Недействующий

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ

от 18 июня 1997 года N 167

О МЕРАХ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ СЫСОЛЬСКОГО РАЙОНА

Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 4.10.2002 года N 286

НГР(RU 11000200200358)

В целях создания предпосылок для стабилизации экономической ситуации, оздоровления финансового состояния и укрепления материально-технической базы предприятий промышленности и сельского хозяйства Сысольского района постановляю:

1. Утвердить Программу реформирования и развития экономики Сысольского района на 1997-1998 годы (далее именуется - Программа) согласно приложению N 1.

2. Создать для координации действий рабочую группу в составе согласно приложению N 2.

3. Для осуществления финансирования мероприятий Программы определить уполномоченным банком Коми региональный филиал акционерного коммерческого агропромышленного банка "Агропромбанк".

4. Министерству финансов Республики Коми обеспечить выделение средств из республиканского бюджета Республики Коми на финансирование мероприятий Программы в размерах, предусмотренных законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий бюджетный год.

5. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство экономики Республики Коми.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 18.06.97 N 167

(приложение N 1)

ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЫСОЛЬСКОГО РАЙОНА НА 1997-1998 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЫСОЛЬСКОГО РАЙОНА НА 1997-1998 ГОДЫ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЫСОЛЬСКОГО РАЙОНА

Наименование Программы     Программа реформирования и

                                развития экономики Сысольского

                                района на 1997-1998 годы

Основание для разработки   Указ Главы Республики Коми от

Программы                  26 февраля 1997 г. N 39 "Об

                                основных направлениях

                                экономической и социальной

                                политики Правительства Республики

                                Коми на 1997-1998 годы"

Заказчик Программы         Администрация Сысольского района

Цели и задачи Программы    Разрешение существующих проблем в

                                экономике района, создание условий

                                для их дальнейшего развития и

                                обеспечения увеличения объема

                                промышленного и

                                сельскохозяйственного производства

                                и на этой основе вывода района

                                из числа дотационных

Сроки и этапы реализации   1997-1998 годы

Программы

Исполнители                Администрация Сысольского

                                района, Минэкономики Республики

                                Коми, Минпромтранс Республики

                                Коми, Минсельхозпрод Республики

                                Коми, Минфин Республики Коми

Объемы и источники финан-  Общий объем финансирования

сирования                  мероприятий Программы составит

                                43,0 млрд.рублей, из которых 13,1

                                млрд.рублей - средства

                                республиканского бюджета

                                Республики Коми, 3,1 млрд.рублей -

                                федерального бюджета, 5,5 млрд.

                                рублей - территориального

                                дорожного фонда Республики Коми,

                                4,6 млрд.рублей - собственные

                                средства предприятий

Ожидаемые конечные         Преодоление кризисного состояния

результаты реализации      экономики, увеличение объемов

Программы                  промышленного и

                                сельскохозяйственного производства

Система организации кон-   Ежеквартальное представление

троля за исполнением       исполнителями информации в

Программы                  Минэкономики Республики Коми о

                                выполнении программных мероприятий


Сысольский район расположен в южной части Республики Коми и граничит с Архангельской областью, а также территориями Сыктывдинского, Койгородского, Прилузского районов республики. Территория района составляет 614 тыс. га, на которой расположены 84 населенных пункта с общей численностью населения 18,9 тыс. человек. Трудовые ресурсы района составляют 9,4 тыс. человек.

В пределах района протекает судоходная река Сысола. Территорию района пересекает автотрасса Киров - Сыктывкар. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в районе составляет 278 км.

Административный центр района с. Визинга находится от г. Сыктывкара на расстоянии 88 км.

Минерально-сырьевые ресурсы района представлены месторождениями нерудного минерального сырья для производства строительных материалов, перспективными для промышленного освоения участками горючих сланцев. Район располагает крупными ресурсами керамзитовых глин, торфа, кварцевых (стекольных) песков, подземных пресных и минеральных вод, имеются перспективные выявления россыпных месторождений золота и алмазов.

Одно из главных богатств района - лес. Покрытая лесом площадь занимает 544 тыс. га, или почти 88,5 процента всей территории района. Общий запас древесины в районе составляет 95,5 млн. куб.м, из которых 61,7 млн. куб.м приходится на хвойные леса. Расчетная лесосека по району определена в объеме 1240,7 тыс. куб.м.

В материальном производстве Сысольского района преобладает доля агропромышленного комплекса. На территории района функционирует 6 предприятий сельского хозяйства: АОЗТ "Совхоз Межадорский", совхозы "Сысольский", "Пыелдинский", "Чухломский", "Куратовский", "Вотчинский". В ведении совхозов находится 22,7 тыс. га сельхозугодий, в т.ч. 9,56 тыс. га пашни. На долю Сысольского района приходится более 5 процентов валовой продукции сельского хозяйства республики. Основная отрасль специализации сельского хозяйства района - растениеводство, доля которой составляет более 60 процентов всего валового объема сельхозпродукции.

Наиболее крупными предприятиями промышленности являются АООТ "Сысольский ДОЗ", ТОО "Визингский промкомбинат" и АООТ "Молочный завод "Сысольский". Строительную отрасль района представляют Сысольское ГДРСУ и АО "Сысольская МПМК".

1. Анализ социально-экономической ситуации в районе. Основные проблемы развития района


Несмотря на наличие таких преимуществ по сравнению с другими регионами, как компактность материального производства, развитость транспортной сети, обеспеченность сырьевыми ресурсами и сельхозугодиями, квалифицированными трудовыми ресурсами, близость к железнодорожной сети и республиканским потребителям производимой продукции, принимаемые на уровне администрации и хозяйствующих субъектов района меры по снижению действия негативных факторов, возникающих в результате осуществляемых экономических преобразований, социально-экономическая ситуация в районе остается крайне сложной. Она характеризуется начавшимся после 1990 года спадом объемов производства, старением основных фондов, сокращением объемов инвестиций, кризисом неплатежей, ростом безработицы, снижением управляемости отдельными отраслями, ухудшением состояния материально-технической базы в отраслях социальной сферы и оказания услуг населению.

Промышленной продукции в районе за 1996 год произведено на 38,9 млрд. руб., что на 24,2 проц. меньше уровня 1995 года при среднем снижении по республике на 8,6 процента. Все промышленные предприятия района приватизированы.

Определяющее место в промышленном производстве района занимают предприятия лесопромышленного комплекса, на долю которых по результатам хозяйственной деятельности за 1996 год приходится около 2/3 всего промышленного производства.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности показывает, что за последние пять лет произошло значительное снижение объемов производства у всех предприятий лесной отрасли. В частности, по сравнению с 1991 годом производство деловой древесины в районе сократилось в 2,9 раза и составило в 1996 году 175,1 тыс. куб.м. Фактически объемы вырубки леса на территории района за последние три года составляли менее 50 проц. расчетной лесосеки.

Производственные мощности предприятий используются не с полной загрузкой как по причине отсутствия сбыта продукции, в частности, низкосортной и тонкомерной древесины, оконных и дверных блоков, школьной мебели и ряда товаров народного потребления, так и по причине большого износа основных фондов. По Сысольскому леспромхозу процент износа составляет 72,4 проц., по Сысольскому ДОЗу - около 40 проц. Технологическое оборудование по производству пиломатериалов и столярно-строительных изделий не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, в связи с чем она реализуется по низким ценам, а отдельные виды вообще не находят потребителя. В результате низкой рентабельности продукции предприятия испытывают дефицит оборотных средств, финансовое состояние их продолжает ухудшаться. У всех имеется задолженность по платежам в бюджет, внебюджетные фонды, месяцами не выплачивается зарплата.

Большая задолженность по платежам не дает возможности направить достаточно средств на обновление основных фондов, проведение модернизации оборудования и организовать производство новых видов продукции.

Наблюдается ослабление кооперационных производственнохозяйственных связей предприятий отрасли с другими районными и республиканскими предприятиями. Тяжелое финансовое положение характерно и для ОАО "Молзавод "Сысольский". Несмотря на то, что на заводе объем производства в прошлом году возрос на 66 проц., предприятие - убыточное, имеет просроченную кредиторскую задолженность. Техническое и технологическое состояние предприятия не позволяет ему конкурировать с такими монополистами, как молокозавод "Сыктывкарский", и производителями молочной продукции из соседней Кировской области.

Сложной остается ситуация в сельском хозяйстве района. За 1991-1995 годы валовая продукция сельского хозяйства в районе снизилась на 53 проц. при среднем снижении по хозяйствам Минсельхозпрода Республики Коми на 49 проц.

В 1996 году хозяйствами района было произведено 4,6 тыс. тонн картофеля, что на 15 проц. ниже уровня 1995 года. Производство мяса снизилось на 18 проц., молока - на 21 проц., снижение к уровню 1991 года составило соответственно 48 проц. и 64 проц. Поголовье КРС сократилось на 11 проц., молочное стадо в районе уменьшилось на 309 голов или 8 проц.

Сокращение численности скота сопровождается ухудшением показателей воспроизводства стада и сохранности скота. Велики потери хозяйств от падежа скота.

Изменение структуры кормового рациона, уменьшение доли сильных кормов повлекло за собой снижение продуктивности скота на 9 проц. Снижение продуктивности коров характерно для всех совхозов, кроме совхоза "Куратовский" (рост - 5 проц.). В 1996 году средний удой молока от одной коровы составил 1230 кг, что на 122 кг меньше, чем в 1995 году. Для сравнения, в частном секторе продуктивность коров в 2,6 раза превышает совхозные показатели. Характерным для района является недостаточное и несбалансированное кормление скота. В расчете на одну условную голову скота расходуется не более 25 ц кормовых единиц (по России - около 30, в странах с высокоразвитым животноводством - 40-45 ц кормовых единиц).

В 1996 году совхозы заготовили 64329 ц кормовых единиц, что составляет 95 проц. к уровню 1995 года. При этом данные лабораторных исследований свидетельствуют о низком качестве заготовленных кормов.

В последние годы поступление продукции в продовольственный фонд с ферм и полей сельских производителей района имеет тенденцию к сокращению. Это обусловлено как падением производства, так и существующей проблемой неплатежей.

Основными проблемами, сдерживающими стабильное функционирование и развитие предприятий агропромышленного комплекса района, являются:

несоответствие существующей структуры сельхозпредприятий условиям развития рыночных отношений;

неполная востребованность производимой в районе сельхозпродукции и продуктов ее переработки;

низкая конкурентоспособность сельхозпродукции;

старение производственных фондов.

Снижение объемов производства, высокая степень износа основных фондов и техники, трудности со сбытом продукции, неплатежи, задолженность бюджета перед сельхозтоваропроизводителями отрицательно сказываются на финансовых результатах сельскохозяйственных предприятий. По результатам хозяйственной деятельности в 1996 году все совхозы были убыточными. В прошлом году продолжался рост кредиторской задолженности совхозов района.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»