Недействующий

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 11 февраля 2010 года N 21

Об утверждении ведомственной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Ярославской области" на 2010-2012

В редакции приказа департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту ЯО от 18.04.2011 N 2-н ru 76000201100448

В соответствии с Законом Ярославской области от 11 октября 2006 г. N 65-з "О молодёжной политике", постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 448-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", в целях определения основных направлений развития молодёжной политики области в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИЙДЗЬШАЕТ:

1. .Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Патриотическое воспитание молодёжи Ярославской области" на 2010-2012 годы

2. Финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Патриотическое воспитание молодёжи Ярославской области" на 2010-2012 годы осуществлять в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый Год и плановый период.

3 Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента Фофанову Е.В.

4. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.

Директор департамента Д.В. Аминов

УТВЕРЖДЕНА

приказом департамента

по делам молодёжи Ярославской области

от 11.02.2010 N 21

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010-2012 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


В редакции приказа департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту ЯО от 18.04.2011 N 2-н ru 76000201100448

Наименование
 исполнителя Программы

департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области

Наименование Программы

ведомственная целевая программа "Патриотическое воспитание молодёжи Ярославской области" (далее - Программа)

Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего Программу,
 дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта

Аминов Дмитрий Владимирович - директор департамента по делам молодёжи  Ярославской  области,  приказ департамента по делам молодёжи Ярославской области от____________ N _____  "Об утверждении ведомственной целевой программы "Патриотическое воспитание молодёжи Ярославской области" на 2010 - 2012 годы"

Наименования задач Программы

- развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодых граждан с учётом современных условий и потребностей российского общества;

 - популяризация и пропаганда патриотизма, духовно-нравственных ценностей в молодёжной среде, подготовка молодёжи к достойному служению Отечеству;

 - создание условий для развития молодёжных и детских общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания в Ярославской области;

 - совершенствование информационного и научно-методического обеспечения реализации программ и проектов, направленных на патриотическое воспитание молодёжи Ярославской области

Срок реализации Программы

2010 - 2012 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

15660 тысяч рублей - всего из средств областного бюджета, из них:
 - в 2010 году - 5220 тысяч рублей;

 - в 2011 году - 5220 тысяч рублей;

 - в 2012 году - 5220 тысяч рублей

Должностное лицо, ответственное за реализацию Программы

Малафеев Валерий Алексеевич - начальник отдела патриотического воспитания  комитета по делам молодёжи департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту  Ярославской области, телефон 40-02-65

Заказчик Программы

Правительство области в лице заместителя Губернатора области Костина В.Г.

Участники Программы

департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области (далее - департамент), государственное учреж-дение Ярославской области "Ярославс-кий областной  молодёжный  информа-циионный центр", государственное автономное учреждение Ярославской области "Дворец молодёжи", органы по делам молодёжи муниципальных районов и городских округов Ярославской области, социальные учреждения молодёжи, молодёжные центры, молодёжные и детские общественные объединения Ярославской области, молодёжь в возрасте 14 - 30 лет

1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Согласно Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол от 21 мая 2003 года N 2(12)-П4), понятие патриотизма определяется как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель патриотического воспитания - развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. В этом аспекте особую значимость приобретают вопросы патриотического воспитания молодых граждан, так как именно молодое поколение является основой и стратегическим потенциалом развития как страны в целом, так и Ярославского региона в частности.

Программа патриотического воспитания, действовавшая на территории Ярославской области в предыдущий период, ставила своей основной целью поддержание, укрепление и развитие системы гражданско-патриотического воспитания на территории региона и была рассчитана на все категории граждан. В рамках программы решались вопросы, направленные на совершенствование организационно-правовой основы проведения работы по патриотическому воспитанию, координацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области и общественных организаций, организацию систематической пропаганды патриотических ценностей, информационно-методическое обеспечение патриотического воспитания граждан.

За время реализации программы была выстроена и отлажена система координации работы в сфере патриотического воспитания. Структурой, ответственной за координацию работы в сфере патриотического воспитания на областном уровне, является Координационный совет по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области. За время существования областного Координационного совета была выработана положительная тенденция взаимодействия структур, участвующих в реализации молодёжной политики, в целях обобщения и распространения передового опыта работы с молодёжью, создана и действует система подготовки и проведения массовых мероприятий патриотической направленности, исключено их дублирование в муниципальных районах. В состав Координационного совета входят представители органов исполнительной власти, ответственных за реализацию мероприятий и программ патриотической направленности, представители силовых структур и ведомств, областных общественных организаций, занимающихся вопросами патриотического воспитания, руководители муниципальных и городских координационных советов по патриотическому воспитанию граждан. Координационные советы по патриотическому воспитанию граждан созданы и действуют во всех муниципальных образованиях области, в большинстве муниципальных районов разработаны и действуют муниципальные программы по патриотическому воспитанию граждан. Муниципальные и городские координационные советы по структуре и функциям идентичны областному.

За период реализации программы в 2008-2009 годах в её мероприятиях приняли участие более 300 тысяч граждан. Согласно исследованию, проведенному в 2009 году государственным учреждением Ярославской области "Ярославский областной информационный центр", количество и содержание проведенных мероприятий в целом соответствует запросу, существующему в молодёжной среде. Из более чем 700 опрошенных молодых жителей Ярославской области на вопрос "Какие направления работы интересны и нужны лично Вам?" наряду с такими традиционно популярными направлениями, как досуг, творчество и спорт, более 24,7 процента респондентов отметили патриотическое воспитание. На вопрос "В мероприятиях какой направленности Вы принимали участие в этом году?" 19,7 процента опрошенных ответили, что принимали участие в мероприятиях патриотической направленности. Более 200 специалистов органов по делам молодёжи, учреждений образования и культуры, руководителей общественных организаций приняли участие в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации по вопросам патриотического воспитания.

Данная Программа является логическим продолжением целевых программ по патриотическому воспитанию, действовавших на территории области в предыдущий период, в части организации работы по патриотическому воспитанию молодых граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории Ярославской области.

Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в сфере патриотического воспитания молодёжи Ярославской области можно отметить следующие:

- в области создана и действует многоуровневая система межведомственного взаимодействия и координации в сфере патриотического воспитания граждан, в том числе молодёжи;

- наличие вопросов гражданского и нравственного воспитания в стратегии социально-экономического развития региона;

- наличие у исполнителей и участников Программы административного ресурса, позволяющего организовывать и контролировать работу по патриотическому воспитанию молодёжи на территории всей области;

- наличие во всех муниципальных образованиях области организаций, структур и специалистов, ответственных за реализацию мероприятий и программ по патриотическому воспитанию молодёжи;

- наличие отлаженных механизмов и системы подготовки и проведения мероприятий патриотической направленности начиная с муниципального уровня и заканчивая поддержкой участия лучших представителей области во всероссийских мероприятиях;

- исполнители и участники Программы обладают значительным положительным опытом реализации молодёжных мероприятий и программ в сфере патриотического воспитания;

- положительный имидж области и высокая оценка работы по патриотическому воспитанию со стороны федеральных структур.

К слабым сторонам можно отнести:

- функциональный подход со стороны исполнителей и участников Программы к вопросам участия в деятельности координационных структур и организации работы по патриотическому воспитанию молодёжи;

- низкий уровень охвата мероприятиями патриотической направленности граждан, относящихся к следующим категориям: студенты, работающая молодёжь;

- наличие консервативного подхода к организации процесса патриотического воспитания и отсутствие новых форм и методов работы;

- слабая материально-техническая база учреждений и организаций, занимающихся вопросами патриотического воспитания молодёжи;

- недостаточная работа исполнителей и участников Программы по информированию населения о деятельности в сфере патриотического воспитания.

Возможности, существующие в сфере патриотического воспитания:

- богатое историческое и культурное наследие, наличие большого количества исторических памятников и объектов культуры;

- проведение на территории области мероприятий, связанных с историческим прошлым страны и региона (65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 1000-летие города Ярославля, 1150-летие зарождения российской государственности);

- наличие на территории области военных учебных заведений, воинских частей и формирований;

- наличие крупных действующих общественных организаций, занимающихся вопросами патриотического воспитания, наличие во всех муниципальных образованиях объединений патриотической направленности;

- доступность новых технологий, форм, методов и опыта работы, научной и методологической базы по вопросам воспитания;

- наличие высших учебных заведений, выпускающих специалистов по направлениям, связанным с воспитанием и образованием детей и молодёжи.

К наиболее существенным угрозам относятся:

- стихийное, неуправляемое развитие молодёжных объединений патриотической направленности, рост националистических, шовинистских настроений у жителей области;

- отказ от реализации программ по патриотическому воспитанию на федеральном и муниципальном уровнях;

- сокращение организаций и учреждений, работающих в сфере патриотического воспитания;

- снижение интереса граждан к участию в мероприятиях и программах патриотической направленности.

Анализ ситуации в сфере патриотического воспитания исходя из использования существующих возможностей для реализации сильных сторон, устранения или нивелирования слабых сторон, а также использования сильных сторон и возможностей в целях предотвращения угроз позволяет определить перспективы развития данного направления деятельности.

Существующая система межведомственного взаимодействия и координации в сфере патриотического воспитания, значительный опыт исполнителей Программы при существующей заинтересованности органов государственной власти и доступности новых технологий, форм и методов работы в рамках Программы создает условия для выработки единого подхода к содержанию и организации процесса патриотического воспитания, а также определению методов оценки и критериев эффективности и результативности указанной работы. Для этого необходимо принять меры, направленные на сбор, анализ и обобщение существующего опыта, как на территории области, так и в других регионах Российской Федерации с последующей разработкой конкретных методических рекомендаций для всех субъектов патриотического воспитания. Кроме того, необходимо создать условия для стимулирования исследовательской активности представителей научного сообщества, направленной на совершенствование существующих и разработку новых форм воспитания гражданственности и патриотизма. Указанные меры позволят повысить эффективность функционирования существующей системы, а также избавиться от консервативного подхода в вопросах организации процесса патриотического воспитания.

Положительный опыт работы, накопленный исполнителями за годы реализации на территории региона программ по патриотическому воспитанию наряду с возможностями использования богатого исторического, культурного потенциала области и доступностью новых технологий, форм и подходов позволяет еще более качественно проводить работу по патриотическому воспитанию. Существующие методики подготовки и проведения конкретных мероприятий позволяют так организовать работу, чтобы каждый участник был ориентирован не только на факт участия в мероприятии или достижение какого-то конкретного результата в рамках конкретного мероприятия, но и чувствовал себя частью общего воспитательного процесса, а также понимал возможности и свое влияние на достижение общего результата. Обозначенного эффекта возможно добиться через повышение квалификации организаторов работы по патриотическому воспитанию, в первую очередь повышая компетенцию специалистов в вопросах планирования и систематизации деятельности, а также оценки эффективности и результативности проводимой работы. Кроме того, необходимо развивать систему, направленную на аккумуляцию и распространение информации о деятельности организаций и учреждений в сфере патриотического воспитания, создавать условия для общения и обмена опытом между организаторами работы по патриотическому воспитанию.

Разработанная Программа предусматривает также внедрение утверждённых департаментом и рекомендованных для использования органами по делам молодёжи, молодёжными общественными объединениями методик, которые должны обеспечить успешную работу в сфере патриотического воспитания молодёжи.

Наличие общепринятых методик, позволяющих определить эффективность и результативность работы по патриотическому воспитанию, позволит объективно оценивать качество работы исполнителей и участников Программы, целесообразность и эффективность использования ресурсов, в том числе финансовых.

Наличие на областном уровне и во всех муниципальных образованиях структур, ответственных за координацию работы и взаимодействие, позволяет привлечь к деятельности по патриотическому воспитанию практически все организации, относящиеся к данной сфере. Возможности данной системы, а также существование большого количества общественных объединений, занимающихся вопросами патриотического воспитания, позволяют решить проблему недостатка кадров, а также вопрос систематического участия граждан в процессе патриотического воспитания. На сегодняшний день на территории области действуют более 280 общественных объединений, занимающихся вопросами патриотического воспитания. В 2007 году таких объединений было не более 200, в 2005 году - менее 130. К категории этих объединений относятся: военно-патриотические клубы, оборонно-спортивные и военно-прикладные секции и кружки, краеведческие, эколого-краеведческие и поисковые отряды, школьные музеи и группы при них. Наряду с активным участием в мероприятиях и программах патриотической направленности областных общественных организаций ветеранов, растет интерес к таким мероприятиям и у молодёжных и детских общественных организаций. Областные молодёжные организации не только подключаются к участию в областных мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти, но и сами выступают в качестве инициаторов и организаторов таких мероприятий. Для дальнейшего развития общественной составляющей процесса патриотического воспитания молодёжи необходимо продолжить подготовку и обучение руководителей и актива общественных объединений патриотической направленности, а также создать условия для стимулирования работы указанных объединений, направленной на реализацию традиционных и разработку новых патриотических мероприятий и вовлечение в эту деятельность как можно большего количества молодых жителей области. Включенность указанных объединений в процесс патриотического воспитания позволит контролировать общественную составляющую данного процесса, предотвратит стихийность их развития и обеспечит соответствие содержания их деятельности основным направлениям деятельности органов государственной власти в вопросах воспитания гражданственности и патриотизма.

Значительной проблемой, влияющей на степень информированности, а также на оценку жителями области качества работы субъектов процесса патриотического воспитания, является проблема качества и количества материалов, посвященных патриотическому воспитанию и размещенных в средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты). Указанную проблему можно разделить на две составляющие, одна из которых - небольшое количество материалов, посвященных вопросам патриотического воспитания, вторая - отсутствие в размещенных материалах информации о целях и задачах мероприятия, категории участников, основных организаторах. Анализ материалов (более 150 статей, заметок, сюжетов), размещенных в наиболее крупных областных средствах массовой информации (газета "Золотое кольцо", газета "Северный край", всероссийская государственная телерадиокомпания "Ярославия", телекомпания "НТМ", телекомпания "Городской телеканал"), показал, что основная масса материалов на патриотическую тему связана в основном с памятными датами и историческими событиями. Материалы о мероприятиях, проводимых по линии органов исполнительной власти, констатируют факт их проведения, не отражая сути события и не показывая, что указанные мероприятия являются результатом политики государства. Указанная проблема в основном касается деятельности средств массой информации областного уровня.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»