ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2003 года N 650-III-ОД

Об утверждении областной целевой программы содействия занятости населения Воронежской области на 2003 год

Воронежская областная Дума

постановляет:

1. Утвердить областную целевую Программу содействия занятости населения Воронежской области на 2003 год (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

    Председатель областной Думы А.М.НАКВАСИН


     Приложение
     Утверждено постановлением
     Воронежской областной Думы
     от 03.07.2003 N 650-III-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД

Воронеж, 2003 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ НА 2003 ГОД


Наименование Программы

Областная целевая программа содействия занятости населения Воронежской области на 2003 год

Дата принятия решения о разработке Программы

Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20.09.2002 N 6380-МТ, распоряжение администрации Воронежской области от 18.12.2002 N 2272-р "О программах содействия занятости населения Воронежской области, организации и развития общественных работ в Воронежской области на 2003 год"

Государственный заказчик Программы

Министерство труда и социального развития Российской Федерации, администрация Воронежской области

Основные разработчики Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Воронежской области, отделы, управления администрации области, органы местного самоуправления

Основные цели Программы

Сохранение активных позиций государственной политики занятости на рынке труда путем:
 -предупреждения роста регистрируемой безработицы, в том числе в сельской местности;

 -повышения адресности и эффективности мер содействия занятости различных категорий безработных;

 -более полного и качественного удовлетворения потребностей предприятий и организаций в рабочей силе

Задачи Программы

-дальнейшее развитие информационно-методического обслуживания активной части ищущих работу;

 -- смягчение неудовлетворенного спроса работодателей путем совершенствования форм взаимодействия с ними;

 -повышение уровня трудоустройства ищущих работу и безработных граждан;

 -внедрение комплекса мер, направленных на рост занятости в сельской местности;

 -совершенствование структуры и качества профессионального обучения;

 -предупреждение роста длительност и безработицы;

 -развитие для нуждающихся граждан системы общественных работ и дополнительной занятости;

 -внедрение в практику работы инновационных технологий.

Сроки реализации Программы

2003 год

Перечень основных мероприятий

Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы региональной политики занятости
 Информационно-методическое обеспечение политики занятости населения
 Содействие повышению квалификации безработных граждан и незанятого населения
 Удовлетворение потребностей работодателей в рабочей силе, совершенствование работы по трудоустройству населения
 Развитие системы общественных работ
 Содействие предпринимательской деятельности
 Профилактика длительной безработицы
 Обеспечение территориальной мобильности рабочей силы
 Обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите
 Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
 Регулирование занятости на уровне городов и районов
 Социальная поддержка доходов безработных граждан
 Ресурсное обеспечение Программы

Исполнители основных мероприятий

Департамент ФГСЗН по Воронежской области, Воронежский областной центр профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Воронежский областной модельныйцентрпрофессиональнойи медико-социальной реабилитации инвалидов, учебный центр "Кадры", Воронежская областная биржа временных и сезонных работ, отделы, управления администрацииобласти,органыместного самоуправления, работодатели

Объемыиисточники финансирования, направления расходов

Финансовые затраты на реализацию Программы составят 276,0 млн. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 262,7 млн. руб.;
средства областного бюджета - 6,6 млн. руб., работодателей - 6,7 млн. руб.

Ожидаемыеконечные результатыреализации Программы

Реализация Программы в течение 2003 года позволит:
 сдержать регистрируемую безработицу в пределах 1,6 - 1,8 процентов;

 оказать содействие в трудоустройстве не менее чем 80 тыс. чел.;

 обеспечитьвозможностьучастияв общественных работах не менее 10 тыс. чел.;

 оказатьконсультационныеуслуги по организационной поддержке самозанятости не менее 1,5 тыс. чел.;

 предоставитьвозможностьполучения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 6,5 тыс. безработным гражданам;

 провести профориентационную работу с 92,2 тыс. чел.;

 поддержать доходы 54,0 тыс. безработных граждан

Орган,осуществляющий контроль за реализацией Программы

Администрация области, департамент ФГСЗН по Воронежской области

Введение


Областная целевая программа содействия занятости населения Воронежской области на 2003 год (далее - Программа) направлена на смягчение проблем безработицы и социальной напряженности, повышение адресности и эффективности мер содействия занятости населения, дальнейшую консолидацию действий социальных партнеров на рынке труда.

Параметры Программы рассчитаны на основе:

- прогноза социально-экономического развития Воронежской области на 2003 год, разработанного Главным управлением экономического развития администрации области;

- результатов анализа и прогноза ситуации на общем и регистрируемом рынках труда, выполненных департаментом ФГСЗН по Воронежской области;

- планируемых объемов финансирования мероприятий содействия занятости населения.

Программа реализует основные направления и приоритеты государственной политики занятости в Воронежской области на 2003 год через городские и районные программы содействия занятости населения.

Анализ и прогноз развития социально-экономической ситуации в Воронежской области

Социально-экономическая ситуация в области развивается неоднозначно.

Валовой региональный продукт имеет положительную годовую динамику (103,2% - в 2002 году, 104,2% - в 2003 году).

В экономике продолжается рост объемов производства, темпы которого существенно различаются по отраслям: от 117,2% в строительстве, 108,6% на транспорте, до 102,1% в сельском хозяйстве. Отмечен также рост инвестиций в основной капитал (117,6%), однако нередко он сопровождается закрытием предприятий, сокращением производства и (или) персонала.

В 2003 году, по прогнозу Главного управления экономического развития администрации области, экономический рост продолжится: в промышленном производстве он составит примерно 101,0%, в других отраслях производственной сферы будет обеспечен на уровне 104,0 - 105,0%. Инвестиции вырастут на 6 - 8%.

В социальной сфере показатели, характеризующие уровень жизни населения, имеют также положительную динамику. Начисленная среднемесячная заработная плата достигла в декабре 2002 года 3062,8 рублей (136,7% относительно того же периода 2001 года), реальная заработная плата выросла на 19%, реальные денежные доходы - на 8,4%. Эти тенденции сохранятся и в 2003 году.

Вместе с тем рост реальных доходов населения сдерживается повышением тарифов в жилищно-коммунальной сфере и на транспорте, увеличением доли платных услуг в области образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения.

В сфере действия демографических факторов сохраняется тенденция миграционного прироста населения (на 4,2 тыс. чел.), однако в целом численность населения области продолжает снижаться (с 2426,2 тыс. чел. в 2001 году до 2406,7 тыс. чел. по оценке в 2002 году, 2386,4 тыс. чел. по прогнозу в 2003 году) вследствие преобладающей естественной убыли. Численность трудовых ресурсов уменьшается на 1-2 тыс. чел. в год.

Ситуация на региональном рынке труда


На полном рынке труда прослеживается тенденция дальнейшего снижения уровня безработицы (10% в начале и 8,8% в конце года). Среди причин, противодействующих этому процессу: реструктуризация ряда отраслей экономики, сокращение занятости в неформальном секторе экономики. Растет число безработных среди сельских жителей, что связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями территориальной мобильности, низким уровнем заработной платы в сельскохозяйственном производстве.

В отраслях материального производства по-прежнему было занято 54% трудовых ресурсов, с 7,6% до 7,8% возросла доля занятых индивидуальным трудом по найму у отдельных граждан, в основном в сельской местности; 6,6% составили занятые в домашнем (в том числе личном подсобном) хозяйстве производством товаров и услуг для реализации; 10,9% трудоспособного населения области оставались не заняты трудовой деятельностью, учебой и не искали работу.

Положительной тенденцией на областном рынке труда является растущий спрос на рабочую силу. Число принятых на работу крупными и средними предприятиями области за 1999 - 2001 годы увеличилось на 17,2%; а в 2002 году - на 40%. Впервые за последние 8 лет выбытие рабочей силы в области полностью компенсируется ее приемом.

В 2002 году в службу занятости заявлено на 8% больше вакансий, чем в предыдущем году, в том числе постоянных - на 5%, на 7% возросло число представивших их предприятий. В то же время сохраняются или обостряются профессиональные и территориальные диспропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением. Не снижается дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь рабочих профессий. Низкая заработная плата на многих предприятиях тормозит трудоустройство и еще более обостряет дефицит рабочей силы.

Снижение уровня общей безработицы сопровождается ее перетеканием в регистрируемый сектор рынка труда, где он начал повышаться - с 1,3% к концу 2001 года до 1,6% к концу 2002 года. Это обусловлено как расширением охвата населения, в том числе сельских районов, услугами службы занятости, так и заинтересованностью безработных в получении справок, регистрирующих их стаж и дающих право на получение жилищных субсидий и др. По этой причине регистрируемая численность ищущих работу возросла примерно на 10%.

Численность граждан, зарегистрированных в службе занятости как ищущих работу, увеличилась на 4,3 тыс. чел., возросла в их числе доля лиц, уволенных по собственному желанию, высвобожденных с предприятий и организаций, а также неработающих инвалидов.

Изменилось в лучшую сторону соотношение между средней заработной платой безработных на последнем месте работы и оплатой труда на предлагаемых вакансиях (таблица 1). Величина оплаты труда на свободных вакансиях превысила величину областного прожиточного минимума в среднем в 1,4 раза.

Таблица 1

Средняя оплата труда безработных на последнем месте работы и на вакансиях, заявленных в службу занятости (по состоянию на декабрь 2002 года)

Средняя заработная плата, руб.

Безработных на последнем месте работ

На заявленных вакансиях

Соотношение средней заработной платы безработных на последнем месте работы и на заявленных вакансиях

Всего по области

2106

2235

0,94

В том числе

рабочих

1787

2227

0,80

специалистов

2490

2225

1,10

По г. Воронежу

2436

2472

0,99

В том числе

рабочих

2065

2490

0,83

специалистов

2777

2386

1,20

Численность безработных и уровень безработицы


В регистрируемом секторе рынка труда в 1,4 раза увеличилось число безработных среди сельских жителей, растет доля лиц, имеющих начальное профессиональное и среднее общее образование, а также ранее работавших по рабочим профессиям; на 3,3 процентных пункта сократился удельный вес ранее не работавших и ищущих работу впервые.

Среди безработных каждый второй имеет высшее или среднее профессиональное образование.

В половозрастной структуре безработных вырос удельный вес лиц предпенсионного возраста, из них в значительной мере - женщин; сократилась доля безработной молодежи (до 29,3% на конец года против 31,0% - на начало). Доля женщин в общей численности безработных возросла на 2,9 процентных пункта (таблица 2).

Средняя продолжительность безработицы сохранилась на уровне 2001 года.

Таблица 2

Состав зарегистрированных безработных по полу и возрасту


Наименование показателей

Удельный вес в общей численности безработных, %

В том числе женщин, %

2001 г.

2002 г.

2001 г.

2002 г.

Всего

100,0

100,0

67,3

70,2

В том числе

Молодежь в возрасте 16-29 лет

31,0

29,3

70,2

74,7

Лица среднего возраста

64,9

57,3

65,4

65,1

Лица предпенсионного возраста

4,1

13,4

76,3

82,3

Изменения в мотивациях безработных


Изменения, происшедшие на региональном рынке труда, обусловили сдвиги мотивационных и поведенческих характеристик безработных. Результаты мониторинга свидетельствуют о повышении заинтересованности клиентов в участии в активных программах, нацеленных на трудоустройство (в 1,2 раза) и получении информации о спросе на рабочую силу (в 1,6 раза). Довольно велика и стабильна востребованность временных вакансий (каждый 6 - 7-й безработный), почти вдвое возросла заинтересованность в обучении методам самостоятельного поиска работы (каждый 5-ый). Наметилась тенденция к росту квалификационных требований и снижению востребованности малоквалифицированного труда. По-прежнему каждый третий безработный хотел бы пройти в службе занятости профессиональное (пере)обучение. Наибольшим спросом оно пользуется у молодежи (52,4%), а также у ранее и длительно не работавших граждан. Наиболее востребуемыми направлениями являются обучение новой, более конкурентоспособной профессии, в дополнение к уже имеющейся (51,2% из общего числа безработных, желающих пройти профобучение), а также повышение квалификации или овладение смежной профессией (37,3%). Наряду с этим свыше 8% безработных изъявляют желание приобрести первую специальность.

Основой успешной адаптации безработных на рынке труда является отмечаемый рост их активности в поиске работы и готовность к трудовой мобильности (57,7%). Каждый пятый безработный претендует на немедленное трудоустройство. Охотно соглашаются на смену профессии 26,2%, снижение социального статуса - 9,7%, на работу более низкой квалификации - 9,5%, с меньшим заработком - 3, 2% респондентов.

Применение в работе службы занятости электронных технологий обеспечили безработным доступ к межрегиональной информации о потребности в рабочей силе, заинтересованность в трудоустройстве за пределами г. Воронежа и области проявили 34,2% состоящих на учете граждан.

Среди факторов, усложняющих характер региональной регистрируемой безработицы, в первую очередь, следует отметить снижение ее качественных показателей:

- увеличение доли представителей старших возрастных групп (от 40 лет и выше - на 4,7 процентных пункта);

- снижение образовательного статуса безработных в связи с большим притоком имеющих полное общее образование (на 1/3) и доли - со средним и высшим профессиональным образованием (с 50% до 46%);

- рост потока граждан, трудоустройство которых затруднено: инвалидов (в 1,4 раза), одиноких и многодетных матерей, а также представителей предпенсионного возраста (1,3) и т.д.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»