Недействующий

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 02 апреля 2009 года N 15

Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2009-2011 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 декабря 2015 года на основании Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО от 11.12.2015 N 164-н.
____________________________________________________________________

В редакции приказа департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 23.12.2009 N 22 ru 76000200901083

приказа департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования Ярославской области от 20.07.2010 N 32н ru 76000201000549

приказа департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования Ярославской области от 27.12.2010 N 38н ru 76000201001121

приказа департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования ЯО от 20.12.2011 N 42н ru 76000201101073


В целях проведения единой государственной политики и осуществления государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в Ярославской области и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 N 448-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ"

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2009-2011 годы.

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

3. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель директора

Департамента С.И.Игнатьев

  УТВЕРЖДЕНА
     приказом департамента охраны
     окружающей среды и природопользования
     Ярославской области
     от 02.04.2009 N 15

 (В редакции приказа департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 23.12.2009 N 22 ru 76000200901083
     приказа департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования Ярославской области от 20.07.2010 N 32н ru 76000201000549)
     приказа департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования Ярославской области от 27.12.2010 N 38н ru 76000201001121
     приказа департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования ЯО от 20.12.2011 N 42н ru 76000201101073

Ведомственная целевая программа "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2009 - 2011 годы

ПАСПОРТ ведомственной целевой программы


Наименование исполнителя Программы

департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области

Наименование Программы

ведомственнаяцелеваяпрограмма
 "Управление охраной окружающей среды и рациональнымприродопользованием
 в Ярославской области" (далее - Программа)

Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего Программу, дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта

Игнатьев Сергей Игоревич - директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области;
приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 02.04.2009 N 15 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2009-2011 годы"

Наименования задач
 Программы

- обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;

 - осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений;

 - управление особо охраняемыми природными территориями и биоразнообразием на территории Ярославской области;

 - обеспечение органов управления специали-зированной информацией;

 - формирование экологической культуры населения, экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования;

 - геологическое изучение недр ивоспроизводство минерально-сырьевой базы;

 - создание безопасных условий при обра-щении с отходами I-IIIклассов опасности (ртутьсодержащие отходы, непригодные к применению ядохимикаты, отходы электронной техники);

 - создание системы управления твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) на территории Ярославской области;

 - обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС)

Сроки реализации
 Программы

2009 - 2011 годы

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

всего средства областного бюджета  -
 115 389,5  тыс.рублей, в том числе:
 2009 год - 31 390,0 тыс.рублей;

 2010 год - 35 130,4 тыс.рублей;

 2011 год - 48 869,1 тыс.рублей;

 из них:
 - средства, выделяемые в виде субвенций из федерального бюджета на переданные полномочия, - 52 813,2 тыс.рублей, в том числе:
 2009 год - 25 393,0 тыс.рублей;

 2010 год - 12 284,4 тыс.рублей;

 2011 год - 15 135,8 тыс.рублей;

 - средства, выделяемые в виде субсидий  из федерального бюджета, - 18 068,1 тыс.рублей, в том числе:
 2010 год - 7 000,0 тыс.рублей;

 2011 год - 11 068,1 тыс.рублей

Должностное лицо, ответственное за реализацию
 Программы

Игнатьев Сергей Игоревич - директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, телефон 40-19-07;

 Васильева Вера Викторовна - начальник отдела экономики и планирования природоохранной деятельности департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, телефон 40-01-95

I. Описание проблем и характеристика задач


Стратегией развития Ярославской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 22.06.2007 N 572 " О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области будет в данной сфере сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды, эффективного использования природно-ресурсного потенциала и обеспечения населения качественным жилищно-коммунальным обслуживанием.

Заявленные стратегические цели развития Ярославской области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества социальной среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент). Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории может быть гарантировано хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.

Департамент осуществляет полномочия, предоставленные Ярославской области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраной окружающей среды, разрабатывает проекты законов, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.

Ярославская область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевые, водные и пр.), однако на сегодняшний день накопился ряд серьёзных проблем, не позволяющих использовать природные богатства в полной мере.

Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьём, строительными песками, торфом, сапропелем. В области учтено 28 месторождений гравийно-песчаного материала с общим запасом более 200 млн.куб.м, из них эксплуатируется 19 месторождений. Зарегистрировано 13 месторождений песка с общим запасом 50 млн.куб.м. В Ярославской области разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.

Основным и наиболее важным природным ресурсом Ярославской области является вода. Территория области пересечена реками общей протяжённостью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв.км. В Ярославской области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе и озеро Плещеево в Переславском муниципальном районе. На крупнейшей реке Волге, имеющей на территории области протяжённость 340 км, находятся Рыбинское, Горьковское и Угличское водохранилища. Общие запасы поверхностных вод в области составляют 254 куб.км. Дефицита в природной воде область не испытывает. Вместе с тем основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объём используемой воды (с учётом 20 млн. куб.м подземных вод) приближается к 1 млрд. куб.м/год. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (36 процентов) и электроэнергетику (33 процента). Для обеспечения удовлетворения потребностей населения и экономики области в водных ресурсах имеется 56 комплексов ГТС. Из них 15 ГТС не имеют собственника. Срок службы ГТС превышает 30-60 лет, многие из них имеют неудовлетворительный и опасный уровень безопасности. В связи с отсутствием финансовых средств многие сооружения не имеют службы эксплуатации и квалифицированных кадров по обслуживанию этих сооружений. Все это может привести к аварии ГТС и возникновению чрезвычайных ситуаций на прилегающих территориях.

В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории Ярославской области остаётся напряжённой, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.

Основной экологической проблемой остаётся загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанной проблемы является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объёмов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Две трети объёма загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду, вносит промышленное производство и транспорт. Тревогу вызывают состояние водных объектов и загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах, а также проблема обращения с отходами производства и потребления. Крупные населённые пункты Ярославской области: города Ярославль, Рыбинск, Тутаев - являются городами с неблагоприятной экологической обстановкой. Загрязнение атмосферы в населённых пунктах возрастает, особенно в части выбросов от автотранспорта. Остаётся высокой антропогенная нагрузка на водные объекты, вызванная отсутствием современных очистных сооружений в большинстве муниципальных районов.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2007 году 242 тысячи тонн (в 2006 году - 218 тысяч тонн), в том числе от стационарных источников - 77,1 тысячи тонн (в 2006 году - 73,4 тысячи тонн), от автотранспорта - 163,0 тысячи тонн (в 2006 году - 144,6 тысячи тонн).

Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории г. Ярославля (49,1 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы составляет 61 процент (в 2000 году - 38 процентов). В 2007 году наблюдалось значительное увеличение выбросов от автотранспорта, что связано с увеличением численности автотранспорта в Ярославской области с 284 тысяч единиц в 2000 году до 335,6 тысячи единиц в 2007 году.

За последние пять лет (2003 - 2007 годы) выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 22,11 тысячи тонн (32 процента), в то время как от автотранспорта - увеличились на 18,6 тысячи тонн (35 процентов). Суммарные выбросы уменьшились на 3,51 тысячи тонн (2,8 процента).

Суммарная мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты Ярославской области в 2007 году составила 377,08 млн.куб.м/год, что больше чем в 2006 году на 0,73 млн.куб.м (в 2006 году - 376,35 млн.куб.м/год). Основной объём загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство действующих очистных сооружений области морально и физически устарели и работают с перегрузкой. Часть городов имеет устаревшие и неэффективные очистные сооружения, некоторые посёлки городского типа и большинство сельских населённых пунктов вообще не имеют действующих очистных сооружений.

В крупных промышленных городах области: Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском - отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключённые к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн.куб.м/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.

Ежегодно на территории Ярославской области образуется более 1,0 млн. тонн промышленных и бытовых отходов, половину из которых составляют ТБО. Динамика и объёмы образования ТБО в последнее время свидетельствуют об их постоянном (около 5 процентов в год) росте. Ситуация усугубляется не только значительным увеличением их объёма из-за роста количества использованной одноразовой упаковки, но и изменением качества ТБО, а именно увеличением объёма отходов, имеющих длительные сроки разложения, таких как пластик, полиэтилен, отходы электронной техники и другие.

Особую тревогу вызывает захламление территории области бытовыми отходами, увеличение с каждым годом количества несанкционированных свалок. Процесс захламления земель наиболее ярко выражен в районах частной застройки, на территориях, прилегающих к автомобильным трассам федерального значения и железным дорогам. Недостаточный уровень экологической культуры населения и относительная безнаказанность приводит к захламлению территорий в местах массового отдыха, вокруг садоводческих товариществ и гаражных кооперативов, сжиганию мусора в уличных урнах и контейнерах.

В результате происходит деградация природных комплексов, снижается рекреационный потенциал Ярославской области и уровень комфортности проживания, что негативно сказывается на здоровье населения и инвестиционной привлекательности области как туристического объекта.

За последние годы в Ярославской области в сфере обращения с отходами произошли существенные сдвиги. Построены новые полигоны ТБО (или пусковые комплексы на полигонах ТБО) в Тутаевском, Гаврилов-Ямском, Угличском, Даниловском, Борисоглебском муниципальных районах, произведена реконструкция существующего полигона в Любимском муниципальном районе. Указанные полигоны построены с учётом всех требований, предъявляемых к полигонам ТБО, имеют соответствующие документы на их эксплуатацию.

Создана система сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов от бюджетных учреждений и населения области. Введены в эксплуатацию 5 сооружений по обеззараживанию биологических отходов. Вывезено за пределы области на утилизацию 186 тонн непригодных к применению ядохимикатов.

В настоящее время на территории области реализуется очередная областная целевая программа "Отходы" на 2008-2009 годы, в результате чего будут введены в эксплуатацию ещё 6 полигонов или пусковых комплексов на полигонах по захоронению ТБО в Гаврилов-Ямском, Мышкинском (два полигона), Переславском, Первомайском муниципальных районах области, городе Рыбинске; 2 минимусоросортировочных комплекса ТБО в Борисоглебском и Гаврилов-Ямском муниципальных районах области.

В трех городах области: Ярославле, Рыбинске и Переславле-Залесском - проводятся работы по сортировке ТБО.

В городе Ярославле для оптимизации системы санитарной очистки города, решения задач минимизации количества отходов, направляемых на захоронение, и максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот в 2003 году на средства инвесторов построена и функционирует мусоросортировочная станция закрытого акционерного общества "Чистый город" мощностью до 200 тысяч тонн в год. Технологический процесс в настоящее время позволяет отобрать до 11 процентов вторичных ресурсов, имеющих наибольшую экономическую ценность и устойчивый спрос на рынке.

В городе Ярославле внедрена и на протяжении пяти лет функционирует новая система сбора, вывоза, утилизации и захоронения ТБО, основанная на использовании контейнеров евростандарта емкостью 1,1 куб.м, мусоровозов с задней загрузкой КО-427-32 на базе автомобиля "МАЗ", двухразового вывоза отходов для утилизации на мусоросортировочную станцию закрытого акционерного общества "Чистый город". Организован сбор и вывоз на захоронение крупногабаритных отходов (далее - КГО).

В городе Рыбинске первоначальный сбор отходов осуществляется населением по схеме: мусорное ведро - контейнер на контейнерной площадке. Организация сбора и вывоза ТБО и КГО в городе осуществляется 4 специализированными организациями разных форм собственности, имеющими соответствующие лицензии.

С ноября 2008 года в городе внедрен на средства инвесторов пилотный проект со строительством минисортировочного пункта по приёму и сортировке ТБО от населения микрорайона Волжский и поселка ГЭС, с последующим разделением отходов на полезные фракции и не пригодные к вторичному использованию отходы "хвосты", которые впоследствии размещаются на полигоне. Производительность минисортировочного пункта по входящему продукту равна 90 куб.м ТБО в смену, это 9 процентов от общего объема ТБО в городе в год. Технологический процесс в настоящее время позволяет отобрать до 30 процентов вторичных ресурсов.

В городе Переславле-Залесском с 2005 года внедрена и успешно функционирует система работы с ТБО с использованием предварительной сортировки значительной части отходов. В районе многоэтажной застройки установлен минисортировочный пункт ТБО. В результате сортировки ТБО на сортировочном пункте и организации сбора картонной, пластиковой тары для сдачи на промышленную переработку в 2007 году вывезено в качестве вторичного ресурса 360 тонн картона, 18 тонн полиэтилена, 10 тонн пластиковых бутылок, 10 тонн металла. Общий объём извлечённых вторичных ресурсов составляет 40 процентов от общего объема ТБО. Имеющийся положительный опыт может быть рекомендован для внедрения администрациям других муниципальных образований.

На территории других муниципальных образований области в настоящее время осуществляется полигонное захоронение ТБО без предварительной сортировки.

При этом часть действующих свалок и полигонов характеризуется низким уровнем благоустройства, не отвечает природоохранным требованиям, не имеет проектной документации и документов на отвод земли. В ближайшие годы ряд действующих полигонов исчерпает свои проектные мощности и возникнет дефицит мощностей полигонов общей ёмкостью порядка 8,8 млн. куб.м. Для обеспечения безопасного обращения с отходами на территории этих районов необходимо предусматривать строительство соответствующих всем экологическим требованиям современных полигонов по захоронению отходов.

Учитывая недостаточную бюджетную обеспеченность таких муниципальных образований области и, как следствие этого, их неспособность решать указанные проблемы самостоятельно, необходимым условием успешного выполнения стоящих задач является поддержка областного бюджета.

В соответствии с бюджетным законодательством субсидии муниципальным образованиям области на строительство объектов муниципальной собственности возможно выделять только в рамках долгосрочных областных целевых программ, которые департамент должен подготовить в рамках реализации настоящей Программы.

Одной из задач Программы на 2010 год является оказание методической и организационной поддержки муниципальным образованиям в подготовке природоохранных инвестиционных проектов в соответствии с требованиями действующего законодательства, планируемых к реализации при финансовой поддержке областного бюджета в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области.

Повышение эколого-экономической эффективности действующей системы обращения с ТБО невозможно без учета её социальной составляющей. В настоящий момент население и другие заинтересованные стороны Ярославской области характеризуются низкой осведомлённостью в вопросах обращения с отходами.

Подавляющее число жителей Ярославской области не осведомлено, к каким экологическим последствиям приводит сложившаяся в области практика обращения с ТБО, какие риски здоровью и социальному благополучию при этом существуют. Жители не желают сортировать отходы, заключать договоры на санитарную очистку. Такая ситуация является следствием того, что в области не реализовывались обучающие программы для широких слоёв населения по вопросам обращения с ТБО. Кроме того, население не вовлекалось в процесс принятия решений по управлению отходами.

На территориях муниципальных районов и городских округов Ярославской области практически отсутствует система информирования населения и его вовлечения в процесс принятия решений в сфере санитарной очистки. Функциями по информированию населения наделены практически все субъекты управления системы санитарной очистки, тем не менее подобная работа не проводится. Общественное мнение в этой области не исследовано, уровень компетентности граждан неизвестен, поэтому предсказать результаты внедрения тех или иных мероприятий в сфере санитарной очистки невозможно.

Подобная ситуация может сделать тщетными любые усилия по реформированию сложившейся системы обращения с отходами, потому что в условиях низкой осведомленности населения об экологических, экономических и социальных проблемах обращения с ТБО планируемые решения по повышению эффективности системы обращения с отходами могут вызвать его негативную реакцию и усиление политической оппозиции. Любая политика, решения, навязанные населению и заинтересованным сторонам по принципу "top-down" (разработали "наверху" и направили "вниз" для реализации), могут вызвать непонимание и, как следствие, "пассивное бойкотирование".

Преобразования в такой многоаспектной области, как управление отходами, должны разрабатываться с применением интерактивного подхода (противоположность широко применяемого в Российской Федерации принципа разработки политики "top-down"). Интерактивный подход предполагает вовлечение всех заинтересованных сторон на каждом этапе процесса принятия решения по управлению отходами, для его внедрения должны быть разработаны соответствующие механизмы. Преобразования существующей системы обращения с отходами должны быть доведены до широкой общественности посредством ряда методов и программ, направленных на информирование и вовлечение населения в процесс принятия решений по управлению ТБО.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»