• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2004 года N 863-III-ОД

Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"

Изменения:

Постановление Воронежской областной Думы от 29.06.2006 N 548-IV-ОД НГР Ru336000200600403

Постановление Воронежской областной Думы от 28.02.2008 N 1190-IV-ОД НГР Ru36000200800707


В целях создания региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий Воронежская областная Дума постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" (далее-Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансирование Программы в 2005 году и последующие годы осуществлять в рамках Закона Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

3. Контроль за выполнением программных мероприятий возложить на первого заместитель председателя Воронежской областной Думы Титова Ю.Т.

4. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия

Первый заместитель

Председателя областной Думы Ю.Т. Титов

Приложение. ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005-2008 ГОДЫ" Воронеж 2004

Приложение
к постановлению Воронежской
областной Думы от 27.05.04
N 863-III-ОД

Паспорт областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005 - 2008 годы"


Наименование программы

Областная целевая программа "Развитие инновацион-ной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы".

Распоряжение администрации Воронежской области "О разработке областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" от 29.07.2003 года N 1385-р. "Концепция развития промышленности Воронежской области на 2003-2007 годы", утвержденная постановлением администрации Воронежской области от 28.04.2003 года N 320.

Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации Воронежской об-ласти.

Рабочая группа по разработке программы, созданная в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 29.07.2003 года N 1385-р.

Создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммер-циализации наукоемких технологий.

1. Разработка нормативного, правового и методиче-ского обеспечения развития инновационной деятель-ности в промышленности области.
2. Создание условий для становления и развития госу-дарственной (областной) поддержки инновационной деятельности в промышленности области.
3. Содействие в реализации на промышленных пред-приятиях области наукоемких инвестиционных проек-тов, разработка и распространение инновационных технологий.
4. Содействие в создании и развитии инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промыш-ленности области.
5. Формирование и развитие системы обучения и пе

Срокииэтапы реализации программы

Совершенствование нормативной правовой базы и становление инфраструктуры поддержки инноваци-онной деятельности, создание условий для внедрения инноваций на промышленных предприятиях области. Этап 2. 2007-2008 годы.
Содействие в дальнейшем развитии областной инно-вационной системы, создание условий для ускоренно-го роста инновационного сектора в промышленности области.

1. Совершенствование и развитие кадрового потен-циала в научно-технической и инновационной сферах. 2. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
3. Содействие в образовании научно-производствен-ных комплексов и стимулирование крупных и средних промышленных предприятий к внедрению инноваций. 4. Государственная поддержка реализации инноваци-онных проектов.
5. Содействие в формировании и развитии инноваци-онной инфраструктуры.

Предприятия и организации существующей област-ной инновационной инфраструктуры, высшие учеб-ные заведения, промышленные предприятия, отрасле-вые НИИ и КБ, научные организации и коллективы, организации инфраструктуры поддержки инноваци-онной деятельности, создаваемые в ходе реализации программы и другие предприятия и организации, при-влекаемые на конкурсной основе.

Объемы и источники финан-сирования

внебюджетные источники - 960,7 млн.руб., в том числе: собственные средства предприятий и организаций -651,5 млн.руб. (57,7%), кредиты коммерческих банков-309,22 млн.руб. (27,4%)

Ожидаемые ко-нечные результаты реализации про-граммы

1. Внедрение новых технологий на промышленных предприятиях области (не менее 80-120 за время реа-лизации программы).
2.Повышение доли инновационной продукции в объеме реализованной промышленной продукции до 8-10%.
3. Увеличение количества промышленных предприятий, внедряющих научно-технические и инноваци-онные разработки в производство па 55-60%.
4. Дополнительные ежегодные поступления в бюджеты всех уровней составят к концу реализации программы свыше 500 млн. рублей в год.
6. Увеличение количества профессиональных участников инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности в 5-8 раз.

Система организа-ции контроля за исполнением про-граммы

Административный контроль за реализацией про-граммы осуществляет государственный заказчик -главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации области. Кон-троль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет главное финансовое управление адми-нистрации области и другие контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством.

Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" разработана в соответствии с требованиями "Макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 02.11.2001 г. N 424, и Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 08.10.2002 года N 863.

Введение

Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" (именуемая в дальнейшем - программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 года N 127-ФЗ (в ред. от 24.12.2002 года), Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.03.2002 года, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 года N 1163-р, постановлениями Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации" от 07.05.1997 года N 543 (в ред. от года N 999), "Вопросы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации" от 12.07.2000 года N 515 (в ред. от года N 786), "О государственном учете результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" от 26.02.2002 года N 131, Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1998 года N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий", постановлением Госкомстата РФ от 22.07.2002 года N 156 "Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организаций", а также постановлениями администрации Воронежской области от 27.09.2002 года N 844 "О развитии инновационной деятельности в промышленности области" и от 28.04.2003 года N 320 "О концепции развития промышленности Воронежской области на 2003-2007 годы".

Начиная с 2002 года, комиссией по развитию инновационной деятельности в промышленности области, созданной в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 27.09.2002 года N 844, проводилась активная работа по разработке нормативно-правовой базы инновационной деятельности, в том числе Закона Воронежской области от 11.12.2003 года N 68-ОЗ "Об инновационной политике на территории Воронежской области"; постановления администрации области от 02.10.2003 года N 825 "О проведении ежегодного областного конкурса "Инженер года"; по налаживанию взаимодействия промышленных предприятий с инновационными фирмами, финансово-кредитными учреждениями, научными организациями, вузами. Большинство положительных решений, найденных в ходе работы данной комиссии, нашло отражение в основных положениях программы.

Глава I. Обоснование необходимости разработки программы


В рамках планируемого вхождения России во Всемирную торговую организацию, усиления конкурентной борьбы становится актуальным активное внедрение инновационного продукта в промышленности. Для защиты отечественного производителя и обеспечения более высоких конкурентных преимуществ отечественных технологий, продукции и услуг, необходимо осуществлять протекционистскую государственную политику по отношению к промышленному комплексу области, в целях его перехода на инновационный путь развития.

Вопрос о необходимости стимулирования инновационной деятельности, формирования единой общегосударственной политики прорабатывался на федеральном уровне еще в начале 90-х годов, но только в 2002 году на совместном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и технологиям были приняты "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Этим документом определены приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий, конкретные меры государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным неоднократно отмечалась необходимость создания благоприятных условий для стимулирования внедрения достижений научно-технического прогресса на российских промышленных предприятиях, в целях повышения их конкурентоспособности; коммерциализации прикладной науки.

1. Анализ состояния инновационной деятельности в Российской Федерации


До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инновационной деятельности выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники.

Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие в значительном научно-техническом потенциале и высококвалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как, например, доля США составляет 36%, Японии - 30%.

В последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленности в целом. Количественно она выражается показателем удельного веса организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений; в 1992 году - 16,3%, в 1993 году 17,3%, в 1994 году - 19,5%, в 1995 году - 5,6%, в 1996-2002 годах - около 5%. Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В основных отраслях промышленности лишь 5% предприятий самостоятельно занимаются исследованиями и разработками.

Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы. Значительный физический и моральный износ производственного аппарата не позволяет при отсутствии протекционистских мер, способствующих его обновлению, выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

Для компенсирования выбывающих основных производственных мощностей на современном научно-техническом уровне потребуется резкое увеличение инвестиционной и инновационной активности в промышленном комплексе.

Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции, существенного совершенствования требует инвестиционный механизм инновационной деятельности.

Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.

Развитие науки и технологий и формирование национальной инновационной системы служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации, неотъемлемой частью экономической политики государства.

2. Анализ состояния инновационной деятельности в промышленности Воронежской области


Воронежская область отличается от многих регионов России высокой концентрацией научно-производственных организаций в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении.

Научные исследования ведут 64 научных организаций, а также научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук. Высшая школа располагает значительным инновационным потенциалом, включая: технологические центры, лаборатории и т.д.

Для научно-технического комплекса области характерна высокая доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50% специалистов, выполняющих более 60% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).

Воронежская область, являясь крупным научным центром Черноземья и занимая 3 место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, не в полной мере использует свой научно-технологический и интеллектуальный потенциал. Число используемых передовых производственных технологий по виду: - проектирование и инжиниринг сократилось с 1998 по 2001 год с 1871 до 315 единиц (в 6 раз), - производство, обработка и сборка -с 882 до 475 единиц (почти в 2 раза). Хотя в последние годы произошли стабилизация и рост объемов научно-технических работ, количества заявок на регистрацию объектов промышленной собственности, ситуация в целом в инновационной сфере остается сложной. В основных отраслях промышленности число крупных и средних предприятии, применяющих инновационные технологии, не превышает 14%. Всего в последние годы промышленными предприятиями использованы только около 340 передовых технологий.

3. Проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности в промышленности области


Сложившаяся ситуация в промышленном комплексе области во многом предопределена падением уровня загрузки производственных мощностей, с этим связано возрастание объема условно-постоянных расходов, повлиявшего на ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий и соответственно на объемы собственных средств, направляемых на модернизацию, развитие и научные исследования.

Для повышения эффективности производства, увеличения его объемов и выпуска конкурентоспособной продукции необходимо кардинальное обновление состава производственных фондов. Однако, за счет внутренних ресурсов предприятий - прибыли и амортизационных отчислений - обеспечить внедрение в производство наукоемкой продукции невозможно. Получение долгосрочных кредитов на реализацию инновационных проектов осложняется неустойчивым финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, жесткой кредитной политикой коммерческих банков, дороговизной заемных ресурсов.

Другим существенным фактором является отсутствие достоверной и доступной всем заинтересованным предприятиям и организациям, работающим на территории области, информации о разрабатываемых и (или) находящихся в процессе внедрения перспективных инновационных проектах. В результате нарушается взаимосвязь между отдельными этапами инновационного цикла от рождения идеи, до технического воплощения и успешной коммерческой, реализации конечного продукта на рынке.

Не развита инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Области необходим интегрированный механизм (инновационные центры, техно-внедренческие зоны, консалтинговые фирмы, информационно-правовые центры и т.д.) поддержки инновационной деятельности, обеспечивающий ускоренное продвижение инноваций на рынок, коммерциализацию завершенных НИОКР, а также инновационных проектов промышленных предприятий. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение инновационных проектов, следует отнести снижение потенциала рынка труда, вызванное оттоком высококвалифицированных кадров из промышленности в другие сферы хозяйственной деятельности и, как следствие, трудности при формировании новых высокотехнологических производств. Работающие в настоящее время на промышленных предприятиях специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области инновационного менеджмента и бизнес-планирования. Отсутствие качественно выполненных бизнес-планов в значительной мере препятствует привлечению в инновационные проекты, как прямых инвестиций, так и банковских кредитов.

Одним из основных механизмов стимулирования развития инновационной деятельности является участие предприятий Воронежской области в Федеральных целевых программах и Федеральной адресной инвестиционной программе (ФЦП и ФАЙЛ), а именно: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития пауки и техники на 2002-2006 годы"; "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы"; "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006 годы", "Электронная Россия на 2002-2010 годы" и др. Однако участие в них ограничивается крупными промышленными предприятиями, ведущими научно-технические и инновационные разработки федерального значения, выполняющих государственный оборонный заказ.

В связи с вышеперечисленными проблемами большое количество идей, инновационных проектов так и не доходят до стадии своей коммерческой реализации. Исходя из сказанного выше, возникает необходимость разработки и осуществления последовательной государственной (областной) поддержки инновационной деятельности в промышленности Воронежской области, которая обусловлена:

- фактическим исчерпанием экстенсивных факторов развития промышленного комплекса области;

- усилением, как международной конкуренции, так и конкуренции на внутренних рынках России;

наметившимся прекращением спада производства, что в перспективе, может способствовать росту внутреннего спроса на научно-технические разработки;

необходимостью осуществления роста промышленного производства области на базе внедрения в производство новых наукоемких технологий.

На современном этапе структурной перестройки и технологической модернизации промышленного комплекса проблемы развития инновационной деятельности, а также создания условий для продвижения научно-технических разработок на рынок являются исключительно важными и актуальными для Воронежской области, и требуют формирования целостной системы мер государственного (областного) стимулирования инновационной деятельности в промышленности области на основе программно-целевого подхода.

Глава 2. Цели, задачи, приоритеты, сроки и этапы реализации программы


Цель программы - создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.

Основными задачами программы являются:


1. Разработка нормативного, правового и методического обеспечения развития инновационной деятельности в промышленности области.

2. Создание условий для становления и развития государственной (об ластной) поддержки инновационной деятельности в промышленности области.

3. Содействие в реализации на промышленных предприятиях области наукоемких инвестиционных проектов, разработка и распространение инновационных технологий.

4. Содействие в создании и развитии инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности области.

5. Формирование и развитие системы обучения и переподготовки кадров в сфере инноваций.

6. Информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности.

7. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере.

8. Содействие в привлечении частного и банковского капитала к внедрению инноваций в промышленном комплексе Воронежской области.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Воронежской области в полномочия органов государственной власти Воронежской области входит определение приоритетных направлений развития научно-технической и инновационной деятельности и критических технологий на региональном уровне, что позволит определить "точки роста" инновационной активности в промышленности Воронежской области для концентрации на них финансовых, организационных, кадровых ресурсов.

С учетом отраслевых особенностей промышленного комплекса, номенклатуры выпускаемой продукции, разрабатываемых и реализуемых инновационных проектов, существующих технологий, состава производственных мощностей, научных и научно-технических разработок вузов, НИИ и КБ области выделяются следующие приоритетные направления развития научно-технической и инновационной деятельности и перечень критических технологий Воронежской области:

Приоритетные направления

развития научно-технической и инновационной деятельности Воронежской области

- Информационно-телекоммуникационные технологии;

- Космические и авиационные технологии;

- Химические технологии;

- Транспортные технологии;

- Производственные технологии;

- Технологии в экологической сфере.

Перечень критических технологий

Воронежской области

- водородная энергетика для транспортных средств;

- авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений;

- электронная компонентная база;

- информационно-телекоммуникационные системы;

- экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования;

- синтетические каучуки и другие полимеры;

- медицинские и диагностические технологии;

- производство и переработка сельскохозяйственного сырья;

- системы жизнеобеспечения и защиты человека;

- средства связи и электроника;

- снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф;

- системы и установки рационального использования энергоресурсов;

- системы мониторинга и контроля потребляемых энергоресурсов;

-специальное оборудование для железнодорожного и автомобильного транспорта;

- кузнечно-прессовое оборудование;

- оборудование для нефтегазового комплекса;

- мехатронные технологии;

- микросистемная техника;

- мембранные технологии;

- военные технологии.

Приоритетные направления развития научно-технической и инновационной деятельности и перечень критических технологий Воронежской области не является исчерпывающим и будут подвергаться корректировке в ходе реализации программы.

Финансирование планируемых к реализации инновационных проектов за счет средств областного бюджета осуществляется при условии соответствия их утвержденным приоритетам развития научно-технической и инновационной деятельности и перечню критических технологий Воронежской области.

Срок реализации программы - 2005-2008 годы.

Этапы реализации программы связаны с динамикой экономических преобразований в стране и учитывают необходимость определенной последовательности реализации программных мероприятий.

Этапы реализации:

1-й этап: 2005-2006 годы.

Основная цель первого этапа - совершенствование нормативной правовой базы и становление инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создание условий для внедрения инноваций на промышленных предприятиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Основные задачи 1-го этапа:

1. Формирование нормативной правовой базы государственной (областной) поддержки инновационной деятельности.

2. Формирование банка данных инновационных проектов и перспективных научно-технических разработок для внедрения в промышленное производство.

3. Создание рыночных институтов по вовлечению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

4. Конкурсный отбор и содействие в реализации инновационных проектов в промышленности.

5. Восстановление на предприятиях области системы рационализаторства и изобретательства, расширение проведения НИОКР и внедрение передовых технологий, вовлечение объектов интеллектуальной собственности в рыночный оборот.

Решение задач первого этапа реализации программы позволит обеспечить предприятия и организации области нормативно методической документацией, сформировать необходимые правовые условия для коммерциализации научно-технических разработок.

Инвентаризация научно-технических разработок и оценка инновационного потенциала промышленности области обеспечит формирование полной и достоверной информации об инновационном потенциале промышленного комплекса области, открытый доступ к информации о разрабатываемых и реализуемых в области инновационных проектах, что привлечет потенциальных инвесторов, приведет к увеличению количества заключенных контрактов. Увеличение капитализации промышленных предприятий в высокотехнологичных отраслях должно составить не менее 30%.

Внедрение конкурсных механизмов доступа к бюджетным средствам позволит произвести отбор и начать реализацию 35-50 наиболее высокоэффективных и социально значимых для экономики области инновационных проектов.

Восстановление института изобретательства и рационализации позволит оказывать правовую защиту изобретателям.

Создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (Центра трансфера технологий, 4-х инновационно-технологических центров, 2-х инновационных информационно-правовых центров, экспортно-информационных центров и т.д.) приведет к росту проводимых НИОКР и внедрению передовых технологий на 20%, позволит достигнуть вовлечения в хозяйственный оборот 15% объектов интеллектуальной собственности в промышленности.

В результате в области начнет действовать единая система внедрения предприятиями результатов научно-технических разработок и инновационных проектов.

2-й этап: 2007-2008 годы.

Основная цель второго этапа - содействие в дальнейшем развитии областной инновационной системы, создание условий для ускоренного роста инновационного сектора в промышленности области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Основные задачи 2-го этапа:

1. Реализация инновационных проектов в промышленности.

2. Налаживание взаимодействия структурных элементов региональной инновационной системы и ее встраивание в общероссийскую инновационную систему.

3. Содействие в организации и развитии финансовых структур вне бюджетной поддержки инновационной деятельности, в т.ч. венчурного финансирования.

4. Увеличение доли инновационной продукции в объеме выпущенной промышленной продукции предприятиями области.

Решение задач второго этапа реализации программы позволит добиться значительного роста инновационного сектора в промышленном комплексе области. Реализация инновационных проектов позволит увеличить количество промышленных предприятий, внедряющих научно-технические и инновационные разработки в производство на 55-60%, на основе внедрения не менее 80-120 новых технологий. Начнется процесс частичного возврата в бюджет вложенных средств на поддержку предприятий-инноваторов в виде налогов от новых высокотехнологичных производств.

Планируется увеличение количества профессиональных участников инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности области в 5-8 раз, постепенный их переход на самофинансирование и самоокупаемость.

Создание "Воронежского Венчурного инновационного фонда" и "Инновационной страховой компании" позволит привлечь значительные объемы прямых частных инвестиций для реализации инновационных проектов на предприятиях области.

Повышение удельного веса инновационной продукции в объеме реализованной промышленной продукции до 8-10% позволит выйти не менее 5-7% предприятий промышленного комплекса области на международные рынки инновационных проектов и высокотехнологичной продукции.

При реализации программы на основе экономических, правовых и организационных мер по развитию инновационной деятельности будет отлажено функционирование региональной инновационной системы как подсистемы общероссийской инновационной системы.

Сроки выполнения этапов программы могут перекрываться для обеспечения возможности реализации отдельных, наиболее быстро исполнимых мероприятий в два этапа не дожидаясь окончания реализации всех мероприятий программы на первом этапе. Такая схема осуществления программы позволяет обеспечить наиболее сжатые сроки ее реализации.

Глава 3. Система программных мероприятий


Основу выполнения программы составит реализация конкретных инновационных проектов и комплекса мероприятий, направленных на создание организационных основ, благоприятных условий и экономических стимулов для развития инновационного процесса в промышленном комплексе области, коммерциализацию инноваций с целью реализации их на рынке или использования в хозяйственном обороте.

Система программных мероприятий формируется по следующим основным разделам (Приложение 1):

1. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах.

2. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности.

3. Содействие в образовании научно-производственных комплексов и стимулирование крупных и средних промышленных предприятий к внедрению инноваций.

4. Государственная поддержка реализации инновационных проектов.

5. Содействие в формировании и развитии инновационной инфраструктуры.

Выбор исполнителей программных мероприятий, поставщиков оборудования будет производиться на конкурсной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 20.03.2003 года) и Федеральным законом от 06.05.199 года. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Оборудование, приобретенное за счет средств областного бюджета, является областной собственностью и будет передано предприятиям (организациям) - участникам реализации программы на условиях договоров безвозмездного пользования.

Содержание мероприятий программы и объем их финансирования будут корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей федерального и областного бюджетов на очередной финансовый год.

1. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах


Целью реализации данного мероприятия является создание условий для перехода от отдельных мер поддержки инновационной деятельности к целостной системе развития инновационной деятельности в промышленности области.

Особое внимание в данном мероприятии уделяется проблеме обеспечения кадрами инновационной деятельности. Совершенствование и развитие (содействие в подготовке, переподготовке, в повышении квалификации) кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах приведет к повышению квалификации и информированности руководителей и специалистов в вопросах развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях.

В рамках реализации мероприятия планируется:


1. Включение в учебные планы вузов предметов касающихся инновационной тематики, защиты интеллектуальной собственности и т.д., организация стажировок студентов и аспирантов на промышленных предприятиях;

2. Внедрение системы получения инновационных фантов на выполнение перспективных для экономики области НИОКР;

3. Организация постоянно действующего "Круглого стола" по обсуждению проблем развития инновационной деятельности в области;

4. Участие в создании учебно-консалтингового "Межвузовского инновационного центра"; организация проведения обучающих курсов, тренингов, семинаров, научно-практических конференций по проблемам инновационной деятельности;

5. Организация проведения ежегодных областных конкурсов: "Инженер года"; "Лучший рационализатор".

Общий объем финансирования мероприятия составит 21008,6 тыс.руб., в том числе: федеральный бюджет - 1421,6 тыс.руб., областной бюджет -1579,6 тыс.руб., собственные средства предприятий и организаций - 18007,4 тыс.руб.

В результате реализации мероприятия подготовку и переподготовку в инновационной сфере деятельности пройдут более 300 инженерно-технических и руководящих работников промышленных предприятий области.

Дополнительно будет создано 850 новых рабочих мест. Налоговые платежи в бюджеты всех уровней составят - 174,7 млн.руб., в том числе: федеральный бюджет - 90,9 млн.руб.; областной бюджет - 34,9 млн.руб.; местный бюджет - 48,9 млн.руб. Прибыль организаций от реализации мероприятия составит 145,5 млн.руб. Социальный эффект составит 30,7 млн.руб.

2. Создание системы информационного обеспечения

инновационной деятельности

Цель мероприятия - формирование и эффективное использование информационного ресурса, как одного из основных элементов региональной инновационной системы.

Для эффективной реализации мероприятия необходимо получить количественную оценку инновационного потенциала промышленного комплекса области путем инвентаризации результатов научно-технической деятельности предприятий, НИИ и КБ, вузов области.

В рамках реализации программного мероприятия планируются:

1. Разработка нормативно-правовой и методической базы для обеспечения функционирования системы иформационного обеспечения инновационной деятельности;

2. Формирование информационной инфраструктуры на основе интеграции локальных и распределенных баз данных общего пользования; организация подготовки и переподготовки кадров для обслуживания баз данных и справочных систем, а также обучение пользователей системы информационного обеспечения инновационной деятельности;

3. Создание областного специализированного информационного ресурса (\УеЬ-сайт в сети Интернет);

4. Издание специализированных печатных изданий, освещение в средствах массовой информации материалов по инновационной тематике;

5. Организация и участие в выставках инновационных проектов и предложений на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях.

При реализации мероприятия будут сформированы базы данных о состоянии инновационной деятельности в промышленности Воронежской области. Не менее 5-7% предприятий промышленного комплекса области выйдут на международные рынки инновационных проектов и высокотехнологичной продукции.

Доведение информации об инновационных проектах до потенциальных инвесторов и обеспечение специальной информацией всех заинтересованных в ней субъектов инновационной деятельности (в том числе открытый Интернет - доступ к экспертным системам и специализированным базам данных) приведет к увеличению количества заключенных контрактов, привлечению потенциальных инвесторов и деловых партнеров.

Общий объем финансирования мероприятия составит 57504,7 тыс.руб., в том числе: федеральный бюджет - 3891,3 тыс.руб., областной бюджет - 4323,7 тыс.руб., собственные средства предприятий и организаций -49289,7 тыс.руб.

При реализации мероприятия будет сохранено рабочих мест - 710, в том числе создано новых - 570. Налоговые платежи в бюджеты всех уровней составят - 133,7 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 69,6 млн. руб., областной бюджет - 26,7 млн. руб. в год; местный бюджет - 37,4 млн. руб. Прибыль организаций от реализации мероприятия составит 111,4 млн. руб. Социальный эффект составит 22,0 млн.руб.

3. Содействие в образовании научно-производственных комплексов и стимулирование крупных и средних промышленных предприятий к внедрению инноваций


Цель данного мероприятия - восстановление и развитие научно-технологического потенциала крупных промышленных предприятий, как основы инновационного развития всей промышленности области.

Образование в Воронежской области крупных самодостаточных научно-производственных комплексов позволит избежать дублирования и излишней конкуренции, консолидировать финансово-экономический, технологический и научно-технический потенциал, инвестиционные ресурсы НИИ-иКБ, промышленных предприятий для создания перспективных разработок, способных обеспечить загрузку производственных мощностей в долговременной перспективе.

В ходе реализации программы планируется создать научно-производственные комплексы на базе ФНПЦ ВНИИС, ОАО "Электросигнал", ФГУП НИИ "Бега", ОАО "БПСЗ", ФГУП "КБХА", ОАО "ВМО", ФГУП "ВМЗ"; ОАО "ТМП", ОАО "Эникмаш-В", ОАО "Воронежпресс"; ОАО "Воронежсинтезкаучук", ФГУП ВНИИСК им. Лебедева.

Это позволит объединяющимся предприятиям проводить согласованную инновационную политику на предприятиях нескольких технологических переделов, принимать на себя риски инноваций, разделять и экономить затраты времени и издержек на инновации, объединять патентные портфели, формировать и развивать субконтрактные отношения и производственную кооперацию между предприятиями, как в рамках объединений, так и с другими малыми предприятиями в инновационной сфере, на базе единых интересов, технологических процессов, родственной продукции. Привлечение бюджетных средств на реализацию мероприятия программой не предусмотрено. Образование научно-производственных комплексов будет происходить за счет собственных средств предприятий и организаций области.

При реализации мероприятия будет сохранено рабочих мест - 3050, в том числе создано новых - 3000. Налоговые платежи во все уровни бюджетов составят - 626,7 млн.руб., в том числе: в федеральный бюджет - 325,9 млн.руб.; областной бюджет - 125,3 млн.руб.; местный бюджет - 175,5 млн.руб. Прибыль предприятий и организаций от реализации мероприятия составит 522,2 млн.руб. Социальный эффект составит 110,2 млн.руб. в год.

4. Государственная поддержка реализации инновационных проектов


Цель мероприятия - оказание государственной поддержки предприятиям и организациям области, разрабатывающим и внедряющим перспективные инновационные проекты.

Государственная (областная) поддержка будет оказываться из средств областного бюджета на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством на момент проведения конкурсов.

Отбор инновационных проектов будет производиться в соответствии с утверждаемыми органами государственной власти области перечнем приоритетных направлений развития научно-технической и инновационной деятельности и перечнем критических технологий Воронежской области на основе научно-технического прогноза результатов исследований ведущих научных организаций области, по результатам экспертизы (в том числе независимой).

Государственная (областная) поддержка будет заключаться в привлечении инвестиций, в том числе кредитов коммерческих банков для модернизации, технического перевооружения воронежских предприятий и создания новых производственных мощностей.

В рамках реализации программного мероприятия планируются:

1. Формирование областного заказа на прикладные исследования, разработку и реализацию приоритетных научно-технических (инновационных) программ и проектов;

2. Совместное финансирование проектов, имеющих общегосударственное значение за счет средств федерального и областного бюджетов. Расширение участия промышленных предприятий в ФЦП ("Исследования и разработки по приоритетным направления м развития науки и техники", "Национальная технологическая база", "Интеграция науки и высшего образования России", "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" "Электронная Россия", "Эпергоэффективная экономика"), конкурсах, проводимых министерствами и ведомствами Российской Федерации ("Инновационные проекты государственного значения", "Наука-технология-производство-рынок", "Наука-инновации-инвестиции").

3. Оказание предприятиям и организациям, реализующим инновационные проекты государственной поддержки в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством:

- субсидирование части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, выданных промышленным предприятиям на реализацию инновационных проектов;

- предоставление гарантий за счет объектов областного залогового фонда для привлечения кредитов коммерческих банков.

4. Участие в организации и оказание содействия в развитии "Воронежского Венчурного инновационного фонда".

Общий объем финансирования мероприятия составит 704351,7 тыс.руб., в том числе: федеральный бюджет - 42999,5 тыс.руб., областной бюджет - 64120,2 тыс.руб., внебюджетные средства, всего - 597232,0 тыс.руб., в том числе собственные средства предприятий и организаций -288008,4 тыс.руб., кредиты коммерческих банков - 309223,7 тыс.руб.

При реализации мероприятия будет создан организационно-финансовый механизм коммерциализации результатов научно-технической и инновационной деятельности, произойдет увеличение объемов высокотехнологичного производства в промышленности в 1,3 раза.

При реализации мероприятия будет создано 2020 новых рабочих мест. Налоговые платежи в бюджеты всех уровней составят - 415,1 млн.руб., в том числе: федеральный бюджет - 215,8 млн.руб.; областной бюджет - 83,0 млн.руб.; местный бюджет - 116,2 млн.руб. Прибыль предприятий и организаций от реализации мероприятия составит 345,9 млн.руб. Социальный эффект составит 72,9 млн.руб.

5. Содействие в формировании и развитии инновационной инфраструктуры


Цель мероприятия - создание условий и механизмов, обеспечивающих формирование, развитие и эффективное функционирование инновационной и нфрастру кту р ы.

Реализация мероприятия направлена на организацию эффективной связи научно-технической деятельности с производством в рыночных условиях, путем формирования сферы услуг для организаций, занятых исследованиями и разработками, создания благоприятных условий для коммерциализации их разработок.

В рамках реализации мероприятия планируется:

1. Проведение инвентаризации уже действующих организаций инфраструктуры инновационной деятельности в области;

2. Организация работы 2-х технопарков (на базе свободных площадей: ОАО "ВЗПП", ФГУП НИИ "Бега");

3. Участие в создании 4-х "Инновационно-технологических центров"(ИТЦ);

4. Участие в создании 3-х техновнедренческих зон (в электронном комплексе: на базе ОАО "ВЗПП", ОАО "ВЭЛТ-К", ОАО "Процессор"; в кузнечно-прессовом комплексе: на базе ОАО "ТМП", ОАО "Воронежпресс", ОАО "Эникмаш-В"; в станкостроительном комплексе: на базе ОАО "Станкозавод");

5. Организация работы 2-х "Инновационных информационно-консультационных центров" (ИИКЦ);

6. Участие в создании 2-х "Экспортно-информационных центров" (ЭИЦ);

7. Участие в создании электронной "Инновационной биржи Воронежской области";

8. Участие в создании 3-х "Районных инновационных центров" ("Россошанский РИЦ"; "Борисоглебский РИЦ"; "Лискинский РИЦ").

Становление инновационной инфраструктуры как единого рыночного сегмента создаваемых разработок и инновационной продукции в рамках областной инновационной системы и формирование ее материальной основы произойдет путем создания, при поддержке областного бюджета, сети объектов инновационной инфраструктуры, способных системно реализовывать принцип целостного "технологического коридора" - от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок.

Государственная (областная) поддержка будет оказываться при создании новых организаций инфраструктуры, на начальном этапе развития и при расширении деятельности эффективно работающих организаций инфраструктуры инновационной деятельности. Переход инновационной инфраструктуры на устойчивый путь воспроизводства и саморазвития достигается путем ориентации организаций инфраструктуры на привлечение средств из внебюджетных источников, на привлечение частных инвесторов в уставный капитал в качестве учредителей, акционеров и т.д.

Общий объем финансирования мероприятия составит 345583,0 тыс.руб., в том числе: федеральный бюджет - 23385,2 тыс. руб., областной бюджет - 25983,7 тыс. руб., собственные средства предприятий и организаций - 296214,0 тыс.руб.

На промышленных предприятиях области будут внедрены 30-50 передовых научно-технических разработок, освоен выпуск новых видов высокотехнологичной продукции. Количество участников в инновационной сфере деятельности увеличится в 5-8 раз. Количество промышленных предприятий, внедряющих инновационные разработки в производство, увеличится на 15-20%.

Дополнительно будет сохранено рабочих мест - 660, создано новых -200. Налоговые платежи во все уровни бюджетов составят - 197,2 млн.руб., в том числе: федеральный бюджет - 102,6 млн.руб.; областной бюджет - 39,5 млн.руб.; местный бюджет - 55,1 млн.руб. Прибыль предприятий и организаций от реализации мероприятия составит 164,4 млн.руб. Социальный эффект составит 34,7 млн.руб.

Глава 4. Механизм реализации программы


Достижение основной цели программы предполагает объединение усилий исполнительных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и местного самоуправления Воронежской области, организаций научно-технической и инновационной сферы и предприятий промышленного комплекса области. Предлагаемые механизмы представляют собой синтез традиционных и новых подходов, сформулированных на основе анализа проблем осуществления инновационной деятельности, эффективности действующего законодательства в сфере регулирования и стимулирования инновационной деятельности в промышленном комплексе Воронежской области.

Создание законодательного механизма реализации программы включает в себя разработку и совершенствование нормативной правовой базы, касающейся инновационной деятельности, вопросов научно-технического развития области, позволит рационально использовать бюджетные и налоговые полномочия Воронежской области, при оказании государственной (областной) поддержки инновационной деятельности. (Приложение 4).

Развитие межрегионального и международного научно-технического и технологического сотрудничества в инновационной сфере будет осуществляться путем разработки, подписания и реализации межведомственных, межрегиональных и международных договоров, комплексных планов мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности.

Проведение совместно с органами местного самоуправления единой политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Разработка предусматривает осуществление мер государственной поддержки муниципальных образований, с высокой концентрацией научно-технического, промышленного и образовательного потенциала, разработку, утверждение и выполнение совместных планов мероприятий по развитию инновационной деятельности.

Стратегическое управление программой осуществляет комиссия по развитию инновационной деятельности в промышленности области, состав которой утвержден постановлением администрации области от 27.09.2002 г. N 844 "О развитии инновационной деятельности в промышленности области".

Общее руководство и организация работ по реализации программы осуществляются заместителем главы администрации области, курирующим вопросы промышленности.

Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации области обеспечивает соблюдение государственных интересов при реализации программы.

Координирующую роль при реализации программных мероприятий будет осуществлять ГУП "Областной центр инновационного развития", выступающее как исполнительная дирекция областной программы.

Координация исполнения программы будет осуществляться за счет следующих организационных мероприятий:

- системный мониторинг осуществления этапов реализации программы и ее отдельных мероприятий;

- формирование ежегодных планов совместных действий с различными заинтересованными структурами администрации области и организациями - исполнителями программы;

- разработка и реализация научного, методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации программы;

- инициирование разработки и реализации отдельных работ по выполнению мероприятий программы на уровне муниципальных образований области;

- ежегодное уточнение, корректировка с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации программы и состава исполнителей;

- организация экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов программы па основе проведенных маркетинговых исследований спроса и предложений рынка инновационных ресурсов.

- представление интересов инновационно-активных предприятий на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях.

Организационный механизм реализации программы предусматривает:

Объединение промышленных предприятий в ассоциативные организации

- региональные, межрегиональные, отраслевые. А также за счет их участия в создании федеральных и областных научно-производственных центров, налаживания субконтракционных и кооперационных связей между ними.

2.. Развитие инновационной инфраструктуры путем создания новых инновационных инкубаторов, инновационно-технологических, инновационно-правовых и инновационно-производственных центров и др. Для ускоренного продвижения инноваций на рынок предполагается образование и использование технопарков в качестве лабораторно-производственной базы коллективного пользования.

3. Формирование финансово-кредитной, страховой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности.

Экономический механизм реализации программы включает в себя:


1. В рамках реализации федеральных целевых программ софинансиро-вание разработки и внедрения инновационных проектов. Механизмы привлечения и использования долевых финансовых средств федерального уровня определяются соответствующими соглашениями, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Воронежской области.

2. Оказание финансовой поддержки инновационной деятельности в промышленности за счет средств областного бюджета;

3. Привлечение внебюджетных средств для реализации перспективных инновационных проектов, в т.ч. через межрегиональные и международные венчурные ярмарки, фонды.

Механизм и объемы привлечения финансовых средств из внебюджетных источников, федеральных и местных бюджетов будут уточняться по мере реализации программы.

Организации-исполнители программных мероприятий по видам деятельности и решаемым проблемам определяются на конкурсной основе. Ими могут являться предприятия и организации существующей областной инновационной инфраструктуры, высшие учебные заведения, промышленные предприятия, отраслевые НИИ и КБ, научные организации и коллективы, организации инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создаваемые в ходе реализации программы и другие предприятия и организации.

Обеспечение реализации программы предусматривает объединение производственно-технологических и финансовых ресурсов с целью эффективной реализации программы.

Источниками производственно-технологических ресурсов для решения задач опытного и промышленного освоения инноваций будут являться областные научные организации, вузы, научно-производственные комплексы, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологичные компании, крупные и средние промышленные предприятия.

Глава 5. Ресурсное обеспечение программы


Одним из главных условий реализации программы является ее стабильное финансовое обеспечение. Оно основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование осуществляется за счет привлечения средств всех уровней бюджетов, и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инновационные проекты, включенные в федеральные целевые и адресные программы, будут финансироваться за счет средств областного бюджета в первоочередном порядке.

На первом этапе программа рассчитана на то, чтобы, используя эффективные для областного бюджета механизмы, облегчить предприятиям процесс внедрения перспективных технологий с целью привлечения инвестиций, в том числе банковских кредитов. На втором этапе - в ходе совместной работы с реальными частными инвесторами, в том числе венчурными фондами и финансовыми организациями предполагается создать систему финансирования инновационной деятельности, максимально использующую различные рыночные инструменты привлечения финансовых ресурсов.

Основными источниками финансирования программы являются:

- средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование программ министерств и ведомств в части участия в них региональных целевых программ и проектов;

- средства федерального бюджета, выделяемые для финансирования в рамках ФЦП и ФАЙЛ, бюджетов министерств и ведомств;

- средства областного бюджета, в том числе:

а) бюджетные субсидии и субвенции на осуществление определенных целевых программных мероприятий;

б) инвестиционный налоговый кредит;

в) компенсации за счет средств областного бюджета части процентных ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками предприятиям и организациям, реализующим инновационные проекты.

- собственные средства участников программы, полученные от проведения программных мероприятий, реализации инновационных проектов;

- средства внебюджетных источников (целевые отчисления от прибыли участников программы; кредиты коммерческих банков, привлекаемые для реализации программы под гарантии администрации Воронежской области; финансовые ресурсы, специализированных международных фондов, программ, гранты).

Важнейшим источником финансирования программы из федерального бюджета будет привлечение ассигнований на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ промышленных предприятий, НИИиКБ, вузов в рамках федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы (ФЦП и ФАИН). На активизацию инструментов стимулирования инновационной активности будет направлена реализация следующих федеральных целевых программ: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы"; "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы"; "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года" и др.

Другим источником финансирования за счет средств федерального бюджета является участие областных предприятий и организаций, разрабатывающих и реализующих научно-технические и инновационные проекты, в открытых конкурсах на право заключения государственных контрактов, проводимых заинтересованными министерствами и ведомствами федеральных органов государственной власти, в том числе: - на выполнение работ по заказу министерств, государственных служб и агентств Российской Федерации по темам: "Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности"; "Развитие инновационной инфраструктуры"; "Наука - инновации - инвестиции"и др.

Общий объем финансирования по программе составит 1128,44 млн.руб., из них: федеральный бюджет - 71,7 млн.руб. (6,3%), областной бюджет - 96,0 млн.руб. (8,5%), внебюджетные источники - 960,7 млн.руб., в том числе: собственные средства предприятий и организаций - 651,5 млн.руб. (57,7%), кредиты коммерческих банков - 309,22 млн.руб. (27,4%).

Объем капитальных вложений при реализации программы составит 555,15 млн. руб., из них федеральный бюджет - 35,5 млн.руб., областной бюджет - 47,4 млн.руб., собственные средства предприятий и организаций -266,1 млн.руб., кредиты коммерческих банков - 206,1 млн.руб.

Прочие расходы при реализации программы составят 573,3 млн. руб., из них федеральный бюджет: - 36,2 млн.руб., областной бюджет - 48,6 млн.руб., собственные средства предприятий и организаций - 385,4 млн.руб., кредиты коммерческих банков - 103,1 млн.руб. Структура финансирования программы по годам реализации представлена в табл. 5.1. приложения 5.

Разработчиками данной программы, при финансировании определенных мероприятий предполагается использование принципиально новых для области источников инвестиций на осуществление инновационной деятельности. Источником таких инвестиций станет "Воронежский инновационный венчурный фонд" с прямым государственным участием, который на коммерческой основе замыкает на себя всю последовательность инновационного процесса от идеи до выпуска продукции. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств для реализации инновационных проектов.

Схема предлагаемого венчурного инвестирования состоит в том, что инвесторы в лице создаваемого венчурного фонда вкладывают свои капиталы в уставные фонды фирм, и становится их совладельцем - акционером, с блокирующим пакетом акций. Венчурный фонд, будучи долевым партнером, принимает участие в управлении и развитии инвестируемой фирмы, и не заинтересован в получении дивидендов от ее деятельности. Коммерческий интерес фонда заключается в том, чтобы фирма успешно развивалась и повысила через 3-5 лет свою стоимость и стоимость своих акций в 5-7 раз. При продаже своих акций фонд получит возврат своих инвестиций и прибыль с капитала, и только при выходе из бизнеса.

Областной Венчурный инновационный фонд сможет привлекать к проектному финансированию инновационных проектов бюджетные, внебюджетные и собственные средства на условиях льготного долевого кредитования и лизинга, а также выполнять гарантийные функции.

Потребность в финансовых ресурсах с разбивкой по источникам, объемам и годам представлена в Приложении 3.

Глава 6. Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации программы


Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для развития инновационной деятельности в промышленном комплексе Воронежской области в целях повышения эффективности его работы, конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также совершенствования механизмов предоставления финансовой, организационно-правовой, информационно-консультационной, маркетинговой и других видов поддержки инновационно-активным промышленным предприятиям, другим организациям инновационной сферы на начальном этапе, и сформирования в конечном итоге, самодостаточных динамично развивающихся инновационных кластеров в промышленности Воронежской области.

В результате реализации программы будут достигнуты следующие положительные результаты:

1. Реализация перспективных и приоритетных для экономики области инновационных проектов с помощью финансовой и налоговой поддержки областного бюджета, которые не могут быть быстро и успешно реализованы в рамках действия только рыночных механизмов.

2. Организация системы обучения, повышения квалификаций и информирования руководителей предприятий по вопросам управления инновационным развитием производства, коммерциализации технологий, защиты интеллектуальных прав на новые технологии.

3. Внедрение новых технологий на промышленных предприятиях области, не менее 80-120 за время реализации программы.

4. Формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности Воронежской области. Ее переход на саморегуляцию.

5. Увеличение количества профессиональных участников инфраструктуры поддержки инновационного деятельности в промышленности в 5-8 раз.

6. Организация на современном уровне информационно-консультационной, методологической и маркетинговой помощи промышленных предприятий для разработки и реализации инновационных проектов.

Экономический эффект от реализации программы выразится в следующем:


1. Повышение удельного веса инновационной продукции в объеме реализованной промышленной продукции до 8-10%.

2. Увеличение количества промышленных предприятий, внедряющих научно-технические и инновационные разработки в производство на 55- 60%.

3. Рост инвестиций на предприятиях области за счет развития инновационной деятельности до 25% (предполагаемый показатель основан на аналогичном опыте других субъектов РФ).

4. Выход не менее 5-7% предприятий промышленного комплекса области на международные рынки инновационных проектов и высокотехнологичной продукции.

5. Планируемая дополнительная прибыль к концу реализации программы составит более 400 млн.руб. в год.

6. Дополнительные ежегодные поступления в бюджеты всех уровней составят к концу реализации программы свыше 500 млн. рублей в год.

Учитывая, что для выхода предприятия на проектную мощность с момента начала реализации проекта обычно требуется не менее 2-4 лет, то можно ожидать, что бюджетный эффект начиная с 2008 года должен увеличиваться опережающими темпами по сравнению с его величинами в предшествующие годы.

Достигнутые количественные показатели развития инновационной деятельности в промышленности в значительной степени трансформируются в качественные социальные результаты:

1. Создание более 7500 рабочих мест.

2. Социальный эффект от реализации программы составит более 270 млн.руб. в год.

3. Рост заработной платы в инновационном секторе промышленности будет опережать средние годовые темпы роста по всему промышленному комплексу на 20-25%.

4. Обеспечение условий для комплексного решения экологических проблем, путем разработки и внедрения в производство энэргоэффективных и экологически чистых технологий.

Глава 7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации


Административное руководство, контроль за ходом реализации программы и координацию работы исполнителей программных мероприятий осуществляет главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации Воронежской области (далее ГУПТСИ).

В ходе реализации программы ГУПТСИ:

организует на конкурсной основе отбор исполнителей работ (услуг) по выполнению мероприятий программы, заключает договора и контракты в установленном законодательством порядке;

осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений администрации области, других нормативных правовых документов, направленных на обеспечение реализации программы.

осуществляет межведомственную координацию работ по выполнению программных мероприятий в Воронежской области;

-проводит мониторинг реализации программы и осуществляет контроль за целевым использованием средств областного бюджета с составлением итоговых отчетов, которые представляются в главное финансовое управление и главное управление экономического развития администрации области, федеральными органами исполнительной власти, принимавшими участие в долевом финансировании программных мероприятий в установленном порядке;

- проводит согласование объемов финансирования программы;

- подготавливает предложения по корректировке программы, в том числе по содержанию мероприятий, исполнителям, объемам и источникам финансирования.

В соответствии с условиями заключенных Соглашений предприятия и организации-исполнители программных мероприятий выполняют оперативный контроль за их выполнением, с представлением в ГУПТСИ ежеквартальных информационно-аналитических и финансовых отчетов о ходе их выполнения с отражением достигнутого уровня показателей социально-экономической эффективности.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется главным финансовым управлением администрации области и другими уполномоченными на то органами в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке.

Приложение 1. "Программные мероприятия" областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"

Приложение 1


Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Включение в учебные планы вузов предметов, касающихся инновационнойтематики,защитыинтеллектуальной собственности и т.д.;
обучение и переподготовка кадров по инновационнымспециальностям,вт.ч.организация стажировокстудентовиаспирантовнапромышленных предприятиях.

Внедрениеисовершенствованиесистемыполучения инновационных грантов на выполнение перспективных для экономики Воронежской области научных исследований и

Размещениеинформационныхматериаловпосвященных инновационной тематике в средствах массовой информации в т.ч.: - организация циклов телепрограмм и передач на радио;
- публикация в региональных и общероссийских печатных изданиях.

Участиев выпускеежегодногоинформационногокаталога "Инновационные проекты Воронежской области".

Обеспечение специальной информацией всех заинтересованных в ней субъектов инновационной

Созданиеисопровождениеэлектронныхбазданных инновационнойдеятельностивВоронежскойобласти: инновационных проектов, потенциальных инвесторов, заказчиков, поставщиков оборудования, подрядчиков и др.

Создание и сопровождение информационного \УеЬ-сайта в сети ИНТЕРНЕТ,посвященногоинновационнойтематикеи размещение на нем информационных баз данных.

Создание благоприятных условий для привлечения молодых инженерныхкадроввпромышленностикнаучно-техническому творчеству.

ВзаимодействиесРАСУ,Росавиакосмосоми другими федеральными структурами по созданию: - АК "Созвездие" на базе ФНПЦ "ВНИИС";
- научно-производственного комплекса на базе ФГУП "КБХА", ОАО "ВМЗ" с учетом формирования холдинга "Ракетные двигатели".

Организация конкурсного отбора инновационных проектов в соответствиисприоритетаминаучно-технического, экономического и социального развития Воронежской области.

Повышение эффективности использования бюджетных средств. Обеспечение равного доступа субъектам инновационной деятельности к финансовым ресурсам.

Содействие в привлечении средств федерального бюджета для реализацииприоритетныхобластныхинновационных проектов. Стимулирование промышленных предприятий к расширению ихучастиявФЦПиФАИП,различныхконкурсах, проводимых министерствами и ведомствами РФ.

Оказаниепредприятиямиорганизациям,реализующим инновационные проекты гос. поддержки за счет средств областногобюджета,всоответствиисдействующим федеральным и областным законодательством, в т.ч.:
- субсидирование части %-х ставок по кредитам коммерческих банков, выданных промышленным предприятиям на реализацию инновационных проектов;

- инвестиционные налоговые кредиты;

- предоставление бюджетных гарантий.

Участие в создании 4-х"Инновационно-технологических центров" (ИТЦ) по направлениям деятельности, в том числе ГП "Областной центр инновационного развития".

Участие в создании 2-х "Инновационных информационно-консультационныхцентров"(ИИКЦ)понаправлениям деятельности.

Оказаниегосударственной(областной)поддержки "Инновационногопатентно-правового центра Воронежской области" (ИППЦ ВО).

Приложение 2

Эффективность программных мероприятий

областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"

I. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах

Приложение 3 "Объемы и источники финансирования" областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области

и инновационной сферах

0.0

0.0

0.0

0,0

00

0,0

0,0

IV. Государственная поддержка

реализации инновацион

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

V. Содействию формированию и развитию инновационной

0,0

0.0

0.0

0,0

0,0

0.0

0,0

0,0

0,0

0.0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

* - Планируемые суммы финансирования из областного бюджета по годам на реализацию целевой программы подлежит корректировке в соответствии с объёмами предусмотренными Законом об областном бюджете на предстоящий и последующие годы.

Приложение 4

"Совершенствование нормативно-правовой базы"

областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"

Определение стратегииразвития инновационной деятельности.

Концентрация усилийорганов государственной властивразвитии научно-технической иинновационной деятельности.

Проектпостановления администрацииобласти"О приоритетныхнаправлениях научно-техническойи инновационнойдеятельности, перечнекритических технологийВоронежской области"

Положение"Опорядке проведенияконкурсовпо выполнению государственного (областного)заказана НЖЖР"

Постановление администрации области"Опорядке регистрациирезультатов научно-технической деятельности и инновационной продукцииюридическихи физических лиц Воронежской области"

Положение"Опорядке предоставлениягрантов ученым,занимающимся научными исследованиями по приоритетнымнаправлениям развитияэкономики Воронежской области"

Примечание:

В ходе реализации программы, приведенный перечень нормативно-правовых актов, возможно, значительно расширить, исходя из изменений Федерального законодательства и основываясь па приоритетах государственной научно-технической, промышленной и инновационной политики.

Приложение 5

"Таблицы к главе 5 "Ресурсное обеспечение программы"

Таблица 5.1

* - подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов федерального и областного бюджетов.

Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"

Название документа: Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"

Номер документа: 863-III-ОД

Вид документа: Постановление Воронежской областной Думы

Принявший орган: Воронежская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Собрание законодательства Воронежской области N 2 от 28.03.2008; Не опубликован N от 28.05.2012
Дата принятия: 27 мая 2004

Дата редакции: 28 февраля 2008