Недействующий

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2007 года N 984-IV-ОД

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

Утратило силу постановлением Воронежской областной Думы от 12.03.2010 N 2128-IV-ОД НГР ru36000201001240

В соответствии с постановлением Воронежской областной Думы от 22 апреля 2004 года N 824-III-ОД "О Регламенте Воронежской областной Думы", рассмотрев областную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2007 - 2010 годы", представленную губернатором Воронежской области, Воронежская областная Дума постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2007 - 2010 годы" (далее - программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансирование мероприятий программы осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы В.И.КЛЮЧНИКОВ

Приложение

к постановлению

Воронежской областной Думы

"Об областной целевой программе

"Социальная поддержка инвалидов в

Воронежской области на 2007 - 2010 годы"

от 27.09.2007 N 984-IV-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Областнаяцелеваяпрограмма"Социальная
 поддержка инвалидов в Воронежской области на
 2007 - 2010 годы", далее - программа

Дата принятия решения о
 разработке программы,
 дата ее утверждения
 (наименование и номер
 соответствующего
 нормативного акта)

Распоряжен ие администрации Воронежской области
 от 31.07.2006 N 2052-р "О разработке областной
 целевой программы "Социальная поддержка
 инвалидов Воронежской области на 2007 - 2010
 годы"

Государственные
 заказчики программы

Главноеуправлениегосударственнойслужбы
 занятостинаселенияВоронежскойобласти,
 Главноеуправлениесоциальногоразвития
 Воронежской области

Государственный
 заказчик-координатор

Главноеуправлениесоциальногоразвития
 Воронежской области

Основной разработчик
 программы

Главноеуправлениесоциальногоразвития
 Воронежской области

Цели и задачи программы

Основной цельюпрограммыявляетсясоздание
 условий для повышения уровня и качества жизни
 инвалидов, социальной адаптации, приобщения к
 труду и интеграции их в общество.
 Для достижения цели программы требуется решение
 следующих задач:
 1)созданиеусловийдляболееактивного
 включения инвалидов в социально-экономическую,
 политическую и культурную жизнь общества;
 2)созданиеусловийдляпроведения
 профессиональнойисоциальнойреабилитации
 инвалидов;
 3) обеспечение профессиональной подготовкии
 переподготовки инвалидов как одного из основных
 инструментов социальной интеграции инвалидов в
 общество в современных условиях;
 4)поддержкадеятельностиобщественных
 организацийиобъединений,занимающихся
 реабилитацией инвалидов;
 5)развитиесистемсоциальныхслужбдля
 инвалидов,оказаниесоциальных,медико-
 социальных услуг;
 6)организациясоциально-медицинского
 обслуживаниянадомуинвалидов,имеющих
 противопоказаниякобслуживанию
 государственными социальными учреждениями;
 7)оснащениеоборудованиемреабилитационных
 организаций;
 8)развитиепротезно-ортопедической помощи
 инвалидам

Целевые индикаторы и
 показатели

1) удельный вес численности реабилитированных
 инвалидоввобщейчисленностиинвалидов,
 ежегодно переосвидетельствуемых вфедеральных
 государственныхучрежденияхмедико-социальной
 экспертизы (процентов);
 2) количество реабилитированных инвалидов,в
 том числе инвалидов вследствие боевых действий
 и военной травмы (тыс. чел.);
 3)количествочастичнореабилитированных
 инвалидов (тыс. чел.);
 4) охват медико-социальны ми,психологическими
 услугами инвалидов (процентов);
 5) количество созданных новых испециальных
 рабочих мест для инвалидов (места)

Сроки и этапы реализации
 программы

2007 - 2010 годы.
 Программа реализуется в один этап

Перечень основных
 мероприятий

1. Нормативное и информационное обеспечение в
 сфере социальной поддержки инвалидов.
 2. Медико-социальная реабилитация инвалидов.
 3.Организациясоциально-медицинского
 обслуживаниянадомуграждан,имеющих
 противопоказаниякобслуживанию
 государственными социальными учреждениями.
 4. Внедрениесовременныхорганизационныхи
 реабилитационных технологий оказания протезно-
 ортопедической помощи инвалидам.
 5. Содействие трудовой занятости инвалидов, в
 том числе стимулирование создания специальных
 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
 6.Укреплениематериально-техническойбазы
 организаций,занимающихсяподдержкойи
 реабилитацией инвалидов.
 7. Развитие комплексной реабилитации инвалидов
 вследствие боевых действий и военной травмы

Объемы и источники
 финансирования,
 тыс. рублей

Общиезатратынареализациюпрограммы
 составляют57165,5тыс.рублей,изних:
 федеральный бюджет-8120,0тыс.рублей,
 областной бюджет-48592,0тыс.рублей,
 внебюджетные источники - 453,5 тыс. рублей.
 В том числе по годам (тыс. рублей):
 2007 год - 18408,4(федеральныйбюджет-
 7295,0;областнойбюджет-11000,0;
 внебюджетные источники - 113,4);
 2008 год - 12158,4 (федеральный бюджет - 275,0;
 областнойбюджет-11770,0;внебюджетные
 источники - 113,4);
 2009 год - 12923,4 (федеральный бюджет - 275,0;
 областнойбюджет-12535,0;внебюджетные
 источники - 113,4);
 2010 год - 13675,3 (федеральный бюджет - 275,0;
 областнойбюджет-13287,0;внебюджетные
 источники - 113,3)

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 программы

В результате реализации программы ожидается:
 - усилениесоциальнойзащитыиулучшение
 положения инвалидов;
 -повышениеэффективностидеятельности
 учреждений, занимающихся поддержкой инвалидов;
 -совершенствованиесистемыподготовкии
 повышения квалификации специалистов по работе с
 инвалидами;
 -доступностьполученияуслугнадому
 инвалидам,имеющимпротивопоказанияк
 социальномуобслуживаниюгосударственными
 учреждениями;
 - снижение уровня инвалидности к 2011 году на
 0,2%;
 - снижение уровнянапряженностивсемьях,
 столкнувшихся с необходимостью поиска сиделки
 (110 семей ежегодно);
 - создание системыкомплекснойреабилитации
 инвалидов в следствие боевых действий и военной
 травмы;
 -увеличениеобъемасоциальныхуслуг,
 оказываемыхинвалидам к2011 годуна15
 процентов;
 -увеличениесрокаэксплуатациипротезно-
 ортопедических изделий (на 2 года);
 - создание новых и специальных рабочих мест для
 инвалидов - 294 места;
 - создание условий для интеграции инвалидов в
 общество.
 Экономический эффект от реализациипрограммы
 составит 16000 тыс. рублей. Социальный эффект -
 147600 тыс. рублей. Бюджетный эффект - 1900
 тыс. рублей

Глава 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов, улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года.

В Российской Федерации принята федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы".

В Воронежской области необходимо принятие областной целевой программы, направленной на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.

Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки.

Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах. По данным различных исследователей большая часть этих граждан относится к наименее обеспеченным слоям населения.

Масштабность проблем инвалидов и необходимость их приоритетного решения обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и ее отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности. Если в 1995 году общее число инвалидов в стране достигало 6,3 млн. человек, то в 2004 году - 11,4 миллиона. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более одного миллиона - впервые, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста.

Воронежская область относится к зоне демографического кризиса, доля пенсионеров - 31,1 процента, что выше общероссийского уровня. В структуре инвалидности преобладают инвалиды I и II группы - 72,3 процента, инвалиды III группы составляют 27,7 процента.

Инвалиды, граждане с ограниченными возможностями более других нуждаются в поддержке государства, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные их проблемы решаются недостаточно эффективно.

Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" определены конкретные меры, направленные на создание оптимальных для инвалидов условий жизнедеятельности, их социальную интеграцию.

По прогнозу Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в ближайшие годы тенденции к уменьшению числа инвалидов не прослеживаются.

Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость проведения в Воронежской области комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей повышение их жизненного уровня и интеграции в общество.

У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.

В Воронежской области на протяжении многих лет показатель полной реабилитации остается на низком уровне и не превышает 1,3 процента, то есть из 100 инвалидов только у одного улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности (в среднем по Российской Федерации показатель реабилитации - 2,3 процента). Численность инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования в 2005 году снята группа инвалидности - 121 чел., снижена тяжесть инвалидности - 1150 чел. В 2006 году 94,7 процента освидетельствованным инвалидам разработаны индивидуальные программы реабилитации с рекомендациями по обеспечению техническими средствами реабилитации, позволяющими восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности. В связи с этим возникла необходимость для осуществления технического обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта, переоборудования под индивидуальные особенности технических средств реабилитации для инвалидов и разработки системы мер, направленной на увеличение количества реабилитированных инвалидов.

В Воронежской области профессиональная реабилитация инвалидов осуществляется на базе Воронежского областного реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста (далее - Центр). Профессиональное обучение проводится по 32 профессиям. На базе Центра реализуется 9 реабилитационных программ: профессиональная ориентация, психологическая коррекция, профессиональное обучение, трудовая реабилитация, социальная реабилитация, бытовая адаптация, творческая реабилитация, содействие занятости инвалидов и медико-социальная реабилитация.

Ежегодно услугами Центра пользуются до 1500 человек, из них около 1000 человек приобретают новую профессию. Объем услуг постоянно растет, ежегодно предлагается 2 - 3 новые профессии, востребованные на рынке труда. С 1996 года Центру делегировано право осуществлять повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами в области реабилитации и занятости.

Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста расположен в пригородной зоне, в значительном отдалении от центра города (пос. Отрожка). Общественный транспорт в этой части города отсутствует, маршрутные такси имеют ограниченное количество мест для инвалидов, обычный транспорт не приспособлен для проезда инвалидов-колясочников. Кроме того, оплата регулярного проезда в течение нескольких месяцев профессионального обучения инвалида в Центре реабилитации становится непосильной нагрузкой для бюджета семьи инвалида.

Обеспечение транспортной доступности для маломобильных инвалидов создаст условия для профессионального обучения и реабилитации инвалидов в Воронежском областном реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста.

Санаторий "Белая горка" открыт с 23.07.2004. В 2005 году в нем получили санаторно-курортное лечение 896 инвалидов.

Санаторий бальнеологического типа предназначен для лечения больных с заболеваниями органов движения. Недостаточное оснащение медицинским оборудованием не позволяет осуществлять лечение в полном объеме и на современном уровне. Необходимо приобрести медицинское оборудование и автотранспорт на сумму 8221 тыс. рублей.

В Воронежской области состоит на учете около 4000 инвалидов с нарушением слуха, из них 1069 детей. С целью оказания услуг по сурдопереводу этой категории инвалидов на базе Воронежского регионального отделения общественной организации Всероссийского общества глухих в 2002 году открыт областной центр сурдопереводческих услуг, для полноценного функционирования которого необходимо оборудование.

Слабовидящие и слепые граждане лишены доступа к современным технологиям. Владение компьютером поможет слепым инвалидам приобрести профессию, трудоустроиться, повысить свой культурный уровень. В настоящее время обучение слепых пользованию компьютером в Воронежской области практически отсутствует.

За последний год характеристики официально зарегистрированной безработицы инвалидов изменились следующим образом:

- с 80,9 до 85 процентов увеличилась доля получивших официальный статус безработного;

- численность состоящих на учете выросла за год на 12,3 процентных пункта и составила 3427 человек (против 2306 в 2001 году);

- в структуре причин их незанятости произошло увеличение доли потерявших работу (в 1,2 раза) и снижение удельного веса других категорий. За 2 года было трудоустроено 2048 инвалидов.

Среди обеспеченных работой 45,6 процента были трудоустроены на вакантные рабочие места, 8,6 процента - по квоте для инвалидов, 4,5 процента - на субсидированные рабочие места, еще 4,0 процента - на общественные работы. Свыше 60,0 процента получили постоянную работу, 39 процентов - временную и менее 1,0 процента - работу на дому.

Основная тенденция профессиональной ориентации инвалидов - желание трудоустроиться по имеющейся у них профессии - сохранилась и усилилась по сравнению с 2001 годом (в 1,3 раза по числу стремящихся к этому). На высокооплачиваемую работу претендует уже каждый шестой против каждого десятого в прошлые годы.

Наиболее предпочтительна для инвалидов работа по найму на обычном предприятии с официальным оформлением трудовых отношений. Однако особенностью данной категории является повышенная ориентация на частичную занятость (неполный рабочий день или неделю): 19 процентов хотят иметь надомную работу, 5 процентов - перейти на индивидуальную трудовую деятельность, а для 21 процента желательна работа на предприятии, специализирующемся именно на занятости инвалидов.

Вместе с тем для инвалидов характерна более низкая активность в попытках самостоятельного трудоустройства - 42 процента (против 32 процентов по остальным безработным) не пытались искать работу самостоятельно. Это явилось одной из причин их более длительной безработицы - доля состоящих на учете свыше 12 месяцев среди них выше в 3,6 раза, а состоящих на учете повторно - в 1,4 раза.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами трудоустройство инвалидов возможно лишь на специально оборудованные рабочие места или при создании специальных условий труда. Только одному из десяти инвалидов удается найти подходящее рабочее место, что в 6 раз ниже общего показателя трудоустройства населения.

Основной причиной такого положения является отсутствие экономической заинтересованности работодателей в приеме на работу инвалидов, имеющих ограниченные возможности трудовой деятельности.

На территории Воронежской области располагаются два предприятия общероссийской общественной организации инвалидов - ООО "Бутурлиновское УПП ВОС", специализируется на выпуске щетинно-щеточных изделий, ООО "Воронежское УПП "Импульс ВОС", специализируется на выпуске электротехнических изделий. Производственные участки с оборудованием и спецоснасткой, социальная инфраструктура учебно-производственного предприятия ВОС содержались за счет выпускаемой продукции и предоставляемых льгот, которые частично компенсировали малоэффективный труд инвалидов и позволяли их продукции быть конкурентоспособной. В настоящее время льготы отменены и предприятия поставлены в один ряд с коммерческими структурами.

Ранее число занятых в производстве инвалидов по зрению составляло 1114 человек, в настоящее время, в связи с падением объемов производства, составляет 312 человек.

Участие инвалидов в трудовой деятельности не только позволяет им улучшить свое материальное положение, но и дает возможность вернуть их к активному участию в жизни общества, способствует восстановлению их социального статуса.

В настоящее время проблема оказания помощи широкому контингенту лиц, пострадавших во время боевых действий и ставших инвалидами вследствие этого, относится к числу наиболее актуальных.

Послевоенная реабилитация участников боевых действий не может происходить сама по себе по истечении времени, на что указывают данные медицинских и социологических исследований: более 35 процентов ветеранов боевых действий имеют серьезные психологические проблемы и слабо адаптируются в гражданском обществе.

По оценке отечественных специалистов в различных видах социальной и медицинской реабилитации нуждаются около 80 процентов военнослужащих, выполняющих боевые задания.

Обследования ветеранов войн США после корейского, вьетнамского военных конфликтов, после участия в операции "Буря в пустыне" показывают, что война не заканчивается для значительной части ее участников с прекращением их участия непосредственно в боевых действиях. Симптомы боевого стресса (не менее чем 40 - 80 процентов случаев) трансформируются в посттравматические стрессовые расстройства и могут продолжаться годы и десятилетия, а в ряде случаев формируется психопатическое состояние, связанное с боевой психической травмой.

Многие последствия различных заболеваний раневой и травматической болезней может сместить или полностью устранить современная система реабилитации, способствуя адаптации личности, организма человека к его изменившемуся физическому состоянию, жизни во всех ее проявлениях, социуму, труду.

В Воронежской области проживают более 61 тысячи одиноких инвалидов. Около 23 процентов инвалидов имеют размер пенсии ниже прожиточного минимума. Инвалидам, имеющим противопоказания к государственному социальному обслуживанию в нестационарных условиях, большой проблемой становится оплата медико-социальных услуг.

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Лечебно-профилактические учреждения, органы образования, соцзащиты не могут осуществлять контроль за выполнением индивидуальных программ реабилитации инвалидов в связи с отсутствием в их штатах соответствующих специалистов. В системе здравоохранения, образования, соцзащиты и занятости населения недостаточно реабилитационных учреждений, имеющих прочную материальную базу, позволяющую осуществлять реабилитационные мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой на современном уровне. Все это не позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и этапность реабилитационного процесса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»