• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2012 года N 583


О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу

(с изменениями на 5 июня 2019 года)

(в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 412)




В соответствии с Уставным законом Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", Законом Калининградской области "Об организации стратегического планирования в Калининградской области", в целях создания эффективной системы государственного управления процессами регионального развития, динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной региональной экономики, условий для повышения уровня и качества жизни населения Правительство Калининградской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:



1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу согласно приложению.


2. Признать утратившим силу пункт 1 Постановления Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 года N 95 "О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу".


3. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.



Исполняющий обязанности
Губернатора Калининградской области
Е.М. Морозов

Приложение. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу



Приложение
к Постановлению
Правительства
Калининградской области
от 2 августа 2012 г. N 583

(в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 412)

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Общие положения


(в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 412)



1. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, разработанным в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Калининградской области.


2. Настоящая Стратегия обеспечивает согласованность действий органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления в долгосрочной перспективе, служит основой для принятия управленческих решений на областном уровне.


В рамках системы стратегического планирования Стратегию дополняют государственные программы Калининградской области, государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" и Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года, содержащие комплекс обеспеченных ресурсами конкретных мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии.


3. Стратегия учитывает документы стратегического планирования Российской Федерации:


1) Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;


2) Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р;


3) Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;


4) Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р;


5) государственные программы Российской Федерации;


6) указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596-606;


7) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


8) ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Глава 2. Основания и принципы для разработки Стратегии


4. Изменение ряда внешних политических и экономических условий определило ориентиры развития экономики и социальной сферы Калининградской области. Российская Федерация стала членом Таможенного Союза России, Казахстана и Беларуси, а также станет членом Всемирной торговой организации. Принятые на себя в этой связи международные обязательства делают невозможным продление режима свободной таможенной зоны, на котором построена значительная часть современной экономики Калининградской области.


5. На развитие экономики Калининградской области оказал влияние мировой финансово-экономический кризис, прошедший в 2008-2009 годах и нанесший существенный ущерб, особенно в части обрабатывающих производств, а также сделавший затруднительным переход организаций, работающих на условиях "переходного периода" по режиму свободной таможенной зоны, на увеличение локализации производства и совершенствование применяемых технологий.


6. Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:


1) социальная ориентация, главной целью которой является повышение уровня и качества жизни населения Калининградской области;


2) устойчивое развитие Калининградской области, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;


3) сотрудничество, обеспечивающее сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.


7. Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Калининградской области и служит основой для разработки государственных программ Калининградской области, региональных проектов, планов деятельности органов исполнительной власти Калининградской области, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, законодательных инициатив.


(п. 7 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 412)


8. Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития Калининградской области, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт построения социально ориентированного общества с устойчивой экономикой.


9. Разработка Стратегии осуществлялась при активном участии органов исполнительной власти Калининградской области с учетом предложений представителей образования и науки Калининградской области. Проект Стратегии рассмотрен на совете по стратегическому планированию, экономической политике и предпринимательству при Губернаторе Калининградской области, обсужден на заседаниях Общественной палаты Калининградской области, Общественно-политического совета при Губернаторе Калининградской области, в бизнес-ассоциациях и общественных организациях Калининградской области.

Раздел II. Характеристика социально-экономического положения Калининградской области

Глава 1. Общая оценка ситуации


10. Калининградская область - сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория Калининградской области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% - жители города).


Калининградская область - территория, уникальная по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. При этом, Калининградская область является самым западным субъектом Российской Федерации и наиболее близким к промышленно развитым странам Европы - потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.


11. Калининградская область - свободная экономическая зона в России (с 1996 года называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации.


До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), предусматривавшим для всех хозяйствующих субъектов Калининградской области существенные таможенные льготы.


Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех организаций промышленности и торговли Калининградской области существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении "Калининградская область - остальная часть Российской Федерации", а также обратно, через территории Литвы и Беларуси, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе.


Недостатком Особой экономической зоны в Калининградской области является отсутствие долгосрочных документов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих таможенные и налоговые процедуры.


Таким образом, затруднен товарообмен и перемещение граждан между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, что вынуждает местный бизнес устанавливать экономические контакты с зарубежными партнерами и ведет к ослаблению внутрироссийских экономических связей Калининградской области на федеральном и межрегиональном уровне, делая практически невозможным внедрение Калининградской области в межрегиональное разделение труда.


В 2006 году был принят Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем отдельные положения Закона N 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года.


В соответствии с логикой Закона N 16-ФЗ в Калининградской области создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости организаций, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом организации, использующие режим таможенных преференций в рамках Закона N 13-ФЗ, должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.


12. Калининградская область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" - наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.


13. Развитие территории Калининградской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила еще более глубокий социально-экономический спад, чем другие субъекты Российской Федерации. Серьезным рубежом в развитии экономики Калининградской области стал финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.


14. На сегодняшний день экономика Калининградской области полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке, - 8%.


Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.


В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.


15. Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует в общих чертах стабильное развитие Калининградской области. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует о постепенном сокращении разрыва по основным показателям социально-экономического развития между Калининградской областью и Российской Федерацией, а также между Калининградской областью и европейскими странами (данные отражены в таблице 1). При этом целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности Калининградской области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.


Относительно низкий (ниже среднероссийского) показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда и столь же низкой инновационной составляющей в экономике Калининградской области.


В 2011 году ВРП на душу населения в Калининградской области составлял 240,6 тысячи рублей при среднероссийском уровне 381,8 тысячи рублей, то есть 63 процента от среднероссийского значения.


16. В таблице 2 продемонстрированы изменения доли отдельных отраслей экономики Калининградской области в структуре ВРП и количестве занятых в экономике, а также изменение производительности труда по секторам экономики и темп роста каждой отрасли в 2005-2011 годах.

Таблица 1. Темпы роста валового внутреннего продукта европейских стран, Российской Федерации и ВРП Калининградской области в постоянных ценах (2000 = 100)



Таблица 1

N п/п

Страна

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Германия

101

101

101

102

103

106

109

110

105

108

2

Дания

101

101

102

104

106

110

112

111

105

108

3

Латвия

108

115

123

134

148

166

183

175

144

143

4

Литва

107

114

126

135

146

157

172

177

151

153

5

Нидерланды

102

102

102

105

107

110

115

117

112

114

6

Польша

101

103

112

116

124

132

138

141

146

112

7

Финляндия

103

104

111

114

119

125

126

116

120

111

8

Швеция

101

104

111

114

119

123

123

116

123

111

9

Эстония

108

116

134

146

161

173

166

143

147

134

10

Россия

105,1

110

118

126

134

145

158

166

153

159

11

Калининградская область

103,2

113

123,5

139

144

166

199

208

191

205,5

Таблица 2. Показатели развития секторов экономики Калининградской области в 2005-2011 годах



Таблица 2

N п/п

Отрасли

Показатели

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011, оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

1

ВРП

Объем, млн. рублей

81838

103139

143928

179267

169520

195063

227106

темп роста, %

103,6

115,3

119,9

104,7

91,5

107,6

108,0

количество занятых, тыс. человек

446,8

464,8

475,9

475,8

458,6

471,4

нет данных

производительность, тыс. рублей

183,2

221,9

302,4

376,8

369,6

413,8

нет данных

2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

темп роста, %

99,5

107,1

86,4

128,7

107,0

102,1

100,2

доля в ВРП, %

5,9

6,5

3,7

4,8

5,8

5,1

4,8

доля в общей численности занятых, %

10,0

8,4

8,0

7,9

7,8

7,5

нет данных

производительность, тыс. рублей

108,5

171,5

139,8

227,6

272,8

282,4

нет данных

3

Рыболовство, рыбоводство

темп роста, %

98,4

127,8

111,9

107,0

125,2

153,8

112,3

доля в ВРП, %

2,2

2,3

1,8

1,1

1,6

2,1

2,2

доля в общей численности занятых, %

1,0

1,0

1,0

1,0

0,9

0,8

нет данных

производительность, тыс. рублей

409,2

504,7

539,7

410,8

644,9

1091,8

нет данных

4

Добыча полезных ископаемых

темп роста, %

124,2

110,1

128,8

130,3

97,1

75,3

96,6

доля в ВРП, %

14,7

12,7

12,2

8,6

7,3

5,9

5,4

доля в общей численности занятых, %

0,7

0,7

0,6

0,5

0,8

0,8

нет данных

производительность, тыс. рублей

4010

3969,3

5853,1

5929,6

3534,4

3050,1

нет данных

5

Обрабатывающие производства

темп роста, %

83,2

101,8

126,8

119,9

77,3

113,4

109,0

доля в ВРП, %

17,3

14,1

17,2

18,0

16,5

16,8

17,2

доля в общей численности занятых, %

15,6

20,2

20,0

20,0

20,0

18,5

нет данных

производительность, тыс. рублей

203,1

154,7

260,3

338,9

305,4

376,7

нет данных

6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

темп роста, %

92,5

104,2

101,1

114,5

88,0

118,5

125,0

доля в ВРП, %

2,6

2,3

2,6

2,4

2,3

2,6

3,1

доля в общей численности занятых, %

2,4

2,4

2,4

2,3

2,4

2,3

нет данных

производительность, тыс. рублей

197

209,9

334,1

387,6

350,0

465,5

нет данных

7

Строительство

темп роста, %

110,3

111,3

153,0

121,6

80,0

86,6

122,0

доля в ВРП, %

5,6

5,5

8,8

10,1

7,7

6,5

7,4

доля в общей численности занятых, %

7,3

7,3

7,6

7,8

7,8

7,6

нет данных

производительность, тыс. рублей

137,9

166,8

350,8

486,7

362,7

355,4

нет данных

8

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

темп роста, %

101,5

134,0

119,9

118,4

92,6

118,5

103,0

доля в ВРП, %

17,1

19,5

17,8

19,6

20,9

21,7

20,4

доля в общей численности занятых, %

16,5

15,9

16,1

16,4

16,5

16,9

нет данных

производительность, тыс. рублей

189,9

272,9

334,0

449,3

468,0

531,3

нет данных

9

Гостиницы и рестораны

темп роста, %

108,2

113,2

108,3

121,2

94,1

107,6

111,0

доля в ВРП, %

1,4

1,4

1,1

0,9

0,9

0,9

1,0

доля в общей численности занятых, %

2,3

2,0

2,0

2,0

1,9

2,1

нет данных

производительность, тыс. рублей

111,2

152,0

168,4

169,8

174,2

188,5

нет данных

10

Транспорт и связь

темп роста, %

125,8

109,2

102,1

121,2

75,9

142,7

107,5

доля в ВРП, %

11,6

10,6

8,3

9,2

6,6

9,6

9,5

доля в общей численности занятых, %

10,5

9,1

9,0

9,0

8,4

8,7

нет данных

производительность, тыс. рублей

202,8

258,5

279,1

383,5

288,5

458,0

нет данных

11

Финансовая деятельность

темп роста, %

111,8

83,1

91,3

115,5

185,2

70,2

105,0

доля в ВРП, %

0,3

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

доля в общей численности занятых, %

1,3

1,4

1,5

1,7

1,6

1,6

нет данных

производительность, тыс. рублей

42,8

30,8

20, 3

22,1

42,5

32,2

нет данных

12

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

темп роста, %

107,8

144,2

134,6

117,3

113,6

112,5

117,0

доля в ВРП, %

6,5

8,2

9,1

8,5

11,5

12,3

13,4

доля в общей численности занятых, %

7,0

7,1

7,1

7,1

7,3

8,1

нет данных

производительность, тыс. рублей

170,5

257,1

388,6

453,5

580,0

626,9

нет данных

13

Государственное управление и обязательное социальное обеспечение

темп роста, %

116,1

118,2

113,6

122,4

110,3

99,7

103,0

доля в ВРП, %

6,4

7,8

6,9

6,8

8,0

7,5

7,2

доля в общей численности занятых, %

7,9

7,4

8,2

7,5

8,0

8,6

нет данных

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (с изменениями на 5 июня 2019 года)

Название документа: О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (с изменениями на 5 июня 2019 года)

Номер документа: 583

Вид документа: Постановление Правительства Калининградской области

Принявший орган: Правительство Калининградской области

Статус: Действующий

Опубликован: "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области"), N 148, 21.08.2012.
Дата принятия: 02 августа 2012

Дата редакции: 05 июня 2019