Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 октября 2010 года N 826

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"

Утратило силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1187 НГР RU36000201301595

Изменения:

Постановление правительства Воронежской области от 27.05.2011 N 448 НГР ru36000201100557

Постановление правительства Воронежской области от 19.08.2011 N 734 НГР Ru36000201100803

Постановление правительства Воронежской области от 14.03.2012 N 182 НГР Ru36000201200225

Постановление правительства Воронежской области от 18.09.2012 N 816 НГР Ru36000201200940

Постановление правительства Воронежской области от 27.02.2013 N 137 НГР Ru36000201300150

Постановление правительства Воронежской области от 13.05.2013 N 393 НГР RU36000201300876

Постановление правительства Воронежской области от 02.10.2013 N 855 НГР RU36000201301107

В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы".

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.

Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ

Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 06.10.2010 N 826

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 27.02.2013 N 137 НГР Ru36000201300150)

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 13.05.2013 N 393 НГР RU36000201300876)

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 02.10.2013 N 855 НГР RU36000201301107)

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"

(паспорт в редакции постановления правительства Воронежской области от 27.02.2013 N 137 НГР Ru36000201300150)

(паспорт в редакции постановления правительства Воронежской области от 13.05.2013 N 393 НГР RU36000201300876)


Наименование программы

Долгосрочная  областн ая  целевая  программа  "Дети
 Воронежской области на 2011 - 2014 годы

Дата принятия решения о
 разработке областной целевой
 программы, дата ее утверждения
 (наименование и номер
 соответствующего нормативного
 акта правительства Воронежской
 области)

Распоряжение правительства Воронежской области  от
 07.09.2010  N  597-р  "О  разработке  проекта
 долгосрочной  областной  целевой  программы  "Дети
 Воронежской области на 2011 - 2014 годы"

Государственный заказчик-
 координатор программы

Департамент   труда  и  социального  развития
 Воронежской области

Государственные заказчики
 программы

Департамент здравоохранения  Воронежской  области,
 департамент  образования,  науки  и  молодежной
 политики Воронежской области, департамент труда  и
 социального  развития  Воронежской  области,
 департамент культуры Воронежской области

Основные разработчики
 областной целевой программы

Департамент  труда  и  социального  развития
 Воронежской области

Цель и задачи программы

Цель программы -  создание  благоприятных  условий
 для  комплексного  развития  и  жизнедеятельности
 детей, проживающих в регионе, включая комплекс мер
 по  улучшению  положения  детей,  нуждающихся  в
 поддержке государства.
 Задачи программы:
 - укрепление здоровья детей и подростков  на  всех
 этапах их развития;

 -  развитие  и  укрепление  системы  профилактики
 социального неблагополучия семей с детьми;

 - повышение эффективности государственной  системы
 поддержки детей, находящихся в  трудной  жизненной
 ситуации,  в  том  числе  детей-инвалидов,  детей-
 сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
 родителей;

 - развитие адресной  поддержки детей  в  различных
 областях  интеллектуальной  и  творческой
 деятельности

Важнейшие целевые индикаторы и
 показатели программы

Младенческая смертность;

 материнская смертность;

 удельный  вес  детей  первой  группы  здоровья;
 первичный выход на инвалидность детей  в  возрасте
 от 0 до 17 лет включительно;

 доля  детей,  включенных  в  систему  выявления  и
 поддержки одаренных детей;

 количество  областных  конкурсов,  соревнований,
 олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проводимых
 для выявления одаренных детей в  различных  сферах
 интеллектуальной и творческой деятельности;

 количество школьников - победителей международных,
 всероссийских, областных олимпиад и конкурсов;

 доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
 родителей;

 доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
 родителей,  переданных  на  воспитание  в  семьи
 граждан;

 численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право на обеспечение жилыми помещениями у которых возникло и не реализовано, по состоянию на конец соответствующего года;

 численность  детей-сирот,  детей,  оставшихся  без
 попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих
 обеспечению жилыми помещениями;

 удельный  вес  безнадзорных  детей  от  общего
 количества детей, проживающих в области;

 уровень охвата безнадзорных и  беспризорных  детей
 реабилитационными  услугами  в  специализированных
 учреждениях  для  несовершеннолетних  системы
 социальной защиты населения Воронежской области;

 удельный  вес  детей-инвалидов,  получивших
 реабилитационные  услуги  в  специализированных
 учреждениях  для  детей  с   ограниченными
 возможностями,  по  отношению  к  общему  числу
 детей-инвалидов;

 удельный  вес  семей  с  детьми-инвалидами,
 получившими  реабилитационные  услуги  в
 специализированных  учреждениях  для  детей  с
 ограниченными возможностями, по отношению к общему
 числу семей с  детьми-инвалидами,  нуждающимися  в
 реабилитации

(строка в редакции постановления правительства Воронежской области от 02.10.2013 N 855 НГР RU36000201301107 )

Сроки и этапы реализации
 программы

Программа  реализуется  в  один  этап,  период
 реализации программы - 2011 - 2014 годы

Перечень подпрограмм
 (мероприятий) программы

"Здоровое  поколение" (государственный  заказчик -
 департамент здравоохранения Воронежской области);

 "Одаренные  дети"  (государственные  заказчики:
 департамент  образования,  науки  и  молодежной
 политики Воронежской области, департамент  культуры
 Воронежской области);

 "Дети  и  семья"  (государственные  заказчики:
 департамент  образования,  науки  и  молодежной
 политики Воронежской области, департамент труда  и
 социального развития Воронежской области)

Объемы и источники
 финансирования

Программа  финансируется  из  областного  и
 федерального бюджетов. Общие затраты на реализацию
 программы составляют 1067795,2 тыс. рублей, в  том
 числе: 823760,6 тыс. рублей - средства  областного
 бюджета;
 244034,6  тыс.  рублей  -  средства
 федерального  бюджета,  предоставляемые  в  форме
 субсидий  на  обеспечение  жилыми  помещениями
 детей-сирот,  детей,  оставшихся  без  попечения
 родителей, и лиц из их числа, принятых на жилищный
 учет в департаменте труда и  социального  развития
 Воронежской  области,  по  ежегодно  заключаемым
 соглашениям (подпрограмма "Дети и семья").
 Объемы финансирования программы в разрезе по годам
 реализации составляют:
 2011 год - 185999,7 тыс. рублей;

 2012 год - 203208,3 тыс. рублей;

 2013 год - 493610,4 тыс. рублей;

 2014 год - 184976,8 тыс. рублей

(строка в редакции постановления правительства Воронежской области от 13.05.2013 N 393 НГР RU36000201300876 )

Ожидаемые конечные результаты
 реализации областной целевой
 программы и показатели
 социально-экономической
 эффективности

- снижение уровня младенческой смертности  до  7,3
 единицы на 10000 детей, родившихся живыми;

 - снижение уровня материнской смертности  до  15,4
 единиц на 100000 детей, родившихся живыми;

 - увеличение удельного веса  детей  первой  группы
 здоровья до 31% от общего количества детей;

 - снижение первичного выхода на инвалидность детей
 в возрасте от 0 до 17 лет включительно до 18,2% от
 общего количества детского населения;

 - увеличение  доли  детей,  включенных  в  систему
 выявления и поддержки одаренных детей, до  25%  от
 общего количества детей, проживающих в области;

 -  увеличение  количества  детей  -  победителей
 международных, всероссийских и областных  олимпиад
 до 3170 человек;

 -  увеличение  количества  ежегодно  проводимых
 областных  конкурсов,  соревнований,  олимпиад,
 проводимых  для  выявления  одаренных  детей  в
 различных  сферах  интеллектуальной  и  творческой
 деятельности, до 100 ед.;

 -  снижение  количества  детей-сирот  и  детей,
 оставшихся без попечения родителей,  до  2,09%  от
 общего количества детей, проживающих в области;

 - увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших жилье, до 62,5% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет на улучшение жилищных условий после 1 января 2008 года;
 -  увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, получивших жилье, до 62,5% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, вставших на учет на улучшение жилищных условий после 1 января 2008 года;

 -  снижение  уровня  безнадзорности
 несовершеннолетних  до  0,72  процента  от  общего
 количества детей, проживающих в области;

 -  сохранение  коэффициента  обеспеченности
 реабилитационными  услугами  безнадзорных  и
 беспризорных детей на уровне 1,28 ед. услуг в  год
 на одного ребенка;

 -  увеличение  охвата  реабилитационными  услугами
 детей-инвалидов  до  37,3%,  семей   с  детьми-
 инвалидами - до 36,1%

Глава 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ


В Воронежской области проживают около 380 тысяч несовершеннолетних, из них более 40 процентов относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей, в первую очередь, нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Вместе с тем дети также нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.

Социально-экономические изменения, произошедшие в России, привели к серьезным изменениям в структуре населения. Тенденция снижения доли детского населения в общей численности жителей Воронежской области в 2009 году сохранилась. Динамика изменения численности детей и их доли в общей численности населения Воронежской области в период 2006 - 2009 годов стабильно отрицательная. Доля детского населения в Воронежской области составляет только 16,9% в общей численности населения региона, что ниже, чем по Российской Федерации - 19,6%, то есть возрастная структура населения носит регрессивный характер. Общие показатели воспроизводства населения в области хуже, чем в Центральном федеральном округе и в целом по Российской Федерации.

Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводят последних к ранней криминализации. Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция в общество остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества.

В Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, разработках механизмов, позволяющих сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Законом Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" среди прочих приоритетных направлений развития Воронежской области определено такое направление, как развитие человеческого потенциала Воронежской области. Реализация данного направления в сфере улучшения положения детей должна осуществляться через:

- охрану и укрепление здоровья детей и подростков;

- профилактику социального неблагополучия семей с детьми;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

Актуальность долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской на 2011 - 2014 годы" (далее - программа), ее цели и задачи определяются исходя из наличия нерешенных проблем в ходе реализации областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы". Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

1.1. Итоги реализации областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы"


Областная целевая программа "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы" утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 25.01.2007 N 747-IV-ОД в составе подпрограмм: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" и включала мероприятия, направленные на совершенствование охраны здоровья матери и ребенка, реабилитацию детей-инвалидов, социальную адаптацию детей-сирот, профилактику безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, поддержку одаренных детей.

В период с 2007 года по 2009 год на реализацию мероприятий областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы" (далее - программа) израсходовано 254440,2 тыс. рублей из средств областного и федерального бюджетов. Оценочный объем финансирования программы с учетом реализации мероприятий 2010 года составляет 399723,9 тыс. рублей.

В ходе реализации программы выполнены мероприятия по открытию новых и развитию действующих учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения. В 2010 году завершается строительство социальной гостиницы с трудовыми мастерскими в государственном учреждении нового типа "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды", начатое в 2007 году. В мае 2008 года принял детей Новоусманский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. В январе 2010 года открылся Семилукский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. В конце 2010 года - начале 2011 года планируется открытие Хохольского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Проведен капитальный ремонт наиболее нуждающихся учреждений социального обслуживания семьи и детей. Произведено частичное комплектование рабочими станциями учреждений системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. За счет федеральных и областных средств поставлено специализированное медицинское и реабилитационное оборудование, препараты, инвентарь, автотранспорт, мягкий инвентарь, мебель в учреждения социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения, образования. За счет внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 6950,0 тыс. рублей закуплены микроавтобусы для инвалидов-колясочников, приобретено медицинское оборудование, интернет-классы, детские площадки в центры реабилитации детей-инвалидов, приобретено оборудование для палаточных лагерей для детей-инвалидов с родителями.

В рамках совершенствования социальных технологий профилактики дезадаптированного поведения детей успешно использовался метод тестирования и диагностики раннего употребления детьми наркотических веществ, в социальных учреждениях продолжалось внедрение единой областной системы оперативного выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в поддержке государства. В целях системного обеспечения специалистов по работе с детьми информацией о состоянии развития, воспитания, социальной защиты и охраны здоровья несовершеннолетних в рамках программы осуществлялась подготовка и издание ежегодного доклада "О положении детей в Воронежской области".

В результате осуществления мер по совершенствованию охраны здоровья детей в рамках подпрограммы "Здоровое поколение" обеспечена реализация скрининговых программ перинатального выявления врожденных аномалий развития и хромосомных болезней плода, внедрены современные перинатальные технологии. Все дети, больные фенилкетонурией, обеспечены белковыми гидролизатами. Реализация данных мероприятий подпрограммы позволила уменьшить показатель младенческой смертности с 8,2% в 2007 году до 7,8% в 2009 году, что ниже среднероссийского показателя (2009 год - 8,2%).

Стабильно снижается показатель материнской смертности: в 2007 году показатель материнской смертности составил 14,6 единицы на 100 тысяч детей, рожденных живыми, в 2008 году - 13,4 единицы, в 2009 году - 12,7 единицы.

Число женщин, имевших осложненное течение родов, снизилось с 75,8% в 2005 году до 62,9% в 2009 году.

Реализация мероприятий подпрограммы "Одаренные дети" позволила стимулировать деятельность учреждений по выявлению и поддержке одаренных учащихся. Количество школьников, принявших участие в международных, всероссийских, областных, районных олимпиадах и творческих конкурсах в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 1100 человек. Начата реализация проекта "Дети без границ" для одаренных детей из Воронежской области и Федеративной Республики Германия.

По направлению "Дети-сироты" подпрограммы "Дети и семья" улучшены условия жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оплачивались расходы по проведению выпускных балов для детей-сирот. В учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлялись оборудование и автотранспорт. Принимались меры по улучшению материально-бытового положения приемных семей, которым выделялись сложное бытовое оборудование и автотранспорт. В результате принятых мер доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2009 году снизилась по сравнению с 2007 годом на 1,27 процента.

По направлению "Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних" подпрограммы "Дети и семья" решались вопросы укрепления материальной базы учреждений социального обслуживания семьи и детей, поставка в них оборудования, автотранспорта. В 27 учреждений системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних поставлены комплекты рабочих станций для формирования электронного банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию Верхнемамонского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Проведен капитальный ремонт наиболее нуждающихся учреждений. За счет средств федерального и областного бюджетов поставлялось оборудование, мебель, инвентарь, а также одежда и обувь для детей, проходящих реабилитацию в учреждениях социального обслуживания населения. Проведена научно-практическая конференция "Семья на современном этапе развития российского общества: проблемы и перспективы". Организовано обучение социальных педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, разработаны методические пособия.

Развитие сети реабилитационно-профилактических учреждений, укрепление их материальной базы, принимаемые меры на межведомственном уровне позволили с учетом возможностей до конца года снизить удельный вес безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних до 0,76 процента от общего количества детей, проживающих в Воронежской области, и увеличить количество безнадзорных детей, охваченных услугами реабилитационных учреждений, до 100 процентов.

В ходе реализации направления "Семья с детьми-инвалидами" приоритетное развитие получили специализированные центры реабилитации детей-инвалидов.

Продолжалось строительство социальной гостиницы с трудовыми мастерскими в ГУНТ "Парус надежды". К строительству объекта привлечено 76800,0 тысячи рублей по федеральной целевой программе "Дети России на 2007 - 2010 годы". В специализированные центры для детей-инвалидов системы социальной защиты населения закупалось медицинское реабилитационное оборудование, мебель, автотранспорт.

В результате проведенных мероприятий удельный вес детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в специализированных центрах органов социальной защиты населения, в 2009 году составил 32,3 процента от числа детей данной категории, проживающих в Воронежской области.

В целом достигнутые результаты выполненных мероприятий соответствуют ожидаемым результатам эффективности реализации программы и обеспечили создание условий для укрепления здоровья детей и улучшения положения несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе государства.

1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем в программе "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы" в 2007 - 2010 годах

(наименование раздела в ред. постановления правительства Воронежской области от 27.05.2011 N 448 НГР ru36000201100557)

Состояние здоровья детей


В условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности проблема охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства приобрела особую медико-социальную значимость.

Удельный вес родов без патологии в области увеличился до 37,1%, приблизившись в общероссийскому (35,8%).

На протяжении периода с 2004-го по 2006 год в Воронежской области наблюдалось снижение рождаемости, однако в 2007 году наметились позитивные тенденции рождаемости.

Отмечается снижение индикатора материнской смертности: с 10,4% в 2005 году до 7,8% в 2009 году. Перинатальная смертность по области снизилась на 6,8% и составила в 2009 году 8,2%. Зарегистрировано снижение перинатальной смертности на 21%.

Врожденные пороки развития плода в настоящее время оказывают большое влияние на смертность и заболеваемость новорожденных и детей раннего возраста, являются одной из главных причин роста инвалидности. В структуре младенческой смертности врожденные аномалии развития занимают второе место после перинатальных причин - 29,0% (2008 год - 33,0%; 2007 год - 26,4%; 2006 год - 31,3%).

Своевременная качественная пренатальная диагностика и элиминация аномальных плодов на ранних сроках гестации позволит существенно снизить как смертность, так и заболеваемость и инвалидность у детей.

Проведение пренатального и неонатального скрининга способствовало раннему выявлению детей с наследственными заболеваниями, такими как врожденный гипотиреоз, фенилкетонурия, адреногенитальный синдром, муковисцидоз, что позволяло своевременно назначать лекарственные препараты и лечебное питание.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»