Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 апреля 2012 года N 100

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ НА 2012-2018 ГОДЫ"

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356
Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 15.11.13 N НГР: ru 15000201300344}

В целях создания в Республике Северная Осетия - Алания высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, совершенствования государственного управления в области туризма и курортного дела Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2018 годы".

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания, Министерству экономического развития Республики Северная Осетия - Алания включить Республиканскую целевую программу "Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2018 годы" в перечень республиканских целевых программ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия - Алания и предусматривать соответствующие ассигнования при формировании республиканского бюджета на 2013-2018 гг.

3. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания обеспечить финансирование мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2018 годы", реализация которых предполагается в текущем финансовом году, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2012 год республиканским органам исполнительной власти, ответственным за исполнение соответствующих мероприятий.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления городского округа г. Владикавказ и муниципальных районов Республики Северная Осетия - Алания принять меры по реализации Республиканской целевой программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2018 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания В.С. Базрова.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия - Алания Н. Хлынцов

Утверждено

постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 9 апреля 2012 г. N 100

Республиканская целевая программа "Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2018 годы"

ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия - Алания на 2012-2018 годы"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2012-2018 годы".

Основание для разработки Программы

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2 025 года.

Государственный заказчик - координатор Программы

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу.

Государственные заказчики Программы

Республиканские органы исполнительной власти - распорядители средств республиканского бюджета, выделяемых на реализацию программных мероприятий.

Основной разработчик Программы

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу.

Основная цель Программы

Создание в Республике Северная Осетия-Алания высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах, реализация мер по совершенствованию качества туристских продуктов, обеспечение существенного вклада туристско-рекреационного комплекса в экономику республики.

Основные задачи Программы

В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами Программы являются:
 разработка и внедрение эффективной системы мер и механизмов (правовых, организационных, экономических) государственного регулирования рекреационной сферы;

 рациональное использование уникальных природных условий и историко-культурного наследия республики;

 создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма;

переход существующего туристско-рекреационного комплекса в новое качество с обязательным учетом национальной специфики;

 совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма;

 увеличение рекреационной емкости республики;

 проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование имиджа республики как одного из туристских центров России;

 привлечение в развитие туристско-рекреационного комплекса республики частных и корпоративных инвестиций (отечественных и иностранных);

 создание современной системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

 создание но вых рабочих мест;

 увеличение налоговых поступлений от деятельности субъектов туристско-рекреационного комплекса.

Сроки реализации Программы

201 2 -201 8 годы.

Основные программные мероприятия

Выполнение поставленных в рамках Программы задач предусматривает проведение следующих мероприятий:
 совершенствование нормативно-правовой базы;

 организационные мероприятия;

 развитие инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса;

 рекламно-информационная и выставочная деятельность;

 кадровое обеспечение.

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания;

 Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания;

 Министерство образов ания и науки Республики Северная Осетия-Алания;

 Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания;

 Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания;

 Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу.

Объемы и источники финансирования Программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса РСО-Алания"

Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2012-2018 годов - 10994,8 млн руб.,
 в том числе:
 федеральный бюджет - 4064,6 млн руб.;

 республиканский бюджет - 458,8 млн руб.;

 местный бюджет - 680,0 млн руб.;

 внебюджетные средства - 5791,4 млн руб.,
 из них:
 млн руб.

Годы

Федеральный бюджет

Реcпубликанский бюджет

Местный бюджет

Внебюджетные средства

Всего

2012

101,0

0,7

50,0

470,0

621,7

2013

220,0

10,0

245,0

986,3

1461,3

2014

628,0

89,0

305,0

945,8

1967,8

2015

804,8

116,5

80,0

333,3

1334,6

2016

1042,3

122,6

-

900,0

2064,9

2017

920,5

75,0

-

900,0

1895,5

2018

348,0

45,0

-

1256,0

1649,0

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
 сформировать в республике современный туристско-рекреационный комплекс;

 сохранить и возродить объекты историко-культурного и природного наследия;

 удовлетворить потребности населения в полноценном отдыхе;

 приобщить жителей и гостей республики к культурным ценностям и национальным традициям Осетии;

 создать новые рабочие места - до 7 тыс. ед.;

 увеличить емкости койко-мест - до 15 тыс. ед.;

 довести загрузки коллективных средств размещения до 3,0 млн. чел./дней, а общий турпоток - до 400 тыс. чел. в год.
 стимулировать сопутствующие отрасли экономики за счет мультипликативного эффекта;

 увеличить доходы республиканского бюджета.

Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы -  Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу, который ежегодно информирует Правительство Республики Северная Осетия-Алания о ходе реализации Программы.

{Паспорт программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Республиканская целевая программа "Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Северная Осетия - Алания на 2012-2018 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и с учетом приоритетов Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" в целях создания в Республике Северная Осетия - Алания современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах и вносящего существенный вклад в экономику республики (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест).

В целях обеспечения максимальной эффективности, реализация программных мероприятий предполагает использование кластерного подхода, т.е. сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры республики, а также сферы сопутствующих услуг.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

В Программе, на основании анализа и оценки современного состояния туристской инфраструктуры республики, определены цели и задачи ее реализации на 2012-2018 годы, а также намечены основные программные мероприятия.

Программа направлена на обеспечение в республике правовой, организационной и экономической среды для формирования современного туристско-рекреационного комплекса.

Необходимость разработки Программы продиктована важностью развития туристско-рекреационного комплекса республики в качестве составной части Северо-Кавказского туристского кластера, созданного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 833.

Программа в равной мере опирается на мировой опыт развития туристско-рекреационной сферы и федеральный и региональный опыт нормативно-правового регулирования деятельности в области туризма и курортного дела.

Выбор развития туризма в качестве приоритетного направления обусловлен соответствующим потенциалом республики. Наличие уникальных историко-культурных памятников и благоприятных природно-климатических условий создает предпосылки для позиционирования республики в качестве одного из основных туристских центров как Северного Кавказа, так и России в целом.

Программа разработана с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти, научно-исследовательских, санаторно-курортных и туристских организаций.

2. АНАЛИЗ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

2.1. Роль туризма как отрасли экономики в мире


Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации, высокие устойчивые темпы роста в сфере туризма сохраняются несмотря на мировой финансово-экономический кризис. К началу 2011 года количество международных туристских поездок составило около 1 млрд, а поступления от туризма достигли более 1 трлн долларов США.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как информатизация и телекоммуникации, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает положительное влияние на сохранение и развитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, негосударственные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в организационной структуре, в направленности развития, в качественных и количественных показателях.

С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение зарубежных поездок россиян, рост числа туристских организаций по всей территории России. По прогнозу Всемирной туристской организации, к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 9 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма.

Число людей, прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний, музеев, кафе, ресторанов и т.д.), на сегодняшний день достигло 8 млн человек. Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России, оценивается, как минимум, в 1 млрд долларов (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.).

2.2. Тенденции мирового туризма


Люди пожилого возраста представляют наиболее быстрорастущую долю туристов во всем мире. Они имеют достаточно средств, но очень требовательны к сервису. Снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм. Повышенным спросом пользуются туристско-экскурсионные маршруты с использованием автобусов. Растет интерес к корпоративному и семейному отдыху, специализированным турам по интересам.

Организация туров типа "деловой", в частности для участия в конгрессах, фестивалях, бизнес-встречах, относится к числу наиболее динамично развивающихся и наиболее выгодных видов сферы туристического обслуживания. Ежегодные темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8%. Данное направление в туризме дает вдвое больше дохода принимающей стороне, чем организация туров типа "отдых".

Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам и туры выходного дня. Все более популярными становятся приключенческие и спортивные туры. Одним из самых перспективных видов туризма называют экотуризм (агротуризм). Интенсивно развивается туризм на основе специализированных спортивных и культурных мероприятий.

3. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

3.1. Предпосылки формирования современного туристско-рекреационного комплекса республики


Уже начиная с середины XIX века, Осетия позиционировалась в качестве одного из туристских центров Северного Кавказа, привлекающего большое число путешественников не только из России, но и из целого ряда зарубежных стран. Достаточно сказать о том, что первовосходителями на высочайшую вершину Северной Осетии Казбек явились известный английский альпинист и географ Д. Фрешфилд с соотечественниками.

Советский период стал следующей вехой в развитии рекреационного комплекса республики. К началу 90-х годов санаторно-курортное лечение и туристско-экскурсионное обслуживание сформировались в устойчивую сферу экономики. К этому времени в республике функционировало 12 турбаз, 7 санаториев, дом отдыха, 3 пансионата, 12 оздоровительных лагерей, 3 альплагеря, а также ряд ведомственных профилакториев. Ежегодная загрузка турбаз составляла около 1 млн чел./дн., что по тем временам превосходило показатели таких республик, как Армения и Азербайджан. В немалой степени этому способствовали и 14 туристских маршрутов всесоюзного значения, пролегавших по территории Осетии.

Именно на этот период приходится отнесение постановлением Совета Министров СССР курортов Тамиск, Зарамаг, Кармадон, Тиб, Урсдон, а также курортной зоны пригорода Владикавказа к курортам общесоюзного значения, с последующим приданием статуса резервной зоны Кавказских Минеральных Вод.

3.2. Проблемы развития туристско-рекреационного комплекса республики


Наряду с вышеизложенными предпосылками существует ряд факторов, оказывающих значительное сдерживающее действие на развития рекреационного комплекса республики:

существующая транспортная и инженерная инфраструктура не удовлетворяет будущим потребностям туристского комплекса республики; это касается как транспортной доступности, так и газо-, водо- и электроснабжения инвестиционных площадок туристско-рекреационного комплекса Северной Осетии;

республика входит в перечень территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан, что отрицательно сказывается на развитии въездного туризма;

неэффективное использование объектов туристско-рекреационного комплекса, находящихся в собственности профсоюзов;

низкое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, дефицит квалифицированных кадров;

неудовлетворительное состояние большинства памятников истории и архитектуры, являющихся объектами туристского показа;

отсутствие новых конкурентоспособных предложений на рынке туристско-рекреационных продуктов.

Преодоление перечисленных факторов позволит позиционировать Осетию в качестве одного из ведущих туристских центров как Северного Кавказа, так и России в целом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»