических проблем Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке разработки и реализации Республиканской целевой программы "Интеграция науки и высшего образования Республики Северная Осетия-Алания".
2. Поручить Владикавказскому научному центру Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания осуществление функций ответственной организации по разработке и реализации Республиканской целевой программы "Интеграция науки и высшего образования Республики Северная Осетия-Алания".
3. Владикавказскому научному центру Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания:
приступить к разработке проекта республиканской целевой программы "Интеграция науки и высшего образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2002-2005 гг. и представить ее на рассмотрение Правительства Республики Северная Осетия-Алания;
принять участие в региональных и федеральных программах, проводимых по направлению "Интеграция".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Н.Е.Шубина.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия - Алания К. Каргинов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 мая 2001 г. N 134
Настоящее Положение разработано в целях создания наиболее эффективной системы развития фундаментальных наук, углубления и расширения взаимодействия академической и вузовской науки, дальнейшего повышения качества прикладных разработок и скорейшего использования их результатов для решения социально-экономических проблем Республики Северная Осетия-Алания.
Республиканская целевая программа "Интеграция науки и высшего образования Республики Северная Осетия-Алания" (далее именуемая - Программа, РЦП "Интеграция") - комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задачи интеграции науки и образования с целью сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала Республики Северная Осетия-Алания.
Проект - комплекс целенаправленных и взаимосвязанных мероприятий, охватывающих этапы процесса "исследование-внедрение" и направленных на получение определенных результатов в течение установленного срока и по установленной цене, выполняемых группой специалистов под единым руководством.
Государственный заказчик Программы - базовая организация, определенная Правительством Республики Северная Осетия-Алания для обеспечения организационного сопровождения и управления Программой.
Головная организация Программы - организация, ответственная за выполнение конкретного проекта Программы с участием других организаций - исполнителей.
Организации - исполнители (далее - исполнители) - научные организации в составе Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, высшие учебные заведения, научные, производственные и другие организации, привлекаемые в установленном порядке к участию в Программе.
Руководитель Программы - должностное лицо, специалист, осуществляющий комплекс мероприятий по разработке и текущему управлению Программой, назначаемый государственным заказчиком программы.
Научно-технический совет - коллективный орган, осуществляемый рассмотрение, оценку, экспертизу проектов Программы.
Нормативной базой реализации Республиканской целевой программы "Интеграции науки и высшего образования Республики Северная Осетия-Алания на 2001 год" являются:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4. 04.2000 г. N 500-р О разработке Федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2001-2005 годы".
2. Программа действий на 2000 г. по реализации Концепции инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания
3. Концепция инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2003 гг.
4. Программа деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания на 2000 г. (постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.02.2000 г. N 46).
5. Закон Республики Северная Осетия-Алания "О науке и научно-технической политике в Республике Северная Осетия-Алания ".
6. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2000 г. N 310 "О Республиканской целевой программе "Интеграция науки и высшего образования Республики Северная Осетия-Алания на 2001 г.".
Программа направлена на дальнейшее развитие положений Концепции инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2003 гг. и Закона Республики Северная Осетия-Алания "О науке и научно-технической политике в Республике Северная Осетия-Алания".
За последние годы в Республике Северная Осетия-Алания проведены системные мероприятия по преодолению негативных явлений перехода к рыночным отношениям, что позволило выйти на этап экономического роста, обеспечить увеличение объемов промышленного производства продукции и инвестиций в основной капитал, создать дополнительные рабочие места. Правительство Республики Северная Осетия-Алания прилагает большие усилия к увеличению научно-технического и производственного потенциала, повышению качества образования специалистов, привлечению в экономику и управление высококвалифицированных научных и инженерных кадров. Продолжается формирование Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. На базе Северо-Осетинского государственного университета реализуется Государственная программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. В государственных высших учебных заведения республики сосредоточено более 100 докторов и 1000 кандидатов наук.
Вместе с тем, одним из существенных недостатков в развитии научно-технического потенциала республики является увеличивающийся разрыв между академической и вузовской фундаментальной наукой и их прикладными результатами, что приводит к распылению средств, разобщению ученых, снижению качества образования и форм взаимодействия науки, образования и реальной экономики.
Основными задачами Программы является устранение указанных недостатков и эффективное развитие всех форм взаимодействия науки, образования, производства для решения социально-экономических проблем и закрепления положительных тенденций в экономике Республики Северная Осетия-Алания.
Разработка и реализация Программы предполагает ее сопряженность и синхронность осуществления с научно-исследовательскими работами, выполняемыми Российской академией наук, Министерством образования Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и т.д. Так, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 года N 500-р разрабатывается и вводится с 2001 года Федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования России на 2001-2005 годы". Государственными заказчиками Программы определены Министерство образования Российской Федерации (координатор), Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российская академия наук.
Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической, вузовской науки и производства, поддержку совместных исследований, проводимых на базе Российской академии наук, Министерства образования Российской Федерации, Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, вузов и предприятий республики.
Основной целью Программы является углубление и расширение взаимодействия академической, вузовской науки и промышленности, активизация научного потенциала для решения задач социально-экономического и научно-технического развития республики.
Для достижения цели Программы предполагается решение следующих задач:
1. Обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в вузах и производством республики.
2. Повышение научного потенциала экономики республики.
3. Сокращение периода разработки и освоения новых перспективных видов продукции.
4. Повышение престижа науки и образования, создание благоприятных условий для развития новых форм обучения и научных исследований, поддержка научного творчества молодежи.
5. Создание современной приборно-аналитической базы научных исследований.
Программа включает комплекс мероприятий и проектов, направленных на сохранение и развитие фундаментальной науки, высшей школы и экономического потенциала республики.
Основные положения Программы ориентированы на решение приоритетов республиканской социально-экономической и научно-технической политики и предусматривают следующие направления:
2.1.1. Обеспечение эффективного взаимодействия науки, высшего образования и производства.
2.1.2. Поддержка научного творчества молодежи, создание условий для повышения престижности научной деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров.
2.1.3. Формирование баз знаний и развитие информационных технологий в научном и учебном процессах.
2.1.4. Материально-техническое обеспечение интеграционного развития науки и высшей школы.
2.1.5. Развитие регионального сотрудничества в научно-образовательной деятельности.
Направления Программы ежегодно уточняются Республиканской комиссией по научно-инновационной политике и государственным заказчиком.
1. Управление Программой осуществляется Республиканской комиссией по научно - инновационной политике, государственным заказчиком, руководителем программы, научно-техническим Советом, исполнителями.
2. Республиканская комиссия по научно-инновационной политике осуществляет общую координацию действий по разработке и реализации Программы, в т.ч.: рассматривает концепцию Программы; заслушивает отчеты о ходе реализации программы; принимает необходимые решения, способствующие успешному достижению целей программы.
3. Государственным заказчиком Программы выступает Владикавказский научный центр Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Нормативной основой деятельности государственного заказчика Программы являются законодательные акты Российской Федерации в области науки и образования, постановления и распоряжения Правительства Республики Северная Осетия-Алания, нормативные акты федеральных и республиканских органов по вопросам, связанным с реализацией Программы, а также настоящее Положение.
4. Владикавказский научный центр Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания:
совместно с Министерством экономики, Министерством общего и профессионального образования, другими министерствами Республики Северная Осетия-Алания, вузами и предприятиями организует процесс разработки и реализации Программы;
разрабатывает технические задания и критерии выполнения работ и проектов;
представляет предложения для обеспечения финансирования мероприятий Программы;
осуществляет финансирование исполнителей проектов за счет средств, выделенных на Программу по статье бюджета "Наука", и отчитывается перед Правительством Республики Северная Осетия-Алания за расходование этих средств;
подготавливает заседания Республиканской комиссии по научно-инновационной политике;
изыскивает совместно с исполнителями дополнительные ресурсы для выполнения Программы;
принимает заявки, организует рассмотрение поступивших проектов, включая их экспертизу;
координирует и контролирует ход осуществления мероприятий Программы;
разрабатывает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы; совместно с другими министерствами Республики Северная Осетия-Алания разрабатывает и представляет Программу в Министерство образования РФ для включения ее в Федеральную целевую программу "Интеграция науки и высшего образования";
формирует состав научно-технического совета, состоящего из групп коллективных и индивидуальных экспертов, привлекаемых к экспертизе проектов;
готовит на основе результатов экспертизы предложения по распределению проектов по группам приоритетности их реализации и объемам финансирования с правом последующего уточнения предварительных показателей;
определяет головных исполнителей проектов, их функции, полномочия и ответственность в рамках Программы;
заключает договоры на выполнение проектов исполнителями;
анализирует и обобщает информацию о ходе выполнения проектов и подготавливает сводные отчеты по Программе с оценкой социально-экономической эффективности и научной значимости;
организует разработку материалов по нормативно-правовому обеспечению Программы.
5. Государственный заказчик назначает руководителя Программы (или специальное подразделение управления Программой) и определяет его функции. Руководитель Программы:
разрабатывает методологию Программы и организует ее разработку;
разрабатывает документацию Программы, критерии и показатели оценки проектов;
формирует научно-технический совет и экспертные группы;