ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 июля 2003 года N 649-III-ОД
Об утверждении областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Воронежской области (2007-2010 годы)"
(Наименование в ред.постановления Воронежской областной Думы от 29.03.2008 N 826 НГР ru36000200700499
Изменения:
Постановление Воронежской областной Думы от 29.03.2007 N 826-IV-ОД НГР ru36000200800499
Постановление Воронежской областной Думы от 31.05.2007 N 900-IV-ОД НГР ru36000200700500
В соответствии с Уставом Воронежской области Воронежская областная Дума постановляет:
(преамбула в ред.постановления Воронежской областной Думы от 29.03.2008 N 826-IV-ОД НГР ru36000200700499)
1.Утвердить областную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Воронежской области (2007-2010 годы)" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
(пункт 1 в ред.постановления Воронежской областной Думы от 29.03.2007 N 826-IV-ОД НГР ru36000200700499)
2. Финансирование программы осуществлять в соответствии с законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
(пункт 2 в ред.постановления Воронежской областной Думы от 29.03.2007 N 826-IV-ОД НГР ru36000200700499)
пункты 3 и 4 - утратили силу
(в ред.постановления Воронежской областной Думы от 29.03.2007 N 826-IV-ОД НГР ru36000200700499)
5. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы А.М.Наквасин
Приложение
Утверждена
постановлением областной Думы
от 3 июля 2003 года N 649-III-ОД
( в ред.постановления Воронежской областной Думы от 29.03.2007 N 826-IV-ОД НГР ru36000200700499, в ред.постановления Воронежской областной Думы от 31.05.2007 N 900-IV-ОД)
Наименование программы | "Создание автоматизированной системы ведения |
Дата принятия решения о | Распоряжение администрации Воронежской области |
Государственные заказчики | Управление Федерального агентства кадастра |
Государственный заказчик- | Управление Федерального агентства кадастра |
Основные разработчики | Управление Федерального агентства кадастра |
Цели и задачи программы | Целью программы является создание |
Важнейшие целевые | Степень информационного наполнения |
Сроки и этапы реализации | 2007 - 2011 годы |
Перечень подпрограмм | Подпрограмма "Информационное обеспечение |
Объемы и источники | На 2007 - 2011 годы всего - 659,1 млн. рублей, |
Ожидаемые конечные | - Проведение разграничения государственной |
II. Основное содержание областной целевой программы
Программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Воронежской области (2007 - 2011 годы)" (далее - программа) разработана в развитие подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560, и направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления экономики Воронежской области, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также представления сведений из государственного земельного кадастра составляет 1 месяц. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра (Управление Роснедвижимости по Воронежской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области), технического учета объектов капитального строительства (ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация", Воронежский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация"), а также градостроительного, водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров.
В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
Обеспеченность Воронежской области планово-картографическими материалами (ПКМ) неудовлетворительная. Фотопланы масштаба 1:10000 выполнены в 1973 - 1982 годах в системе координат 1963 года. Обновление фотопланов начато в 1992 году в системе координат 1942 года и выполнено на территории 7 районов полностью и на части (менее 50 процентов) двух районов. В 2003 году выполнены работы по изготовлению ортофотопланов на территории Новохоперского района в масштабе 1:10000 и населенных пунктов в масштабе 1:2000. На территории остальных районов Воронежской области требуется полное обновление ПКМ. На территории населенных пунктов ПКМ практически отсутствует, только на семь райцентров имеются планы в масштабе 1:2000, изготовленные в 1985 - 1996 годах. Наличие достоверного планово-картографического материала является базовой основой для создания кадастра объектов недвижимости.
Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.
За счет средств бюджетов всех уровней на территории Воронежской области создается базовая опорная межевая сеть. Роснедвижимостью разработан проект развития опорной межевой сети на территории Воронежской области. В соответствии с расчетными нормативами необходимо установить 15000 знаков опорной межевой сети. Обеспеченность территории области пунктами опорной межевой сети - менее 50 процентов. По этой причине невозможно проведение межевания земельных участков на основе сведений государственного земельного кадастра без проведения полевых геодезических измерений, позволяющего значительно снизить стоимость оформления документов на земельные участки (реальное снижение стоимости работ на 700 - 1200 рублей за каждый участок). Затруднены полевые работы при межевании, что отражается на их стоимости. Отсутствие современной картографической основы не позволяет обеспечить достоверной информацией о земельных ресурсах органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления и других заинтересованных лиц для принятия взвешенных управленческих решений.
На территории Воронежской области архивы органов технической инвентаризации объектов капитального строительства ведутся как на бумажном, так и на электронном носителях. Вместе с тем электронная база содержит только техническое описание объекта капитального строительства, в котором отсутствуют земельные и поэтажные планы на недвижимое имущество. Таким образом, существуют определенные трудности инвентаризации вышеуказанных архивов в части формирования электронных баз чертежей и схем, а также конвертации вышеуказанных баз в общую базу единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС).
В архивах ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" содержатся сведения только о 70 процентах объектов капитального строительства, соответственно отсутствие недостающих сведений при проведении массовой оценки недвижимости приведет к недополучению консолидированным бюджетом Воронежской области 30 процентов налогов с недвижимого имущества.
В настоящее время только 7,7 процента дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации, переведены в электронный вид. Для создания государственного кадастра необходимо провести инвентаризацию и ввести в государственный кадастр недвижимости сведения об 1 млн. объектов недвижимости. Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.
Основным направлением развития региона является увеличение инвестиционной привлекательности объектов недвижимости. Указанные недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.
Для формирования полноценных информационных ресурсов, обеспечивающих поддержку государственной регистрации прав на недвижимое имущество, учета и оценки этого имущества и упорядочения функционирования рынка недвижимости необходимо создание интегрированной системы описания, учета и регистрации земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости в виде комплексного единого кадастра. Кадастр является одним из важнейших источников информации показателей, характеризующих городскую среду как объект управления. Информационная система, степень сложности структуры и объем информации в ней должны соответствовать степени сложности и масштабу объекта управления.
Государственная кадастровая оценка земель Воронежской области проводилась специалистами агентства государственной оценки земли ОАО "ЦЧОНИИгипрозем" и ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, Центрально-Черноземный филиал.
Правовой основой работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий являются Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316.
На настоящий момент в Воронежской области проведена кадастровая оценка земель всех категорий. Результаты работ согласованы Роснедвижимостью и в установленном порядке утверждены администрацией Воронежской области. Кроме того, в 2005 году была завершена работа по проведению актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области, заказчиком которой выступала администрация Воронежской области.
Целью государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земель в границах объекта оценки, в том числе для обоснования земельного налога, арендной платы и других платежей при сделках с земельными участками. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ ставки налогообложения земельных участков устанавливаются органами местного самоуправления.
Государственная кадастровая оценка земель в соответствии с вышеуказанными постановлениями в России проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В связи с этим результаты кадастровой оценки земель нуждаются в актуализации в целях их последующего налогообложения. Актуализация работ предусматривает детальное изучение рынка и нацелена на увеличение кадастровой стоимости земельных участков и, как следствие, на увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в 2006 году введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет отсутствовать.
Решением вышеуказанных проблем является создание и ведение государственного кадастра недвижимости.
Такой способ ведения кадастра недвижимости исключает возможность ведения двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на представление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.
Положительным в этом случае является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.
Интеграция на областном уровне актуальной и полной информации государственного кадастра недвижимости, возможность оперативной передачи ее в налоговые органы повышают эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций налоговых органов, способствуют увеличению собираемости имущественных налогов и пополнению бюджетов всех уровней. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа рынка недвижимости и прогнозирования его развития с целью принятия решений о потенциальном инвестировании областного рынка недвижимости.
Таким образом, кадастр недвижимости вследствие своей объективной комплексности и многоаспектности является информационной основой для принятия решений по управлению областными ресурсами. Управление процессом областного развития основывается на перспективных моделях, разрабатываемых в составе генеральных планов городов на отдаленную перспективу. Это необходимо для определения принципиально возможных масштабов и направлений социально-демографического и территориально-планировочного развития Воронежской области, перспективного развития и размещения крупных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры городского и областного значения на долгосрочный и краткосрочный периоды.
Необходимо отметить, что создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости неотъемлемо связано с необходимостью рационального и эффективного использования земель на территории Воронежской области, относящихся в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации к недвижимому имуществу. В свою очередь, без обеспечения рационального и эффективного использования земель невозможно создание свободного и конкурентного областного рынка недвижимости.
Государственный земельный контроль на территории Воронежской области в 2004 году осуществлялся должностными лицами и специалистами Управления Роснедвижимости по Воронежской области в количестве 78 сотрудников, из них 13 сотрудников аппарата Управления Роснедвижимости по Воронежской области.
За прошедший год 166 юридических и должностных лиц, а также 229 граждан, виновных в нарушении земельного законодательства, привлечены к административной ответственности с наложением на них штрафных санкций на общую сумму 545,8 тысячи рублей.
Основными видами нарушений земельного законодательства являются самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов. Это связано с недостаточным контролем в части предоставления и изъятия земель для нужд различных категорий землепользователей, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Создание системы кадастра объектов недвижимости будет способствовать более полному выявлению нарушений и осуществлению жесткого контроля в сфере землепользования и градостроительства.
Основной целью программы является создание государственного кадастра недвижимости на базе государственного земельного кадастра и технического учета объектов капитального строительства.
Основными задачами программы являются:
- формирование и организация ведения государственного кадастра недвижимости на территории Воронежской области с 2009 года;
- проведение массовой оценки объектов недвижимого имущества с 2009 года;
- организация доступа к государственному кадастру недвижимости в 2011 году;
- создание условий для перехода на новую систему налогообложения - налог на недвижимость.
- разграничение государственной собственности на землю в 2007 году.
(абз.в ред.постановления Воронежской областной Думы от 31.05.2007 N 900-IV-ОД НГР ru36000200700500Р
Реализация программы рассчитана в один этап в течение 2007 - 2011 годов.
С 2009 года запланировано обеспечение доступа к государственному кадастру недвижимости органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан.
К концу 2011 года:
- будет создана единая система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Воронежской области, обеспечено информационное наполнение государственного кадастра недвижимости и организован доступ к нему органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан;
- будет проведена оценка всех объектов капитального строительства на территории Воронежской области;
- будут созданы условия для перехода на новую систему налогообложения - уплату единого налога на недвижимость.
В течение 2007 - 2011 годов планируется собрать около 13818 млн. рублей за счет земельного и имущественных налогов, к концу 2011 года за счет мероприятий программы должно быть дополнительно собрано 1481 млн. рублей. Рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, полученных от сбора земельного и имущественных налогов, составит 30 процентов в 2011 году к уровню 2004 года.
Совокупный экономический эффект от реализации программы в целом составит 13606 млн. рублей.