• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2000 года N 119

О комплексной региональной программе по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2000 - 2001 годы

<Утратил силу : постановление главы администрации Калининградской области от 21 июля 2003 года N 137 >

{Изменения:
Постановление главы администрации Калининградской области от 23.01.2001 года N 38;
постановление Главы администрации области от 09 августа 2001 года N 360;
постановление Администрации Калининградской области от 22 октября 2001 года N 426}

Криминогенная ситуация в нашей области свидетельствует о дальнейшем обострении проблемы, связанной с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Масштабы незаконного распространения и потребления наркотиков достигли уровня, представляющего реальную угрозу здоровью населения и правопорядку в регионе.

Негативные изменения происходят в структуре наркотических средств, поставляемых на подпольный рынок. Традиционные для России и области маковая соломка и марихуана вытесняются высококонцентрированными, дорогостоящими опием, кокаином, героином и синтетическими наркотиками.

На учете в органах внутренних дел области в настоящее время состоит более 7000 потребителей наркотиков. Контингент потребителей наркотиков стремительно молодеет. Все большее число несовершеннолетних приобретает опыт потребления наркотических и психотропных препаратов.

За последние пять лет наблюдается тенденция увеличения количества выявляемых органами внутренних дел преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Только за 1999 год подразделениями УВД области зарегистрировано 1385 преступлений. Проведенный анализ показывает, что большая часть преступлений, связанных с наркотиками, совершается в г. Калининграде (около 64% от общего количества зарегистрированных преступлений) и крупных городах области. Наиболее опасным является стремительный рост контрабанды наркотиков на территорию области. Подавляющее большинство всех изымаемых наркотиков имеет иностранное происхождение.

В целях усиления противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1030 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить комплексную региональную программу по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2000-2001 годы (далее именуется - программа) согласно приложению.

2. Комитету по финансам и бюджету администрации области (Голубевой Л.Н.) при формировании бюджета 2001 года предусмотреть финансирование основных мероприятий второго этапа выполнения Программы.

Финансирование выполнения первого этапа (2000 год) Программы осуществлять, исходя из финансовых возможностей областного бюджета на 2000 год, а также за счет привлечения средств внебюджетных источников.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления:

- в планах работы на 2000 и 2001 годы предусмотреть мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту и принять меры по привлечению средств внебюджетных источников для их финансирования;

- активизировать работу комиссий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту при органах местного самоуправления;

- уделить особое внимание организации досуга несовершеннолетних на основе общественно ценных интересов и склонностей, предусмотрев проведение молодежных дискотек, конкурсов плакатов и рисунков, викторин, беспроигрышных лотерей и других мероприятий антинаркотической направленности. Расширить сеть спортивных секций и творческих кружков.

4. Комитету по печати и информации администрации области (Галенко А.С.) организовать периодическую публикацию материалов в средствах массовой информации о ходе выполнения Программы.

5. Исполнителям Программы представлять информацию о ходе выполнения Программы в областную межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту ежегодно до 10 января и 10 июля.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Главное контрольное управление администрации области (Белоброва А.В.).

7. Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию.

Глава администрации

(губернатор) области Л. Горбенко

Приложение

к постановлению главы администрации (губернатора) области

от 21 марта 2000 г. N 119

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2000-2001 ГОДЫ

ПАСПОРТ Комплексной региональной программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2000-2001 годы

Наименование          - Комплексная региональная программа по

программы               противодействию злоупотреблению наркотиками

                        и их незаконному обороту на 2000-2001 годы

Основание для         - Постановление Правительства РФ от

разработки Программы    9 сентября 1999 г. N 1030 "О федеральной

                        целевой программе "Комплексные меры

                        противодействия злоупотреблению наркотиками

                        и их незаконному обороту на 1999-2001 годы"

Координатор           - Управление административных органов

(разработчик)           администрации области

Программы

Основные разработчики - Управление внутренних дел Калининградской

и исполнители           области (УВД), Западное Управление

Программы               внутренних дел на транспорте МВД Российской

                        Федерации (ЗУВД); Управление Федеральной

                        Службы Безопасности России по

                        Калининградской области (УФСБ);

                        Калининградское таможенное управление

                        (КТУ); Калининградское региональное

                        управление Федеральной пограничной службы

                        России (КРУ ФПС), Управление исполнения

                        наказаний Министерства юстиции Российской

                        Федерации (УИН); Калининградский

                        юридический институт МВД Российской

                        Федерации (КЮИ МВД) администрации области;

                        управление здравоохранения, управление

                        общего, профессионального образования и

                        науки, управление труда и социального

                        развития, управление природо- и

                        недропользования, комитет по печати и

                        информации, комитет по финансам и бюджету,

                        комитет по физической культуре и спорту,

                        комитет по молодежной политике, органы

                        местного самоуправления Калининградской

                        области

Цели и задачи,        - Обеспечение условий для приостановления

важнейшие целевые       роста злоупотребления наркотиками и их

показатели Программы    незаконного оборота; поэтапное сокращение

                        распространения наркомании и связанных с

                        ней преступлений и правонарушений до уровня

                        минимальной опасности для общества.

                             Задачи Программы:

                             совершенствование региональной

                        правовой базы по проблемам противодействия

                        злоупотреблению наркотиками и их

                        незаконному обороту;

                             совершенствование системы профилактики

                        потребления наркотиков различными

                        категориями населения, прежде всего

                        молодежью и несовершеннолетними;

                             совершенствование системы лечения и

                        реабилитации лиц, допускающих потребление

                        наркотиков без назначения врача;

                             совершенствование системы

                        правоохранительных органов;

                             развитие международного сотрудничества

                        с правоохранительными органами приграничных

                        государств в области противодействия

                        злоупотреблению наркотиками и их

                        незаконному обороту.

Сроки и этапы         - Первый этап (2000 год) - совершенствование

реализации Программы    нормативно - правовой базы и

   антинаркотической пропаганды,

   обеспечивающих условия реализации

                        Программы; расширение межведомственного и

                        международного сотрудничества; определение

                        фактических масштабов распространения

                        наркомании; совершенствование системы

                        профилактики, лечения и реабилитации

                        больных наркоманией.

                        - Второй этап (2001 год) - апробация

                        методов и средств противодействия

                        злоупотреблению наркотиками и их

                        незаконному обороту; переподготовка

                        личного состава и материально

                        техническое оснащение органов, ведущих

                        борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Ожидаемые конечные    - Определение фактических масштабов

результаты реализации   распространения наркомании, незаконного

Программы               оборота наркотиков и связанных с этим

                        потерь общества;

                             повышение антинаркотической ориентации

                        населения области, способствующей

                        моральному и физическому оздоровлению нации;

                             совершенствование методик системы

                        лечения и реабилитации лиц, больных

                        наркоманией;

                             оснащение областного наркологического

                        диспансера современным оборудованием для

                        обнаружения наркотиков в организме человека;

                             создание опорного межрегионального

                        учебно-методического центра в городе

                        Калининграде, обеспечивающего внедрение

                        научно обоснованных программ профилактики и

                        лечения наркомании, реабилитацию больных

                        наркоманией;

                             углубление международного

                        сотрудничества правоохранительных органов

                        Калининградской области с

                        правоохранительными органами приграничных

                        государств в сфере борьбы с незаконным

                        оборотом наркотиков.

Система организации   - Управление и контроль за исполнением

контроля за             Программы осуществляются областной

исполнением Программы   межведомственной комиссией по

                        противодействию злоупотреблению

                        наркотическими средствами и их незаконному

                        обороту и УВД Калининградской области,

                        которые запрашивают организации и

                        учреждения, ответственные за выполнение

                        мероприятий, о ходе исполнения Программы.

                             Организации, указанные в графе

                        "Исполнитель" раздела "Основные

                        программные мероприятия" первыми, являются

                        ответственными за выполнение мероприятий и

                        организуют их исполнение.

                             Организации, ответственные за

                        выполнение мероприятий, представляют

                        обобщенные отчеты о ходе работы по

                        Программе в областную межведомственную

                        комиссию по противодействию злоупотреблению

                        наркотическими средствами и их незаконному

                        обороту (с обязательным указанием разделов

                        и пунктов) ежегодно до 10 января и 10 июля.


I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ

РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Комплексная региональная программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2000-2001 годы (далее именуется - Программа) разработана совместными усилиями заинтересованных органов исполнительной власти области и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1030 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы".

Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются - наркотики) в России характеризуется неуклонным ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. По экспертным оценкам количество потребителей наркотиков превышает 2 млн. человек, а уровень немедицинского потребления наркотиков возрос в 20 раз за последние годы.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в 10 раз, достигнув в 1998 году 190 тысяч. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку, так как, по оценке российских и международных экспертов, выявляется не более 10-15 процентов таких преступлений. Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность, преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер, стали нормой жизни отдельных слоев населения.

Наиболее опасной тенденцией является стремительный рост контрабанды наркотиков на территорию России. Более половины всех изымаемых наркотиков имеют иностранное происхождение.

В стране происходит интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, кокаин, героин, синтетические наркотики вытесняют традиционные для России маковую соломку и марихуану.

Стремительно развивается нелегальное производство наркотиков, причем в преступную деятельность втягиваются лица с высоким уровнем образования и специальных знаний, производящие в подпольных лабораториях на высокотехнологичном оборудовании синтетические наркотики. Не снижается уровень поступления наркотиков из законного оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил производства, приобретения и хранения наркотиков.

Аналогичная ситуация складывается и на территории Калининградской области.

По данным ученых Калининградского юридического института МВД Российской Федерации, Калининградская область относится к числу регионов России, где наблюдается заметный рост распространения наркотиков. Если в 1985 году в области было зафиксировано 164 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, то в 1998 году таких преступлений стало уже 1304. Естественно, возросло и количество лиц, состоящих на медицинском учете с диагнозом "наркомания": с 281 человека в 1985 г. до 2213 человек в 1998 г. На учете в органах внутренних дел Калининградской области в настоящее время состоит 7785 потребителей наркотиков, из них 90% потребляют героин. Реальное же количество потребителей наркотиков ориентировочно составляет 9-10 тыс. человек. Следовательно, сегодня каждый 119 гражданин области употребляет наркотики.

В настоящее время в регионе около 64% наркоманов являются носителями ВИЧ-инфекции.

Доминирующее место в структуре наркопреступности Калининградской области занимают незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств. Хищение либо вымогательство наркотических средств, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, незначительны. Потребителями наркотиков в области используются наркотические средства, поступающие извне (из Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы, Польши, Белоруссии, Украины, республик Средней Азии и Закавказья).

Негативное влияние на борьбу с проникновением наркотиков на территорию области оказывают следующие факторы:

1) в силу своего анклавного положения Калининградская область, имея разветвленную сеть железных, шоссейных дорог, морские и авиационные порты, военные аэродромы, служит идеальным транзитным пунктом для переброски наркотиков в другие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья;

2) благоприятные условия для создания и роста хорошо организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом, создают безработица, особенно среди молодежи, несвоевременная выплата заработной платы, создание частных фирм, которые могут служить прикрытием для организованных преступных групп, и другие;

3) миграция населения из мест, где традиционно производятся наркотические вещества;

4) привлекаемая в область иностранная рабочая сила из Польши и Литвы. В настоящее время прибалтийские страны и Польша выдвигаются на передовые позиции по производству амфитаминов.

Наибольшую тревогу у правоохранительных органов вызывает тот факт, что в 1998-1999 годах наблюдается переориентация потребителей наркотических средств на более жесткие наркотики, такие как: героин, кокаин, экстази.

Проведенный Калининградским юридическим институтом МВД РФ анонимный опрос учеников старших классов школ г. Калининграда (620 респондентов) показал, что 17% употребляли анашу, марихуану, "травку"; 6% - крэк, 14% - героин, 9% - экстази, 7% - кокаин, 47% отказались отвечать на вопрос.

Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в Калининградской области, самыми вескими являются:

- разрушение системы детских и молодежных организаций;

- резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе;

- массированное влияние западной культуры и пропаганды западного образа жизни;

- ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей;

- ослабление семейных связей.

Все это привело к тому, что именно молодежь приобщается к наркотикам. В первую очередь, это молодые люди из числа малообеспеченных слоев населения и семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем. Именно они начинают в раннем возрасте употреблять спиртные напитки, нюхать клей, растворители, а затем и употреблять наркотические средства.

Дети состоятельных родителей начинают принимать наркотики, стараясь выделиться среди сверстников. Начинают принимать анашу, экстази, а затем переходят на героин и кокаин. Западная культура принесла к нам в область моду на наркотики, и молодежь стала появляться на дискотеках с наркотиками ЛСД или экстази. Политика запрета и репрессий оказалась неэффективной, привела к отвлечению средств от финансирования оздоровительных программ.

Меры, принимаемые администрацией области и правоохранительными органами в 1996-1999 годах, оказались из-за недостаточного финансирования выполненными не в полной мере.

Вместе с тем, потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержания контроля за законным оборотом наркотиков в регионе имеется, поскольку ранее намеченные мероприятия, хотя и не в полной мере, но были выполнены.

Правоохранительные органы накопили опыт функционирования в новых социально - экономических условиях. Завершается сбор и начата реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных формирований в сфере наркобизнеса, а также об их коррумпированных связях. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, международное сотрудничество в сфере борьбы с наркобизнесом.

Учитывая, что в Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2000 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1030, обращено внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на то, что в России в ближайшей перспективе возможны:

дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе и переделе территории страны и отраслей преступного наркобизнеса на сферы влияния, в результате чего может быть установлен контроль криминальных структур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию России для расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов;

расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях знаний специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

возрастание тяжести масштабов социальных, в том числе экономических последствий противоправного употребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде;

администрацией области совместно со всеми заинтересованными учреждениями и организациями разработана настоящая Программа, конкретизирующая положения Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы" применительно к обстановке на территории области.

В программу включены нереализованные мероприятия предыдущих программ и планов.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Главной целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. В последующем - поэтапное сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений.

Программа рассчитана на 2000-2001 годы и будет реализовываться в два этапа.

На первом этапе (2000 г.) Программа предполагает решение следующих задач:

совершенствование региональной нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

совершенствование антинаркотической пропаганды;

расширение межведомственного и международного сотрудничества;

определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков в регионе;

формирование негативного общественного отношения к незаконному потреблению наркотиков;

совершенствование системы правоохранительных органов за счет оптимизации их структуры, повышения эффективности управленческой деятельности, улучшения кадровой и материально - технической оснащенности, укрепления взаимодействия структурных подразделений, в том числе межведомственного взаимодействия, развития международного сотрудничества, внедрения передового опыта;

сохранение и закрепление профессионального кадрового ядра отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Калининградской области, обеспечение правовых, социальных, материальных и морально - психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников этой службы и членов их семей;

оснащение областного наркологического диспансера необходимым лабораторно - диагностическим оборудованием;

совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними; совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача.

На втором этапе (2001 г.) Программа предполагает:

завершение разработки методологии и методики проведения антинаркотической профилактической работы;

обеспечение функционирования молодежных клубов антинаркотической направленности по месту жительства;

широкое внедрение в практику новых концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;

завершение переподготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;

создание специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией;

создание в г. Калининграде опорного межрегионального учебно-методического центра, обеспечивающего внедрение научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитацию больных наркоманией.

III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере незаконного оборота наркотиков:

организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

профилактика злоупотребления наркотиками;

лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

обеспечение контроля за распределением наркотиков;

пресечение незаконного оборота наркотиков;

международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Указанные программные мероприятия рекомендованы Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации мероприятий Программы необходимо 8505 тыс. руб. и 33 тыс. долларов США; в том числе в 2000 г. - 4643 тыс. руб. и 33 тыс. долларов США; в 2001 году - 3862 тыс. руб.

Часть мероприятий Программы финансируется целевым назначением из областного бюджета, частично - за счет средств бюджетов муниципальных образований и текущего финансирования областных организаций.

(тыс. рублей)

+---------------------+----------------+------------+--------+

|                     | 2000-2001 годы |   2000 г.  | 2001 г.|

|                     |     всего      |            |        |

+---------------------+----------------+------------+--------+

| 1. Областной бюджет |    4721        |   2842*    |  1879  |

|                     |   33 тыс.      |  33 тыс.   |        |

|                     | долл. США      | долл. США* |        |

+---------------------+----------------+------------+--------+

| 2. Бюджеты          |                |            |        |

|    муниципальных    |                |            |        |

|    образований      |    3784        |   1801*    |  1983  |

+---------------------+----------------+------------+--------+


V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ

ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее именуется - Комиссия), которая запрашивает органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и правоохранительные органы, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе исполнения Программы.

Информация о ходе исполнения предусмотренных Программой мероприятий представляется в комиссию ежегодно к 10 июля и 10 января.

При отсутствии финансирования мероприятий Программы исполнители вносят свои предложения об изменении сроков их реализации либо снятии с контроля на рассмотрение Межведомственной комиссии.

По решению главы администрации (губернатора) области ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на заседаниях Координационного совета по борьбе с преступностью и коррупцией с заслушиванием отчетов руководителей органов и организаций - исполнителей Программы.

VI. ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

<Таблица с изменениями предоставляется по запросу>

О комплексной региональной программе по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2000 - 2001 годы

Название документа: О комплексной региональной программе по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2000 - 2001 годы

Номер документа: 119

Вид документа: Постановление Главы Администрации (губернатора) Калининградской области

Принявший орган: Губернатор Калининградской области

Статус: Недействующий

Опубликован: газета "Д.Донского 1" N 24 от 01.04.2000
Дата принятия: 21 марта 2000

Дата редакции: 22 октября 2001