• Текст документа
  • Статус
Действующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ АССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 1991 года N 10

О ЗАДАЧАХ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ ССР ПО СОХРАНЕНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Совет Министров республики отмечает, что в настоящее время несколько улучшилась работа Министерства культуры республики и сохранению памятников истории и культуры, их использованию в нравственном, эстетическом воспитании. Так, на учет взято боле двух тысяч памятников, на них составлены паспорта. Десять объектов, среди которых "Городок мертвых", "Реком", Нузальская часовня с фресками XIII века, отнесены к категории памятников союзного значения.

Значительную работу по эстетическому, нравственному воспитанию молодежи проводят в Дигорском, Моздокском районах, где исполкомы, райвоенкоматы, отделы культуры, учебные заведения ухаживают за памятниками и могилами погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, бережно относятся к историческим мемориальным памятникам.

В то же время в работе Министерства культуры по сохранению памятников истории и культуры имеются значительные недостатки. Неудовлетворительно ведется реставрация и консервация памятников, не все они взяты на учет, занесены в картотеки. В результате того, что отсутствует согласованная, скоординированная работа между Министерством культуры, Северо-Осетинским отделением Всероссийского общества охраны памятников и руководителями местных Советов народных депутатов множатся факты повреждения и полного разрушения памятников архитектуры, археологии. Так, например, незаконное строительство ведется на территориях памятников сс. Дзивгис, Лац, Мизур Алагирского района, разрушаются склепы и захоронения в с. Фаснал Ирафского района, катакомбные могильники при добыче сырья Змейским, Бесланским и Владикавказским кирпичными заводами. Однако Министерство культуры не обеспокоен грозящей потерей исторических памятников. Иначе чем объяснить, что оно не ставило вопрос перед местными Советами народных депутатов, не обращалось в прокуратуру, не подавало иск к разрушителям памятников в судебные инстанции, не добивалось рассмотрения этих вопросов на сессиях местных Советов народных депутатов, на заседаниях районных и сельских исполкомов, на заседаниях постоянных комиссий по вопросам культуры. Нет согласованности между Министерством культуры, Северо-Осетинским отделением Всероссийского общества охраны памятников. Владикавказским горисполкомом, ведущими проектными и ремонтно-строительными организациями, в результате чего на территории города Владикавказа исчезают или перестраиваются архитектурно и исторически ценные здания (угол улиц Маркуса - Кирова, Бородинской и Горького, Ленина и Революции), на фасадах старинных домов исчезают такие элементы как балконы, фрески, балконные опоры, нарушаются архитектурная целостность и выразительность зданий.

Вызывает серьезную озабоченность состояние дел в Североосетинском реставрационном арендном предприятии. На многие годы затянулись работы по реставрации "Городка Мертвых" в с. Даргавс. Из-за низкого качества работ отдельные объекты, например, башня Аликовых, переделываются. В то же время необходимо отметить, что в значительной степени это происходит из-за крайне неудовлетворительного обеспечения реставраторов техникой и строительными материалами.

Совет Министров Северо-Осетинской ССР постановляет:

1. Обязать Министерство культуры (т. Дзантиев):

обсудить в апреле 1991 г. на заседании коллегии ход выполнения ранее принятых постановлений Совета Министров республики, решений Министерства по вопросу охраны памятников истории и культуры;

до 1 апреля текущего года подготовить Положение о заповедных районах республики, а также Положение об использовании памятников в культурно-хозяйственных целях в соответствии с постановлениями Совета Министров СО АССР от 14.02.80 N 865 и Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 33;

разработать и представить в марте 1991 года в Президиум Верховного Совета республики проект Закона об охране памятников истории и культуры СО ССР;

завершить к 1993 году работу по подготовке к изданию материалов "Свода памятников истории и культуры Северной Осетии";

ежегодно в планах реставрационных работ предусматривать увеличение объемов консервационных работ.

2. Северо-Осетинскому реставрационному арендному предприятию завершить в 1991 г. реставрацию и благоустройство комплекса памятников "Городок мертвых" в с. Даргавс.

3. Госплану республики (т.Аликов), Госснабу (т.Токаев) обеспечить Северо-Осетинское реставрационное арендное предприятие строительными материалами и механизмами для проведения ремонтно-реставрационных работ согласно выделенным фондам.

4. Алагирскому райисполкому (т.Цогоев) до марта 1991 г. решить вопрос об отселении семей, живущих на территории памятников истории и культуры пос. Нузал и с.Урикау, обеспечить необходимые условия для проведения реставрационных работ по Нузальской часовне и башне Карацевых.

5. Алагирскому, Ирафскому и Пригородным райисполкомам (тт.Цогоев, Кадохов, Кусов) до 1 июня 1991 г. передать на баланс учреждений культуры для реставрации и музеефикации входящие в заповедные районы республики историко-архитектурные памятники и выделить земельные участки вокруг них для создания охранных зон памятников.

6. Владикавказскому горисполкому (т.Шаталов), Правобережному Кировскому и Пригородному райисполкомам (тт.Мамсуров, Дзгоев, Кусов) в соответствии с п.3 Закона об охране памятников истории и культуры РСФСР обязать руководство Владикавказского, Бесланского, Змейского кирпичных заводов, колхоза "Дружба" обеспечить сохранность курганных могильников, а также изыскать средства для проведения археологических работ на территории этих памятников.

7. Министерству народного образования (т.Мецаев) до сентября 1991 г. решить вопрос подготовки кадров реставраторов на базе одного из профтехучилищ республики.

8. Северо-Осетинскому обществу охраны памятников (т.Ардасенов). Республиканскому совету ветеранов войны (т.Калицев)активнее использовать традиционные и внедрять новые формы идейно-воспитательной работы среди молодежи, глубже ознакамливать их с историей родного края.

9. Государственному комитету по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (т.Цгоев),Северо-Осетинскому издательству "Ир" (т.Кантемиров) по заявкам Министерства культуры и Северо-Осетинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры оперативно издавать материалы "Свода памятников истории и культуры Северной Осетии", тематические брошюры и буклеты, о памятниках истории и культуры осетинского народа.

10. С целью координации и улучшения работы по учету, охране реставрации, пропаганде и эффективному использованию памятников истории и культуры Северной Осетии отделу охраны, реставрации и использования Северо-Осетинского государственного музея, осуществляющему от имени Министерства культуры функции специально уполномоченного государственного органа охраны памятников, предоставить права государственной инспекции по охране памятников и утвердить положение об отделе согласно приложению.

Зам. Председателя Совета Министров А.К. Таболов

Управляющий Делами Совета Министров С.Х. Дзуцев

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ об отделе охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы

Приложение
к постановлению Совета Министров Северо-Осетинской ССР от 17
января 1991 г. N 10

1. Общие положения

1. Отдел охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры образован в соответствии с Положением и структурой Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы, утвержденными распоряжением Совета Министров Северо-Осетинской АССР от 1 октября 1978 г. N 605, с целью координации и улучшения работы по учету, охране, реставрации, пропаганде и эффективному использованию памятников истории и культуры Северной Осетии.

2. Отдел осуществляет на территории республики функции специально уполномоченного государственного органа охраны памятников. Сотрудники отдела выполняют функции инспекторов по охране и использованию памятников истории и культуры Северо-Осетинской ССР.

3. Отдел в своей деятельности руководствуется Законом СССР и Законом РСФСР, Положением "Об охране и использовании памятников истории и культуры", другими действующими документами в сфере учета, охраны, реставрации и использования памятников, постановлениями правительств Союза ССР, РСФСР и Северо-Осетинской ССР, постановлениями коллегий и приказами Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР, а также настоящим Положением.

II. Задачи и функции отдела

4. Основным назначением отдела охраны, реставрации и использования памятников является всемерное содействие Министерству культуры Северо-Осетинской ССР в выполнении производственно-технических и хозяйственных функций, связанных с охраной, реставрацией, рациональным использованием памятников истории и культуры, а также с использованием их в коммунистическом воспитании народа и осуществлением контроля за соблюдением законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.

5. Отдел, как и Северо-Осетинский государственный объединенный музей истории, архитектуры и литературы, осуществляет свою деятельность по заданиям Министерства культуры Северо-Осетинской ССР, выполняет специальные виды работ, осуществление которых входит в функции аппарата Министерства культуры. В этой связи отдел:

организует и координирует работу по выявлению, обследованию и научному документированию памятников истории и культуры, по подготовке материалов "Свода памятников истории и культуры народов СССР". Готовит предложения для принятия памятников под государственную охрану. Осуществляет государственный учет памятников истории и культуры;

заключает охранно-арендные договоры, охранные обязательства и охранные договоры в соответствии с балансовой принадлежностью памятников, а также контролирует выполнение установленного этими документами режима использования и содержания памятников;

взимает арендную плату в установленном порядке и размерах, принимает соответствующие меры против арендаторов, нарушающих порядок внесения арендной платы;

устанавливает режим содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников;

осуществляет контроль за проведением археологических работ на территории памятников и зон их охраны;

готовит заключения по вопросам возможной реконструкции памятников, их переносу и другим вопросам, затрагивающим интересы охраны памятников;

рассматривает представленные на согласование проекты районной планировки, проекты генеральных планов и планов детальной планировки городов и населенных пунктов республики, строительных, мелиоративных и других работ на территориях, имеющих памятники истории и культуры;

организует разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проектов охранных зон, зон

регулирования застройки и зон охраняемого предгорного маршрута, памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной, принимает меры по соблюдению режима их содержания;

готовит предложения и технические обоснования по проблемам рационального использования памятников под современные цели (культурно-просветительного, туристического, лечебно-оздоровительного, хозяйственного характера и пр.). Организует подготовку памятников к использованию: вносит предложения о размерах арендных ставок за пользование памятниками истории и культуры в соответствии с Законом об аренде;

готовит предложения на выдачу разрешений производства консервационных и ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры;

ведет учет расходуемых на реставрацию средств, организует работу по составлению реставрационных паспортов на памятники как отреставрированные, так и находящиеся в реконструкции;

составляет расчеты для заявок на средства, необходимые для проведения ремонтно-реставрационных работ по памятникам; контролирует правильное направление средств и материальных фондов на цели,

связанные с охраной и реставрацией памятников, не допуская их распыления по многим объектам, а также затягивания сроков производства работ;

готовит предложения по годовым и перспективным планам реставрации и использования памятников прежде всего под культурно-просветительные, лечебно-оздоровительные и туристические цели;

осуществляет контроль за обеспечением планов подрядных реставрационных работ проектно-сметной документацией, утвержденной в установленном порядке, рабочими чертежами на годовой объем работ, а также источниками финансирования полного объема работ;

определяет техническое состояние памятников и виды работ по ним, подлежащие выполнению (консервация, ремонт, реставрация);

рассматривает и готовит для согласования в установленном порядке научную, проектную, сметно-финансовую документацию по всем видам работ на памятниках, включая связанные с этим работы по живописи, скульптуре, декоративно-прикладному и садово-парковому искусству, а также по вопросам, связанным с приспособлением памятников под различные нужды, благоустройством территории памятников и их охранных зон;

осуществляет постоянный технический контроль за правильным, своевременным и качественным ведением консервационных, ремонтно-реставрационных и реставрационных работ, а также работ по приспособлению памятников под современные цели;

организует экспертизу и приемку этих работ;

осуществляет государственный контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ;

определяет свою работу в контакте с Северо-Осетинским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, организацией общества "Знание", обществом охраны природы, творческими союзами и другими заинтересованными организациями. Привлекает общественных инспекторов к проведению мероприятий по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры;

III. Права отдела

6. Сотрудникам отдела представляются права инспекторов Министерства культуры Северо-Осетинской ССР. Они имеют право беспрепятственно посещать и обследовать все памятники Северной Осетии, независимо от их ведомственной принадлежности.

7. Отдел по поручению Министерства культуры Северо-Осетинской ССР имеет право:

привлекать в установленном порядке к мероприятиям по выявлению, обследованию и паспортизации памятников, проведению экспертизы, выдаче заключений соответствующие научные учреждения и организации, отдельных специалистов;

контролировать выполнение обязанностей арендаторов и пользователей памятниками в соответствии с заключенными охранными документами;

участвовать в комиссиях по приемке работ по ремонту, реставрации и приспособлению памятников после их завершения;

определять режим использования и содержания памятника, выдавать предписания об изменении установленного режима его использования, если в результате неправильной эксплуатации создается угроза нанесения ему ущерба;

принимать меры через органы Госарбитража и судебные органы по изъятию из использования или аренды зданий-памятников со взысканием с владельцев или арендаторов стоимости причиненного памятнику ущерба в размере стоимости реставрационных работ;

входить в соответствующие инстанции с предложениями по вопросам, связанным с улучшением учета, охраны, реставрации и использования памятников;

требовать от всех предприятий, учреждений, организаций, размещенных в зоне памятников, предварительного согласования со специально уполномоченными государственными органами охраны памятников всех вопросов, связанных с охраной, ремонтом, реставрацией, переоборудованием, изменением режима использования, передвижкой, сносом памятника, а равно и разборкой существующих строений и возведением новых на территории памятника и в его зонах охраны;

приостанавливать производство строительных и земляных работ на памятниках, территориях и в границах охранных зон и зон регулирования застройки, выполняемых без согласования в установленном порядке с Министерством культуры Северо-Осетинской ССР, а также запрещать продолжение любых работ в случае, когда они проводятся не в соответствии с утвержденной технической документацией или нарушением технических условий и методических требования в области охраны и реставрации памятников. Это право распространяется и на вновь выявленные объекты, представляющие историческую, научную или культурную ценность;

производить проверки технического и иного состояния памятников, по выявленным недостаткам составлять акты и предписания с указанием сроков их устранения;

составлять акты и протоколы в отношении лиц, нарушающих законоположения об охране памятников, о наложении в установленном порядке на виновных штрафных санкций или о привлечении их к административной, уголовной или иной ответственности согласно действующему законодательству;

не допускать ведения археологических раскопок без открытого листа, выдаваемого институтом археологии АН СССР и регистрируемого в Министерстве культуры РСФСР, а также проведение обслуживания изучения фотокиносъемок памятников без специальных разрешений, выдаваемых в установленное законодательством порядке;

беспрепятственно посещать памятники с целью обследования их технического, противопожарного и санитарного состояния, производить их научную фиксацию, а также запрашивать от организаций материалы, связанные с охраной памятников (архивные источники, проекты планировки и застройки, затрагивающие интересы памятников, заключения экспертизы и др. материалы);

требовать от использователей и арендаторов в установленное порядке страховать за свой счет здания-памятники как жилого, так и нежилого характера, а также сопутствующие им предметы музейного значения и произведения искусства, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность в соответствии с описью.

7. Отдел может в случае необходимости выступать заказчиком на проектно-изыскательские и ремонтно-реставрационные работы по памятникам истории и культуры.

8. Отдел контролирует использование бюджетных ассигнований, выделенных на охрану и реставрацию памятников, а также специальных и других средств, получаемых от использования памятников истории и культуры республики.

9. Указания и требования отдела, выступающего от лица Министерства культуры Северо-Осетинской ССР или от себя лично, а также установленные настоящим Положением, обязательны для всех предприятий, учреждений и организаций-владельцев и пользователей памятников.

10. Жалобы на действия, указания, предписания и требования отдела могут быть поданы Министерству культуры Северо-Осетинской ССР. Подача жалоб не приостанавливает исполнение указаний и требований отдела.

11. Отдел имеет штамп инспекции Министерства культуры Северо-Осетинской ССР для согласования документов.

IV. Средства отдела

12. Средства на охрану, реставрацию, использование и пропаганду памятников истории и культуры поступают на отдельный счет Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы.

13. Средства на охрану, реставрацию, использование и пропаганду памятников истории и культуры поступают:

из бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству культуры Северо-Осетинской ССР на охрану и реставрацию памятников;

из средств, получаемых от сдачи памятников истории, культуры находящихся на балансе Министерства культуры, в арендное пользование учреждениям, предприятиям, и организациям, сдачи в аренду отдельных помещений памятников, а также от использования связанных с памятниками территорий и сооружений в хозяйственных и иных целях;

от получения штрафных санкций, налагаемых на нарушителей законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры Госарбитражем и судебными органами;

из средств по возмещению убытков, нанесенных памятнику и его охранной зоне;

из отдельных поступлений: от Общества охраны памятников, из отчислений, поступающих в бюджет местных Советов народных депутатов в размере до 10 процентов, от прибыли по результатам хозяйственной деятельности областного Совета по туризму и экскурсиям (постановление Президиума ВЦСПС, протокол N 1, п.6 от 14.01.72 г.) добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных организаций и частных лиц.

14. Специальные средства не являются источником доходов местного бюджета и остатки, образующиеся к концу отчетного года, в полной сумме переносятся в доходную часть сметы по специальным средствам будущего года (Инструкция Министерства финансов СССР от 12.06.81 N 120).

15. Средства на содержание штата отдела выделяются из фонда заработной платы Объединенного музея. Дополнительные единицы могут содержаться за счет средств, полученных от сдачи памятников истории и культуры в арендное использование, в соответствии с установленным для Объединенного музея нормативом заработной платы.

Управляющий Делами Совета Министров С.Х. Дзуцев

О ЗАДАЧАХ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ ССР ПО СОХРАНЕНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Название документа: О ЗАДАЧАХ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ ССР ПО СОХРАНЕНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Номер документа: 10

Вид документа: Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания

Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия - Алания

Статус: Действующий

Опубликован: Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания N 2 от 18.06.2003
Дата принятия: 17 января 1991

Дата редакции: 17 января 1991