Недействующий

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ

от 13 декабря 2001 года N 511

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2002 ГОД

Утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Коми от 10.08.2004 N 104

В целях определения приоритетов при формировании проекта консолидированного бюджета Республики Коми и его исполнения в 2002 году постановляю:

1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики в Республике Коми на 2002 год согласно приложению.

2. Министерству финансов Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми, министерствам и ведомствам при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Республике Коми на 2002 год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Республике Коми на 2002 год при формировании проектов местных бюджетов.

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А.

Первый заместитель
Главы Республики Коми
А.ОКАТОВ
Утверждены
Указом
Главы Республики Коми
от 13 декабря 2001 г. N 511

(приложение)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2002 ГОД

Введение


Бюджетная и налоговая политика является одним из основных инструментов органов государственной власти Республики Коми, с помощью которого достигаются важнейшие социальные и экономические цели. От ее реализации зависит уровень социальной защиты и реальных доходов населения, состояние экономики Республики Коми.

В 2001 году в республике сохранены финансовая и социальная стабильность. В тоже время финансовое состояние консолидированного бюджета Республики Коми (далее именуется - бюджет республики), несмотря на его очевидное улучшение, остается довольно напряженным. В первую очередь это связано с нестабильностью налогового законодательства, тенденцией централизации на федеральном уровне основных налоговых доходов, в результате которой сокращается доходная база бюджета республики. Средства, выделяемые из федерального бюджета в 2001 году и предусмотренные его проектом на 2002 год, компенсируют теряемые республикой доходы лишь в незначительной их части.

Главной целью социально - экономической политики органов государственной власти Республики Коми является реальный и устойчивый рост уровня жизни населения республики. Для достижения этой цели необходимо обеспечить макроэкономическую стабилизацию экономики. В республике уже действует Экономическая программа Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы, которая определяет основные приоритеты, источники и механизмы экономического развития республики. Теперь важно реализовать ее в полном объеме и вести постоянный поиск новых механизмов управления как экономикой в целом, так и отраслями.

Важно создать на территории республики экономические условия, стимулирующие инвестиционную активность, обновление производства, развитие предпринимательства, создание новых рабочих мест.

Предварительные итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2001 году


В ходе реализации органами государственной власти Республики Коми основных направлений бюджетной и налоговой политики в текущем году достигнуты следующие результаты:

объем бюджета республики на треть превышает его размеры за прошлый год;

исполнение бюджета осуществляется исключительно в денежной форме;

своевременно выплачиваются социальные пособия и заработная плата работникам бюджетной сферы;

обеспечена полная оплата текущего потребления энергоресурсов, гасится образовавшаяся задолженность;

почти в 2 раза вырос объем средств, направляемых из республиканского бюджета Республики Коми местным бюджетам посредством дотаций.

В тоже время, реализуемая бюджетная политика федеральных органов государственной власти сокращает доходы бюджетов субъектов Российской Федерации при увеличении их расходных полномочий. Так, только в следующем году республика теряет более 1,2 млрд. рублей собственных налоговых доходов. Вместе с тем, в 2002 году ожидается существенное увеличение расходной нагрузки на бюджет республики. Это связано, в первую очередь, с повышением размера оплаты труда работников бюджетной сферы, ростом тарифов на тепло- и электроэнергию, уровнем инфляции.

Указанные изменения не могут не сказаться на корректировке бюджетной политики Республики Коми.

Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики в 2002 году


В условиях сокращения доходов бюджета республики, обусловленных изменением федерального налогового законодательства, недопустимо снижение социальной защиты населения Республики Коми.

Главными целями бюджетной и налоговой политики являются:

увеличение реальных доходов населения республики;

улучшение качества жизни населения;

ускорение экономического роста во всех отраслях экономики Республики Коми.

Достижение поставленных целей необходимо обеспечить за счет решения следующих основных задач:

устойчивого финансирования расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы республики;

реализации обязательств по оплате социальных пособий и компенсаций нуждающимся семьям;

выделения ассигнований бюджета республики основным отраслям социальной направленности (образованию, здравоохранению) и социальной сфере, в максимально возможном объеме от их расчетной потребности. В 2002 году недопустим рост действующей сети и штатной численности в учреждениях и организациях, состоящих на бюджетном финансировании;

своевременной и полной оплаты текущих коммунальных услуг и теплоэлектропотребления на основе утвержденных лимитов их потребления;

реструктуризации кредиторской задолженности бюджета республики, в том числе, по оплате за теплоэнергоресурсы, потребленные бюджетными организациями и населением;

удовлетворения потребностей населения республики основными видами продовольствия;

создания на территории республики экономических условий, стимулирующих инвестиционную активность, обновление производства, развитие предпринимательства, образование новых современных рабочих мест.

Формирование доходов бюджета республики


В условиях сокращения собственных налоговых доходов республики необходима концентрация усилий на увеличении бюджетных ресурсов республики.

Первоочередными направлениями данной работы будут:

создание благоприятных экономических условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории республики в целях расширения налоговой базы бюджета республики;

повышение уровня собираемости налогов;

сохранение исключительно денежной формы расчетов с бюджетом республики;

оптимизация предоставляемых налоговых льгот;

организация работы по реструктуризации задолженности налогоплательщиков перед бюджетом республики при безусловном исполнении ими обязательств по своевременной и полной уплате текущих налоговых платежей;

увеличение поступлений в бюджет республики неналоговых доходов.

В области предоставления налоговых льгот будет продолжена политика, направленная на предоставление прямых налоговых льгот преимущественно организациям бюджетной сферы и организациям, представляющим интересы социально не защищенных слоев населения. Приоритетной формой государственной поддержки предприятий и организаций сферы производства станут инвестиционные налоговые кредиты, предполагающие целевую направленность, срочность, платность и возвратность предоставляемых бюджетных средств.

В целях увеличения налоговых поступлений в бюджет республики, легализации налоговых доходов, смещении центра тяжести налогообложения с производственной сферы на сферу потребления, будет продолжена работа по расширению сфер деятельности и увеличению удельного веса поступлений единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в общей массе налоговых доходов.

Очередное перераспределение налоговых доходов в пользу федерального бюджета требует целенаправленной работы по увеличению объема поступлений в бюджет республики неналоговых доходов, которые могут стать стабильным и значительным источником пополнения доходов бюджета республики. Преимущество роста неналоговых доходов заключается в том, что они являются собственными доходными источниками и не подлежат перераспределению в бюджеты других уровней.

Бюджетные расходы


Концепция формирования расходной части бюджета республики основывается на безусловном исполнении запланированных расходов бюджета и результативности бюджетной политики.

Приоритетными направлениями бюджетного финансирования в 2002 году остаются образование, здравоохранение, социальная политика.

В целях обеспечения бесперебойного питания школьников в республиканском бюджете Республики Коми будут предусмотрены целевые средства, которые в виде субвенций будут перечисляться местным бюджетам.

Кроме того, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми будет производиться капитальный ремонт сельских школ и, на долевых условиях с федеральным бюджетом, обеспечение их компьютерной техникой.

Будет также сохранена практика компенсации из республиканского бюджета Республики Коми части транспортных расходов по доставке топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

Крайне важным направлением останется финансирование жилищно - коммунального хозяйства. Необходимо, в первую очередь, решить проблему неплатежей за оказанные жилищно - коммунальные услуги. Ассигнования, выделяемые из бюджета республики на оплату текущего потребления коммунальных услуг, должны быть предусмотрены в объеме, достаточном для осуществления своевременных и полных расчетов за них. Кроме того, в бюджете республики на 2002 год будут предусмотрены расходы на погашение задолженности в размере, соответствующем установленным в соглашениях о ее реструктуризации объемам.

Важно добиваться постепенного снижения доли бюджетного финансирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства. На 2002 год она составит не более 30% от их общих затрат. Поэтапное сокращение, а в перспективе - полный отказ от бюджетного финансирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства, приведет к тому, что основным источником их доходов станут не прямые дотации из бюджетов всех уровней, а денежные средства непосредственных потребителей услуг. Прямая зависимость от конечных получателей даст дополнительный стимул к повышению качества предоставляемых услуг. Часть бюджетных средств, высвободившихся в результате реформы жилищно - коммунального хозяйства, должна быть направлена на развитие его инфраструктуры.

Оптимизация расходов бюджета республики на оплату услуг жилищно - коммунального комплекса, а также связи, по-прежнему будет основана на установлении и соблюдении лимитов потребления по каждой отрасли и каждому конкретному бюджетному учреждению. Жестко контролируемые лимиты, доводимые до получателей бюджетных средств, позволят им планировать расходы на ближайшую перспективу, постоянно искать резервы по их возможному сокращению и оптимизации.

В целях снижения нагрузки на бюджет республики и улучшения материально - технической базы отраслей социальной сферы, необходимо продолжить работу по увеличению объемов и видов услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, предоставляемых населению на платной основе. При этом доходы от платных услуг должны поступать на бюджетные счета учреждений.

Реальным продвижением в решении накопившихся бюджетных проблем станет начало реализации в 2002 году программы реструктуризации кредиторской задолженности бюджета республики, которая будет принята до конца 2001 года.

В условиях недостатка бюджетных средств особый смысл приобретает результативность бюджетной политики, то есть решение бюджетных проблем с наибольшим эффектом. Реализация принципа экономии государственных расходов не может сводиться к простому сокращению затрат, а должна преследовать своей целью повышение эффективности и оптимизацию осуществляемых бюджетных расходов.

В 2002 году необходимо разработать и реализовать на практике постоянно действующий механизм проведения инвентаризации и оценки эффективности осуществляемых бюджетных расходов. Результатом его работы должны быть конкретные предложения по совершенствованию структуры существующих обязательств бюджета республики, их оптимизации и эффективности.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств будет усилен контроль за конкурсным размещением заказов на поставку продукции для республиканских нужд.

В качестве мероприятий, способствующих снижению бюджетной нагрузки, необходимо использовать механизмы страхования государственного имущества, предусмотренные действующим законодательством, в том числе при передаче имущества в аренду, а также страхования залога, предоставляемого в обеспечение сохранности средств республиканского бюджета при предоставлении бюджетных кредитов.

В 2002 году продолжится постепенный переход от сложившейся системы государственной поддержки агропромышленного комплекса, ориентированной, в основном, на дотирование производства, компенсацию производственных затрат, к программно - целевой, избирательной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с целевой республиканской программой "Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 2001-2005 годы" и другими нормативными документами.

Важнейшим инструментом решения социально - экономических проблем Республики Коми на среднесрочную перспективу являются целевые республиканские программы. Для эффективного применения данного инструмента будет изменен подход к формированию программ.

Необходимо добиться укрупнения и сокращения количества республиканских целевых программ, роста их управляемости и эффективности реализации, повышения концентрации бюджетных средств на решение наиболее важных социально - экономических проблем республики.

В целях совершенствования бюджетного процесса и усиления контроля за расходными обязательствами бюджета республики будет продолжена работа с территориальными органами федерального казначейства по учету доходов и обслуживанию отдельных видов расходов бюджета республики.

Бюджетная политика в социальной сфере


В 2002 году в числе приоритетных задач бюджетной политики останется обеспечение финансирования расходов на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы республики. С 1 декабря 2001 года федеральным законодательством предусмотрено повышение заработной платы данной категории. Кроме того, будут введены региональные надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы республики. Это позволит увеличить их заработную плату вдвое.

При этом усилится финансовый контроль правильности формирования фонда оплаты труда работников организаций бюджетной сферы на основе действующих отраслевых нормативов штатной численности и соблюдения норм законодательства по оплате труда, а также целевого использования бюджетных средств, предусмотренных на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

В целях привлечения и закрепления молодых специалистов в организациях отраслей экономики, расположенных в сельской местности, будет продолжена практика предоставления установленных законодательством льгот и гарантий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Для повышения эффективности государственной социальной помощи населению в первоочередном порядке бюджетные средства будут направлены на поддержание уровня жизни малоимущих семей с доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми.

В 2002 году будет продолжена работа по реализации норм республиканского законодательства в части поддержания доходов малоимущих семей посредством назначения и выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Коми социального пособия.

Объем финансирования расходов республиканского бюджета Республики Коми на выплату социального пособия обеспечит гарантии среднедушевых доходов малоимущих семей на уровне не ниже 23 процентов величины прожиточного минимума.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»