ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 07 сентября 2011 года N 924/01-03
Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования Ярославской области
В целях реализации комплексного проекта модернизации образования Ярославской области в рамках приоритетного национального проекта "Образование", формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования Ярославской области.
2. Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.
Директор департамента Т.А. Степанова
УТВЕРЖДЕНО
приказом
департамента образования
Ярославской области
от 07.09.2011 N 924/01-03
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оценки качества образования Ярославской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Ярославской области (далее - Положение) устанавливает единые требования к функционированию региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО).
1.2. РСОКО представляет собой совокупность организационных структур, диагностических, оценочных и аналитических процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов обучающихся, воспитанников, результатов образовательных учреждений, муниципальной и региональной систем образования и выявление факторов, влияющих на качество этих результатов.
1.3. В Положении используются следующие термины:
качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства;
оценка качества образования - процесс, позволяющий определить степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталонному уровню (норме качества), зафиксированному в нормативных документах, а также социальным, профессиональным и личностным потребностям и направленный на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития;
индивидуальные достижения обучающихся - совокупность образовательных достижений, позволяющих обучающимся, воспитанникам успешно социализироваться в обществе и реализовать себя в различных сферах деятельности;
мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
1.4. Основными пользователями результатов РСОКО являются:
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- педагогические коллективы образовательных организаций;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- учредители образовательных учреждений;
- образовательные учреждения;
- работодатели;
внешние по отношению к системе образования организации, заинтересованные в оценке качества образования;
общественные организации.
1.5. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
2. Цели и задачи РСОКО
2.1. Цель функционирования РСОКО - управление качеством образования на основе его достоверной и объективной оценки.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
- определение степени соответствия образовательных результатов в регионе государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и потребностям общества;
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
- обеспечение общества достоверной информацией о состоянии и развитии образования;
- внедрение измерителей и технологий оценки, позволяющих получать надежную и достоверную информацию о качестве образования;
- выявление факторов, влияющих на качество образования.
3. Механизмы реализации РСОКО
Механизмами реализации РСОКО являются:
- лицензирование образовательных учреждений, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников;
- государственный надзор за соблюдением законодательства; государственный контроль качества образования;
- аттестация педагогических и руководящих работников;
- мониторинг качества подготовки выпускников и условий осуществления образовательной деятельности;
- мониторинг индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников;
- аналитическая деятельность по оценке качества образования и факторов, на него влияющих.
4. Основные принципы функционирования РСОКО
Основными принципами функционирования РСОКО являются:
- функциональное единство различных уровней системы оценки качества образования (регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения);
- открытость, прозрачность, адекватность процедур и механизмов оценки качества образования;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личная значимость, минимизация их количества;
- комплексирование и сопоставление результатов внутреннего и внешнего оценивания;
- общественное участие в процедурах оценивания;
- научная обоснованность процедур, методов, средств оценивания.
5. Основные элементы РСОКО
5.1. Объектами оценки качества образования являются:
- деятельность региональной системы образования;
- деятельность муниципальных систем образования;
- деятельность образовательных организаций;
- образовательные программы;
- процесс и результат деятельности педагогических и руководящих работников;
- уровень квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- предметные, метапредметные и личностные результаты образования;
- индивидуальные достижения обучающихся, воспитанников;
- условия осуществления образовательного процесса;
- удовлетворенность предоставляемыми образовательными услугами и образовательными результатами заказчиков и потребителей образовательных услуг.
5.2. РСОКО включает в себя следующие процессы:
- система отбора и первичной обработки данных;
- система анализа и оценка качества образования;
- система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией основных пользователей РСОКО.
5.3. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерения.
5.3.1. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов, документально зафиксированным алгоритмом их применения и утверждаются соответствующими нормативными правовыми актами.
5.3.2. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольно-измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества подготовки выпускников и условий осуществления образовательной деятельности, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
5.4. РСОКО осуществляется на основе:
- мониторинга учебных достижений обучающихся по результатам международных и общероссийских исследований;
- мониторинга государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) образования;
- мониторинга качества образования обучающихся начальной школы;
- мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- мониторинга условий и процесса обучения;
- мониторинга индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников;
- мониторинга личностных результатов образования;
- мониторинга удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса.
6. Организация РСОКО
6.1. РСОКО имеет трёхуровневую структуру:
- региональный уровень;
- муниципальный уровень;
- уровень образовательного учреждения.
6.2. Сеть органов, служб и организаций РСОКО включает:
6.2.1. Департамент образования Ярославской области:
- формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;
- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
- организует и координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, в том числе общественных организаций;