Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 июня 2012 года N 407

О целевой программе Калининградской области "Система химической и биологической безопасности Калининградской области на 2012-2015 годы"

<Изменения:
постановление Правительства Калининградской области от 03 декабря 2012 года N 929;
постановление Правительства Калининградской области от 27 мая 2013 года N 342;
постановление Правительства Калининградской области от 13 декабря 2013 года N 923>

В соответствии со статьей 18 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", в целях обеспечения химической и биологической безопасности на территории Калининградской области Правительство Калининградской области постановляет:

1. Утвердить целевую программу Калининградской области "Система химической и биологической безопасности Калининградской области на 2012-2015 годы" согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Губернатора Калининградской области Е.М. Морозов

Приложение

к постановлению Правительства

Калининградской области

от 05 июня 2012 года N 407

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Калининградской области "Система химической и биологической безопасности Калининградской области на 2012-2015 годы"

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Паспорт целевой программы Калининградской области "Система химической и биологической безопасности Калининградской области на 2012-2015 годы"


1. Наименование программы:

целевая программа Калининградской области "Система химической и биологической безопасности Калининградской области на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа).

2. Основание для разработки Программы:

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791 "О Федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)".

3. Государственные заказчики Программы:

1) Министерство сельского хозяйства Калининградской области;

2) Министерство здравоохранения Калининградской области;

3) Служба ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции Калининградской области.

<В редакции: постановление Правительства Калининградской области от 27 мая 2013 года N 342>

4. Субъект бюджетного планирования Программы, ответственный за исполнение Программы (координатор Программы):

Министерство сельского хозяйства Калининградской области.

5. Разработчики Программы:

1) Министерство сельского хозяйства Калининградской области;

2) Министерство здравоохранения Калининградской области.

6. Исполнители мероприятий Программы:

1) Министерство сельского хозяйства Калининградской области;

2) Министерство здравоохранения Калининградской области;

3) Служба ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции Калининградской области.

7. Стратегическая цель Программы:

последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на окружающую среду и население Калининградской области.

8. Тактические задачи Программы:

1) предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического заражения путем постоянного мониторинга опасных химических и биологических факторов;

2) укрепление материально-технической базы учреждений Калининградской области, осуществляющих деятельность в области обеспечения химической и биологической безопасности;

3) снижение потенциально возможных масштабов химического и биологического заражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;

4) ликвидация химически и биологически опасных техногенных образований и промышленных отходов, сокращение количества источников химической и биологической опасности;

5) повышение готовности органов управления здравоохранением, территориальной службы медицины катастроф, областных лечебно-профилактических учреждений и формирований к работе в условиях возникновения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

6) отработка взаимодействия по обеспечению химической и биологической безопасности с Главным управлением МЧС России по Калининградской области, Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области и Правительством Калининградской области.

9. Сроки реализации Программы:

2012 - 2015 годы.

10. Источники финансирования Программы:

1) областной бюджет - 34095,046 тыс. рублей;

2) местный бюджет - 73,0 тыс. рублей.

11. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

1) уничтожение 16 тонн непригодных и запрещенных к применению пестицидов;

2) исключение угрозы заболевания животных и людей сибирской язвой, исходящей от скотомогильников;

3) повышение готовности к ликвидации медицинских последствий радиационного, химического, биологического заражения территории Калининградской области;

4) улучшение качества и достоверности лабораторных исследований для обеспечения эпизоотического благополучия, ветеринарной, химической и биологической безопасности.

12. Система организации контроля за исполнением Программы:

контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

<В редакции: постановление Правительства Калининградской области от 27 мая 2013 года N 342>

Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


13. Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791 "О Федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)".

14. Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Калининградской области может быть достигнуто путем организации эффективного механизма координации деятельности и своевременного эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Калининградской области и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных образований санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами и направленных на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с выбросами химически и биологически опасных веществ, на существенное снижение негативного влияния вредных и опасных химических и биологических факторов и уменьшение их воздействия на население и окружающую среду.

15. Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и окружающей среды на территории Калининградской области от воздействия опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют риски причинения им вреда. Существуют явные биологические и химические угрозы для окружающей среды и безопасности населения.

16. Реальную опасность представляют следующие факторы:

1) наличие и хранение на территории Калининградской области химически опасных веществ;

2) наличие предприятий, относящихся к химически опасным объектам (по состоянию на 01 апреля 2012 года - 24 предприятия) (далее - ХОО);

3) изношенность оборудования основных производственных фондов ХОО составляет более 50 процентов;

4) недостаточная техническая оснащенность и использование устаревшего оборудования на предприятиях коммунально-технического хозяйства;

5) наличие на территории Калининградской области более 16 тонн непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов;

6) наличие на территории Калининградской области двух сибиреязвенных скотомогильников, представляющих угрозу возникновения эпидемии сибирской язвы;

7) трансграничные заносы на территорию Калининградской области известных и неизвестных ранее загрязняющих веществ.

17. В Калининградской области в настоящее время функционирует 87 потенциально опасных объектов, из которых 24 относятся к ХОО.

18. Серьезную опасность представляют ХОО, на которых используются хлор и аммиак (водопроводные комплексы, хладокомбинаты, торговые порты). Общее количество опасных веществ, используемых (хранимых) на ХОО, составляет: хлора - 100 тонн, аммиака – 125 тонн. К предприятиям с наибольшим количеством используемых (хранимых) опасных веществ относятся: открытое акционерное общество "Молоко", открытое акционерное общество "Балтийский комбинат", Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградский морской рыбный порт", открытое акционерное общество "Мясоконсервный комбинат Калининградский", открытое акционерное общество "Калининградский рыбоконсервный комбинат", открытое акционерное общество "Калининградский хладокомбинат", муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал".

19. Внимания требуют объекты, осуществляющие поставку питьевой воды и прием стоков от населения и объектов экономики. В первую очередь это относится к муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства "Водоканал".

20. Наиболее вероятными причинами возникновения аварийной ситуации могут быть ошибки производственного персонала, нарушение герметичности трубопроводов, отказы арматуры, переполнение хлорных сосудов (контейнеров), разгерметизация аппаратов из-за дефектов изготовления и другое. Наиболее опасным вариантом развития аварии является разгерметизация контейнера или трубопровода с выбросом хлора из оборудования с образованием и распространением токсичного облака и последующей интоксикацией людей.

21. Для определения поражающего фактора задействованы филиалы федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области", входящие в сеть наблюдения и лабораторного контроля. Лаборатории являются составной частью территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Калининградской области.

22. Учитывая то, что значительное количество объектов было построено и введено в эксплуатацию 30-40 лет назад, на сегодняшний день средний процент износа основных производственных фондов ХОО составляет более 50 процентов. Наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах водоканалов. Их износ достигает более 70 процентов. Поэтому достаточно велик риск возникновения химических аварий на объектах вследствие старения основных фондов, частых остановок производственных объектов по различным причинам, недостаточного выделения финансовых средств на приобретение нового оборудования, а также на переподготовку и обучение персонала.

23. Без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами ежегодно будет расти.

24. Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и, прежде всего критически важных для экономики Калининградской области объектов, в том числе функционирующих в социально значимой сфере для населения.

25. Для реконструкции большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности.

26. Требует решения проблема утилизации и обезвреживания запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов. Проблема отходов пестицидов и ядохимикатов в основном связана со сточными водами, рециркуляцией и ликвидацией упаковки после их использования и с ремедитацией загрязненных почв, а также с ликвидацией неиспользуемых и пришедших в негодность запасов пестицидов. Обследование мест хранения пестицидов показывает, что значительная часть из 23 складов пестицидов и ядохимикатов находится в неудовлетворительном состоянии, существует возможность свободного доступа посторонних лиц к пестицидам и ядохимикатам. Часть складов частично разобрана, вследствие этого возможен перенос пестицидов с дождевыми и талыми водами в окружающую среду. Кроме того, дополнительно выявляются пестициды, подлежащие утилизации или уничтожению. В связи с тем, что на территории Калининградской области отсутствует полигон для утилизации запрещенных и пришедших в негодность пестицидов, тары из-под них и других опасных отходов, необходимы меры для осуществления их уничтожения либо транспортировки на соответствующие полигоны. Ближайший полигон "Красный Бор" находится в Ленинградской области.

27. С учетом вышеизложенного, в целях снижения угрозы загрязнения окружающей природной среды и вероятности причинения вреда здоровью населения Калининградской области необходимо проведение мероприятий по обезвреживанию имеющихся запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов. На территории Калининградской области имеет лицензию и осуществляет уничтожение опасных отходов, в том числе пестицидов, методом высокотемпературного пиролиза общество с ограниченной ответственностью "Универсальные технологии".

28. Еще одним источником загрязнения окружающей среды, представляющим потенциальную биологическую опасность и угрозу для здоровья людей и животных, являются биологические отходы (трупы животных и птиц, отходы мясо- и рыбоперерабатывающих производств, забракованные непригодные в пищу продукты животного происхождения). Большая часть этих отходов уничтожается на 14 действующих скотомогильниках, которые расположены на землях с высоким уровнем стояния грунтовых вод, представляя потенциальную опасность для окружающей среды.

29. Кроме этого, на территории Калининградской области имеются два сибиреязвенных скотомогильника, расположенных в поселке Лиски Гурьевского муниципального района (с 1973 года) и в поселке Сосновка Правдинского района (с 1960 года) и представляющих угрозу возникновения эпидемии сибирской язвы, так как споры возбудителя способны сохраняться в почве на протяжении 100 лет. В результате проверок состояния этих законсервированных захоронений ежегодно обнаруживаются недостатки в их содержании (приходит в негодность ограждение, не исключена возможность хищений бетонных плит, закрывающих захоронения).

30. Значительный ущерб безопасности Калининградской области может нанести несоответствие защитных возможностей индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их нейтрализации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»