Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 29 декабря 2012 года N 108

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013-2015 ГОДЫ

Принят

Народным Собранием

Республики Дагестан

26 декабря 2012 года

(Утратил силу:

Закон Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102, НГР: RU05000201300710)

Статья 1


Утвердить республиканскую целевую программу "Доступная среда" на 2013-2015 годы (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Дагестан

М. Магомедов

Утверждена Законом Республики Дагестан "Об утверждении республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013-2015 ГОДЫ

ПАСПОРТ


Наименование Программы

ре спубликанская целевая программа "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р
 распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2012 года N 273-р

Государственный заказчик Программы

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

Основные разработчики
 Программы

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
 Министерство здравоохранения Республики Дагестан
 Министерство образования и науки Республики Дагестан
 Министерство культуры Республики Дагестан
 Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан
 Министерство по информационной политике и массовым коммуникациям Республики Дагестан

Цель Программы

обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации)

Задачи Программы

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
 информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов
 преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Целевые индикаторы и
 показатели Программы

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов - 50 процентов
 доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг - 70 процентов
 доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов - 45 процентов
 доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения - 90 процентов
 доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава - 15 процентов
 доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования - 16 процентов
 доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере, - 60 процентов
 доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов - 50 процентов

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2015 годы
 Программа реализуется в два этапа:
 первый этап - 2013 год
 второй этап - 2014-2015 годы

Объемы и источники
 финансирования Программы

общий объем финансирования реализации Программы составляет 161 206,92 тыс. рублей, из них:
 в 2013 году - 48 423,674 тыс. рублей
 в 2014 году - 54 955,624 тыс. рублей
 в 2015 году - 57 827,622 тыс. рублей
 объем средств федерального бюджета (прогноз) (по согласованию) - 68 703,785 тыс. рублей, из них :
 в 2013 году - 22 901,262 тыс. рублей
 в 2014 году - 22 901,262 тыс. рублей
 в 2015 году - 22 901,261 тыс. рублей
 объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 65 987,185 тыс. рублей, из них:
 в 2013 году -16 683,762 тыс. рублей
 в 2014 году - 23 215,712 тыс. рублей
 в 2015 году -26 087,711 тыс. рублей
 объем средств бюджетов муниципальных образований (по согласованию) - 26 515,95 тыс. рублей , из них:
 в 2013 году - 8 838,65 тыс. рублей
 в 2014 году - 8 838,65 тыс. рублей
 в 2015 году - 8 838,65 тыс. рублей

Ожидаемые результаты
 реализации Программы

формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения
 обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления) по созданию условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
 сбор и систематизация информации о
 доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
 обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического транспорта
 повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов
 создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов
 создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов
 преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе

Контроль за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Республике Дагестан в настоящее время проживает около 260 тысяч инвалидов (из них более 32 тысяч - дети-инвалиды), что составляет около 9 процентов от общей численности населения республики.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод - основная цель государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

В соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" в Российской Федерации принимаются надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городах, так и в районах.

В Республике Дагестан, как и в других субъектах Российской Федерации, важнейшей социальной задачей остается создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов порождает определенные социально-экономические последствия, среди которых:

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;

негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных компаний;

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни, что, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления им мер социальной поддержки.

Поэтому обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических проблем, необходимость решения которой вытекает как из требований национального законодательства, так и из международных обязательств Российской Федерации. Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

Проблема обеспечения доступа к учреждениям - актуальная проблема, касающаяся всех ведомств социальной сферы. С целью создания в государственных учреждениях социальной сферы безбарьерной среды в рамках Программы планируются подготовка и проведение паспортизации, классификации этих объектов на основе разработанной системы критериев с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Требует решения и проблема вовлечения инвалидов в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества.

Одним из важнейших направлений в социокультурной реабилитации инвалидов является привлечение инвалидов и других маломобильных групп населения, а также детей-инвалидов к участию в фестивалях художественного творчества. Создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала инвалидов и детей-инвалидов будет способствовать расширению границ применения способностей и талантов лиц с ограниченными возможностями, расширению сферы получения информации, знаний и более полному приобщению к духовно-нравственным ценностям отечественного и мирового искусства.

Необходимо также решение вопросов доступности спорта для инвалидов. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, реабилитации и социальной адаптации в повседневной жизни инвалидов.

Обеспечение участия инвалидов, а также детей-инвалидов в спартакиадах и зональных, республиканских и международных соревнованиях повлияет на решение проблем социальной адаптации инвалидов в современном обществе, будет способствовать привлечению инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, реализации культурно-воспитательного потенциала спорта и связанных с ним нравственных, эстетических и других гуманистических ценностей.

Для обеспечения доступа инвалидов к информации в Программе предусматриваются мероприятия по освещению в средствах массовой информации мероприятий, проводимых в рамках формирования безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения с целью увеличения доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг; по созданию сети интернет-клубов для инвалидов на базе отделений дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов комплексных центров (центров) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях.

Программой также предусмотрены информационно-методические и общественно-политические мероприятия: создание системы методического обеспечения и дополнительной профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на базе одного из учебных заведений профессионального образования Республики Дагестан по вопросам реабилитации инвалидов, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, социальной интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности.

Острота проблемы формирования доступной среды для инвалидов требует целенаправленных действий по обеспечению им доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов программным методом определяется следующими причинами:

масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур с учетом требований доступности;

инновационный характер проблемы. Для ее решения потребуются выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг;

комплексность проблемы. Потребуются решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников; реализация соответствующего комплекса мероприятий;

межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, общественных объединений Республики Дагестан;

длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение нескольких лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.

Многообразие направлений деятельности в реабилитации инвалидов и создании доступной среды делает невозможным решение стоящих проблем без широкого участия и взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.

Формирование доступной среды будет способствовать созданию условий для полной реализации инвалидами своих прав и основных свобод, что, в свою очередь, повлияет на полноценное участие инвалидов в жизни республики, позволит укрепить чувство причастности и добиться значительных успехов в социальном и экономическом развитии общества.

Основаниями для разработки Программы являются:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2012 года N 273-р.

II. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели Программы


Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации).

Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Результаты реализации Программы определяются следующими целевыми индикаторами и показателями:

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов - 50 процентов;

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг - 70 процентов;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов - 45 процентов;

доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения - 90 процентов;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава - 15 процентов;

доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования - 16 процентов;

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере, - 60 процентов;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов - 50 процентов.

Система целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении 1 к Программе.

III. Сроки и этапы реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»