Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2012 года N 670

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы"

(Утратило силу:
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013N 599)

(Изменения:
постановление Правительства Ростовской области от 04.04.2013 N 185, НГР:ru61000201300193)

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Губернатора Ростовской области от 12.07.2012 N 276 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы" Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить областную долгосрочную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы" согласно приложению N 1.

2. Утвердить методику оценки эффективности областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы" согласно приложению N 2.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на министра экономического развития Ростовской области Бартеньева В.П.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

департамент инвестиций

и предпринимательства

Ростовской области

Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 26.07.2012 N 670

ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы"

ПАСПОРТ областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы"


Наименование Программы

-

областная долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской област и на 2015 - 2017 годы" (далее – Программа)

Основание
 для разработки Программы

-

распоряжение  Правительства Ростовской области
 от 12.07.2012 N 276 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы"

Государственный заказчик Программы

-

департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области

Разработчик Программы

-

департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области

Основная цель Программы

-

повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) – рост численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников субъектов МСП;

 повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития области, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта, расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Основные задачи Программы

-

развитие системы финансово-кредитной поддержки субъектов МСП;

 совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;

 совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов МСП;

 укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;

 оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства со стороны государства

Сроки реализации Программы

-

2015 - 2017 годы

Структура Программы,
 перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий

-

Раздел I . Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
 Раздел II . Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели.
 Раздел III . Система программных мероприятий,
 ресурсное обеспечение Программы.
 Раздел IV . Нормативное обеспечение.
 Раздел V . Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
 Раздел VI . Оценка эффективности реализации Программы
 Приложение N 1 . Целевые индикаторы и показатели областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы".
 Приложение N 2 . Перечень мероприятий по реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы".
 Приложение N 3 . Условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (межбюджетных трансфертов) .
 Приложение N 4 . Распределение субсидий (межбюджетных трансфертов) из областного бюджета бюджетам муниципальных образований за счет средств фонда софинансирования расходов на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
 Приложение N 5 . Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства .
 Приложение N 6 . Условия и Порядок оказания поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства .
  Приложение N 7 . Финансирование мероприятий Программы

Исполнители и соисполнители Программы

-

департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области;

 областные органы государственной власти

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 268 873 077,0 тыс. рублей:
 в 2015 году - 89 440 159,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 89 623 659,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 89 809 259,0 тыс. рублей;

 в том числе:
 средств областного бюджета - 732 000,0 тыс. рублей:
 в 2015 году - 244 000,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 244 000,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 244 000,0 тыс. рублей;

 средств федерального бюджета - по результатам конкурса на получение средств федерального бюджета;

 средств местных бюджетов - объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

 средств внебюджетных источников -
 268 141 077,0 тыс. рублей, в том числе:
 в 2015 году - 89 196 159,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 89 379 659,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 89 565 259,0 тыс. рублей.
 Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
 Программа финансируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

1. Обеспечение темпа роста числа малых и средних предприятий в Ростовской области в 2017 году
 к 2014 году н е менее 109,3 процента.
 2. Увеличение доли продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме валового регионального продукта в 2017 году до 17,6 процента.
 3. Обеспечение темпа роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях в 2017 коду к 2014 году не менее
 113,9 процента.
 4. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2017 году до 29 процентов.
 5. Обеспечение темпа роста объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий
 в 2017 году к 2014 году не менее 148,7 процента.
 6. Обеспечение темпа роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях в 2017 году к 2014 году не менее 154,1 процента

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство Ростовской области и Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является содействие развитию малого и среднего бизнеса. Развитие предпринимательства - одна из ключевых задач Ростовской области.

Содействие малому и среднему бизнесу является также одним из основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области за 2011 год, в Ростовской области действует 55 316 малых (в том числе микропредприятий) и средних предприятий и зарегистрировано 156 011 индивидуальных предпринимателей (в том числе в форме крестьянских (фермерских) хозяйств). Таким образом, в Ростовской области действует 211 327 субъектов МСП, что в пересчете на 10 тыс. населения составляет 495,2 субъекта (в 2010 году - 484,2 субъекта).

В 2011 году Ростовская область занимала пятое место в России и первое в Южном федеральном округе по количеству малых предприятий (без учета микропредприятий). По численности работников списочного состава Ростовская область находилась на шестом месте в России и втором в Южном федеральном округе, по обороту - на седьмом месте в России и на втором в Южном федеральном округе, по суммарному объему освоенных инвестиций в основной капитал малыми предприятиями – на четвертом месте в России и втором в Южном федеральном округе.

Численность работающих на малых и средних предприятиях в 2011 году составила 233,0 тыс. человек (без учета микропредприятий) или 98,9 процента к 2010 году. Данная ситуация является результатом повышения с начала 2011 года тарифов страховых взносов, заменивших единый социальный налог. Для подавляющей части предпринимательского сообщества повышение налоговой нагрузки произошло более чем в 2 раза.

Удельный вес среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций области за 2011 год составил 28,4 процента, за 2010 год - 27,7 процента.

Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на малых (без учета микропредприятий) и средних предприятиях в 2011 году увеличился на 110,7 процента к 2010 году.

Суммарный оборот малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий по итогам 2011 года составил 687,7 млрд. рублей против 539,4 млрд. рублей в 2010 году (темп роста составил 127,5 процента методом прямого счета).

Доля продукции, произведенной малыми (с учетом микропредприятий) и средними предприятиями, в общем объеме ВРП по итогам 2011 года составила 17 процентов против 15,7 процента в 2010 году.

В 2011 году в инвестиционной деятельности предприятий наблюдалось небольшое снижение к уровню предшествующего года - 20,3 млрд. рублей (в 2010 году – 20,5 млрд. рублей). Малыми предприятиями (без учета микропредприятий) в 2011 году освоено 11,6 млрд. рублей инвестиций или 7,5 процента от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики области. Рост объемов инвестиций, освоенных в 2011 году, составил почти 42 процента в сравнении с 2010 годом, что связано с улучшением ситуации в многоэтажном жилищном строительстве. Средними предприятиями в 2011 году освоено 5,5 млрд. рублей инвестиций или 3,6 процента от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики области. Темпы роста инвестиций в основной капитал в фактических ценах к соответствующему периоду 2010 года по средним предприятиям сложились значительно ниже (69,0 процента). Отрицательная динамика отмечается в большинстве видов экономической деятельности. Как позитивный момент, следует отметить значительное оживление в IV квартале 2011 г. инвестиционной деятельности строительных организаций.

В 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209 - ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" проведено федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года.

Данные обследования позволили идентифицировать предприятия, действительно участвующие в развитии экономики области. В результате по предварительным данным переписи наблюдается расхождение в количестве предприятий. Так, до подведения итогов переписи по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области на территории области действовало 51 073 малых и средних предприятий, результаты обследования скорректировали эту цифру до 37 724 предприятий. С учетом индивидуальных предпринимателей, ранее не учтенных в статистических данных, в области зарегистрировано 144 036 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учитывая, что снижение количества предприятий не повлекло падения значений качественных показателей, характеризующих их деятельность, такое снижение связано с отсеиванием организаций, полностью прекративших свою деятельность без проведения официальной процедуры ликвидации, находящихся в стадии банкротства, остановивших деятельность ввиду смерти владельца, и фактически не участвовавших в экономике области.

Работа по развитию и поддержке малого предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.

Реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства в Ростовской области. В настоящий момент реализуется пятая программа.

С целью обеспечения комплексного подхода к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки, в области сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят:

12 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;

22 муниципальных агентства поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

18 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;

7 бизнес-инкубаторов;

2 технопарка;

3 инновационно-технологических центра.

Также в области осуществляют деятельность региональные организации инфраструктуры: Гарантийный фонд Ростовской области, Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, Ростовский бизнес-инкубатор, Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр.

С целью обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства бесплатными консультационными услугами в 2009 году стартовал пилотный проект по консультированию, которым было охвачено 34 территории области. С 2010 года данный проект реализуется во всех 55 муниципальных образованиях области. За весь период реализации проекта с 2009 года оказано более 120 тыс. консультационных услуг 35 тыс. предпринимателям и гражданам, желающим организовать собственное дело.

В Ростовской области предусмотрено преимущественное право на участие в приватизации арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства объектов недвижимого имущества. Предельное значение площади установлено на уровне 2 500 кв. м, срок рассрочки оплаты арендуемого имущества установлен до 5 лет (по данным мониторинга средний срок рассрочки по области составляет 4,8 лет). За период реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2012 г. в Ростовской области принято 907 положительных решений об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа, заключено 963 договора купли-продажи арендуемого имущества субъектами МСП, из них 762 объекта выкуплены в рассрочку. Общая площадь выкупленных помещений составила 114 448,9 кв. м, на сумму 1 298 357,7 тыс. рублей.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в целях оказания имущественной поддержки субъектам МСП органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование на долгосрочной основе субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее - Перечень). По состоянию на 1 января 2012 г. Перечни приняты в 53 муниципальных образованиях Ростовской области. Договоры аренды муниципального имущества, включенного в Перечни, заключены с 715 субъектами МСП, из которых микропредприятий – 491, малых предприятий – 215, средних – 9.

В области организована работа по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности, в том числе путем широкого освещения вопросов предпринимательства в средствах массовой информации, ежегодной разработки и издания методических, информационных и презентационных материалов, проведения рейтинговых конкурсов, конференций, форумов, семинаров, "круглых столов", мастер-классов, тренингов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Оказание финансовой поддержки предпринимателям, в том числе через софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, способствует модернизации предприятий, создает дополнительные условия для привлечения инвестиций в основной капитал.

Развитие малого и среднего предпринимательства и его переход на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта Ростовской области требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами. С этой целью в области создан Гарантийный фонд, который позволяет получить кредит заемщикам, не имеющим полного залогового обеспечения. Для обеспечения доступа к финансовым ресурсам начинающих предпринимателей в области осуществляются мероприятия, направленные на развитие системы микрофинансирования.

Кроме того, в рамках образовательной поддержки проводится повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в формате дистанционного обучения. В 2009 году разработана региональная образовательная программа по основам предпринимательства, с 2010 года данная программа внедрена в пилотных общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Раздел II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели


Для реализации целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства органы государственной власти посредством реализации областной программы должны обеспечить в Ростовской области равные и благоприятные условия для развития субъектов МСП.

Основными целями Программы являются:

повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП - рост численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников субъектов МСП;

повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития области, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта, расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

развитие системы финансово-кредитной поддержки субъектов МСП;

совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;

совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов МСП;

укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;

оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства со стороны государства.

Для достижения поставленных целей и решения задач необходимо реализовать мероприятия Программы в 3-летний период, с 2015 по 2017 год. При этом ряд мероприятий будет осуществляться в течение всего периода, а некоторые мероприятия должны быть реализованы поэтапно.

Раздел III. Система программных мероприятий, ресурсное обеспечение Программы


Мероприятия, предлагаемые к реализации, направленные на решение основных задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 2 к Программе.

Программа содержит 89 мероприятий, включенных в 7 разделов. Основные разделы Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на региональном уровне, а именно:

расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования - 23 мероприятия;

поддержка субъектов МСП в сфере инноваций и промышленного производства - 11 мероприятий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»