ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 07 сентября 2011 года N 924/01-03

Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования Ярославской области

В целях реализации комплексного проекта модернизации образования Ярославской области в рамках приоритетного национального проекта "Образование", формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования Ярославской области.

2. Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.

Директор департамента Т.А. Степанова

УТВЕРЖДЕНО

приказом

департамента образования

Ярославской области

от 07.09.2011 N 924/01-03

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональной системе оценки качества образования Ярославской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Ярославской области (далее - Положение) устанавливает единые требования к функционированию региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО).

1.2. РСОКО представляет собой совокупность организационных структур, диагностических, оценочных и аналитических процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов обучающихся, воспитанников, результатов образовательных учреждений, муниципальной и региональной систем образования и выявление факторов, влияющих на качество этих результатов.

1.3. В Положении используются следующие термины:

качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства;

оценка качества образования - процесс, позволяющий определить степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталонному уровню (норме качества), зафиксированному в нормативных документах, а также социальным, профессиональным и личностным потребностям и направленный на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития;

индивидуальные достижения обучающихся - совокупность образовательных достижений, позволяющих обучающимся, воспитанникам успешно социализироваться в обществе и реализовать себя в различных сферах деятельности;

мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

1.4. Основными пользователями результатов РСОКО являются:

- обучающиеся и их родители (законные представители);

- педагогические коллективы образовательных организаций;

- органы, осуществляющие управление в сфере образования;

- учредители образовательных учреждений;

- образовательные учреждения;

- работодатели;

внешние по отношению к системе образования организации, заинтересованные в оценке качества образования;

общественные организации.

1.5. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

2. Цели и задачи РСОКО

2.1. Цель функционирования РСОКО - управление качеством образования на основе его достоверной и объективной оценки.

2.2. Основными задачами РСОКО являются:

- определение степени соответствия образовательных результатов в регионе государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и потребностям общества;

определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

- обеспечение общества достоверной информацией о состоянии и развитии образования;

- внедрение измерителей и технологий оценки, позволяющих получать надежную и достоверную информацию о качестве образования;

- выявление факторов, влияющих на качество образования.

3. Механизмы реализации РСОКО

Механизмами реализации РСОКО являются:

- лицензирование образовательных учреждений, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

- государственная аккредитация образовательных учреждений;

- государственная (итоговая) аттестация выпускников;

- государственный надзор за соблюдением законодательства; государственный контроль качества образования;

- аттестация педагогических и руководящих работников;

- мониторинг качества подготовки выпускников и условий осуществления образовательной деятельности;

- мониторинг индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников;

- аналитическая деятельность по оценке качества образования и факторов, на него влияющих.

4. Основные принципы функционирования РСОКО

Основными принципами функционирования РСОКО являются:

- функциональное единство различных уровней системы оценки качества образования (регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения);

- открытость, прозрачность, адекватность процедур и механизмов оценки качества образования;

- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личная значимость, минимизация их количества;

- комплексирование и сопоставление результатов внутреннего и внешнего оценивания;

- общественное участие в процедурах оценивания;

- научная обоснованность процедур, методов, средств оценивания.

5. Основные элементы РСОКО

5.1. Объектами оценки качества образования являются:

- деятельность региональной системы образования;

- деятельность муниципальных систем образования;

- деятельность образовательных организаций;

- образовательные программы;

- процесс и результат деятельности педагогических и руководящих работников;

- уровень квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- предметные, метапредметные и личностные результаты образования;

- индивидуальные достижения обучающихся, воспитанников;

- условия осуществления образовательного процесса;

- удовлетворенность предоставляемыми образовательными услугами и образовательными результатами заказчиков и потребителей образовательных услуг.

5.2. РСОКО включает в себя следующие процессы:

- система отбора и первичной обработки данных;

- система анализа и оценка качества образования;

- система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией основных пользователей РСОКО.

5.3. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерения.

5.3.1. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов, документально зафиксированным алгоритмом их применения и утверждаются соответствующими нормативными правовыми актами.

5.3.2. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольно-измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества подготовки выпускников и условий осуществления образовательной деятельности, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

5.4. РСОКО осуществляется на основе:

- мониторинга учебных достижений обучающихся по результатам международных и общероссийских исследований;

- мониторинга государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) образования;

- мониторинга качества образования обучающихся начальной школы;

- мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

- мониторинга условий и процесса обучения;

- мониторинга индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников;

- мониторинга личностных результатов образования;

- мониторинга удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса.

6. Организация РСОКО

6.1. РСОКО имеет трёхуровневую структуру:

- региональный уровень;

- муниципальный уровень;

- уровень образовательного учреждения.

6.2. Сеть органов, служб и организаций РСОКО включает:

6.2.1. Департамент образования Ярославской области:

- формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;

- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;

- организует и координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, в том числе общественных организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»