Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 апреля 2001 года N 209

О Плане действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001-2003 годы и на период до 2005 года

Документ утратил силу:

Постановление Губернатора ЯО от 23.06.2009 N 315 ru 76000200900485

В соответствии с законами Российской Федерации "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления", а также в целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Ярославской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемый План действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее План действий).

2. Департаменту финансов Администрации области осуществлять финансирование мероприятий Плана действий за счет средств, предусмотренных статьей \"Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов\" подраздела 0906 \"Прочие расходы в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов\" Закона Ярославской области \"Об областном бюджете на 2001 год\". При формированию проекта областного бюджета на последующие годы предусмотреть выделение средств на выполнение Плана действий.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области выделить средства из бюджетов муниципальных образований на выполнение Плана действий.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области Боровицкого М.В.

Губернатор области А.И.Лисицын

УТВЕРЖДЕН

постановлением Губернатора Ярославской области от 09.04.2001 N 209

План действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001-2003 годы и на период до 2005 года


Ярославль 2001

Введение


Настоящий План действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее План действий) разработан на основании постановления Губернатора Ярославской области от 5 ноября 1999 года N 697 \"О разработке областной целевой программы \"Отходы\" в развитие областной целевой программы \"Отходы\" (1997-2000 годы). Цель Плана действий - предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Ярославской области.

Заказчиками Плана действий являются: департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области (генеральный); комитет природных ресурсов по Ярославской области; областной центр Госсанэпиднадзора России.

План действий учитывает положения Федерального закона \"Об отходах производства и потребления\" от 24 июня 1998 года, а также действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, действующих природоохранных нормативных документов, законодательных актов, нормативных правовых и методических документов по вопросам разработки, утверждения и реализации федеральных и региональных целевых программ. При разработке Плана действий использован опыт обращения с отходами различных регионов и городов Российской Федерации, а также важнейшие положения из проекта \"Региональная стратегия обращения с отходами\", являющегося частью проекта \"Институциональная поддержка Госкомэкологии России\"; проанализированы действующие программы \"Отходы\" Московской, Свердловской, Пермской, Владимирской, Томской и других областей.

Конкретные мероприятия Плана действий определялись в результате совместного рассмотрения с ответственными представителями муниципальных образований и руководителями промышленных предприятий.

Итоговый документ Плана действий составлен НПП \"Кадастр\" при активном участии ведущих специалистов области по данной тематике и членов межведомственного координационного совета по работе с отходами производства и потребления.

1. Анализ ситуации


1.1. Существующее положение с отходами производства и потребления на территории области

Проблема отходов производства и потребления как в мире, так и в России, в том числе и в Ярославской области, постоянно обостряется.

Данные о количестве промышленных и твердых бытовых отходов (ТБО), образовавшихся в области в 1999 году приведены ниже в таблицах.

Таблица 1

Количество промышленных отходов, образовавшихся в области в 1999 году тонн


Класс опасности промышленных отходов

Количество отходов

1 класс опасности

48,77

2 класс опасности

30137,86

3 класс опасности

78238,02

4 класс опасности

448391,88

Неопасных

206321,98

Всего

763138,51

Таблица 2

Количество твердых бытовых отходов, вывезенных на полигоны и свалки в 1999 году тыс. куб. м


Наименование

Количество отходов

Твердые бытовые отходы от предприятий

73,6

Твердые бытовые отходы от населения

789,7

Всего

863,3

Основными источниками повышенной экологической опасности в части образования и размещения промышленных отходов продолжают оставаться предприятия городов Ярославля, Рыбинска, Тутаева.

Большая часть отходов 1-2 классов опасности перерабатывается природопользователями по месту образования отходов. Не переработанные отходы в основном складируются на территории предприятий в специально отведенных местах, в том числе в накопителях.

В течение ряда лет объектом экологической опасности остается старая площадка Ярославского сажевого завода, расположенная на берегу реки Волги (участок размещения "зеленого масла"). Здесь продолжается утечка попавшего в грунт нефтепродукта. В 1999 году через перехватывающий дренаж было уловлено 48 тонн углеводородной эмульсии "зеленого масла". Отходы нефтепродуктов утилизированы путем сжигания в котельной. К настоящему времени общее количество \"зеленого масла\", находящегося на площадке, оценивается в 6 тысяч тонн.

Большую экологическую опасность представляют пруды-накопители кислого гудрона на предприятии ОАО \"Славнефть-ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева (Русойл)\" в Тутаевском муниципальном округе. К началу 2000 года общее количество накопленного кислого гудрона (отход 2 класса опасности) оценивается приблизительно в 480 тысяч тонн. Сам завод, основанный в 1879 году, является одним из старейших предприятий в Российской Федерации, и, естественно, за этот период накопился целый комплекс экологических проблем, решать которые необходимо безотлагательно. Завод специализируется на выпуске смазочных масел и присадок специального назначения. Большинство технологических установок построено в довоенное время и работает по устаревшим технологиям. Расположение завода и его прудов-накопителей кислых гудронов крайне неудачно - в водоохранных зонах рек Печегды и Волги, что создает постоянную опасность их загрязнения. Вызывают опасение и другие экологические проблемы предприятия. Например, отходы общезаводских очистных сооружений направляются в шламонакопители, расположенные также в водоохранной зоне реки Печегды. Источником повышенной экологической опасности продолжает оставаться свалка промышленных отходов этого предприятия.

К настоящему времени в области насчитывается более 80 опасных источников загрязнения природной среды в виде свалок, полигонов промышленных и бытовых отходов, накопителей промышленных отходов, которые существенно ухудшают экологическую обстановку, загрязняя поверхностные и подземные воды, землю, отравляя атмосферный воздух, растительный и животный мир.

Опасными источниками загрязнения окружающей среды являются полигон промышленных отходов ОАО \"Рыбинские моторы\" (Рыбинский МО, дер. Глушицы); полигон \"Скоково\" (Ярославский МО), на котором расположены промышленные и бытовые отходы ОАО \"Ярославский шинный завод\", ОАО \"Автодизель\" и МП \"Спецавтохозяйство\" г. Ярославля.

Необходимо отметить, что в течение ряда лет на полигоне "Скоково" не решаются проблемы переработки пастообразных промышленных отходов в накопителях и стоков с полигона. Полигоны захоронения отходов ОАО \"Славнефть - ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева\", "Скоково" и ОАО \"Рыбинские моторы\" исчерпали свои возможности. Требуется строительство новых обустроенных полигонов и решение проблемы утилизации твердых бытовых и промышленных отходов для Ярославля и Рыбинска. Необходимы также решения по обоснованному продлению сроков эксплуатации действующих полигонов.

Большой проблемой в настоящее время стали отходы животноводства, а именно, жидкий навоз и навозные стоки. Их количество составляет около 2 млн. тонн в год. Сельскохозяйственные объекты области, находясь в водоохранной зоне р. Волги и ее притоков, из-за отсутствия или плохого состояния площадок компостирования допускают многочисленные нарушения природоохранного законодательства в части обращения с отходами сельскохозяйственного производства.

Также требуют своего решения проблемы обезвреживания лакокрасочных отходов, нефтешламов, замазученного грунта, непригодных для применения отходов ядохимикатов, остатков химического сырья, находящихся на складах предприятий реактивов с истекшим сроком годности, отработанных масел, отработанных гальванических растворов, электролитов аккумуляторных и др.

Анализ существующего положения в сфере обращения с отходами в Ярославской области позволяет определить первоочередные проблемы:

- совершенствование региональной нормативно-правовой базы по управлению отходами;

- удельное сокращение образования отходов;

- сокращение общего объема отходов, вывозимых на полигоны путем внедрения мусоросортировочных станций, за счет использования отходов в качестве вторичного сырья и увеличения объемного веса складируемых отходов;

- безопасное хранение и захоронение отходов.

1.2. Информация о ходе выполнения областной целевой программы \"Отходы\" за период 1997-2000 годы

Областная целевая программа (ОЦП) \"Отходы\" разработана межведомственной рабочей группой и утверждена постановлением Губернатора Ярославской области от 25.08.97. N 530.

Программа \"Отходы\" (1997-2000 г.) предусматривала решение проблем отходов, представляющих наибольшую опасность для нашей области. Это: ртутьсодержащие отходы, гальванические шламы, кислые гудроны, отходы лакокрасочной промышленности, асбестсодержащие отходы, отходы резины, непригодные для использования ядохимикаты, медицинские отходы, а также твердые бытовые отходы.

Общая стоимость программы - 178 млн. руб. (из них средства займа ВБРР и областного экологического займа - 50 млн. руб.). Основные источники финансирования: средства предприятий - 65%, средства областного и местного бюджетов - 24%, средства экологических фондов - 11%.

За период действия указанной программы прежде всего была проделана работа по созданию системы организационно-управленческих, нормативно-методических и экономических регуляторов по обращению с отходами.

А именно:

1. Созданы и работают: межведомственный координационный совет при Администрации области по контролю за ходом выполнения программы \"Отходы\", хозрасчетный научно-методический и внедренческий центр \"Отходы\", постоянно действующий штаб для решения проблем комплекса полигонов в районе дер. \"Скоково\" Ярославского МО.

2. Разработан проект закона Ярославской области \"Об обращении с отходами производства и потребления\", подготовлены и изданы сборники нормативно-методических документов по отходам производства и потребления и учебные пособия по переработке и утилизации отходов.

3. Проведены две (в 1998 и 2000 годах) Всероссийские научно-практические конференции-совещания по теме: \"Оптимизация обращения с отходами производства и потребления\".

4. Проведено обучение 72 специалистов 15 предприятий и организаций в областном университете экологических знаний по тематике: \"Переработка и утилизация отходов\".

В результате реализации первоочередных мероприятий Программы была проведена значительная работа по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов. Наиболее важные моменты этой работы:

- налажена работа по сбору и утилизации ртутьсодержащих отходов (переработано более 600 тыс. штук ртутьсодержащих ламп и собрано свыше 0,5 тонны металлической ртути);

- введен в эксплуатацию экспериментальный участок по переработке гальванических шламов (общество с ограниченной ответственностью \"Ферос\");

- на ОАО \"Лакокраска\" и заводе \"Победа рабочих\" разработаны инвестиционные проекты по утилизации и переработке отходов лакокрасочного производства;

- проведена инвентаризация складов ядохимикатов сельскохозяйственных предприятий, в результате которой выявлено наличие большого количества непригодных и запрещенных к использованию ядохимикатов. В 1999 -2000 годах вывезено за пределы Ярославской области на утилизацию около 17 тонн (из имеющихся 35 тонн) ртутьсодержащего ядохимиката - гранозана;

- на ОАО \"Ярославский шинный завод\" создан и начал работу участок по переработке отходов резины и отработанных покрышек в изделия, пользующиеся спросом. В 1999 году было переработано около 3000 тонн отходов резины;

- расширена номенклатура собираемых вторичных ресурсов. Кроме ветоши и макулатуры, в настоящее время собираются: стеклобой, полиэтиленовая пленка, использованные одноразовые шприцы, автомобильные покрышки, банки алюминиевые и бутылки ПЭТ;

- осуществлены работы по проектированию и строительству полигонов по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) для городов Тутаева, Углича, Данилова и реконструкция существующих полигонов и накопителей ТБО для городов Переславля, Ростова; посёлков Н. Некоуз и Некрасовское. Начаты работы по реконструкции комплекса полигонов в районе д. Скоково;

- большая работа проводилась по решению проблемы кислогудронных прудов завода имени Д.И. Менделеева; в 1998 году проведено чрезвычайное совещание представителей федеральных ведомств и Администрации Ярославской области, принято постановление Губернатора области \"О мерах по ликвидации экологической опасности от прудов-накопителей кислого гудрона ОАО \"Славнефть - ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева (Русойл)\" на территории Тутаевского муниципального округа\".

В результате проведенных мероприятий по понижению уровня в прудах-накопителях кислого гудрона экологическая обстановка в данном районе стабилизировалась и находится под контролем. За время действия Программы с поверхности прудов откачено более 10,0 тыс. тонн нефтепродуктов, нейтрализовано свыше 800,0 тыс. куб. м кислой воды и переработано около 10,0 тыс. тонн донного кислого гудрона из имеющихся 500 тыс. тонн.

Администрацию области и предприятие темпы такой работы не устраивают, поэтому необходимо продолжить поиск новой производительной технологии по переработке кислого гудрона, т.к. экологическая обстановка в данном районе остается достаточно напряженной.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»