ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2003 года N 650-III-ОД
Об утверждении областной целевой программы содействия занятости населения Воронежской области на 2003 год
Воронежская областная Дума
постановляет:
1. Утвердить областную целевую Программу содействия занятости населения Воронежской области на 2003 год (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы А.М.НАКВАСИН
Приложение
Утверждено постановлением
Воронежской областной Думы
от 03.07.2003 N 650-III-ОД
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД
Наименование Программы | Областная целевая программа содействия занятости населения Воронежской области на 2003 год |
Дата принятия решения о разработке Программы | Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20.09.2002 N 6380-МТ, распоряжение администрации Воронежской области от 18.12.2002 N 2272-р "О программах содействия занятости населения Воронежской области, организации и развития общественных работ в Воронежской области на 2003 год" |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда и социального развития Российской Федерации, администрация Воронежской области |
Основные разработчики Программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Воронежской области, отделы, управления администрации области, органы местного самоуправления |
Основные цели Программы | Сохранение активных позиций государственной политики занятости на рынке труда путем: |
Задачи Программы | -дальнейшее развитие информационно-методического обслуживания активной части ищущих работу; |
Сроки реализации Программы | 2003 год |
Перечень основных мероприятий | Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы региональной политики занятости |
Исполнители основных мероприятий | Департамент ФГСЗН по Воронежской области, Воронежский областной центр профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Воронежский областной модельныйцентрпрофессиональнойи медико-социальной реабилитации инвалидов, учебный центр "Кадры", Воронежская областная биржа временных и сезонных работ, отделы, управления администрацииобласти,органыместного самоуправления, работодатели |
Объемыиисточники финансирования, направления расходов | Финансовые затраты на реализацию Программы составят 276,0 млн. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 262,7 млн. руб.; |
Ожидаемыеконечные результатыреализации Программы | Реализация Программы в течение 2003 года позволит: |
Орган,осуществляющий контроль за реализацией Программы | Администрация области, департамент ФГСЗН по Воронежской области |
Областная целевая программа содействия занятости населения Воронежской области на 2003 год (далее - Программа) направлена на смягчение проблем безработицы и социальной напряженности, повышение адресности и эффективности мер содействия занятости населения, дальнейшую консолидацию действий социальных партнеров на рынке труда.
Параметры Программы рассчитаны на основе:
- прогноза социально-экономического развития Воронежской области на 2003 год, разработанного Главным управлением экономического развития администрации области;
- результатов анализа и прогноза ситуации на общем и регистрируемом рынках труда, выполненных департаментом ФГСЗН по Воронежской области;
- планируемых объемов финансирования мероприятий содействия занятости населения.
Программа реализует основные направления и приоритеты государственной политики занятости в Воронежской области на 2003 год через городские и районные программы содействия занятости населения.
Анализ и прогноз развития социально-экономической ситуации в Воронежской области
Социально-экономическая ситуация в области развивается неоднозначно.
Валовой региональный продукт имеет положительную годовую динамику (103,2% - в 2002 году, 104,2% - в 2003 году).
В экономике продолжается рост объемов производства, темпы которого существенно различаются по отраслям: от 117,2% в строительстве, 108,6% на транспорте, до 102,1% в сельском хозяйстве. Отмечен также рост инвестиций в основной капитал (117,6%), однако нередко он сопровождается закрытием предприятий, сокращением производства и (или) персонала.
В 2003 году, по прогнозу Главного управления экономического развития администрации области, экономический рост продолжится: в промышленном производстве он составит примерно 101,0%, в других отраслях производственной сферы будет обеспечен на уровне 104,0 - 105,0%. Инвестиции вырастут на 6 - 8%.
В социальной сфере показатели, характеризующие уровень жизни населения, имеют также положительную динамику. Начисленная среднемесячная заработная плата достигла в декабре 2002 года 3062,8 рублей (136,7% относительно того же периода 2001 года), реальная заработная плата выросла на 19%, реальные денежные доходы - на 8,4%. Эти тенденции сохранятся и в 2003 году.
Вместе с тем рост реальных доходов населения сдерживается повышением тарифов в жилищно-коммунальной сфере и на транспорте, увеличением доли платных услуг в области образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения.
В сфере действия демографических факторов сохраняется тенденция миграционного прироста населения (на 4,2 тыс. чел.), однако в целом численность населения области продолжает снижаться (с 2426,2 тыс. чел. в 2001 году до 2406,7 тыс. чел. по оценке в 2002 году, 2386,4 тыс. чел. по прогнозу в 2003 году) вследствие преобладающей естественной убыли. Численность трудовых ресурсов уменьшается на 1-2 тыс. чел. в год.
На полном рынке труда прослеживается тенденция дальнейшего снижения уровня безработицы (10% в начале и 8,8% в конце года). Среди причин, противодействующих этому процессу: реструктуризация ряда отраслей экономики, сокращение занятости в неформальном секторе экономики. Растет число безработных среди сельских жителей, что связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями территориальной мобильности, низким уровнем заработной платы в сельскохозяйственном производстве.
В отраслях материального производства по-прежнему было занято 54% трудовых ресурсов, с 7,6% до 7,8% возросла доля занятых индивидуальным трудом по найму у отдельных граждан, в основном в сельской местности; 6,6% составили занятые в домашнем (в том числе личном подсобном) хозяйстве производством товаров и услуг для реализации; 10,9% трудоспособного населения области оставались не заняты трудовой деятельностью, учебой и не искали работу.
Положительной тенденцией на областном рынке труда является растущий спрос на рабочую силу. Число принятых на работу крупными и средними предприятиями области за 1999 - 2001 годы увеличилось на 17,2%; а в 2002 году - на 40%. Впервые за последние 8 лет выбытие рабочей силы в области полностью компенсируется ее приемом.
В 2002 году в службу занятости заявлено на 8% больше вакансий, чем в предыдущем году, в том числе постоянных - на 5%, на 7% возросло число представивших их предприятий. В то же время сохраняются или обостряются профессиональные и территориальные диспропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением. Не снижается дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь рабочих профессий. Низкая заработная плата на многих предприятиях тормозит трудоустройство и еще более обостряет дефицит рабочей силы.
Снижение уровня общей безработицы сопровождается ее перетеканием в регистрируемый сектор рынка труда, где он начал повышаться - с 1,3% к концу 2001 года до 1,6% к концу 2002 года. Это обусловлено как расширением охвата населения, в том числе сельских районов, услугами службы занятости, так и заинтересованностью безработных в получении справок, регистрирующих их стаж и дающих право на получение жилищных субсидий и др. По этой причине регистрируемая численность ищущих работу возросла примерно на 10%.
Численность граждан, зарегистрированных в службе занятости как ищущих работу, увеличилась на 4,3 тыс. чел., возросла в их числе доля лиц, уволенных по собственному желанию, высвобожденных с предприятий и организаций, а также неработающих инвалидов.
Изменилось в лучшую сторону соотношение между средней заработной платой безработных на последнем месте работы и оплатой труда на предлагаемых вакансиях (таблица 1). Величина оплаты труда на свободных вакансиях превысила величину областного прожиточного минимума в среднем в 1,4 раза.
Таблица 1
Средняя оплата труда безработных на последнем месте работы и на вакансиях, заявленных в службу занятости (по состоянию на декабрь 2002 года)
Средняя заработная плата, руб. | |||
Безработных на последнем месте работ | На заявленных вакансиях | Соотношение средней заработной платы безработных на последнем месте работы и на заявленных вакансиях | |
Всего по области | 2106 | 2235 | 0,94 |
В том числе | |||
рабочих | 1787 | 2227 | 0,80 |
специалистов | 2490 | 2225 | 1,10 |
По г. Воронежу | 2436 | 2472 | 0,99 |
В том числе | |||
рабочих | 2065 | 2490 | 0,83 |
специалистов | 2777 | 2386 | 1,20 |
В регистрируемом секторе рынка труда в 1,4 раза увеличилось число безработных среди сельских жителей, растет доля лиц, имеющих начальное профессиональное и среднее общее образование, а также ранее работавших по рабочим профессиям; на 3,3 процентных пункта сократился удельный вес ранее не работавших и ищущих работу впервые.
Среди безработных каждый второй имеет высшее или среднее профессиональное образование.
В половозрастной структуре безработных вырос удельный вес лиц предпенсионного возраста, из них в значительной мере - женщин; сократилась доля безработной молодежи (до 29,3% на конец года против 31,0% - на начало). Доля женщин в общей численности безработных возросла на 2,9 процентных пункта (таблица 2).
Средняя продолжительность безработицы сохранилась на уровне 2001 года.
Таблица 2
Наименование показателей | Удельный вес в общей численности безработных, % | В том числе женщин, % | ||
2001 г. | 2002 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Всего | 100,0 | 100,0 | 67,3 | 70,2 |
В том числе | ||||
Молодежь в возрасте 16-29 лет | 31,0 | 29,3 | 70,2 | 74,7 |
Лица среднего возраста | 64,9 | 57,3 | 65,4 | 65,1 |
Лица предпенсионного возраста | 4,1 | 13,4 | 76,3 | 82,3 |
Изменения, происшедшие на региональном рынке труда, обусловили сдвиги мотивационных и поведенческих характеристик безработных. Результаты мониторинга свидетельствуют о повышении заинтересованности клиентов в участии в активных программах, нацеленных на трудоустройство (в 1,2 раза) и получении информации о спросе на рабочую силу (в 1,6 раза). Довольно велика и стабильна востребованность временных вакансий (каждый 6 - 7-й безработный), почти вдвое возросла заинтересованность в обучении методам самостоятельного поиска работы (каждый 5-ый). Наметилась тенденция к росту квалификационных требований и снижению востребованности малоквалифицированного труда. По-прежнему каждый третий безработный хотел бы пройти в службе занятости профессиональное (пере)обучение. Наибольшим спросом оно пользуется у молодежи (52,4%), а также у ранее и длительно не работавших граждан. Наиболее востребуемыми направлениями являются обучение новой, более конкурентоспособной профессии, в дополнение к уже имеющейся (51,2% из общего числа безработных, желающих пройти профобучение), а также повышение квалификации или овладение смежной профессией (37,3%). Наряду с этим свыше 8% безработных изъявляют желание приобрести первую специальность.
Основой успешной адаптации безработных на рынке труда является отмечаемый рост их активности в поиске работы и готовность к трудовой мобильности (57,7%). Каждый пятый безработный претендует на немедленное трудоустройство. Охотно соглашаются на смену профессии 26,2%, снижение социального статуса - 9,7%, на работу более низкой квалификации - 9,5%, с меньшим заработком - 3, 2% респондентов.
Применение в работе службы занятости электронных технологий обеспечили безработным доступ к межрегиональной информации о потребности в рабочей силе, заинтересованность в трудоустройстве за пределами г. Воронежа и области проявили 34,2% состоящих на учете граждан.
Среди факторов, усложняющих характер региональной регистрируемой безработицы, в первую очередь, следует отметить снижение ее качественных показателей:
- увеличение доли представителей старших возрастных групп (от 40 лет и выше - на 4,7 процентных пункта);
- снижение образовательного статуса безработных в связи с большим притоком имеющих полное общее образование (на 1/3) и доли - со средним и высшим профессиональным образованием (с 50% до 46%);
- рост потока граждан, трудоустройство которых затруднено: инвалидов (в 1,4 раза), одиноких и многодетных матерей, а также представителей предпенсионного возраста (1,3) и т.д.;