ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июля 2003 года N 651-III-ОД

Об утверждении областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы

Воронежская областная Дума

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы А.М. Наквасин

Приложение

Утверждено

постановлением

Воронежской областной Думы

от 03.07.2003 N 651-III-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003 - 2004 ГОДЫ

Воронеж, 2003 год СОДЕРЖАНИЕ областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы


1. Паспорт Программы 3

2. Основное содержание Программы: 8

2.1. Глава 1. Обоснование необходимости разработки 8

Программы

2.2. Глава 2. Цели, задачи и сроки реализации 16

Программы

2.3. Глава 3. Система программных мероприятий 18

2.4. Глава 4. Механизм реализации Программы 41

2.5. Глава 5. Ресурсное обеспечение Программы 43

2.6. Глава 6. Оценка эффективности, социально-экономических 46

и экологических последствий от реализации Программы

2.7. Глава 7. Организация управления Программой и контроль 47

за ходом ее реализации

3. Приложения к Программе

3.1. Подпрограмма "Здоровый ребенок" на 2003 - 2004 годы 48

3.2. Подпрограмма "Дети-инвалиды" на 2003 - 2004 годы 57

3.3. Подпрограмма "Дети-сироты" на 2003 - 2004 годы 70

3.4. Подпрограмма "Одаренные дети" на 2003 - 2004 годы 77

3.5. Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и 85

правонарушений несовершеннолетних"

3.6. Подпрограмма "Семья и дети" 99

ПАСПОРТ

областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы

Наименование Программы

Областная целевая программа"Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 (далее - Программа)

Основание разработки Программы

Распоряжение администрации Воронежской области от 18.04.2003 N 604-р "О разработке областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы"

Государственный заказчик-коорди натор Программы

Главное управление труда и социального развития администрации области

Государственные заказчики подпрограмм

Главное управление труда и социального развитияадминистрацииобласти, Главное управление здравоохранения администрацииобласти,Главное управление образования администрации области

Основныеразработчики Программы

Главное управление труда и социального развитияадминистрацииобласти, Главное управление здравоохранения администрацииобласти,Главное управление образования администрации области, Главное управление внутренних дел Воронежской области, управление культурыадминистрацииобласти, управление по физической культуре и спорту, областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Исполнители Программы

Организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе

Перечень подпрограмм

1. "Здоровый ребенок" (государственный заказчик-Главноеуправление здравоохранения администрации области;
разработчики мероприятий - Главные управления здравоохранения, образования, труда и социального развитияадминистрацииобласти, управление по физической культуре и спорту администрации области).
 2. "Дети-инвалиды"(государственный заказчик - Главное управление труда и социального развития администрации области;
разработчики мероприятий - главные управления труда и социального развития, здравоохранения, образования администрации области, управления по физической культуре и спорту, культуры администрации области).
 3. "Дети-сироты"(государственный заказчик-Главноеуправление образования администрации области;
разработчики мероприятий - главные управленияобразования, труда и социального развития администрации области).
 4. "Одаренные дети"(государственный заказчик-Главноеуправление образования администрации области;
разработчики мероприятий - главные управления образования, труда и социального развития администрации области, управления культуры, по физическойкультуреиспорту администрации области).
 6. "Семья идети"(государственный заказчик - Главное управление труда и социального развития администрации области;
разработчики мероприятий - Главное управление труда и социального развитияадминистрацииобласти, управления по физической культуре и спорту,культурыадминистрации области)

Цели Программы

Обеспечение реализации на территории Воронежскойобластифедеральной целевой программы "Дети России", создание дополнительных условий для улучшения качества жизни и здоровья детей, особо нуждающихся в п оддержке государства, с учетом особенностей социально-демографической ситуации в области

Задачи Программы

Обеспечениеусловий для рождения здоровых детей, профилактики детской заболеваемости и инвалидности;

 формирование региональнойсистемы реабилитации детей с ограниченными возможностями и интеграции их в общество;

 совершенствованиесистемы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних;

 создание благоприятных условий для эффективного развития государственной системы поддержки и помощи семьям, испытывающим трудности в обеспечении развития и воспитания детей;

 создание условий для развития форм воспитания и адаптации в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (опека, патронаж, усыновление, семейные воспитательные группы и др.);

 выявление одаренныхдетейи создание условий дляразвития и реализации их способностей

Срокиреализации Программы

2003 - 2004 годы

Основныемероприятия Программы

Формированиесетии укрепление материальнойбазыучреждений, участвующих в реализации мероприятий Программы;

 развитие социальных технологий по защите интересов детей, профилактике негативных явлений в их среде;

 совершенствование системыохраны здоровья матери и ребенка;

 развитие системы социальной, профессионально-трудовой реабилитации и интеграции в общество детей инвалидов, сирот, беспризорных и других категорий несовершеннолетних, нуждающихсявподдержке государства;

 улучшение условий воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 совершенствование системы выявления, развитияи поддержки одаренных детей;

 развитие форм социального партнерства собщественными организациями по реализации целей и задач Программы;

 государственная поддержка семьи и детей, находящихся в социально опасном положенииилиострой жизненной ситуации;

 нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение Программы

Объем иисточники финансирования Программы (в ценах 2003 года)

Общие затраты на реализацию Программы составляют 55594,0 тысячи рублей, из них: федеральный бюджет - 32780,0 тысяч рублей, областнойбюджет - 22814,0 тысяч рублей, в том числе по подпрограммам:
 "Здоровый ребенок", всего - 12863,0 тысячи рублей, из них: федеральный бюджет - 8860,0 тысячрублей, областной бюджет - 4003,0 тысячи рублей.
 "Дети-инвалиды", всего - 11213,0 тысяч рублей, из них: федеральный бюджет - 7000,0 тысяч рублей, областной бюджет - 4213,0 тысяч рублей.
 "Дети-сироты", всего - 12340,0 тысяч рублей, из них: федеральный бюджет - 8600,0 тысяч рублей, областной бюджет - 3740,0 тысяч рублей.
 "Одаренные дети", всего - 592,0 тысячи рублей, из них: областной бюджет - 592,0 тысячи рублей.
 "Профилактика безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних", всего - 14765,0 тысяч рублей, из них: федеральный бюджет - 8320,0 тысяч рублей, областной бюджет - 6445,0 тысяч рублей.
 "Семья и дети", всего - 3821,0 тысяч рублей, из них: областной бюджет - 3821,0 тысяча рублей

Ожидаемыерезультаты реализации Программы

Улучшение вВоронежскойобласти положения детей, остро нуждающихся в поддержке государства, в том числе:
 снижение показателейматеринской смертности до 30 на 10 тысяч женщин фертильного возраста и младенческой смертности до 11 промиле;

 расширениесетицентров, обеспечивающихсоциальное обслуживание, реабилитациюдетей, остронуждающихсявподдержке государства, с 30 до 39 единиц;

 создание условий для предоставления временного приюта не менее 2500 безнадзорным ибеспризорным несовершеннолетним в год;

 создание условийдляразвития семейных форм воспитания детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей;

 увеличение количествасоциальных услуг, оказываемых семьям с детьми, с 840 тысяч до 900,0 тысяч единиц и количества потребителей услуг - до 25 тысяч человек;

 совершенствование форм выявления и стимулирования творчества талантливых и одаренных детей в соответствии с их интересами и возможностями

Система контроляза исполнением Программы

Контроль зареализацией Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком координатором Программы - Главнымуправлением трудаи социального развития администрации области - игосударственными заказчиками подпрограмм - главными управлениями образования и здравоохранения администрации области.
 Текущий административныйконтроль дополняется контролем за целевым использованием средств, осуществляемым Контрольно-счетной палатой Воронежской области, Главным финансовым управлением, Управлением Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Воронежской области.
 Информация оходереализации Программы ежегодно включается в доклад "О положении детей в Воронежской области"

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003 - 2004 ГОДЫ

ГЛАВА I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ 1.1. Анализ наиболее острых проблем, характеризующих положение детей в Воронежской области


Под воздействием экологических, социальных, экономических и иных факторов развитие области по-прежнему определяется негативными изменениями в естественном движении населения, нарастанием естественной убыли среди жителей области.

Вследствие этих причин численность детского населения на протяжении ряда лет сохраняет негативную тенденцию убывания (таблица 1).

Численность детского населения Воронежской области


Таблица 1

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Численность детского населения, тыс. человек

546,7

533,2

518,1

502,1

483,5

естественная убыль детского населения, тыс. человек

-12,0

-13,5

-15,1

-16,0

-18,0

в том числе в процентах от общего числа жителей области

22,0

21,6

21,2

20,8

20,2

Естественная убыль населения в 2001 году по сравнению с 2000 годом возросла на 1,6 процента, смертность превысила рождаемость в 2,38 раза.

Вследствие заболеваемости женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности, протекающих с различными осложнениями, только 22,4 процента родов могут быть признаны нормальными (количество нормальных родов от общего числа в 2000 году составило 27,9%, в 1999 году - 25,2%).

Существующая материально-техническая база учреждений родовспоможения не дает возможности широкого применения современных перинатальных технологий совместного пребывания матери и ребенка.

Большинство акушерских стационаров области обладает крайне ограниченными возможностями по оказанию неотложной помощи новорожденным и, в первую очередь, недоношенным, испытывают дефицит в медикаментозном обеспечении, вследствие чего по-прежнему актуальной остается проблема снижения перинатальной и младенческой смертности от таких причин, как родовые травмы, врожденные пороки развития.

Воздействие всей совокупности факторов окружающей среды, условий обучения и обитания не теряют актуальность проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. По предварительным данным диспансеризации детского населения области, проведенной в 2002 году, выявлено несовершеннолетних с отклонениями состояния здоровья 59,8 процента, из них от 0 до 6 лет - 49,9 процента, от 7 до 18 лет - 63,4 процента.

Отсутствие в необходимом количестве лечебно-диагностической аппаратуры не позволяет осуществлять выявление и лечение различных патологий у детей на должном уровне.

В области, как и в Российской Федерации, наблюдается рост числа детей-инвалидов (таблица 2).

Численность детей-инвалидов, проживающих в Воронежской области


Таблица 2

1997 г.

1999 г.

2001 г.

2002 г.

Число детей-инвалидов (человек),

7984

8417

9072

9434

в том числе количество детей-инвалидов на 10 тысяч детского населения

146,0

157,8

175,1

195,1

Ведущими ограничениями жизнедеятельности являются ограничения способности передвигаться, нарушения адекватного поведения детей и нарушения коммуникативных навыков общения с окружающими. В структуре основных причин инвалидизации детского населения области отмечается рост болезней эндокринной системы, костно-мышечной системы, заболеваний почек и желудочно-кишечного тракта.

Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, и только 12 процентов находятся в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в совершенствовании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Для становления и развития новых форм сопровождения и социального патронажа ребенка-инвалида по месту его жительства необходимо развитие сети социально-реабилитационных и медико-социальных учреждений в районах области.

Социальные и экономические проблемы российского общества на современном этапе развития существенно ослабили институт семьи, его воздействие на воспитание детей. О масштабах деградации устоев семьи свидетельствует количество и характер судебных решений гражданско-правовых споров по вопросам защиты прав детей (таблица 3).

Гражданско-правовые споры по вопросам защиты прав детей Таблица 3


Год

Количество исковых требований, удовлетворенных судами

об установлении отцовства

о взыскании алиментов на содержание детей

о расторжении браков супругов, имеющих детей

о лишении родительских прав

2000

43

3934

5672

520

2001

73

4324

6742

541

2002

78

4333

6905

705

К числу острых проблем относятся также насилие в семье, распространение безнадзорности, правонарушений, наркотиков, алкоголизма и психотропных средств среди подростков, адаптация несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний или мест лишения свободы. В 2001 году количество детей, лишенных свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения, по сравнению с 2000 годом увеличилось на 10,7 процента, количество направлений в специальные воспитательные учреждения возросло с 49 до 78 человек, к условной мере наказания был осужден 1281 человек (2000 год - 872 человека).

Профилактическая работа социальных учреждений должна быть существенно усилена, что требует развития сети служб, установленных Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", включая центры социальной реабилитации несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей.

Существующие проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усугубляют ситуацию, сложившуюся в сфере профилактики противоправных действий населения. Именно этот контингент, прежде всего, является объектом продажи, сексуальной эксплуатации и иных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Динамика изменения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет тенденцию возрастания (таблица 4).

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Воронежской области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»