Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2012 года N 676

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы"

(Утратило силу:
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 603)

(Изменения и дополнение:
постановление Правительства Ростовской области от 26.09.2012 N 924, НГР:ru61000201200911)

В соответствии с областным законом от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 231 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы" Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить областную долгосрочную целевую программу "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы" согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сидаш С.Б.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство жилищно-

коммунального хозяйства

Ростовской области

Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 26.07.2012 N 676

ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы"

ПАСПОРТ областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы"


Наименование Программы

-

областная долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы" (далее – Программа)

Основание
 для разработки Программы

-

распоряжение Правительства Ростовской области
 от 25.06.2012 N 231 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство ЖКХ области)

Государственный заказчик
 Программы

-

министерство промышленности и энергетики Ростовской области (далее - минпромэнерго Ростовской области)

Разработчик
 Программы

-

министерство ЖКХ области

Основная цель
 Программы

-

создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Ростовской области, улучшение экологической ситуации

Основные задачи
 Программы

-

создание системы эффективного управления в коммунальном секторе;

 государственная поддержка муниципальных образований в реализации инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры и электрических сетей наружного (уличного) освещения;

 стимулирование долгосрочных частных инвестиций путем создания эффективных механизмов тарифного регулирования коммунальных организаций;

 повышение эффективности деятельности организаций коммунального хозяйства и ресурсосбережение;

 создание безопасных условий эксплуатации объектов при предоставлении коммунальных услуг;

 снижение негативного воздействия на окружающую среду;

 создание информационно-аналитической базы данных о состоянии коммунального хозяйства

Сроки реализации Программы

-

2015 - 2020 годы

Структура Программы, основные мероприятия Программы

-

паспорт областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы";

 I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

 II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели;

 III. Система программных мероприятий. Ресурсное обеспечение Программы;

 IV. Нормативное обеспечение;

 V. Механизм реализации Программы. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы;

 VI. Оценка эффективности реализации Программы ;

 приложение N 1. Целевые показатели Программы;

 приложение N 2. Система программных мероприятий;

 приложение N 3. Объемы и ис точники финансирования Программы;

 приложение N 4. Методика отбора муниципальных образований (проектов) и расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов теплоэнергетики, включая разработку проектно-сметной документации;

 приложение N 5. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета на строительство и реконструкцию объектов размещения отходов потребления, включая разработку проектно-сметной документации;

 приложение N 6. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета на строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации;

 приложение N 7. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного и федерального бюджетов на софинансирование мероприятий по приведению объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;

 приложение N 8. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета на строительство, реконструкцию объектов электрических сетей наружного (уличного) освещения муниципальных образований Ростовской области, включая разработку проектно-сметной документации;

 приложение N 9. Методика расчета субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ростовской области на реализацию мероприятий по обеспечению объектов жизнеобеспечения резервными источниками электроснабжения за счет средств областного бюджета;

 приложение N 10. Распределение бюджетам муниципальных образований Ростовской области субсидий за счет средств федерального бюджета и Фонда софинансирования расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, включая разработку проектно-сметной документации, на 2015 - 2020 годы;

 приложение N 11. Распределение субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ростовской области за счет средств Фонда софинансирования расходов на реализацию мероприятий по обеспечению резервными источниками электроснабжения объектов жизнеобеспечения;

 приложение N 12. Распределение бюджетам муниципальных образований Ростовской области субсидий за счет средств Фонда софинансирования расходов на строительство газовых сетей, строительство, реконструкцию объектов электрических сетей наружного (уличного) освещения муниципальных образований Ростовской области, включая разработку проектно-сметной документации,
 на 2015 - 2020 годы;

 приложение N 13. Распределение средств по государственным заказчикам Программы;

 приложение N 14. Методика оценки эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы

 "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2015 - 2020 годы".
 Программа не содержит подпрограмм.
 Основные мероприятия Программы:
 строительство, реконструкция и капитальный ремонт муниципальных объектов теплоэнергетики, включая разработк у проектно-сметной документации;

 строительство и реконструкция объектов размещения отходов потребления, включая разработку проектно-сметной документации;

 строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации;

 мероприятия по приведению объектов г. Волгодонска
 в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;

 строительство и реконструкция муниципальных объектов инженерной инфраструктуры, направленных на реализацию инвестиционных проектов, в рамках соглашения государственно-частного партнерства;

 строительство, реконструкция объектов электрических сетей наружного (уличного) освещения муниципальных образований области, включая разработку проектно-сметной документации;

 мероприятия по обеспечению резервными источниками электроснабжения объектов жизнеобеспечения;

 информационно-аналитическое сопровождение Программы

Исполнители
 Программы

-

министерство ЖКХ области;

 минпромэнерго Ростовской области;

 органы местного самоуправления, в случае принятия их представительными органами соответствующих решений;

 организации коммунального комплекса (по согласо-ванию)

Объемы
 и источники финансирования Программы

-

2 629 783,0 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета -
 98 320,0 тыс. рублей, в том числе:
 в 2015 году - 98 320,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 0,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 0,0 тыс. рублей;

 в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;

 в 2019 году - 0,0 тыс. рублей;

 в 2020 году - 0,0 тыс. рублей;

 за счет средств областного бюджета -
 1 603 687,6 тыс. рублей, в том числе:
 в 2015 году - 295 780,6 тыс. рублей;

 в 2016 году - 261 581,4 тыс. рублей;

   в 2017 году - 261 581,4 тыс. рублей;

 в 2018 году - 261 581,4 тыс. рублей;

 в 2019 году - 261 581,4 тыс. рублей;

 в 2020 году - 261 581,4 тыс. рублей;

 за счет средств местных бюджетов -
 341 175,4 тыс. рублей, в том числе:
 в 2015 году - 72 479,9 тыс. рублей;

 в 2016 году - 53 739,1 тыс. рублей;

 в 2017 году - 53 739,1 тыс. рублей;

 в 2018 году - 53 739,1 тыс. рублей;

 в 2019 году - 53 739,1 тыс. рублей;

 в 2020 году - 53 739,1 тыс. рублей;

 за счет средств внебюджетных источников -
 586 600,0 тыс. рублей, в том числе:
 в 2015 году - 75 000,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 90 000,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 105 400,0 тыс. рублей;

 в 2018 году - 105 400,0 тыс. рублей;

 в 2019 году - 105 400,0 тыс. рублей;

 в 2020 году - 105 400,0 тыс. рублей.
 Программа финансируется из областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете.
 Средства местных бюджетов, объемы финансирования и направления мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
 (целевые показатели)

-

в результате реализации Программы планируется:
 сохранение доли городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в общем количестве городских округов и городских поселений
 с численностью населения более 50 тыс. человек до
 100,0 процента;

 отсутствие потерь организаций коммуналь ного комплекса вследствие перерасчета платежей потребителей из-за предоставления коммунальных ресурсов и услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность,
 в расчете на единицу доходов от реализации услуг по основному виду деятельности до 0,0 процента;

 снижение доли потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии до 8,05 процента;

 снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 44,7 процента;

 сокращение расходов консолидированного бюджета Ростовской области на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в части компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и покрытия убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги,
 до 0,0 тыс. рублей;

 сохранение уровня возмещения населением затрат
 на предоставление жилищно-коммунальных услуг
 по установленным для населения тарифам до
 100,0 процента;

 увеличение доли организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале Ростовской области и (или) муниципальных образований не более чем
 25 процентов, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод,
 а также эксплуатацию объектов для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, до 67,0 процентов;

 снижение доли доходов от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса в общем объеме доходов от реализации услуг по основному виду деятельности организаций коммунального комплекса области до
 13,8 процента;

 снижение отношения финансового результата от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса к доходам от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса области до 13,0 процента;

 снижение доли убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства до 29,5 процента;

 увеличение доли частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры в общем объеме инвестиций в коммунальный сектор до 53,0 процента;

 снижение количества встроенных газовых котельных,
 не отвечающих требованиям безопасности, до 30 единиц;

 повышение уровня газификации населения области
 до 84,1 процента;

 повышение доли фактически освещенных улиц в общей протяженности улиц населенных пунктов муниципальных образований области до 47,44 процента;

 повышение доли муниципальных районов, в которых выполнены мероприятия по обеспечению объектов жизнеобеспечения резервными источниками электроснабжения, до 100 процентов

Система организации контроля
 за исполнением Программы

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляют Правительство Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа объектов, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Данная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.

Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.

Во многих муниципальных образованиях отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.

Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

В 2011 году, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, объем инвестиций в коммунальный сектор Ростовской области, освоенный крупными и средними организациями, составил 2 470,0 млн. рублей, из них на долю внебюджетных средств (частных инвестиций) приходилось 1 924,1 млн. рублей, или 77,9 процента.

Из всех секторов экономики коммунальный сектор является одним из наиболее капиталоемких. Многие инвестиционные проекты имеют срок окупаемости в 10 и более лет, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты.

Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 15,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.

В 2011 году на территории Ростовской области снабжение населения и бюджетофинансируемых организаций теплоснабжением и горячим водоснабжением осуществляли 3 763 источника теплоснабжения суммарной мощностью 11,3 тыс. Гкал/час. Основная часть источников теплоснабжения области - 66,4 процента – работают на газообразном топливе. На твердом и жидком топливе работают 31,8 и 1,0 процента источников соответственно.

В общем числе отопительных котельных преобладают мелкие, мощностью до 3 Гкал/час (90,1 процента от общего числа котельных), которые вырабатывают 13,5 процента тепла от общего объема производимой тепловой энергии. Основными производителями тепловой энергии являются крупные котельные мощностью более 100 Гкал/час (0,5 процента от общего числа котельных), которые вырабатывают 44,7 процента всего тепла.

Суммарная протяженность тепловых и паровых сетей (с учетом сетей горячего водоснабжения) в двухтрубном исчислении на конец 2011 года в целом по области составила 2 494,9 км. Из общей протяженности трубопроводов 304,4 км (12,2 процента) нуждаются в замене, из них 235,9 км (77,5 процента) имеют степень износа свыше 60 процентов.

К увеличению потерь и перебоям в подаче тепловой энергии потребителям приводят аварии в системах теплоснабжения.

Удельный вес потерь тепловой энергии в общем количестве тепла, поданного в сеть, в 2011 году составил 9,2 процента, в 2010 году этот показатель составлял 11,5 процента.

Присоединенные тепловые нагрузки значительно ниже установленных мощностей, что приводит к значительному перерасходу топливно-энергетических ресурсов, неоправданно высоким затратам на ремонт и обслуживание котельных и тепловых сетей.

В городах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский часть газовых котельных, встроенных в подвальные помещения жилых домов, общественных зданий и школьных учреждений, не отвечает требованиям безопасности. Они являются потенциально опасными для жизни и здоровья граждан объектами. Установленная в котельных автоматика безопасности не обеспечивает срабатывание по всем предаварийным параметрам.

Особую актуальность для Ростовской области в последние годы приобрела проблема обеспечения экологически выдержанного и экономически выгодного обращения с отходами производства и потребления, создания предпосылок для привлечения различных источников масштабного финансирования мероприятий в сфере обращения с отходами.

В настоящее время на территории Ростовской области выявлены следующие объекты размещения твердых бытовых отходов:

16 полигонов твердых бытовых отходов (общей площадью 126,6 Га);

436 санкционированных свалок (общей площадью 1 321,90 Га);

290 несанкционированных свалок (общей площадью 477,22 Га).

С 2011 года ведется работа по разработке комплексной системы управления отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами Ростовской области. Ее завершение планируется в 2012 году. Это позволит правильно оценить сложившуюся ситуацию в сфере обращения с отходами, даст возможность планомерно осуществлять целевые мероприятия по наведению порядка на всей территории области и привлечь в эту область необходимые инвестиций.

По состоянию на 1 января 2012 г. уровень газификации Ростовской области составил 83 процента, в том числе по городам - 91,3 процента, по сельским территориям – 70,4 процента.

Для повышения среднеобластного уровня газификации необходимо оказание помощи муниципальным образованиям с низким уровнем газификации, таким как Дубовский и Каменский районы, уровень газификации которых составляет 37,8 и 45,0 процента соответственно.

В связи с повышением уровня подземных вод в ряде муниципальных образований области продолжается неравномерная просадка оснований фундаментов зданий и сооружений, а также повреждение инженерных сетей.

Так, в г. Волгодонске по ряду причин, включая несовершенство нормативной базы, ошибки и просчеты научных, изыскательских, проектных, строительных организаций и эксплуатирующих служб, некомплексность застройки микрорайонов города, незавершенность вертикальной планировки, происходит замачивание просадочной толщи грунтов. Из 907 эксплуатируемых в городе объектов 732 не имеют гарантированной эксплуатационной надежности, 134 имеют сверхнормативные деформации, из которых на 19 требуется срочное выполнение работ, связанных с обеспечением их эксплуатационной пригодности.

В связи с этим начиная с 2011 года реализуются мероприятия по приведению объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей. Данное мероприятие финансируется из областного бюджета, бюджета г. Волгодонска, а также из средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В 2011 году проводились работы на 4 многоквартирных домах. На 1 доме работы завершены в соответствии с планом.

В настоящее время организация освещения улиц городских округов, сельских и городских поселений области характеризуется неравномерным развитием объектов электрических сетей наружного освещения, высоким уровнем износа объектов, неэффективной системой управления.

Данная ситуация связана с неудовлетворительным финансовым положением муниципальных образований области, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек.

За 2011 год доля фактически освещенной улично-дорожной сети по отношению к общей протяженности составила 46,98 процента. В городских округах данный показатель составил 52,44 процента, а по муниципальным районам - 45,4 процента.

Среднее значение доли фактически освещенной улично-дорожной сети Ростовской области, без учета сети г. Ростова-на-Дону (88 процента), составляет 44,79 процента.

Доля фактически освещенной улично-дорожной сети в 25 муниципальных образованиях области ниже среднеобластного значения. У восьми муниципальных образований области - г. Гуково, г. Зверево, Азовского, Боковского, Константиновского, Милютинского, Обливского и Тарасовского районов – этот показатель не достигает 25 процентов.

Для организации бесперебойной работы объектов коммунальной инфраструктуры как объектов жизнеобеспечения необходимо наличие резервных источников электроснабжения. В соответствии с проведенным мониторингом 2011 года потребность в резервных источниках электроснабжения имеется в 37 из 55 муниципальных образований Ростовской области, в том числе в 4 городах (Гуково, Новочеркасск, Новошахтинск, Ростов-на-Дону).

В связи с этим, начиная с 2012 года в Ростовской области реализуются мероприятия по обеспечению объектов жизнеобеспечения резервными источниками электроснабжения. В 2012 году будет обеспечена потребность 5 муниципальных образований.

Для обеспечения устойчивого функционирования коммунального комплекса Ростовской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к модернизации и реформированию коммунального хозяйства с использованием программно-целевого метода.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели


Программа направлена на модернизацию и реформирование коммунального комплекса.

Основной целью Программы является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Ростовской области, улучшение экологической ситуации.

Основными задачами Программы являются:

создание системы эффективного управления в коммунальном секторе;

государственная поддержка муниципальных образований в реализации инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры и электрических сетей наружного (уличного) освещения;

стимулирование долгосрочных частных инвестиций путем создания эффективных механизмов тарифного регулирования коммунальных организаций;

повышение эффективности деятельности организаций коммунального хозяйства и ресурсосбережение;

создание безопасных условий эксплуатации объектов при предоставлении коммунальных услуг;

снижение негативного воздействия на окружающую среду;

создание информационно-аналитической базы данных о состоянии коммунального комплекса.

Сроки реализации Программы - с 2015 по 2020 годы.

Целевые показатели Программы приведены в приложении N 1 к Программе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»