Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2011 года N 10

О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В 2011 ГОДУ

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 13.07.11 N 182; НГР: ru 15000201100161
Постановление Правительства РСО-Алания от 01.08.11 N 203; НГР: ru 15000201100187}

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1143 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011" Правительство Республики Северная Осетия—Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2011 году.

2. Поручить республиканским органам исполнительной власти, рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций принять меры по обеспечению реализации Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания в 2011 году.

3. Комитету Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения о ходе выполнения Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания в 2011 году информировать Правительство Республики Северная Осетия-Алания по итогам работы за полугодие и год.

4. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания обеспечить в 2011 году своевременное выделение средств на реализацию мероприятий Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания в 2011 году, финансирование которых предусмотрено за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Министра экономического развития Республики Северная Осетия-Алания Калаева О.А.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21 января 2011 г. N 10

ПРОГРАММА дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2011 году

{Программа в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 13.07.11 N 182; НГР: ru 15000201100161}

г. Владикавказ, 2011

ПАСПОРТ Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2011 году


Перечень
 характеристик

Содержание

Наименование Программы

Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2011 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации  от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1143 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "

Срок реализации Программы

2011 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Республике Северная Осетия-Алания

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.
 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
 3. Повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы, эффективное использование трудовых ресурсов в условиях перехода на инновационный путь развития.

Основные мероприятия Программы

Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения ( простой, введение режима неполного рабочего времени, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее - опережающее профессиональное обучение (стажировка);

 профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

 профессиональная переподготовка врачей;

 стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

 содействие трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей ;

 содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

 профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в российских и зарубежных образовательных учреждениях работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

 стажировка работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, признанных в установленном порядке безработными граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо–Кавказского федерального округа, в организациях, в том числе зарубежных, применяющих передовые технологии,  с целью совершенствования профессиональных навыков;

 стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, не входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

 адресная поддержка граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в
 2011 г. - 409869,60 тыс. руб., в том числе:
 субсидия федерального бюджета - 389376,12 тыс. руб.;

 средства республиканского бюджета - 20493348 тыс. руб.

Целевой показатель Программы

Сдерживание регистрируемой безработицы на уровне не более 2,7%, коэффициент напряженности составит 7 чел. на 1 рабочее место к концу 2011 г.

Показатели результативности Программы

Прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) 118 работниками организаций, находящимися под угрозой увольнения;

 профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 80 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

 профессиональная переподготовка 80 врачей;

 стажировка 800 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы 240 наставниками ;

 создание не менее 85 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей ;

 содействие самозанятости 2000 безработным гражданам с созданием 2795 дополнительных рабочих мест;

 профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в российских и зарубежных образовательных учреждениях 228 работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

 стажировка 200 работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, признанных в установленном порядке безработными граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо–Кавказского федерального округа, в организациях, в том числе зарубежных, применяющих передовые технологии,  с целью совершенствования профессиональных навыков;

 стимулирование  работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, не входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, к замещению 550 свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

 адресная поддержка 550 граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.

Сроки предоставления отчетности о реализации Программы

Отчет о реализации Программы ежеквартально представляется в Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

{Паспорт Программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 01.08.11 N 203; НГР: ru 15000201100187}

Примечание: при изменении численности участников и объемов финансирования возможна корректировка Программы. Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения принимает решение о перераспределении объема субсидий между мероприятиями при условии выполнения целевых показателей Программы, а также по корректировке перечня организаций, в которых будут реализовываться дополнительные мероприятия, в пределах общего объема субсидий и количественных показателей Программы.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


1. Республика Северная Осетия-Алания относится к традиционно трудоизбыточным регионам Российской Федерации.

Плотность населения - 87,8 чел. на 1 кв. км, что более чем в 10 раз больше средней плотности в России – 8,3.

Расчетная численность постоянного населения республики на 1 января 2010 г. составила 700,9 тыс. чел., из них 63,8% (446,9 тыс. чел.) - лица трудоспособного возраста. Доля городского населения составляет 64,4% (451,2 тыс. чел.) от общей численности населения, из них 64,3% (290,1 тыс. чел.) - лица трудоспособного возраста. В сельской местности соответственно 35,6% (249,7 тыс. чел.) и 62,8% (156,8 тыс. чел.).

2. Показатель, характеризующий уровень экономического развития республики, - индекс промышленного производства в январе-апреле

2011 г. по сравнению с показателем в соответствующем периоде 2010 г. составил 105,5%. Наиболее значительные последствия кризисных явлений проявляются в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (88,0%). Основные показатели социально-экономического положения и прогноз ситуации на рынке труда по Республике Северная Осетия-Алания на 2011 г. приведены в приложениях 10 и 10.1.

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за I квартал 2011 г. составила 5229,0 руб. По сравнению с показателем в IV квартале 2010 г. она увеличилась на 9,5%, в т.ч. прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины составил 13,5%, непродовольственных товаров - 4,1%, оплата услуг – 7,0%.

3. Общая численность безработных, по материалам обследования населения по проблемам занятости, за март 2011 г. составила 39,0 тыс. чел. (2010 г. - 37,0 тыс. чел., 2009 г. – 38,9 тыс. чел., 2008 г. – 35,6 тыс. чел.,). Уровень общей безработицы - 10,8% (2010 г. – 9,8%, 2009 г. –10,6%, 2008 г. – 10,1%).

Из общей численности населения 51,5% относятся к экономически активному населению - 361,0 тыс. чел., из них 322,0 тыс. чел. заняты различными видами экономической деятельности. Уровень занятости в республике составляет 61,4%.

Из всех занятых в экономике 33,2% сосредоточены в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Число замещенных рабочих мест в январе-марте составило 119,8 тыс. чел., что на 3,8 тыс. чел., или 3,1% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года, в т. ч. 3,5 тыс. рабочих мест заняты внешними совместителями, 2,4 тыс. рабочих мест - выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера. Ситуация с занятостью на этих предприятиях характеризовалась снижением списочного состава работников (без внешних совместителей) на 3,7% и составила 113,8 тыс. чел. (2010 г. - 113,9 тыс. чел., 2009 г. – 120,2 тыс. чел., 2008 г. – 124,8 тыс. чел.

Сокращение произошло в основных отраслях производственной сферы: сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном хозяйствах, на транспорте и в связи, обрабатывающих производствах. В то же время увеличилась численность занятых в здравоохранении, предоставлении социальных услуг, финансовой деятельности, строительстве, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий, предметов личного пользования.

4. Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) составляет 14,7%.

Отмечается отрицательное сальдо приема и выбытия работников на крупных и средних предприятиях. C предприятий и организаций за январь-май выбыло 3,9 тыс. чел. Выбывшие в связи с сокращением численности работников составили 15,3% (0,6 тыс. чел.). Уволившиеся по собственному желанию составили 53,8% (2,1 тыс. чел.), принято 2,1 тыс. чел. Процент замещения выбывших работников принятыми составил 53,8.

5. За январь-май 2011 г. численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, составила 0,2 тыс. чел., численность находящихся в отпусках по заявлению работника - 0,9 тыс. чел.

6. Ситуация на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания за последние два года менялась и характеризовалась продолжающимися процессами перераспределения работающих между государственными и негосударственными секторами экономики, расширением вторичной занятости, увеличением масштабов вынужденной неполной занятости и процессов высвобождения работников.

7. Рынок труда в 2011 г. в республике характеризовался, в сравнении с показателем в 2010 г., снижением численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан.

Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы на 1 июня 2011 г. составила 16,7 тыс. чел., что на 29,5% меньше, чем в соответствующем периоде 2010 г.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с начала кризиса достигла своего максимального значения на конец марта и составила 13,7 тыс. чел. Уровень безработицы - 3,7%.

Начиная с апреля 2011 г. темпы роста числа зарегистрированных в органах службы занятости и количества безработных, получающих пособие, замедлились и начали снижаться.

Темп прироста регистрируемых безработных в январе-феврале в среднем в месяц составил 4,0%, начиная с марта идет снижение в среднем в месяц на 5,9%.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с начала года снизилась на 10,2% и на 1 июня 2011 г. составила 11,5 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 3,1%.

Однако вопросы, связанные с обеспечением занятости молодежи, и в первую очередь вопросы трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений в 2011 г., будут стоять не менее остро.

В составе зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан значительно число граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда. Основной контингент составляют женщины - 58,7%, молодежь в возрасте 16-29 лет – 31,8%, выпускники образовательных учреждений всех уровней в общем количестве безработных граждан составляют 6,6%, инвалиды - 6,5%.

8. Потребность в дополнительных доходах в условиях кризиса увеличила в составе граждан, обратившихся в органы службы занятости, число лиц, длительно не работавших и ищущих работу впервые. Из 11,5 тыс. безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, уволенные по собственному желанию составляют 5,9 тыс. чел. (51,3%), уволенные в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников - 2,1 тыс. чел. (18,0%).

9. Круг динамично работающих предприятий в республике незначителен. В органы службы занятости продолжают поступать сведения от предприятий и организаций республики об увольнении или сокращении работников, о переводе сотрудников на неполное рабочее время, о нахождении предприятий в режиме простоя.

По состоянию на 22 июня 2011 г. информацию об увольнении работников в связи с ликвидацией, сокращением штата или численности работников подали 72 предприятия республики (из них 31 предприятие информацию подали впервые). Заявлено к сокращению 454 работника, с учетом ранее заявленных к сокращению уволено 961 чел. Под угрозой сокращения находятся 1576 работников различных предприятий республики. Наибольшее количество работников, заявленных к увольнению в связи с сокращением, поступило от следующих предприятий: ВМУП "Тепловые сети" - 957 чел. (ликвидация); ВМУП "Водоканал" – 574 чел., на текущий момент уволено 194 чел.; ВМУП "Трамвайно-троллейбусное управление" - 48 чел.; ФГУ "Моздокский КЭЧ" - 39 чел.; ОАО "Ростелеком" – 24 чел.

Наметилась тенденция к снижению численности работников предприятий, работающих неполное рабочее время, находящихся в простое по вине работодателя и в отпусках без сохранения заработной платы. С начала года эти показатели уменьшились на 861 чел. и составляют 4277 чел.

Однако ряд предприятий еще до сих пор находятся в затруднительном положении, в т. ч.: ФГУП "Разряд" - 101 чел. работают неполное рабочее время; ООО "ВТЦ "Баспик" – 160 чел. работают неполное рабочее время; ОАО "Ариана-С" – 100 чел. – в отпусках без сохранения заработной платы; ФГУП "Гран" – 48 чел. в простое, в отпусках без сохранения заработной платы – 28 чел.; ОАО "Алагирский деревообрабатывающий завод" – 60 чел. работают неполное рабочее время.

Сокращение численности работающих в организациях и на предприятиях республики не повлекло за собой снижение количества вакантных рабочих мест.

Число вакансий, заявленных в службу занятости, на 1 июня 2011 г. составило 1937 единиц.

Напряженность на рынке труда с начала года снизилась с 15,6 чел. на рабочее место до 4,1 чел.

Кризисные явления на республиканском рынке труда, как и в целом по Российской Федерации, пока в полном объеме не преодолены. Рынок труда восстанавливается значительно медленней, чем происходит восстановление и оживление деятельности в других секторах экономики.

Увеличение числа граждан, занятых поиском работы, произойдет за счет лиц, потерявших работу, либо занятых на предприятиях с неустойчивым финансовым положением, за счет выпускников образовательных учреждений всех уровней, а также за счет перехода скрытой безработицы в регистрируемую.

10. В условиях сохраняющейся напряженности на рынке труда для закрепления и усиления всех стабилизационных тенденций необходимо принятие следующих дополнительных мер:

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения. Опережающее обучение и стажировка по профессиям, востребованным на рынке труда будут способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;

стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса.

10.1. По задаче "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения" предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы увольнения.

На 5 предприятиях и в организациях республики, где установлен режим неполного рабочего времени, имеет место предоставление отпусков без сохранения заработной платы, запланировано проведение опережающего обучения для 118 чел. Программы обучения ориентированы на повышение квалификации и компетенции работников.

Во всех случаях при организации опережающего профессионального обучения (повышения квалификации) работников необходимо привлечение образовательных учреждений, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим профессиям (специальностям). В первую очередь будут включены учебные заведения - победители конкурсов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Однако их привлечение во всех случаях невозможно ввиду того, что не по всем профессиям (специальностям) они ведут профессиональное обучение. Также будут привлечены образовательные учреждения - победители конкурса на опережающее профессиональное обучение (повышение квалификации) работников в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Объемы и направления опережающего обучения приведены в приложении 4.

10.2. По задаче "Стимулирование сохранения и создания рабочих мест" предусмотрены мероприятия:

стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Стажировка организуется на предприятиях и в организациях республики независимо от форм собственности. Перечень организаций, на которых будут проходить стажировку выпускники образовательных учреждений, приведен в приложении 6;

содействие трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Перечень предприятий, на которых будут созданы специальные рабочие места для инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, приведен в приложении 7;

содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, включая оказание им организационной и финансовой поддержки. Основными видами деятельности являются: услуги по ремонту квартир, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, услуги парикмахера, обще-ственное питание, транспортные услуги, выращивание саженцев, цветов, разведение скота, птицы и др. (приложение 8).

Численность участников мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан по республике установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»