Недействующий

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ

от 07 июля 1997 года N 185

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 25.11.2005 N 152.

В целях определения основных принципов создания, развития и функционирования автоматизированной системы организационного управления Республики Коми постановляю:

1. Утвердить Концепцию автоматизированной системы организационного управления Республики Коми согласно приложению.

2. Совету по государственным автоматизированным информационным ресурсам Республики Коми при Главе Республики Коми до 31 декабря 1997 г. разработать и представить на утверждение программу основных направлений проектирования, создания и развития автоматизированной системы организационного управления Республики Коми на 1998-2000 годы.

3. Органам государственной власти Республики Коми согласовать имеющиеся и проектируемые программы информатизации отраслей и создания государственных автоматизированных информационных ресурсов с Администрацией Главы Республики Коми.

4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми, министра экономики Республики Коми Каракчиева А.А.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ

КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ВВЕДЕНИЕ


Данная концепция является основным документом для разработки программ и проектов информатизации органов государственной власти Республики Коми. При разработке концепции использовались следующие материалы:

Концепция информатизации Нижегородской области, материалы Нижегородского регионального фонда информатизации, Концепция информатизации Чувашской Республики, Концепция информатизации республики Марий Эл, материалы отдела информатизации Администрации Кировской области, Программа информатизации Ярославской области, Концепция межрегиональной комплексной программы "Формирование единого информационного пространства регионов ассоциации "Центральная Россия", материалы Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, материалы Управления информатизации Совета Федерации Российской Федерации, материалы Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), материалы кафедры информатизации структур государственной службы Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, материалы Госкомстата Республики Коми, материалы АО "Связь", материалы Всероссийского научно-исследовательского института проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ), материалы Совета главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации, материалы Центра автоматизированных систем.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Целью Концепции является определение основных принципов создания, развития и функционирования Автоматизированной системы организационного управления Республики Коми (АСОУ).

Задачи Концепции:

сформировать у разработчиков АСОУ единый подход к вопросам ее построения, функционирования и развития;

создать документальную основу для начала работ по системному проекту АСОУ как составной части системы информационно-аналитического обеспечения (СИАО) Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми;

представить на рассмотрение потенциальным абонентам АСОУ варианты их возможного участия и места в создаваемой СИАО.

1.1. Тенденции развития процессов информатизации в Российской Федерации и в Республике Коми


Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность.

Поэтому целями информатизации во всем мире и, в том числе в России, являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства и управления, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

В Республике Коми, как и в целом по стране, несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема коллективного формирования и доступа к территориально распределенным информационным ресурсам, являющимся основой единого информационного пространства.

Несмотря на рост понимания значения информационных ресурсов и современных информационных технологий в виде важнейшего фактора эффективного управления социально-экономическим развитием как единым комплексом, в Республике Коми, как и в большинстве регионов Российской Федерации:

имеет место значительная дифференциация в степени оснащенности и качестве используемых программно-технических средств органов управления территориального и ведомственно-отраслевого уровней;

отсутствует единая нормативно-правовая, нормативно-техническая, организационная и методологическая поддержка процессов формирования единого информационного пространства республики, в том числе формирования и функционирования системы информационного обеспечения органов управления Республики Коми, городов и районов, их информационного взаимодействия с федеральными и отраслевыми органами;

вместо создания эффективной информационной технологии формирования и ведения единой системы территориальных первичных баз данных региона и получения на их основе агрегированной и интегрированной информации для органов управления всех уровней органы управления республиканского уровня, министерства и ведомства пытаются независимо друг от друга и администраций городов и районов создавать собственные информационные органы и системы для получения аналитической информации на основе своих специфических и несогласованных требований;

информация не воспринимается как ценный государственный информационный ресурс и в результате отсутствия правовых и организационных норм, регламентирующих процессы ее создания и использования, часто становится предметом крупномасштабного присвоения и наживы частными фирмами, а не средством окупаемости затрат бюджетов всех уровней;

отсутствуют координация и согласование системы подготовки и повышения квалификации кадров территориального управления с процессами информатизации этих органов, практически отсутствует система профессиональной подготовки аналитиков по вопросам управления и использования информационных технологий в органах территориального управления.

Анализ общегосударственных тенденций развития процессов информатизации и состояния этих процессов на территории Республики Коми показал, что органы государственной власти республики заинтересованы в проведении скоординированной, целенаправленной политики в сфере информатизации как одного из средств повышения оперативности и качества управления в новых экономических условиях при условии достижения конкретных результатов на каждом этапе, оптимизации бюджетных затрат на информатизацию и максимально возможном привлечении внебюджетных инвестиций.

Основной целью информатизации является создание на территории Республики Коми единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования социальных, экономических и организационных структур (в первую очередь, органов территориального управления в соответствии с их задачами) в процессе реализации программ социально-экономического развития, а также реализации конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей.

Единое информационное пространство имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех субъектов информационных отношений территории. В соответствии с их группировкой следует рассматривать следующие компоненты:

подсистема информационно-справочного обслуживания граждан (ИС Г) (населения, физических лиц);

подсистема информационно-справочного и аналитического обслуживания субъектов хозяйственной деятельности (ИС СХД);

подсистема информационно-аналитического обслуживания органов управления на территории республики (ИС ОУР).

Все вышеперечисленные подсистемы различаются по составу функциональных компонентов, но имеют значительное пересечение на уровне инфраструктурных компонентов (информационные и коммуникационные ресурсы). Для исключения параллелизма и дублирования работ, обеспечения совместимости этих подсистем, а также минимизации капитальных затрат при создании и эксплуатации видится целесообразным централизация работ по этим компонентам в период создания одной из подсистем и совместное использование всеми подсистемами в процессе эксплуатации на основе нормативно-правового регулирования прав, обязанностей и ответственности всех субъектов информационных отношений.

Исходя из реалий сегодняшнего дня, наиболее рациональным вариантом на первом этапе формирования единого информационного пространства республики является опережающее развитие ИС ОУР путем максимального использования возможностей существующих информационно-вычислительных систем (ИВС) органов государственной власти (республиканского и федерального уровней), путем кооперации и координации работ этих субъектов информационных отношений.

На основании вышеизложенного, основные задачи первого этапа формирования единого информационного пространства региона могут быть сформулированы следующим образом:

создание автоматизированной системы организационного управления (АСОУ) Республики Коми как интегрированной информационной системы органов управления регионом (ИИС ОУР) путем организации информационного взаимодействия и интеграции существующих ИВС органов управления республики (ведомственного, республиканского и муниципального уровней) на основе совместного формирования и использования унифицированных (единых) региональных инфраструктурных компонентов (системы информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной системы и единого организационно-экономического механизма управления и ведения работ по информатизации).

1.2. Базовые положения и определения. Классификация автоматизированных систем организационного управления


Основные термины:

"информация" - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их представления;

"информатизация" - социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций, учреждений, государства, всех структур общества на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением перспективных информационных технологий;

"документ (документированная информация)" - зафиксированная на материальном носителе информация о регламенте доступа к ним образует информационные ресурсы;

"информационные процессы" - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации, поиска и распространения информации;

"информационная система" - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, реализующая информационные процессы;

"средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий" - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и их классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

"собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения" - лицо, в полном объеме реализующее полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

"владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения" - лицо, осуществляющее владение и пользование указанными объектами и реализующее полномочия распоряжения в пределах, установленных законом (например, оперативное управление);

"секретная документированная информация" - документированная информация ограниченного доступа, содержащая сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне";

"конфиденциальная документированная информация" - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законами о коммерческой, промышленной и профессиональной тайне, государственной службе;

"инфраструктура информатизации" - совокупность элементов и условий, образующих единое организационное пространство, включающее: телекоммуникационные сети, автоматизированные информационные системы, средства их обеспечения; системы лицензирования и сертификации информационных систем и технологий, систему подготовки кадров;

"пользователь (потребитель) информации" - субъект, обращающийся к информационной системе (посреднику) за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;

"управленческое воздействие" - под управленческим воздействием понимается совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на реализацию соответствующего управленческого решения на объектах управления;

"управленческое решение" - является основой управления. Именно в решении закладываются все главные содержательные, организационные и обеспечивающие положения будущих воздействий по разрешению возникших проблем;

"управленческая задача" - может рассматриваться как частное проявление управленческой функции соответствующего пользователя системы;

"информационный узел" - совокупность организационно-правовых и программно-технических средств для реализации информационно-аналитического обслуживания и информационного взаимодействия абонентов АСОУ путем организации их доступа к единым информационным ресурсам системы на основе региональной технологии информационного взаимодействия. Информационные узлы являются основными звеньями АСОУ, в рамках которых может концентрироваться информация на региональном и муниципальном уровнях управления;

по составу основных функций и типу информационного взаимодействия с абонентами и другими узлами информационные узлы можно разделить на базовые и функциональные:

"базовые узлы" строятся на основе создания информационных систем (ИС) центральных органов управления (администраций) регионального и районного уровней;

"функциональные узлы" формируются на основе создания информационных систем, информационных и информационно-вычислительных, а также информационно-аналитических центров (ИЦ, ИВЦ, ИАЦ) территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления регионального и районного уровней;

"расчетная процедура" - операция обработки информации, обеспечивающая решение детерминированной математической задачи. Решение может носить вероятностный характер, если исходные данные тоже имеют вероятностный характер с заданными законами распределения;

"стандартный запрос" - операция обработки информации, реализуемая СУБД, которая обеспечивает поиск информации в БД, с использованием аппарата математической логики и обработки множеств. Стандартный запрос находится в библиотеке стандартных запросов, имеет имя и активизируется пользователем по имени и значениям формальных параметров;

"нестандартный запрос" - осуществляет те же функции, но активизируется пользователем по имени и значениям поисковых атрибутов;

"функциональная задача" (ФЗ) в узком смысле слова - операция обработки информации в узко специализированной сфере приложения с применением детерминированных математических методов, методов математической логики и обработки множеств, а также формализованных недетерминированных процедур.

ФЗ, обеспечивающая обработку информации в широких сферах приложения, может выполнять роль аналитического средства.

ФЗ в широком смысле слова - это совокупность специальных программно-алгоритмических и информационных средств обработки информации с соответствующей программной документацией, реализуемых в системной среде на средствах автоматизации и обеспечивающих информационную и интеллектуальную поддержку выработки решений в предметных областях пользователей.

ФЗ можно разбить на следующие группы:

ФЗ, обеспечивающие работу непосредственно с объектами предметной области;

ФЗ, обеспечивающие выполнение учрежденческих функций и делопроизводства;

ФЗ, обеспечивающие информационно-логическое взаимодействие пользователей.

Классификация автоматизированных систем организационного управления


"Автоматизированная система организационного управления" (АСОУ) - автоматизированная система сбора, хранения, накопления и переработки информации, поступающей от объектов управления (абонентов системы). АСОУ обеспечивает выработку и организацию выполнения групповых управленческих решений пользователями в интересах повышения эффективности функционирования объектов различного назначения.

Статусом АСОУ обладают системы, в которых объектами и субъектами управления являются коллективы людей и отдельные лица, а управление осуществляется с использованием средств автоматизации. К этим последним принято относить комплексы и отдельные ЭВМ, терминальные устройства, средства связи и передачи данных, математические, программные и технологические средства. Предметом автоматизации выступают функции и управленческие задачи органов управления и отдельных работников соответствующей системы управления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»