• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ

от 10 ноября 1999 года N 447

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 11.03.2003 г. N 54 (НГР RU 11000200300058)

В целях развития образования населения Республики Коми в области экологии постановляю:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Основы экологического образования и воспитания населения Республики Коми на период до 2005 года" (далее именуется - Программа) согласно приложению.

2. Министерству финансов Республики Коми предусмотреть финансирование Программы при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 2000 и последующие годы.

3. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми предусматривать ежегодное финансирование Программы за счет средств внебюджетного государственного экологического фонда Республики Коми, предусмотренных на образование и воспитание в области экологии.

4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Министерство образования и высшей школы Республики Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 10 ноября 1999 г. N 447

приложение. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

(приложение)

ПАСПОРТ Обоснование Программы

     Наименование      - республиканская     целевая     программа

     Программы           "Основы   экологического  образования   и

                         воспитания населения Республики  Коми  на

                         период до 2005 года"

     Основание для     - Закон   РСФСР   "Об   охране   окружающей

     разработки          природной      среды",      постановление

     Программы           Правительства Российской Федерации  от  3

                         ноября  1994  г.  N 1208   "О  мерах   по

                         улучшению    экологического   образования

                         населения",  Указ Главы  Республики  Коми

                         от  2 марта  1999 г.  N 60  "Об  Основных

                         направлениях  экономической и  социальной

                         политики  Правительства  Республики  Коми

                         на 1999-2000 годы"

     Заказчик          - Правительство Республики Коми

     Программы

     Разработчики      - Министерство природных ресурсов и  охраны

     Программы           окружающей среды Республики Коми;

                         Министерство  образования и высшей  школы

                         Республики Коми

     Цель и задачи     - цель   -   создание   системы   всеобщего

     Программы           непрерывного    образования     населения

                         Республики  Коми  в области  экологии  на

                         базе  имеющихся образовательных, научных,

                         государственных,  общественных  и  других

                         организаций

                         задачи       -     нормативно - правовое,

                         информационное,    научно - методическое,

                         кадровое   обеспечение  системы всеобщего

                         непрерывного   образования      населения

                         Республики   Коми  в  области   экологии;

                         развитие    образовательных   технологий,

                         форм   и  методов   основ  экологического

                         образования  населения Республики Коми

     Сроки             - 2000 - 2004 годы

     реализации

     Программы

     Основные          - создание  нормативной правовой  базы  для

     программные         развития     системы    образования     и

     мероприятия         воспитания населения в области  экологии;

                         развитие  системы кадрового  обеспечения;

                         учебно - методическое   и   материально -

                         техническое     обеспечение   образования

                         населения  в  области экологии;  развитие

                         образовательных   технологий,   форм    и

                         методов    работы    на   всех    уровнях

                         образования  и  воспитания   населения  в

                         области экологии

     Исполнители       - Министерство  образования и высшей  школы

     Программы           Республики  Коми, Министерство  природных

                         ресурсов   и   охраны  окружающей   среды

                         Республики Коми;

                            государственные,        муниципальные,

                         коммерческие,  общественные,  научные   и

                         творческие   организации  и   учреждения,

                         занимающиеся образовательной и  эколого -

                         просветительской деятельностью

     Объемы и          - 5000 тыс. рублей, в том числе:

     источники           2500 тыс. рублей - республиканский бюджет

     финансирования      Республики Коми,

     Программы           2500 тыс. рублей      -      внебюджетный

                         государственный    экологический     фонд

                         Республики Коми

     Ожидаемые         - создание  системы всеобщего  непрерывного

     конечные            образования населения Республики  Коми  в

     результаты          области  экологии,  включающей   в   себя

     реализации          уровни      дошкольного      образования,

     Программы           общеобразовательной              системы,

                         профессионального            образования,

                         дополнительного образования  и  эколого -

                         просветительскую работу с населением

     Контроль за       - контроль   за  исполнением  Программы   и

     исполнением         целевым       использованием      средств

     Программы           осуществляют  Министерство образования  и

                         высшей     школы     Республики     Коми,

                         Министерство природных ресурсов и  охраны

                         окружающей   среды  Республики   Коми   и

                         Министерство экономики Республики Коми


В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", в целях повышения культуры общества в области природопользования и охраны окружающей среды и профессиональной подготовки специалистов в этой области в стране должна быть установлена система всеобщего непрерывного обучения основам экологического образования и воспитания населения, охватывающая все уровни образования, а также эколого - просветительскую работу с населением с привлечением средств массовой информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять меры по приоритетному развитию образования населения в области экологии.

Указом Главы Республики Коми от 2 марта 1999 г. N 60 "Об Основных направлениях экономической и социальной политики Правительства Республики Коми на 1999-2000 годы" предусмотрена разработка республиканской целевой программы основ экологического образования и воспитания населения Республики Коми.

Состояние проблемы


К середине 60-х годов ХХ столетия человечество столкнулось с рядом глобальных экологических проблем, для решения которых стали разрабатываться международные и национальные природоохранные программы, в том числе по образованию населения в области экологии. В основу образования населения в области экологии была заложена концепция о необходимости обучения с учетом региональных проблем, как наиболее близких и доступных для понимания. Основы экологического образования должны строиться на анализе причин возникновения неблагоприятных экологических ситуаций и рассмотрении возможных путей их устранения. В конечном счете программы по основам экологического образования населения должны стимулировать участие граждан в реализации их конституционных прав на обеспечение экологически безопасной среды.

Европейский Северо - Восток России характеризуется уникальным сочетанием богатства минерально - сырьевых и лесных ресурсов и достаточно большого видового разнообразия природных экосистем. Природопользование в Республике Коми ведется преимущественно экстенсивно. Сложившаяся ситуация обостряется расширяющимися масштабами экологического кризиса, характерного для всего Севера России. В этой связи для разработки в ближайшей перспективе модели устойчивого социально - экономического развития региона следует активизировать процесс повышения уровня образования населения в области экологии, необходимость которого диктуется низким уровнем мышления населения в области природопользования и охраны окружающей среды. Практика последних лет показала, что перспективным направлением совершенствования образования и воспитания в области экологии является объединение усилий специалистов, занимающихся вопросами образования и воспитания, природопользования и охраны окружающей среды, культурно - просветительской деятельностью при активном освещении вопросов природопользования и охраны окружающей среды в средствах массовой информации.

Решение экологических проблем, в первую очередь, связано с экологизацией материального производства и непроизводственной сферы. Система образования в области экологии в Республике Коми должна носить непрерывный и многоступенчатый характер (уровень дошкольного образования - общеобразовательный уровень - профессиональное образование - дополнительное образование, а также просвещение населения в области экологии). В связи с этим необходимо объединить и скоординировать усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, природоохранных, образовательных, научных и общественных организаций, средств массовой информации в работе по организации и созданию системы всеобщего непрерывного образования населения в области экологии, в том числе в формировании нормативно - правовой базы, системы управления и информационной поддержки, кадрового, научного и учебно - методического обеспечения, развитии сети государственных и общественных эколого - образовательных структур, создании единого республиканского экологического центра (системы центров), системы контроля за образованием населения в области экологии.

Цель и задачи Программы


Основной целью настоящей Программы является создание в Республике Коми системы всеобщего непрерывного образования и воспитания населения в области экологии, базирующейся на следующих основных принципах:

системности и непрерывности образования в области экологии, охватывающего все образовательные уровни;

интеграции путем внедрения основ знаний в области экологии в преподавание каждого предмета;

регионализма, строящегося на изучении проблем природопользования и охраны окружающей среды с учетом местных, национальных условий;

согласованности действий и усилий органов государственной власти, местного самоуправления, природоохранных, образовательных, научных и общественных организаций, в том числе международных в решении проблем состояния окружающей среды.

Для реализации этой цели должны быть решены в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми следующие задачи:

нормативно - правовое, кадровое, научно - методическое и материально - техническое обеспечение системы всеобщего непрерывного образования населения Республики Коми в области экологии;

развитие технологий, форм и методов образования населения Республики Коми в области экологии.

Для решения задач Программы система всеобщего непрерывного образования населения в области экологии подразделяется на следующие уровни:

1-ый - экологизация дошкольного образования;

2-ой - экологизация начального общего, основного общего, среднего (полного) образования;

3-ий - экологизация профессионального образования (начального, среднего и высшего);

4-ый - экологизация педагогического образования (подготовка кадров для системы дошкольного образования; подготовка кадров для системы общего школьного и дополнительного образования; подготовка кадров для системы профессионального образования; подготовка кадров для системы высшей профессиональной (педагогической) школы);

5-ый - экологизация системы дополнительного образования и просвещения (дополнительного образования детей; дополнительного профессионального образования; эколого - просветительской работы с населением).

Социально - экономический эффект реализации Программы


Реализация Программы позволит сократить прямые и косвенные экономические и экологические потери, обеспечить экологическую безопасность Республики Коми, улучшить состояние качества окружающей среды, повысить культуру населения в области природопользования и охраны окружающей среды.

Основные мероприятия Программы


Основные мероприятия Программы включают в себя следующие мероприятия:

----------------------T--------------T------T--------------------

|     Мероприятия     | Исполнители  |Сроки | Объемы и источники |

|                     |              |испол-|   финансирования   |

|                     |              |нения |     (тыс. руб.)    |

|                     |              |      +------T------T------+

|                     |              |      |всего |рес-  |вне-  |

|                     |              |      |      |публи-|бюд-  |

|                     |              |      |      |кан-  |жетный|

|                     |              |      |      |ский  |госу- |

|                     |              |      |      |бюджет|дарст-|

|                     |              |      |      |Рес-  |венный|

|                     |              |      |      |публи-|эколо-|

|                     |              |      |      |ки    |гичес-|

|                     |              |      |      |Коми  |кий   |

|                     |              |      |      |      |фонд  |

|                     |              |      |      |      |Рес-  |

|                     |              |      |      |      |публи-|

|                     |              |      |      |      |ки    |

|                     |              |      |      |      |Коми  |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|          1          |       2      |   3  |   4  |   5  |   6  |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|  1. Экологизация до-|              |      |      |      |      |

|школьного образования|              |      |      |      |      |

|1.1. Нормативно -    |Минобразования|2000 -|  20,0|  20,0|  -   |

|правовое обеспечение:|и высшей школы|2001  |      |      |      |

| разработка положения|Республики    |гг.   |      |      |      |

|об      экологическом|Коми,     Коми|      |      |      |      |

|совете    дошкольного|республикан-  |      |      |      |      |

|образовательного  уч-|ский  институт|      |      |      |      |

|реждения;            |развития обра-|      |      |      |      |

| создание  в дошколь-|зования      и|      |      |      |      |

|ных   образовательных|переподготовки|      |      |      |      |

|учреждениях  экологи-|кадров,  муни-|      |      |      |      |

|ческих советов;      |ципальные  ор-|      |      |      |      |

| разработка критериев|ганы  управле-|      |      |      |      |

|оценки   работы   до-|ния  образова-|      |      |      |      |

|школьных    образова-|нием,  педаго-|      |      |      |      |

|тельных учреждений по|гический  кол-|      |      |      |      |

|образованию  и воспи-|ледж N 2,  до-|      |      |      |      |

|танию детей в области|школьные обра-|      |      |      |      |

|экологии             |зовательные   |      |      |      |      |

|                     |учреждения    |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|1.2. Научно - методи-|Минобразования|2000 -| 130,0|  30,0| 100,0|

|ческое  и  материаль-|и высшей школы|2004  |      |      |      |

|но - техническое     |Республики    |гг.   |      |      |      |

|обеспечение:         |Коми,  Минпри-|      |      |      |      |

| анализ  имеющихся  и|роды Республи-|      |      |      |      |

|разработка  авторских|ки Коми,  Коми|      |      |      |      |

|программ,  учебных  и|республикан-  |      |      |      |      |

|учебно - методических|ский  институт|      |      |      |      |

|пособий   по  основам|развития обра-|      |      |      |      |

|экологического  обра-|зования      и|      |      |      |      |

|зования  детей с уче-|переподготовки|      |      |      |      |

|том региональных осо-|кадров, высшие|      |      |      |      |

|бенностей;           |учебные  заве-|      |      |      |      |

| приобретение и внед-|дения     Рес-|      |      |      |      |

|рение    программ  по|публики  Коми,|      |      |      |      |

|экологии;            |Коми   научный|      |      |      |      |

| формирование   науч-|центр УрО РАН,|      |      |      |      |

|но - методической    |муниципальные |      |      |      |      |

|библиотеки:  приобре-|органы  управ-|      |      |      |      |

|тение учебной и хрес-|ления  образо-|      |      |      |      |

|томатийной литературы|ванием,  педа-|      |      |      |      |

|по  экологии,  демон-|гогический    |      |      |      |      |

|страционных  материа-|колледж   N 2,|      |      |      |      |

|лов    по    экологии|дошкольные    |      |      |      |      |

|(фотографий, слайдов,|образователь- |      |      |      |      |

|видеофильмов,    СD -|ные учреждения|      |      |      |      |

|дисков, плакатов);   |              |      |      |      |      |

| создание и обустрой-|              |      |      |      |      |

|ство уголков (кабине-|              |      |      |      |      |

|тов) живой  природы и|              |      |      |      |      |

|зимних садов         |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|1.3. Кадровое обеспе-|Минобразования|2000 -|  60,0|  60,0|  -   |

|чение:               |и высшей школы|2004  |      |      |      |

| обеспечение  повыше-|Республики    |гг.   |      |      |      |

|ния      квалификации|Коми,     Коми|      |      |      |      |

|педагогов  в  области|республикан-  |      |      |      |      |

|экологии через:      |ский  институт|      |      |      |      |

| курсы переподготовки|развития обра-|      |      |      |      |

|и повышения  квалифи-|зования      и|      |      |      |      |

|кации, стажировки;   |переподготовки|      |      |      |      |

| семинары и лекции по|кадров, высшие|      |      |      |      |

|экологии;            |учебные  заве-|      |      |      |      |

| организацию научно -|дения     Рес-|      |      |      |      |

|практических   конфе-|публики  Коми,|      |      |      |      |

|ренций;              |педагогические|      |      |      |      |

| организацию  системы|колледжи:  N 1|      |      |      |      |

|обмена   опытом    по|имени         |      |      |      |      |

|образованию в области|И.А.Куратова и|      |      |      |      |

|экологии             |N 2           |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|1.4. Развитие образо-|Минобразования|2000 -|  60,0|  60,0|   6,0|

|вательных технологий;|и высшей школы|2004  |      |      |      |

|формы     и    методы|Республики    |гг.   |      |      |      |

|работы:              |Коми,         |      |      |      |      |

| проведение  праздни-|Минприроды    |      |      |      |      |

|ков,        конкурсов|Республики    |      |      |      |      |

|рисунков, утренников,|Коми,  муници-|      |      |      |      |

|смотров,    выставок,|пальные органы|      |      |      |      |

|олимпиад, конференций|управления об-|      |      |      |      |

|экологической направ-|разованием,   |      |      |      |      |

|ленности;            |высшие учебные|      |      |      |      |

| использование  новых|заведения Рес-|      |      |      |      |

|и традиционных форм и|публики  Коми,|      |      |      |      |

|методов   в  работе -|педагогические|      |      |      |      |

|дискуссий,   дидакти-|колледжи N 1  |      |      |      |      |

|ческих и ролевых игр,|имени         |      |      |      |      |

|экологических сказок,|И.А.Куратова и|      |      |      |      |

|практикумов,  модели-|N 2,    общес-|      |      |      |      |

|рования и т.д.;      |твенные эколо-|      |      |      |      |

| организация  конкур-|гические орга-|      |      |      |      |

|сов на знания  правил|низации,   до-|      |      |      |      |

|поведения на природе,|школьные обра-|      |      |      |      |

|на  умение  ухаживать|зовательные   |      |      |      |      |

|за животными и расте-|учреждения    |      |      |      |      |

|ниями;               |              |      |      |      |      |

| составление экологи-|              |      |      |      |      |

|ческого  паспорта до-|              |      |      |      |      |

|школьного   образова-|              |      |      |      |      |

|тельного учреждения  |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

| 2. Экологизация  на-|              |      |      |      |      |

| чального     общего,|              |      |      |      |      |

| основного    общего,|              |      |      |      |      |

| среднего   (полного)|              |      |      |      |      |

| общего  образования |              |      |      |      |      |

|                     |              |      |      |      |      |

|2.1. Нормативно -    |Минобразования|2000 -|  35,0|  35,0|  -   |

|правовое обеспечение:|и высшей школы|2001  |      |      |      |

|разработка и принятие|Республики    |гг.   |      |      |      |

|национально  - регио-|Коми,     Коми|      |      |      |      |

|нальных   компонентов|республикан-  |      |      |      |      |

|государственных обра-|ский  институт|      |      |      |      |

|зовательных  стандар-|развития обра-|      |      |      |      |

|тов  Республики  Коми|зования  и пе-|      |      |      |      |

|по экологии          |реподготовки  |      |      |      |      |

|                     |кадров, высшие|      |      |      |      |

|                     |учебные  заве-|      |      |      |      |

|                     |дения  Респуб-|      |      |      |      |

|                     |лики Коми     |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|2.2. Научно - методи-|Минобразования|2000 -| 540,0| 240,0| 300,0|

|ческое  и  материаль-|и высшей школы|2004  |      |      |      |

|но - техническое     |Республики    |гг.   |      |      |      |

|обеспечение:         |Коми,         |      |      |      |      |

| подготовка, издание,|Минприроды    |      |      |      |      |

|приобретение  учебни-|Республики    |      |      |      |      |

|ков, учебных пособий,|Коми,     Коми|      |      |      |      |

|учебно - методических|республиканс- |      |      |      |      |

|комплектов, авторских|кий   институт|      |      |      |      |

|вариативных  и преем-|развития обра-|      |      |      |      |

|ственных программ  по|зования      и|      |      |      |      |

|экологии   и  основам|переподготовки|      |      |      |      |

|экологического обра- |кадров, высшие|      |      |      |      |

|зования;             |учебные  заве-|      |      |      |      |

| формирование   науч-|дения     Рес-|      |      |      |      |

|но - методической    |публики  Коми,|      |      |      |      |

|библиотеки:  приобре-|Коми   научный|      |      |      |      |

|тение  учебной, хрес-|центр УрО РАН,|      |      |      |      |

|томатийной и периоди-|муниципальные |      |      |      |      |

|ческой литературы  по|органы  управ-|      |      |      |      |

|экологии,  демонстра-|ления  образо-|      |      |      |      |

|ционных материалов по|ванием        |      |      |      |      |

|экологии (фотографий,|              |      |      |      |      |

|слайдов,   видеофиль-|              |      |      |      |      |

|мов,       СD-дисков,|              |      |      |      |      |

|плакатов);           |              |      |      |      |      |

| создание  материаль-|              |      |      |      |      |

|но - технической базы|              |      |      |      |      |

|для проведения иссле-|              |      |      |      |      |

|довательских   работ,|              |      |      |      |      |

|учебно - полевых эко-|              |      |      |      |      |

|логических  практику-|              |      |      |      |      |

|мов,    экологических|              |      |      |      |      |

|лагерей  для формиро-|              |      |      |      |      |

|вания       кабинетов|              |      |      |      |      |

|экологии,      зимних|              |      |      |      |      |

|садов, теплиц        |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|2.3. Кадровое обеспе-|Минобразования|2000 -| 245,0| 245,0|  -   |

|чение:               |и высшей школы|2004  |      |      |      |

| обеспечение  повыше-|Республики    |гг.   |      |      |      |

|ния      квалификации|Коми,   высшие|      |      |      |      |

|педагогов  в  области|учебные  заве-|      |      |      |      |

|экологии через:      |дения     Рес-|      |      |      |      |

| курсы переподготовки|публики  Коми,|      |      |      |      |

|и повышения  квалифи-|Коми   научный|      |      |      |      |

|кации, стажировки;   |центр УрО РАН |      |      |      |      |

| семинары и лекции по|              |      |      |      |      |

|основам экологическо-|              |      |      |      |      |

|го образования;      |              |      |      |      |      |

| организацию научно -|              |      |      |      |      |

|практических   конфе-|              |      |      |      |      |

|ренций;              |              |      |      |      |      |

| организацию  системы|              |      |      |      |      |

|обмена опытом по обу-|              |      |      |      |      |

|чению и воспитанию  в|              |      |      |      |      |

|области экологии     |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|2.4. Развитие образо-|Минобразования|2000 -| 550,0| 300,0| 250,0|

|вательных технологий;|и высшей школы|2004  |      |      |      |

| формы    и    методы|Республики    |гг.   |      |      |      |

|работы:              |Коми,  Минпри-|      |      |      |      |

| организация и прове-|роды Республи-|      |      |      |      |

|дение       районных,|ки Коми,  Коми|      |      |      |      |

|городских и республи-|республикан-  |      |      |      |      |

|канских  конференций,|ский  институт|      |      |      |      |

|слетов юных  экологов|развития обра-|      |      |      |      |

|и  конкурсов, участие|зования      и|      |      |      |      |

|во   всероссийских  и|переподготовки|      |      |      |      |

|международных  конфе-|кадров, высшие|      |      |      |      |

|ренциях,   конкурсах,|учебные  заве-|      |      |      |      |

|акциях;              |дения     Рес-|      |      |      |      |

| проведение районных,|публики  Коми,|      |      |      |      |

|городских  и  внутри-|Коми   научный|      |      |      |      |

|школьных    конкурсов|центр УрО РАН,|      |      |      |      |

|сочинений,   исследо-|муниципальные |      |      |      |      |

|вательских  работ  на|органы  управ-|      |      |      |      |

|экологическую темати-|ления  образо-|      |      |      |      |

|ку, выставок,  тради-|ванием,  обще-|      |      |      |      |

|ционных   вечеров   и|образователь- |      |      |      |      |

|мероприятий  экологи-|ные   учрежде-|      |      |      |      |

|ческой     направлен-|ния,    общес-|      |      |      |      |

|ности;               |твенные эколо-|      |      |      |      |

| проведение районных,|гические орга-|      |      |      |      |

|городских и республи-|низации       |      |      |      |      |

|канских     олимпиад,|              |      |      |      |      |

|участие  в  зональных|              |      |      |      |      |

|олимпиадах   экологи-|              |      |      |      |      |

|ческой     направлен-|              |      |      |      |      |

|ности;               |              |      |      |      |      |

| организация  сотруд-|              |      |      |      |      |

|ничества    школ    с|              |      |      |      |      |

|краеведческими музея-|              |      |      |      |      |

|ми,  заповедниками  и|              |      |      |      |      |

|национальными парками|              |      |      |      |      |

|по изучению природных|              |      |      |      |      |

|комплексов Российской|              |      |      |      |      |

|Федерации и Республи-|              |      |      |      |      |

|ки Коми,  особо охра-|              |      |      |      |      |

|няемых      природных|              |      |      |      |      |

|территорий и т.д.;   |              |      |      |      |      |

| привлечение учащихся|              |      |      |      |      |

|к эколого - просвети-|              |      |      |      |      |

|тельской   работе   с|              |      |      |      |      |

|населением           |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

| 3. Экологизация     |              |      |      |      |      |

| профессионального   |              |      |      |      |      |

| образования (началь-|              |      |      |      |      |

| ного, среднего и    |              |      |      |      |      |

| высшего)            |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|3.1. Нормативно -    |Минобразования|2000 -|  30,0|  30,0|  -   |

|правовое обеспечение:|и высшей школы|2001  |      |      |      |

| разработка  и приня-|Республики    |гг.   |      |      |      |

|тие     национально -|Коми,     Коми|      |      |      |      |

|региональных   компо-|республиканс- |      |      |      |      |

|нентов  государствен-|кий   институт|      |      |      |      |

|ных   образовательных|развития обра-|      |      |      |      |

|стандартов Республики|зования      и|      |      |      |      |

|Коми   по     основам|переподготовки|      |      |      |      |

|экологического  обра-|кадров, высшие|      |      |      |      |

|зования              |учебные  заве-|      |      |      |      |

|                     |дения     Рес-|      |      |      |      |

|                     |публики Коми  |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|3.2. Научно - методи-|Минобразования|2000 -| 450,0| 200,0| 250,0|

|ческое  и  материаль-|и высшей школы|2004 г|      |      |      |

|но - техническое     |Республики    |      |      |      |      |

|обеспечение:         |Коми,  Минпри-|      |      |      |      |

| подготовка, издание,|роды Республи-|      |      |      |      |

|приобретение  учебни-|ки Коми,  Коми|      |      |      |      |

|ков, учебных пособий,|республиканс- |      |      |      |      |

|учебно - методических|кий   институт|      |      |      |      |

|комплектов  (комплек-|развития обра-|      |      |      |      |

|сов)  по  экологии на|зования      и|      |      |      |      |

|конкурсной основе    |переподготовки|      |      |      |      |

|                     |кадров, высшие|      |      |      |      |

|                     |учебные  заве-|      |      |      |      |

|                     |дения     Рес-|      |      |      |      |

|                     |публики  Коми,|      |      |      |      |

|                     |учреждения на-|      |      |      |      |

|                     |чального     и|      |      |      |      |

|                     |среднего  про-|      |      |      |      |

|                     |фессионального|      |      |      |      |

|                     |образования   |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|3.3. Кадровое обеспе-|Минобразования|2000 -| 150,0| 150,0|  -   |

|чение:               |и высшей школы|2004  |      |      |      |

| обеспечение  повыше-|Республики    |гг.   |      |      |      |

|ния      квалификации|Коми,   высшие|      |      |      |      |

|педагогов  в  области|учебные  заве-|      |      |      |      |

|экологического  обра-|дения     Рес-|      |      |      |      |

|зования  через  курсы|публики  Коми,|      |      |      |      |

|переподготовки  и по-|Коми   научный|      |      |      |      |

|вышения квалификации,|центр УрО РАН |      |      |      |      |

|стажировки,  а  также|              |      |      |      |      |

|организацию   семина-|              |      |      |      |      |

|ров, лекций, научно -|              |      |      |      |      |

|практических   конфе-|              |      |      |      |      |

|ренций               |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|3.4. Развитие образо-|Минобразования|2000 -| 550,0| 350,0| 200,0|

|вательных технологий;|и высшей школы|2004  |      |      |      |

| формы    и    методы|Республики    |гг.   |      |      |      |

|работы:              |Коми,   высшие|      |      |      |      |

| развитие     очного,|учебные  заве-|      |      |      |      |

|заочного  образования|дения     Рес-|      |      |      |      |

|в области экологии  с|публики  Коми,|      |      |      |      |

|использованием  элек-|Коми   научный|      |      |      |      |

|тронных средств связи|центр УрО РАН,|      |      |      |      |

|                     |Минприроды    |      |      |      |      |

|                     |Республики    |      |      |      |      |

|                     |Коми, учрежде-|      |      |      |      |

|                     |ния начального|      |      |      |      |

|                     |и     среднего|      |      |      |      |

|                     |профессиональ-|      |      |      |      |

|                     |ного образова-|      |      |      |      |

|                     |ния           |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

| 4. Экологизация     |              |      |      |      |      |

| педагогического     |              |      |      |      |      |

| образования         |              |      |      |      |      |

|                     |              |      |      |      |      |

|4.1. Нормативно -    |Минобразования|2000 -|  10,0|  10,0|  -   |

|правовое обеспечение:|и высшей школы|2001  |      |      |      |

| разработка  и приня-|Республики    |гг.   |      |      |      |

|тие     национально -|Коми,     Коми|      |      |      |      |

|региональных государ-|республикан-  |      |      |      |      |

|ственных   стандартов|ский  институт|      |      |      |      |

|Республики  Коми   по|развития обра-|      |      |      |      |

|основам экологическо-|зования      и|      |      |      |      |

|го образования       |переподготовки|      |      |      |      |

|                     |кадров        |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|4.2. Научно - методи-|Минобразования|2000 -| 270,0| 120,0| 150,0|

|ческое  и материаль- |и высшей школы|2004  |      |      |      |

|но - техническое     |Республики    |гг.   |      |      |      |

|обеспечение:         |Коми,  Минпри-|      |      |      |      |

| подготовка, издание,|роды Республи-|      |      |      |      |

|приобретение  учебни-|ки Коми,  Коми|      |      |      |      |

|ков, учебных пособий,|республикан-  |      |      |      |      |

|учебно - методических|ский  институт|      |      |      |      |

|комплектов  (комплек-|развития обра-|      |      |      |      |

|сов) по экологии;    |зования  и    |      |      |      |      |

| формирование   науч-|переподготовки|      |      |      |      |

|но - методической    |кадров, высшие|      |      |      |      |

|библиотеки:  приобре-|учебные заве- |      |      |      |      |

|тение учебной,  хрес-|дения  Рес-   |      |      |      |      |

|томатийной  и  перио-|публики Коми, |      |      |      |      |

|дической   литературы|муниципальные |      |      |      |      |

|по  экологии,  демон-|органы  управ-|      |      |      |      |

|страционных  материа-|ления  образо-|      |      |      |      |

|лов     по   экологии|ванием,  Коми |      |      |      |      |

|(слайдов,  видеофиль-|научный центр |      |      |      |      |

|мов,  СD-дисков)     |УрО РАН       |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|4.3. Кадровое обеспе-|Минобразования|2000 -|  70,0|  70,0|  -   |

|чение:               |и высшей школы|2004  |      |      |      |

| обеспечение  повыше-|Республики    |гг.   |      |      |      |

|ния      квалификации|Коми,   высшие|      |      |      |      |

|педагогов  в  области|учебные заве- |      |      |      |      |

|экологии через  курсы|дения  Рес-   |      |      |      |      |

|переподготовки  и по-|публики Коми, |      |      |      |      |

|вышения квалификации,|Коми   научный|      |      |      |      |

|стажировки, организа-|центр УрО РАН,|      |      |      |      |

|цию  семинаров,  лек-|Коми республи-|      |      |      |      |

|ций, научно - практи-|канский инсти-|      |      |      |      |

|ческих конференций   |тут  развития |      |      |      |      |

|                     |образования и |      |      |      |      |

|                     |переподготовки|      |      |      |      |

|                     |кадров        |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|4.4. Развитие образо-|Минобразования|2000 -| 220,0|  70,0| 150,0|

|вательных технологий;|и высшей школы|2004  |      |      |      |

| формы    и    методы|Республики    |гг.   |      |      |      |

|работы:              |Коми,  Минпри-|      |      |      |      |

| обеспечение  системы|роды Республи-|      |      |      |      |

|взаимодействия  вузов|ки Коми,  Коми|      |      |      |      |

|с дошкольными образо-|республикан-  |      |      |      |      |

|вательными   учрежде-|ский  институт|      |      |      |      |

|ниями,  общеобразова-|развития обра-|      |      |      |      |

|тельными учреждениями|зования  и    |      |      |      |      |

|в области  преподава-|переподготовки|      |      |      |      |

|ния  дисциплин эколо-|кадров, высшие|      |      |      |      |

|гического профиля;   |учебные заве- |      |      |      |      |

| развитие сети эколо-|дения  Рес-   |      |      |      |      |

|гических      обществ|публики Коми, |      |      |      |      |

|учащихся,     классов|муниципальные |      |      |      |      |

|экологического профи-|органы  управ-|      |      |      |      |

|ля под руководством и|ления  образо-|      |      |      |      |

|курированием  сотруд-|ванием,   Коми|      |      |      |      |

|ников  вузов  и  Коми|научный  центр|      |      |      |      |

|научного  центра  УрО|УрО РАН,   об-|      |      |      |      |

|РАН;                 |щественные    |      |      |      |      |

| проведение районных,|экологические |      |      |      |      |

|городских и республи-|организации   |      |      |      |      |

|канских      научно -|              |      |      |      |      |

|практических   конфе-|              |      |      |      |      |

|ренций  по актуальным|              |      |      |      |      |

|проблемам образования|              |      |      |      |      |

|в области экологии  в|              |      |      |      |      |

|северных     регионах|              |      |      |      |      |

|Российской Федерации,|              |      |      |      |      |

|студенческих  внутри-|              |      |      |      |      |

|вузовских конференций|              |      |      |      |      |

|на      экологическую|              |      |      |      |      |

|тематику;            |              |      |      |      |      |

| привлечение  студен-|              |      |      |      |      |

|тов вузов для органи-|              |      |      |      |      |

|зации  и   проведения|              |      |      |      |      |

|экологических   лаге-|              |      |      |      |      |

|рей,  летних экологи-|              |      |      |      |      |

|ческих  школ,  экспе-|              |      |      |      |      |

|диций для учащихся;  |              |      |      |      |      |

| проведение   научных|              |      |      |      |      |

|исследований  по при-|              |      |      |      |      |

|оритетным экологичес-|              |      |      |      |      |

|ким   направлениям  с|              |      |      |      |      |

|привлечением  средств|              |      |      |      |      |

|международных фондов |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

| 5. Экологизация     |              |      |      |      |      |

| дополнительного     |              |      |      |      |      |

| образования и       |              |      |      |      |      |

| просвещения         |              |      |      |      |      |

|                     |              |      |      |      |      |

|5.1. Дополнительное  |Минобразования|2000 -| 280,0| 130,0| 150,0|

|образование       для|и высшей школы|2004  |      |      |      |

|детей:               |Республики    |гг.   |      |      |      |

| создание городских и|Коми,  Минпри-|      |      |      |      |

|районных  экологичес-|роды Республи-|      |      |      |      |

|ких отрядов,  осущес-|ки Коми,  Коми|      |      |      |      |

|твляющих деятельность|республикан-  |      |      |      |      |

|по      направлениям:|ский  институт|      |      |      |      |

|научно - исследова-  |развития обра-|      |      |      |      |

|тельская,  агитацион-|зования      и|      |      |      |      |

|ная и трудовая;      |переподготовки|      |      |      |      |

| организация летних и|кадров, высшие|      |      |      |      |

|зимних  экологических|учебные  заве-|      |      |      |      |

|лагерей на базе лаге-|дения     Рес-|      |      |      |      |

|рей отдыха,  биологи-|публики  Коми,|      |      |      |      |

|ческих       станций,|муниципальные |      |      |      |      |

|ботанических садов;  |органы  управ-|      |      |      |      |

| творческая    агита-|ления  образо-|      |      |      |      |

|ционная работа учени-|ванием,   Коми|      |      |      |      |

|ков   по  экологии  в|научный  центр|      |      |      |      |

|образовательных     и|УрО РАН, обще-|      |      |      |      |

|других  учреждениях в|образователь- |      |      |      |      |

|форме бесед, лектори-|ные   учрежде-|      |      |      |      |

|ев,  театрализованных|ния,  дошколь-|      |      |      |      |

|представлений и т.д.;|ные  образова-|      |      |      |      |

| мониторинг состояния|тельные учреж-|      |      |      |      |

|природных объектов на|дения, общест-|      |      |      |      |

|территории    города,|венные  эколо-|      |      |      |      |

|района;              |гические орга-|      |      |      |      |

| представление  мате-|низации       |      |      |      |      |

|риалов  экологической|              |      |      |      |      |

|направленности      в|              |      |      |      |      |

|средствах    массовой|              |      |      |      |      |

|информации;          |              |      |      |      |      |

| проведение  научно -|              |      |      |      |      |

|практических   конфе-|              |      |      |      |      |

|ренций,  слетов   для|              |      |      |      |      |

|школьников  и педаго-|              |      |      |      |      |

|гов   образовательных|              |      |      |      |      |

|учреждений           |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|5.2. Дополнительное  |Минобразования|2000 -| 260,0| 110,0| 150,0|

|профессиональное     |и высшей школы|2004  |      |      |      |

|образование:         |Республики    |гг.   |      |      |      |

| организация   курсов|Коми,   высшие|      |      |      |      |

|повышения  квалифика-|учебные  заве-|      |      |      |      |

|ции в области  эколо-|дения     Рес-|      |      |      |      |

|гии  для специалистов|публики  Коми,|      |      |      |      |

|различных категорий; |Минприроды    |      |      |      |      |

| развитие     системы|Республики    |      |      |      |      |

|экстерната   для  по-|Коми,     Коми|      |      |      |      |

|лучения  специальнос-|республикан-  |      |      |      |      |

|тей и специализаций в|ский  институт|      |      |      |      |

|области охраны приро-|развития обра-|      |      |      |      |

|ды,     экологической|зования      и|      |      |      |      |

|экспертизы,     основ|переподготовки|      |      |      |      |

|безопасности   жизне-|кадров        |      |      |      |      |

|деятельности  на базе|              |      |      |      |      |

|начального,  среднего|              |      |      |      |      |

|и высшего  профессио-|              |      |      |      |      |

|нального образования |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|5.3. Эколого - прос- |Минобразования|2000 -| 650,0|  50,0| 600,0|

|ветительская работа с|и высшей школы|2004  |      |      |      |

|населением:          |Республики    |гг.   |      |      |      |

| освещение      через|Коми,  Минпри-|      |      |      |      |

|печать и  электронные|роды Республи-|      |      |      |      |

|средства     массовой|ки Коми,  Коми|      |      |      |      |

|информации   экологи-|научный  центр|      |      |      |      |

|ческих       проблем,|УрО РАН,   об-|      |      |      |      |

|связанных  с природо-|щественные    |      |      |      |      |

|пользованием  и охра-|экологические |      |      |      |      |

|ной окружающей среды;|организации,  |      |      |      |      |

| подготовка и издание|средства  мас-|      |      |      |      |

|в       периодических|совой информа-|      |      |      |      |

|изданиях      страниц|ции           |      |      |      |      |

|(приложений)       на|              |      |      |      |      |

|экологическую темати-|              |      |      |      |      |

|ку, выпуск телевидео-|              |      |      |      |      |

|передач  по  вопросам|              |      |      |      |      |

|экологии;            |              |      |      |      |      |

| подготовка и издание|              |      |      |      |      |

|ежегодного   государ-|              |      |      |      |      |

|ственного  доклада  о|              |      |      |      |      |

|состоянии  окружающей|              |      |      |      |      |

|природной среды;     |              |      |      |      |      |

| издание     научно -|              |      |      |      |      |

|популярной литературы|              |      |      |      |      |

|в области экологии;  |              |      |      |      |      |

| организация    смот-|              |      |      |      |      |

|ров - конкурсов среди|              |      |      |      |      |

|библиотек  по просве-|              |      |      |      |      |

|щению   населения   в|              |      |      |      |      |

|области экологии;    |              |      |      |      |      |

| поддержка   развития|              |      |      |      |      |

|материальной     базы|              |      |      |      |      |

|электронных   средств|              |      |      |      |      |

|массовой   информации|              |      |      |      |      |

|для просвещения насе-|              |      |      |      |      |

|ления    в    области|              |      |      |      |      |

|экологии             |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

| 6. Международное    |              |      |      |      |      |

| сотрудничество в об-|              |      |      |      |      |

| ласти основ экологи-|              |      |      |      |      |

| ческого образования |              |      |      |      |      |

|                     |              |      |      |      |      |

| участие в разработке|Минобразования|2000 -| 240,0| 140,0| 100,0|

|и  реализации  между-|и высшей школы|2004  |      |      |      |

|народных    программ,|Республики    |гг.   |      |      |      |

|проектов по образова-|Коми,  Минпри-|      |      |      |      |

|нию    населения    в|роды Республи-|      |      |      |      |

|области экологии;    |ки       Коми,|      |      |      |      |

| установление       и|высшие учебные|      |      |      |      |

|развитие  международ-|заведения Рес-|      |      |      |      |

|ных связей учреждений|публики  Коми,|      |      |      |      |

|образования, природо-|Коми   научный|      |      |      |      |

|охранных   учреждений|центр УрО РАН,|      |      |      |      |

|по вопросам образова-|общественные  |      |      |      |      |

|ния  в области эколо-|экологические |      |      |      |      |

|гии;                 |организации   |      |      |      |      |

| участие  в  междуна-|              |      |      |      |      |

|родных   форумах    и|              |      |      |      |      |

|конференциях       по|              |      |      |      |      |

|вопросам  образования|              |      |      |      |      |

|в области экологии;  |              |      |      |      |      |

| повышение квалифика-|              |      |      |      |      |

|ции специалистов рес-|              |      |      |      |      |

|публиканских  органи-|              |      |      |      |      |

|заций и  учреждений в|              |      |      |      |      |

|рамках     реализации|              |      |      |      |      |

|совместных   междуна-|              |      |      |      |      |

|родных экологообразо-|              |      |      |      |      |

|вательных программ   |              |      |      |      |      |

+---------------------+--------------+------+------+------+------+

|Итого                |              |      |5000,0|2500,0|2500,0|

L---------------------+--------------+------+------+------+-------

Объемы и источники финансирования Программы


Общие потребности на реализацию Программы на период 2000-2004 годы оцениваются в объеме 5000 тыс. рублей, в том числе 2500 тыс. рублей - республиканский бюджет Республики Коми, 2500 тыс. рублей - внебюджетный государственный экологический фонд Республики Коми.

Механизм реализации и конечные результаты реализации Программы


Формы и методы организации управления реализацией мероприятий Программы определяют исполнители Программы по взаимному согласованию.

По итогам реализации Программы, являющейся начальным этапом в создании системы всеобщего непрерывного образования населения в области экологии, будет создана основа этой системы с последующим ее продолжением в этапах развития системы образования и воспитания населения в области экологии и эколого - культурного просвещения населения. На данном этапе планируется установление тесной связующей цепочки из самостоятельных звеньев, включающих в себя уровни дошкольного образования, общеобразовательной системы, начального, среднего и высшего профессионального образования, педагогического образования, дополнительного образования и эколого - просветительскую работу с населением.

Контроль за реализацией Программы


Контроль за реализацией Программы и целевым использованием средств осуществляют Министерство образования и высшей школы Республики Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Министерство экономики Республики Коми в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ в Республике Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 24 апреля 1996 г. N 113.

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Название документа: О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Номер документа: 447

Вид документа: Указ Главы Республики Коми

Принявший орган: Глава Республики Коми

Статус: Недействующий

Опубликован:
Дата принятия: 10 ноября 1999

Дата редакции: 10 ноября 1999