Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2009 года N 126

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ МОБИЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2010 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 06.08.10 N 223; НГР: ru 15000201000208
Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}

В целях увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания и достижения эффективных результатов в его пополнении Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2010 годы.

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания изыскать средства, необходимые для реализации Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Северная Осетия-Алания и городского округа г.Владикавказ принять участие в реализации мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.К. Такоева.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 апреля 2009 г. N 126

Программа мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2012 годы

Паспорт Программы


Наименование Программы

Программа мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2012 годы

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 января 2009 года N 5 "О мерах по реализации Закона Республики Северная Осетия-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

Заказчик Программы

Правительство Республики Северная Осетия-Алания

Разработчик Программы

Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания

Цель Программы

Обеспечение реального наполнения доходной части консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания для удовлетворения потребностей населения в предоставлении качественных государственных услуг.

Задачи Программы

Изыскание резервов и увеличение налогооблагаемой базы, повышение финансовой устойчивости и расчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.

Сроки реализации Программы

2009 - 2012 годы

Координатор Программы

Межведомственный координационный совет по  взаимодействию государственных органов в вопросах увеличения доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Исполнители Программы

Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия -  Алания, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Республике Северная Осетия - Алания,  органы местного самоуправления муниципальных районов и г. Владикавказ.

Объемы и источники финансирования Программы

23 591  тыс. рублей, средства республиканского бюджета:
 2009 год -  3 200 тыс. рублей,
 2010 год -  9 325 тыс. рублей,
 2011 год -  5 885 тыс. рублей,
 2012 год -  5 181 тыс. рублей.

Мероприятия Программы

Разработка и утверждение системы мониторинга мобилизации доходов в бюджет республики;

 реализация мер по увеличению собственных доходов консолидированного бюджета по отраслям экономики;

 формирование единой информационной базы данных по показателям деятельности хозяйствующих субъектов, характеризующих налоговую базу;

 разработка системы критериев оценки выполнения мероприятий Программы и формирование индикаторов уровня управления.

Ожидаемые результаты
                 Основные риски, связанные с осуществлением Программы

Увеличение доходной части бюджета Республики Северная Осетия-Алания, снижение дефицита бюджета, сокращение долговых обязательств.
 Важнейшие целевые индикаторы и показатели  Программы: экономические параметры Программы, характеризующие ее цели и задачи, - объем собираемых в консолидированный  бюджет республики налогов. В результате реализации Программы предполагается увеличение налоговых отчислений в консолидированный бюджет республики на 1 800 млн.руб.
      В основу разработки Программы положен наиболее приемлемый вариант развития, в большей степени отвечающий решению задач по:
 разработке и утверждению системы мониторинга мобилизации доходов в консолидированный бюджет республики;

 формированию единой информационной базы по показателям деятельности хозяйствующих субъектов, характеризующих налоговую базу;

 реализации мер по увеличению собственных доходов консолидированного бюджета по отраслям экономики.
 Рассматриваются два варианта развития для целей Программы:
 инерционный вариант, который предусматривает сохранение существующих тенденций развития налогооблагаемой базы;

 активный вариант, который предусматривает изыскание больших резервов и увеличение налогооблагаемой базы, повышение финансовой устойчивости и расчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Республики Северная Осетия - Алания

Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы

Отчет о ходе реализации Программы представляется в Правительство Республики Северная Осетия - Алания ежегодно.

{Паспорт программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}

1.Введение


Республика Северная Осетия-Алания обладает достаточно сильным потенциалом экономического развития, о чем свидетельствуют стабильные темпы роста промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, розничного товарооборота и платных услуг населению.

В частности, по итогам 2008 года темп роста продукции сельского хозяйства по Республике Северная Осетия-Алания составил 120,5 процента к показателю соответствующего периода 2007 года, по Российской Федерации этот показатель составил 102,3 процента, темп роста по обороту розничной торговли опережает темп роста, сложившийся в среднем по России, на 1,5 процентных пункта, а по объему платных услуг - на 5,1 процентных пункта.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2008 году по сравнению с показателем 2007 года в среднем по Российской Федерации увеличились на 7,8%, а по республике - на 17,8%.

Однако в настоящее время республика испытывает определенные трудности по исполнению доходов бюджета, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на своевременное и полное выполнение возложенных на нее расходных обязательств. Темп роста налоговых поступлений за 2008 год в республике составил 101 процент, в то время как поступления налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации в целом увеличились относительно показателя 2007 года на 16 процентов, в том числе в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - на 21 процент. Собираемость налоговых платежей по республике в 2008 году составила 88,98 процента (значение, исчисляемое по методике ФНС России), что значительно ниже среднего уровня в России (92,4%).

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основными бюджетообразующими доходами бюджета республики на протяжении последних лет остаются налог на прибыль (удельный вес в доходах бюджета - 14%), налог на доходы физических лиц (удельный вес в доходах бюджета - 45%), акцизы на алкогольную продукцию (удельный вес в доходах бюджета - 17%).

Поступления в 2008 году по налогу на прибыль в бюджет республики составили 90 процентов к показателю в 2007 году, а в среднем по России - 115,7 процента. По налогу на доходы физических лиц этот показатель составил соответственно 122,0 и 131,6 процента, по акцизам - 68,2 процента по республике и 104,6 процента по России. Налоговые поступления по подакцизной группе товаров снизились относительно поступлений в 2007 году на 455 млн. рублей.

Как известно, предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Вместе с тем в Республике Северная Осетия-Алания значителен удельный вес предприятий, получающих из года в год убытки. По итогам 2008 года число предприятий, закончивших финансовый год с убытками, увеличилось до 45,5 процента к общему числу организаций, а сумма убытка по ним составила 1007 млн. рублей.

Удельный вес организаций, получивших убыток в целом по России в 2008 году, составил 27% от общего числа организаций. Значительно отличается от показателей в целом по России и удельный вес убыточных организаций по отдельным видам экономической деятельности.

Доля убыточных организаций по России на транспорте и в связи составила 34,6%, по республике - 70,6%. По таким видам экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования , доля убыточных организаций составила по России 19%, по республике - 25%, при этом если в целом по России сумма убытков (247 млрд.рублей) по этому виду экономической деятельности в 5 раз меньше полученной прибыли (1271 млрд.рублей), то по республике наоборот – в 5 раз больше (убытки – 50 млн.рублей, прибыль – 10 млн.рублей).

Отличается от среднероссийских показателей и налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в республике. Это относится к таким видам, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, торговля и сфера услуг и транспорт и связь. По добыче полезных ископаемых налоговая нагрузка в республике меньше в связи с отсутствием больших объемов добычи нефти, по обрабатывающим производствам нагрузка больше потому, что одной из основных отраслей является производство алкоголя. Вместе с тем причины значительных расхождений по торговле и сфере услуг, транспорту и связи найти трудно.

Другой показатель - это удельный вес налоговых поступлений по видам экономической деятельности, где также обращает на себя внимание торговля и сфера услуг. По Российской Федерации доля налоговых платежей, приходящаяся на этот вид деятельности, составляет 12 процентов, в республике приходится всего лишь 3,5 процента.

В создавшейся ситуации необходимы незамедлительные скоординированные действия всех министерств и ведомств республики, направленные на создание и расширение налогооблагаемого пространства с целью обеспечения должных поступлений средств для решения социальных вопросов населения республики.

Проводимая работа по изучению причин образования убытков и перспектив оздоровления финансово-хозяйственной деятельности организаций недостаточно эффективна. Для повышения эффективности работы, проводимой Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания с убыточными организациями, к работе соответствующих комиссий должны быть подключены представители отраслевых министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Кроме того, необходимо обратить внимание на организации, не представляющие налоговую отчетность. Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и штрафам организаций, не представляющих отчетность более года, составляет 350 млн. рублей. При этом число организаций, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, из квартала в квартал растет и составляет более 20 процентов юридических лиц, состоящих на налоговом учете.

Анализ такого показателя, как денежные доходы населения, и его составных частей говорит о высоком уровне теневого сектора по заработной плате в республике по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Так, удельный вес фонда заработной платы в денежных доходах населения в Адыгее, Ставропольском крае, Ростовской области составляет 29 процентов, в Псковской, Калужской и Астраханской областях - более 35 процентов, у нас в республике - 20 процентов.

В Псковской области численность населения соответствует численности населения Республики Северная Осетия-Алания, при этом фонд заработной платы в Псковской области составляет 24,3 млрд. рублей, денежные доходы населения за год - 66,2 млрд. рублей. В Республике Северная Осетия-Алания фонд заработной платы составляет 13,2 млрд. рублей, денежные доходы населения – 67,5 млрд. рублей.

В Республике Марий-Эл доходы от уплаты налога на доходы физических лиц, поступившие в 2008 году, составили 3 987,6 млн. рублей при численности населения 703,2 тыс. человек, в Республике Северная Осетия-Алания, при той же численности, - 2 561,7 млн. рублей, или в 1,56 раза меньше. Вместе с тем денежные доходы на душу населения в Республике Северная Осетия-Алания превышают этот показатель по Марий-Эл в 1,29 раза. По сравнению с показателем по Псковской области среднедушевые денежные доходы в месяц отличаются незначительно, а поступления налога на доходы физических лиц в расчете на душу населения ниже почти в 2 раза.

Сравнительный анализ поступлений налога на доходы физических лиц в 2008 году по отдельным субъектам РФ


Численность населения (тыс. чел)

Денежные доходы на душу населения (рублей)

Налог на доходы физических лиц в расчете на одного жителя (рублей)

Поступило в доход субъекта РФ НДФЛ (млн.руб)

Республика Марий-Эл

703,2

8786,0

472,5

3987,6

Костромская область

697,0

8921,3

584,4

4887,6

Псковская область

705,3

10922,5

571,2

4834,9

Республика Северная Осетия-Алания

702,5

11372,2

303,9

2561,7

Из приведенных выше данных можно сделать вывод: резервы по увеличению поступлений налога на доходы физических лиц в доход бюджета Республики Северная Осетия-Алания есть, и немалые.

Поступления по единому налогу на вмененный доход не соответствуют фактическому росту объектов малого предпринимательства. Кроме того, отдельными администрациями местного самоуправления не пересматриваются корректирующие коэффициенты по вмененному налогу.

Анализ поступлений от индивидуальных предпринимателей по единому налогу на вмененный доход в бюджет республики свидетельствует о том, что в сравнении с показателями в отдельных регионах Российской Федерации, выбранных для целей сравнительного анализа, данный показатель по республике существенно ниже.

Уровень поступлений в расчете на каждого зарегистрированного индивидуального предпринимателя в 2008 г. по республике составил 3 991 руб., что ниже уровня поступлений по Костромской области (6 776 руб.) и Кабардино-Балкарской Республике (7 421 руб.), при сопоставимом количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, и существенно ниже уровня в Республике Марий-Эл (12 415 руб.), где количество индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, в 1,5 раза меньше, чем в Республике Северная Осетия-Алания.

Следует отметить, что в соответствии с налоговым законодательством корректирующий коэффициент базовой доходности устанавливается решением представительных органов местного самоуправления. Для целей анализа на предмет возможности увеличения поступлений от единого налога на вмененный доход были рассмотрены коэффициенты базовой доходности в 2007 - 2008 гг. в г. Владикавказ и столице Республики Марий-Эл г. Йошкар-Ола.

При сравнении коэффициентов базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности по данным городам установлено, что в отличие от г. Владикавказа в г. Йошкар-Ола:

коэффициенты базовой доходности в части розничной торговли устанавливаются в зависимости от ассортимента продукции, реализуемой индивидуальным предпринимателем;

установлен максимальный коэффициент базовой доходности для продажи алкогольной продукции, включая пиво;

коэффициент базовой доходности по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест также в 1,5-2 раза выше, чем во Владикавказе.

Кроме того, в г. Йошкар-Ола активно используется дополнительный коэффициент К 2.2, значение которого зависит от фактического места экономической деятельности налогоплательщиков. В местах активной предпринимательской деятельности применяется коэффициент равный 1, в местах менее активной предпринимательской деятельности применяются понижающие коэффициенты.

Поступления доходов в бюджет от применения упрощенной системы налогообложения в среднем в расчете на одну организацию, выбравшую в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, приходится в 3 раза меньше, чем по организациям, у которых налоговой базой являются доходы. На 922 организации, уплачивающие налог с доходов, приходится 124,5 млн. рублей, а на 882 организации, выбравшие в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, чей оборот в два раза больше, приходится 43,2 млн. рублей.

По налогу на имущество организаций, несмотря на относительно положительную динамику поступлений в бюджет, также имеются резервы дополнительных поступлений.

Среднегодовая стоимость основных фондов крупных и средних коммерческих организаций по Республике Северная Осетия-Алания на 1 января 2007 года составляла 36 737 млн. рублей. При исключении из нее стоимости льготируемых фондов, а также фондов сельского хозяйства, торговли и сферы услуг, гостиниц и ресторанов, организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (в связи с уплатой этими организациями платежей по специальным налоговым режимам) в 2007 году расчетная минимальная сумма налога на имущество составляет 398 млн. рублей, начислено, по данным налоговой отчетности, 323 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2008 года среднегодовая стоимость основных фондов в республике увеличилась на 104, 9 процента и составила 38 541 млн. рублей. Это, в свою очередь, увеличивает минимальную расчетную сумму налога на имущество до 420 млн. рублей.

Все еще значительны объемы среднегодовой стоимости оборудования, предназначенного к установке, и объектов, незавершенных строительством. По состоянию на 1 января 2008 года их объем составил 888,9 млн. рублей. Однако часть из них фактически введена в эксплуатацию, но по данным бухгалтерского учета не переведена в основные фонды, что занижает налогооблагаемую базу налогом на имущество организаций.

Анализ такого относительного показателя, как доля налога на имущество в среднегодовой стоимости основных фондов, также указывает на возможное увеличение поступлений по налогу на имущество. Так, доля налога на имущество в среднегодовой стоимости основных фондов по республике составляет 0,93 процента, в то же время в Карачаево-Черкесской Республике этот показатель равен 1,8 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 1,61 процента.

Анализ поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов Южного федерального округа в 2008 году указывает на необходимость принятия кардинальных мер по увеличению поступлений в бюджет Республики Северная Осетия-Алания. Из приведенных ниже данных видно, что на один легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, сумма транспортного налога в среднем по республике составляет 109 рублей, в Кабардино-Балкарской Республике -197 рублей и т. д.

Наличие собственных легковых автомобилей (Росстат)

Транспортный налог, уплаченный физическими лицами (тыс. рублей)

Транспортный налог, уплаченный физическими лицами в среднем на 1 автомобиль (рублей)

Республика Дагестан

155 892

10 789,6

69,21

Кабардино-Балкарская Республика

101 519

19 999,7

197,00

Республика Калмыкия

41 512

6 351,6

153,01

Республика Ингушетия

29 820

2 022,9

67,84

Республика Северная Осетия - Алания

107 904

11 765,7

109,04

Краснодарский край

1 064 822

1 058 079,1

993,67

Ставропольский край

487 459

224 544,2

460,64

Астраханская область

185 066

31 075,1

167,91

Волгоградская область

411 930

313 927,4

762,09

Ростовская область

751 752

712 829,1

948,22

Республика Адыгея

80 166

57 184,6

713,33

Карачаево-Черкесская Республика

62 657

17 821,6

284,43

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»