Недействующий

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 10 октября 2003 года N 16

О Концепции развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 г.г. и на период до 2010 года

Указ признан утратившим силу - Указ Губернатора Владимирской области от 30.06.2011 N 19; НГР: ru33000201100256

В целях гарантированного обеспечения прав населения Владимирской области на охрану здоровья и медицинскую помощь, дальнейшего развития системы здравоохранения во Владимирской области постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 г.г. и на период до 2010 года согласно приложению.

2. Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области (А.Г. Зирин) разработать план мероприятий по реализации Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Губернатора области Е.А. Завьялова.

4. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области Н. В. Виноградов

Приложение

к Указу Губернатора области

от 10.10.2003 N 16

КОНЦЕПЦИЯ развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 и на период до 2010 года


Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье. В современных условиях развития общества здравоохранение имеет исключительно важное социальное значение.

Прошедшее десятилетие характеризовалось сложными социально-экономическими, политическими и демографическими изменениями в обществе, которые коренным образом изменили характер деятельности медицинских организаций, поставили перед здравоохранением, как отраслью, целый ряд новых сложно решаемых проблем, в первую очередь, в сферах управления, финансирования, организации медицинской помощи, лекарственного обеспечения и кадровой политики.

Состояние здоровья населения Владимирской области, как и в целом по России, характеризуется негативными тенденциями медико-демографических показателей.

На фоне естественной убыли происходит старение населения с одновременным снижением средней продолжительности жизни, высокой разницей между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин, рост социально опасных и социально значимых заболеваний.

В период 1990-1994 г.г. смертность населения увеличилась на 40%, с 1995 года намечалась тенденция к улучшению этих показателей, но в 1999-2000 г. вновь отмечается увеличение смертности населения.

Наибольшие потери Владимирская область несет от болезней системы кровообращения, новообразований, травм, отравлений, несчастных случаев.

Смертность мужчин значительно выше смертности женщин.

По-прежнему остается высокий уровень преждевременной смертности.

Озабоченность вызывает рост заболеваемости сахарным диабетом, который является причиной ранней инвалидизации и смертности вследствие осложнений.

Сохраняется напряженная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу, с заболеваниями, передаваемыми половым путем.

Организация психиатрической помощи требует самого пристального внимания вследствие значительного роста уровня заболеваемости и инвалидности населения.

Не менее остро стоит проблема алкоголизма и пьянства.

В одном из приоритетных направлений здравоохранения - охране здоровья матери и детей - приходится констатировать ухудшение здоровья беременных женщин, сокращение числа нормальных родов, сокращение численности детского населения. В то же время удается сохранить на низких цифрах показатель младенческой и материнской смертности.

Подобное положение с ухудшением здоровья населения в значительной мере обусловлено социально-экономическими условиями жизни.

Однако необходима активизация и личного участия граждан в сохранении и укреплении собственного здоровья. Поэтому формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, досуга, питания, физическую активность, личную гигиену, профилактику вредных привычек, формирование здоровой семьи, экологического мышления, то есть в снижении и нивелировании факторов риска.

В современных социально - экономических условиях необходимо создать новую модель взаимодействия здравоохранения и населения для организации совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Необходимо перейти от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней.

В течение последних лет проводилась активная работа по внедрению новых более эффективных медицинских технологий, что позволило уменьшить среднюю длительность пребывания больного на койке, сократить коечную сеть лечебно-профилактических учреждений области фактически без уменьшения числа пролеченных больных, направить часть средств на совершенствование базы учреждений здравоохранения.

Первоочередной задачей реформирования здравоохранения Владимирской области является проведение структурных преобразований в системе предоставления первичной медико-санитарной помощи, сокращение и рационализация коечного фонда, уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг в дневных стационарах. Приоритетным направлением совершенствования оказания медицинской помощи населению является формирование с 1998 года системы общей (семейной) врачебной практики.

Реформирование амбулаторно-поликлинической службы происходит очень медленно.

Дополнительного внимания требует организация медицинской помощи сельскому населению.

Крайне актуальной сохраняется проблема недостаточности ресурсов для здравоохранения, которая отягощена дезинтеграцией основных источников финансирования.

В условиях ограниченности бюджетных средств области становится особенно актуальной задача обеспечения государственных гарантий оказания всем гражданам медицинской помощи законодательно установленного объема и качества на основе создания организационно-технологических, правовых и финансово-экономических механизмов, оптимального использования ресурсов здравоохранения в условиях рыночной экономики.

Введение системы обязательного медицинского страхования способствовало расширению возможностей отрасли.

Модернизация системы обязательного медицинского страхования населения, включая пенсионеров и нетрудоспособных лиц, должна занимать основное место в реформировании здравоохранения.

Изменяется характер экономических связей медицинских учреждений со своими партнерами, медицинские учреждения постепенно приобретают статус самостоятельно хозяйствующих субъектов. Увеличивается объем поступлений по внебюджетным источникам.

Остается достаточно острой проблема с лекарственным обеспечением населения области, в связи с дефицитом средств по всем источникам финансирования.

В системе здравоохранения остаются нерешенными организационные проблемы. Отрицательное воздействие оказывает несовершенство системы управления. Процесс децентрализации управленческих функций затрагивает стратегические вопросы деятельности отрасли, как системы.

До настоящего времени сохраняются структурные диспропорции. Действующая система управления и финансирования не способствует внедрению экономических методов управления.

Невозможно добиться решения проблем, не создав единых принципов управления отраслью, не введя новых организационных и правовых форм реформирования здравоохранения.

Реформа системы здравоохранения области обусловлена необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе, необходимостью адаптировать имеющуюся систему здравоохранения к реальным современным условиям жизни.

Владимирской области на 2003-2005 гг. и на период до 2010 года

Стратегической целью развития здравоохранения Владимирской области является оптимальное удовлетворение потребностей населения области в профилактической, медицинской и лекарственной помощи, снижение предотвратимых потерь здоровья населения области.

Концепция развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 г.г. и на период до 2010 года (далее - Концепция) определяет основные направления развития здравоохранения области и призвана решать следующие задачи:

- сохранение доступности и объемов медицинской помощи;

- увеличение финансирования здравоохранения;

- эффективное использование ресурсов здравоохранения;

- увеличение объема профилактических мероприятий;

- сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных методов диагностики и лечения.

Основными направлениями Концепции являются:

1. Сохранение единства всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

2. Обеспечение соответствия финансовых ресурсов государственным гарантиям.

3. Реформирование организации медицинской помощи.

4. Активное развитие профилактической направленности системы здравоохранения.

5. Лекарственное обеспечение населения.

6. Всемерное повышение качества медицинской помощи.

7. Развитие и внедрение новых медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

8. Развитие первичной медико-санитарной помощи на селе.

9. Развитие кадровых ресурсов здравоохранения.

10. Модернизация системы обязательного медицинского страхования населения

Основным направлением совершенствования системы управления здравоохранением Владимирской области является сохранение единства всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

В этих целях необходимо более активно проводить единую политику в области здравоохранения, где особое место занимает вопрос регулирования взаимоотношений в сфере управления здравоохранением.

Для проведения единой политики в сфере здравоохранения необходимо направить усилия всех органов управления здравоохранением на:

- определение стратегии и тактики развития здравоохранения Владимирской области на основе анализа состояния здоровья населения и учета региональных особенностей;

- совершенствование областной законодательной и нормативно-правовой базы здравоохранения;

- реализацию федерального законодательства в сфере здравоохранения;

- совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи населению области;

- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения;

- построение единой системы перспективного и текущего планирования.

В целях реализации основных задач необходим постоянный мониторинг деятельности системы, а также вопросов межрегионального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения области. Необходимо восстановить систему контроля результатов деятельности по управленческой вертикали в системе органов здравоохранения области.

Эффективность проведения единой политики в здравоохранении в решающей степени зависит от уровня управляемости системы здравоохранения Владимирской области.

Вопросы совершенствования финансирования здравоохранения на основе внедрения принципов оплаты по конечному результату решаются на протяжении многих лет.

Проблема возмещения бюджетному учреждению здравоохранения общественно-необходимых затрат за оказанную медицинскую помощь остается нерешенной и весьма актуальной. Внедрение бюджетно-страховой модели лишь частично способствовало уменьшению негативных последствий бюджетного дефицита отрасли.

Финансовые средства здравоохранения остаются недостаточными, что в свою очередь не позволяет полностью обеспечить населению гарантии на бесплатную медицинскую помощь.

Основополагающим документом, определяющим обязательства государственной системы здравоохранения в сфере охраны здоровья, является Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи (далее - Программа). В Программе определяется механизм приведения в соответствие объемов помощи с реальными финансовыми ресурсами на реализацию этой Программы, механизм внесения изменений, принципы финансового выравнивания условий реализации минимальных гарантий, предусмотренных Программой.

В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией" обеспечение соответствия объемов медицинской помощи, предусмотренной Программой, объемам финансовых средств на оказание этой помощи является целью разработки заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи должны быть обеспечены за счет средств соответствующих бюджетов, платежей по обязательному медицинскому страхованию и других поступлений.

Значительным источником финансирования системы здравоохранения Владимирской области на период до 2010 года остаются средства областного и муниципальных бюджетов. Вследствие этого обеспечение государственных гарантий на основе бюджетного источника поступлений должно основываться на четко сформулированной законодательной и нормативной базе финансирования отрасли и безусловном выполнении законодательства об обязательном медицинском страховании.

Учитывая ограниченность ресурсов бюджета системы здравоохранения, предоставление минимальных социальных стандартов населению Владимирской области оказывалось с участием личных средств граждан.

В этих условиях привлечение дополнительных средств в учреждения здравоохранения приобретает особую актуальность, так как является не только средством выживания, но и необходимым условием развития и конкурентоспособности учреждения. Привлечение дополнительных средств осуществляется путем активного развития, прежде всего, платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»