Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2001 года N 27-а

О Плане действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001-2003 годы и на период до 2005 года

Документ утратил силу:

Постановление Правительства ЯО от 09.07.2009 N 697-п ru 76000200900599

В соответствии с законами Российской Федерации "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления", а также в целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Ярославской области

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый План действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее План действий).

2. Просить Губернатора области утвердить План действий.

3. Создать Межведомственный координационный совет при Администрации области по работе с отходами производства и потребления. Утвердить прилагаемые Положение о межведомственном координационном совете и его состав.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области Боровицкого М.В.

Первый заместитель

Губернатора области В.А.Ковалев

ОДОБРЕН

постановлением Администрации Ярославской области от 19.03.2001 N 27-а

План действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001-2003 годы и на период до 2005 года


Ярославль

2001

Введение


Настоящий План действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее План действий) разработан на основании постановления Губернатора Ярославской области от 5 ноября 1999 года N 697 \"О разработке областной целевой программы \"Отходы\" в развитие областной целевой программы \"Отходы\" (1997-2000 годы). Цель Плана действий - предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Ярославской области.

Заказчиками Плана действий являются: департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области (генеральный); комитет природных ресурсов по Ярославской области; областной центр Госсанэпиднадзора России.

План действий учитывает положения Федерального закона \"Об отходах производства и потребления\" от 28 мая 1998 года, а также действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, действующих природоохранных нормативных документов, законодательных актов, нормативных правовых и методических документов по вопросам разработки, утверждения и реализации федеральных и региональных целевых программ. При разработке Плана действий использован опыт обращения с отходами различных регионов и городов Российской Федерации, а также важнейшие положения из проекта \"Региональная стратегия обращения с отходами\", являющегося частью проекта \"Институциональная поддержка Госкомэкологии России\"; проанализированы действующие программы \"Отходы\" Московской, Свердловской, Пермской, Владимирской, Томской и других областей.

Конкретные мероприятия Плана действий определялись в результате совместного рассмотрения с ответственными представителями муниципальных образований и руководителями промышленных предприятий.

Итоговый документ Плана действий составлен НПП \"Кадастр\" при активном участии ведущих специалистов области по данной тематике и членов межведомственного координационного совета по работе с отходами производства и потребления.

1. Анализ ситуации


1.1. Существующее положение с отходами производства и потребления на территории области

Проблема отходов производства и потребления как в мире, так и в России, в том числе и в Ярославской области, постоянно обостряется.

Данные о количестве промышленных и твердых бытовых отходов (ТБО), образовавшихся в области в 1999 году приведены ниже в таблицах.

Таблица 1

Количество промышленных отходов,

образовавшихся в области в 1999 году

тонн

Класс опасности промышленных отходов

Количество отходов

1 класс опасности

48,77

2 класс опасности

30137,86

3 класс опасности

78238,02

4 класс опасности

448391,88

Неопасных

206321,98

Всего

763138,51

Таблица 2

Количество твердых бытовых отходов,

вывезенных на полигоны и свалки в 1999 году

тыс. куб. м

Наименование

Количество отходов

Твердые бытовые отходы от предприятий

73,6

Твердые бытовые отходы от населения

789,7

Всего

863,3

Основными источниками повышенной экологической опасности в части образования и размещения промышленных отходов продолжают оставаться предприятия городов Ярославля, Рыбинска, Тутаева.

Большая часть отходов 1-2 классов опасности перерабатывается природопользователями по месту образования отходов. Не переработанные отходы в основном складируются на территории предприятий в специально отведенных местах, в том числе в накопителях.

В течение ряда лет объектом экологической опасности остается старая площадка Ярославского сажевого завода, расположенная на берегу реки Волги (участок размещения "зеленого масла"). Здесь продолжается утечка попавшего в грунт нефтепродукта. В 1999 году через перехватывающий дренаж было уловлено 48 тонн углеводородной эмульсии "зеленого масла". Отходы нефтепродуктов утилизированы путем сжигания в котельной. К настоящему времени общее количество \"зеленого масла\", находящегося на площадке, оценивается в 6 тысяч тонн.

Большую экологическую опасность представляют пруды-накопители кислого гудрона на предприятии ОАО \"Славнефть-ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева (Русойл)\" в Тутаевском муниципальном округе. К началу 2000 года общее количество накопленного кислого гудрона (отход 2 класса опасности) оценивается приблизительно в 480 тысяч тонн. Сам завод, основанный в 1879 году, является одним из старейших предприятий в Российской Федерации, и, естественно, за этот период накопился целый комплекс экологических проблем, решать которые необходимо безотлагательно. Завод специализируется на выпуске смазочных масел и присадок специального назначения. Большинство технологических установок построено в довоенное время и работает по устаревшим технологиям. Расположение завода и его прудов-накопителей кислых гудронов крайне неудачно - в водоохранных зонах рек Печегды и Волги, что создает постоянную опасность их загрязнения. Вызывают опасение и другие экологические проблемы предприятия. Например, отходы общезаводских очистных сооружений направляются в шламонакопители, расположенные также в водоохранной зоне реки Печегды. Источником повышенной экологической опасности продолжает оставаться свалка промышленных отходов этого предприятия.

К настоящему времени в области насчитывается более 80 опасных источников загрязнения природной среды в виде свалок, полигонов промышленных и бытовых отходов, накопителей промышленных отходов, которые существенно ухудшают экологическую обстановку, загрязняя поверхностные и подземные воды, землю, отравляя атмосферный воздух, растительный и животный мир.

Опасными источниками загрязнения окружающей среды являются полигон промышленных отходов ОАО \"Рыбинские моторы\" (Рыбинский МО, дер. Глушицы); полигон \"Скоково\" (Ярославский МО), на котором расположены промышленные и бытовые отходы ОАО \"Ярославский шинный завод\", ОАО \"Автодизель\" и МП \"Спецавтохозяйство\" г. Ярославля.

Необходимо отметить, что в течение ряда лет на полигоне "Скоково" не решаются проблемы переработки пастообразных промышленных отходов в накопителях и стоков с полигона. Полигоны захоронения отходов ОАО \"Славнефть - ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева\", "Скоково" и ОАО \"Рыбинские моторы\" исчерпали свои возможности. Требуется строительство новых обустроенных полигонов и решение проблемы утилизации твердых бытовых и промышленных отходов для Ярославля и Рыбинска. Необходимы также решения по обоснованному продлению сроков эксплуатации действующих полигонов.

Большой проблемой в настоящее время стали отходы животноводства, а именно, жидкий навоз и навозные стоки. Их количество составляет около 2 млн. тонн в год. Сельскохозяйственные объекты области, находясь в водоохранной зоне р. Волги и ее притоков, из-за отсутствия или плохого состояния площадок компостирования допускают многочисленные нарушения природоохранного законодательства в части обращения с отходами сельскохозяйственного производства.

Также требуют своего решения проблемы обезвреживания лакокрасочных отходов, нефтешламов, замазученного грунта, непригодных для применения отходов ядохимикатов, остатков химического сырья, находящихся на складах предприятий реактивов с истекшим сроком годности, отработанных масел, отработанных гальванических растворов, электролитов аккумуляторных и др.

Анализ существующего положения в сфере обращения с отходами в Ярославской области позволяет определить первоочередные проблемы:

- совершенствование региональной нормативно-правовой базы по управлению отходами;

- удельное сокращение образования отходов;

- сокращение общего объема отходов, вывозимых на полигоны путем внедрения мусоросортировочных станций, за счет использования отходов в качестве вторичного сырья и увеличения объемного веса складируемых отходов;

- безопасное хранение и захоронение отходов.

1.2. Информация о ходе выполнения областной целевой программы \"Отходы\" за период 1997-2000 годы

Областная целевая программа (ОЦП) \"Отходы\" разработана межведомственной рабочей группой и утверждена постановлением Губернатора Ярославской области от 25.08.97. N 530.П

Программа \"Отходы\" (1997-2000 г.) предусматривала решение проблем отходов, представляющих наибольшую опасность для нашей области. Это: ртутьсодержащие отходы, гальванические шламы, кислые гудроны, отходы лакокрасочной промышленности, асбестсодержащие отходы, отходы резины, непригодные для использования ядохимикаты, медицинские отходы, а также твердые бытовые отходы.

Общая стоимость программы - 178 млн. руб. (из них средства займа ВБРР и областного экологического займа - 50 млн. руб.). Основные источники финансирования: средства предприятий - 65%, средства областного и местного бюджетов - 24%, средства экологических фондов - 11%.

За период действия указанной программы прежде всего была проделана работа по созданию системы организационно-управленческих, нормативно-методических и экономических регуляторов по обращению с отходами.

А именно:

1. Созданы и работают: межведомственный координационный совет при Администрации области по контролю за ходом выполнения программы \"Отходы\", хозрасчетный научно-методический и внедренческий центр \"Отходы\", постоянно действующий штаб для решения проблем комплекса полигонов в районе дер. \"Скоково\" Ярославского МО.

2. Разработан проект закона Ярославской области \"Об обращении с отходами производства и потребления\", подготовлены и изданы сборники нормативно-методических документов по отходам производства и потребления и учебные пособия по переработке и утилизации отходов.

3. Проведены две (в 1998 и 2000 годах) Всероссийские научно-практические конференции-совещания по теме: \"Оптимизация обращения с отходами производства и потребления\".

4. Проведено обучение 72 специалистов 15 предприятий и организаций в областном университете экологических знаний по тематике: \"Переработка и утилизация отходов\".

В результате реализации первоочередных мероприятий Программы была проведена значительная работа по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов. Наиболее важные моменты этой работы:

- налажена работа по сбору и утилизации ртутьсодержащих отходов (переработано более 600 тыс. штук ртутьсодержащих ламп и собрано свыше 0,5 тонны металлической ртути);

- введен в эксплуатацию экспериментальный участок по переработке гальванических шламов (общество с ограниченной ответственностью \"Ферос\");

- на ОАО \"Лакокраска\" и заводе \"Победа рабочих\" разработаны инвестиционные проекты по утилизации и переработке отходов лакокрасочного производства;

- проведена инвентаризация складов ядохимикатов сельскохозяйственных предприятий, в результате которой выявлено наличие большого количества непригодных и запрещенных к использованию ядохимикатов. В 1999 -2000 годах вывезено за пределы Ярославской области на утилизацию около 17 тонн (из имеющихся 35 тонн) ртутьсодержащего ядохимиката - гранозана;

- на ОАО \"Ярославский шинный завод\" создан и начал работу участок по переработке отходов резины и отработанных покрышек в изделия, пользующиеся спросом. В 1999 году было переработано около 3000 тонн отходов резины;

- расширена номенклатура собираемых вторичных ресурсов. Кроме ветоши и макулатуры, в настоящее время собираются: стеклобой, полиэтиленовая пленка, использованные одноразовые шприцы, автомобильные покрышки, банки алюминиевые и бутылки ПЭТ;

- осуществлены работы по проектированию и строительству полигонов по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) для городов Тутаева, Углича, Данилова и реконструкция существующих полигонов и накопителей ТБО для городов Переславля, Ростова; посёлков Н. Некоуз и Некрасовское. Начаты работы по реконструкции комплекса полигонов в районе д. Скоково;

- большая работа проводилась по решению проблемы кислогудронных прудов завода имени Д.И. Менделеева; в 1998 году проведено чрезвычайное совещание представителей федеральных ведомств и Администрации Ярославской области, принято постановление Губернатора области \"О мерах по ликвидации экологической опасности от прудов-накопителей кислого гудрона ОАО \"Славнефть - ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева (Русойл)\" на территории Тутаевского муниципального округа\".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»