ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2009 года N 120
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ"
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 16.02.10 N 50; НГР: ru 15000201000043
Постановление Правительства РСО-Алания от 25.02.11 N 25; НГР: ru 15000201100035}
В целях обеспечения условий для сохранения объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, эффективного использования объектов культурного наследия в современных условиях, популяризации объектов культурного наследия Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Сохранение объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2011 годы".
2. Комитету по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания обеспечить исполнение программных мероприятий Республиканской целевой программы "Сохранение объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2011 годы".
3. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания финансирование мероприятий Республиканской целевой программы "Сохранение объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2011 годы" производить в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания по разделу "Культура, кинематография, средства массовой информации".
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Таболова С.С.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия -Алания С.Такоев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 17 апреля 2009 года N 120
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия в Республике Северная Осетия - Алания на 2009 -2011 годы" |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; |
Государственный заказчик - координатор Программы | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания |
Цели Программы | Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в современных условиях |
Основные задачи Программы | Охрана объектов культурного наследия; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009 - 2011 годы |
Основные программные мероприятия | Сохранение объектов культурного наследия путем проведения необходимых проектных, консервационных и реставрационных работ. Мониторинг и паспортизация объектов культурного наследия с целью внесения в Единый государственный реестр, определения их приоритетности, эффективного использования, выявления и музеефикации |
Ответственные за исполнение основных программных мероприятий и исполнители | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания, генеральные подрядчики и исполнители, определённые на конкурсной основе. |
Источники финансирования | Федеральный бюджет, республиканский бюджет, |
Объемы финансирования Программы | Общий объем финансирования - 76515,4 тыс. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты | Сохранение объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания для будущих поколений. Создание в Республике Северная Осетия-Алания единой системы по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия. Популяризация объектов культурного наследия с цель привлечения дополнительных инвестиций. Формирование предпосылок для активизации развития на территории республики сферы туризма и музейной деятельности. Использование объектов культурного наследия в целях воспитания у подрастающего поколения любви к истории и культуре своего народа, патриотизма. Создание условий для приватизации объектов культурного наследия. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы возлагается на Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания путем ежеквартального |
{Паспорт программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 25.02.11 N 25; НГР: ru 15000201100035}
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, питающий современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения' и признания мировым сообществом.
Без культурного наследия немыслимы современная жизнь народа Республики Северная Осетия - Алания и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей.
Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений.
На протяжении десятилетий происходило искажение облика исторических застроек и объектов культурного наследия. Повсеместный снос и перепрофилирование в советское время культовых зданий, строительство в исторической среде промышленных и социальных объектов приводили к утрате архитектурных доминант городов и территорий (храмов, монастырей, памятников) и формированию совершенно иного облика.
Неквалифицированные археологические раскопки и реставрационно-восстановительные работы становились причиной разрушения и безвозвратной утраты памятников культуры. В результате таких работ в республике был уничтожен целый ряд историко-архитектурных и археологических памятников.
Последние десятилетия также были сложными для сферы сохранения объектов культурного наследия. Они характеризовались недостаточным контролем за сохранностью и использованием историко-культурных памятников и скудным финансированием ремонтно-реставрационных работ. Все это привело к тому, что на сегодняшний день многие объекты культурного наследия федерального и республиканского значения разрушаются под воздействием окружающей среды и хозяйственной деятельности, находятся в аварийном состоянии и могут быть безвозвратно утрачены.
В соответствии с нормами международного права и российского законодательства, каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия; обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению; является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения; представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования; ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с объектами культурного наследия.
В течение нескольких десятилетий историко-культурные территории и объекты были подвержены интенсивному хозяйственному освоению, приведшему к. утрате части элементов парковой и архитектурной застройки, значительному сокращению площадей исторического функционального назначения, захламлению.
Реставрация памятников архитектуры практически не проводилась. Часть памятников архитектуры была передана в частную собственность и перестраивалась. На сегодняшний день в Республике Северная Осетия -Алания насчитывается более 2000 объектов культурного наследия, большая часть которых требует реставрации, ремонта и консервации.
Масштабность целей Программы, направленных на возвращение в культурное поле историко-культурных комплексов и памятников, отражающих различные периоды развития истории и культуры осетинского народа, многоцелевой, этапный характер решения связанных с их реализацией задач, требующих концентрации финансовых ресурсов на конкретных направлениях, а также участие федеральных и республиканских органов государственной власти, государственных и негосударственных научных, проектных, производственных предприятий и учреждений, организация их тесного и последовательного взаимодействия делают необходимым применение программно-целевого метода.
Единая система и комплексный подход к сохранению и воссозданию историко-культурного наследия позволят эффективно решить назревшие проблемы и сохранить достояние народа.
Основными целями и задачами Программы являются:
сохранение, реставрация, воссоздание и приспособление объектов культурного наследия к современному использованию;
комплексное благоустройство территорий, основанное на воссоздании исторического ландшафта;
создание инфраструктуры для отдыха жителей Республики Северная Осетия - Алания и гостей республики.
Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывается реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере
Республики Северная Осетия - Алания.
Стоимость работ подлежит уточнению в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, а также на основании законов Республики Северная Осетия - Алания о республиканском бюджете на соответствующий год. Объемы средств республиканского бюджета, направляемые на реализацию программных мероприятий, подлежат уточнению при формировании бюджетных показателей и проектов адресных инвестиционных программ на соответствующие годы.
Контроль за исполнением Программы возлагается на Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания.
Отчеты на заседаниях Правительства Республики Северная Осетия -Алания должны заслушиваются ежеквартально и ежегодно.
Эффективное выполнение Программы зависит от обеспечения своевременного и стабильного финансирования, а также эффективности механизма управления и контроля за ходом реализации предусмотренных мероприятий.
Реализация Программы будет содействовать сохранению, использованию и пропаганде историко-культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания в интересах нынешнего и будущих поколений, вызовет рост интереса граждан к культурному наследию нации, будет способствовать культурному развитию населения республики.
Создание историко-культурных и этнографических комплексов может быть в дальнейшем использовано в музейных, социокультурных, природоохранных, научных, рекреационных и образовательных целях, а также для развития иностранного и внутреннего туризма.
N п/п | Наименование объекта культурного наследия | Сроки выполнения работ | Виды работ | Объемы финансирования | Источники финансирования | Ответственные за проведение мероприятий | ||||
федеральный бюджет | республиканский бюджет | |||||||||
I. Сохранение объектов культурного наследия | ||||||||||
Раздел 1. Владикавказ - исторический город России | ||||||||||
Суннитская мечеть, 1908 г. | 2009 - | завершение реставрационных работ интерьеров, | 29 000 | 29 000 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А, Министерство культуры и массовых коммуникаций РСО - А | |||||
Общежитие Горско-Пушкинское,1903 г. (Библиотека СОГУ) | 2009 - | Ремонтно-реставрационные работы | 23 000 | 23 000 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А, Министерство культуры и массовых коммуникаций РСО - А | |||||
Дом, где в 1912-1921 гг. жил С.М.Киров,1883 г. (Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания) | 2010 - | разработка проектно-сметной документации, | 9794 | 9794 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Раздел 2. Замки и крепости Осетии - Алании | ||||||||||
Башня Ессе Канукова в сел. Донифарс | 2011 год | противоаварийные работы, консервация объекта | 250 | 250 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Галуан Карацевых в сел. Цмити (Урикау) Алагирского района | 2011 год | разработка проектно-сметной документации на реставрацию и музеефикацию объекта, разработка зон охраны и регулирования застройки | 250 | 250 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Башня Мамсуровых, в сел. Даргавс | 2009- | разработка проектно-сметной документации, реставрация и музеефикация объекта, разработка проекта зон охраны и регулирования застройки | 300 | 300 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Комплекс "Город мертвых" XIV-XVIII в.в., сел. Даргавс | 2009 - | локальные ремонтно-реставрационные работы, разработка проекта зон охраны и регулирования застройки | 1 500 | 1 500 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Комлексы сс. Лисри, Дзивгис, Цмити, Дагом и др. в районах РСО-Алания | 2010 - | разработка проекта зон охраны и регулирования застройки | 2 220 | 2 220 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Раздел 3. Святыни Осетии-Алании | ||||||||||
Церковь Зругская, XI в. | 2009 - | разработка проектно-см етной документации, консервация, проведение берегоукрепи-тельных работ | 3 000 | 2 500 | 500 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | ||||
Часовня Нузальская, | 2009 - | реставрация архитектурной части, благоустройство территории | 500 | 500 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Раздел 4.Вечная память (памятники Великой Отечественной войны) | ||||||||||
Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, | 2010 год | ремонтные работы | 200 | 200 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Мемориал 13 сельчанам, расстрелянным оккупантами в 1942 г. | 2010 год | ремонтные работы | 300 | 300 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Памятник погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны, | 2010 год | ремонтные работы | 300 | 300 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Раздел 5. Дома - музеи Осетии – Алании | ||||||||||
Дом-музей С. Едзиева в сел. Карман-Синдзикау Дигорского района | 2011 год | завершение реставрационных работ и музеефикация | 250 | 250 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Дом-музей М. Туганова в сел. Дур-Дур | 2011 год | локальные ремонтные работы | 250 | 250 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А, Министерство культуры и массовых коммуникаций РСО - А | |||||
Дом промышленника Ходжаева, ныне школа-интернат, г. Моздок, | 2011 год | ремонтно-реставрационные работы | 1 000 | 1 000 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
Дом поэта Блашка Гуржибекова в ст.Новоосетинской Моздокского района | 2011 год | выкуп дома у частных лиц; | 250 | 250 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - А | |||||
II. Мониторинг, популяризация и паспортизация объектов культурного наследия | ||||||||||
Систематическое обновление базы данных о состоянии объектов культурного наследия республики | 2009 - | 3351,4 | 3351,4 | Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО- А | ||||||
21. | ИТОГО: | 76515,4 | 54 500 | 22015,4 | ||||||
{Перечень мероприятий в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 25.02.11 N 25; НГР: ru 15000201100035}