ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июля 2003 года N 647-III-ОД

Об утверждении областной целевой программы "Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003-2006 годы"

В соответствии с законом Воронежской области от 2 июля 2001 года N 11-III-ОЗ "Устав (Основной закон) Воронежской области" и в целях обеспечения устойчивого развития рынка корпоративных ценных бумаг на территории Воронежской области, повышения эффективности управления пакетами акций, находящихся в собственности Воронежской области, областная Дума

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003 - 2006 годы" (далее по тексту - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансирование Программы в 2003 году осуществляется в соответствии с законом Воронежской области от 5 января 2003 года N 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год".

3. Контроль за выполнением программных мероприятий возложить на первого заместителя председателя Воронежской областной Думы Титова Ю.Т.

4. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

5. Рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие на территории Воронежской области с Главным управлением государственного имущества администрации Воронежской области и Орловским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, оказывать содействие исполнителям настоящей Программы в ходе ее реализации.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы A.M.НАКВАСИН

Приложение

Утверждено

постановлением

Воронежской областной Думы

от 03.07.2003 N 647-III-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


"РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
 Программы

Областная целевая Программа "Развитие рынка
 ценных бумаг на территории Воронежской области
 на 2003 - 2006 годы"

Основание для
 разработки
 Программы

Распоряжение администрации Воронежской области
 от 11.07.2002 N 1290-р "О мерах по развитию
 рынка корпорати вных ценных бумаг на территории
 Воронежской области"

Государственный
 заказчик
 Программы

Главное управление государственного имущества
 администрации Воронежской области

Основные
 разработчики
 Программы

Главное управление государственного имущества
 администрации области, Главное управление по
 промышленности, транспорту и связи администрации
 области, Главное управление агропромышленным
 комплексом администрации области,
 Представительство Орловского регионального
 отделения Федеральной комиссии по рынку ценных
 бумаг (ФКЦБ России) по Воронежской области

Основная цель
 Программы

Создание условий для развития рынка ценных бумаг
 (фондового рынка) на территории Воронежской
 области и его использования для привлечения
 инвестиций в реальный сектор экономики

Основные
 задачи
 Программы

1. Повышение инвестиционной привлекательности
 Воронежской области.
 2. Создание инфраструктуры рынка ценных бумаг на
 территории Воронежской области, содействующей
 увеличению его емкости.
 3. Стимулирование привлечения инвестиций с
 помощью инструментов рынка ценных бумаг в
 промышленность и агропромышленный комплекс
 Воронежской области

Сроки и этапы
 реализации
 Программы

Срок реализации Программы - 2003 - 2006 годы.
 Этапы реализации:
 1-й этап - создание условий для формирования
 инфраструктуры и развития рынка ценных бумаг -
 2004 год;
 2-й этап - развитие рынка ценных бумаг - 2005 -
 2006 годы

Перечень
 основных
 мероприятий

1. Совершенствование качества корпоративного
 управления в акционерных обществах Воронежской
 области и повышение их информационной
 прозрачности, уровня защищенности прав и
 законных интересов инвесторов.
 2. Формирование информационной и организационной
 (институциональной) инфраструктуры рынка ценных !B R! бумаг.
 3. Государственная (областная) поддержка
 развития фондового рынка на территории
 Воронежской области

Исполнители
 основных
 мероприятий

Главное управление государственного имущества
 администрации Воронежской области, Главное
 управление экономического развития администрации
 Воронежской области, Главное управление по
 промышленности, транспорту и связи администрации
 Воронежской области, Главное управление
 агропромышленным комплексом администрации
 Воронежской области, Представительство
 Орловского регионального отделения ФКЦБ России
 по Воронежской области (по согласованию),
 организации Воронежской области, определяемые на
 конкурсной основе

Объемы и
 источники
 финансирования

Областной бюджет. Общий объем финансирования по
 Программе - за счет средств областного бюджета -
 3105 тыс. рублей, в том числе на 2003 год - 800
 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные
 результаты

Формирование инфраструктуры и механизмов
 развития рынка ценных бумаг.
 Рост инвестиций на предприятиях области за счет
 увеличения их капитализации и развития фондового
 рынка. Выход ценных бумаг воронежских
 предприятий на общероссийский фондовый рынок

Система
 организации
 контроля за
 исполнением
 Программы

Административный контроль за реализацией
 Программы осуществляет государственный заказчик
 - Главное управление государственного имущества
 администрации Воронежской области. Контроль за
 целевым использованием бюджетных средств
 осуществляет Контрольно-счетная палата
 Воронежской области

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение


Областная целевая программа "Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003 - 2006 годы" (далее по тексту - программа) разработана в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 11 июля 2002 года N 1290-р "О мерах по развитию рынка корпоративных ценных бумаг на территории Воронежской области". При этом нормативно-правовой основой разработки программы являлись:

- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в редакции федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 161-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ);

- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N 169-ФЗ);

- Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции федеральных законов от 26.11.1998 N 182-ФЗ, от 08.07.1999 N 139-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ);

- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от 07.08.2001 N 120-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 31.10.2002 N 134-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ);

- закон РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-I "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в редакции федеральных законов от 19.06.1995 N 89-ФЗ, от 25.02.1999 N 39-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ);

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 22-ФЗ);

- Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в редакции федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ);

- Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 181-ФЗ "О бюджете развития Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ);

- закон Воронежской области от 2 июля 2001 года "Устав (Основной закон) Воронежской области" N 11-III-ОЗ (в редакции законов Воронежской области от 08.01.2002 N 38-III-ОЗ; от 15.05.2002 N 25-ОЗ; от 28.04.2003 N 15-ОЗ; от 28.04.2003 N 17-ОЗ);

- закон Воронежской области от 15 мая 2002 года N 27-III-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области";

- закон Воронежской области от 21 февраля 2002 года N 10-ОЗ "О промышленной деятельности в Воронежской области" (в редакции закона Воронежской области от 10.07.2002 N 43-ОЗ).

В соответствии с мировой практикой рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования крупных инвестиционных проектов, в том числе по техническому перевооружению предприятий. В настоящее время практически в каждом регионе России приняты те или иные программы по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности, которые провозглашают общие принципы защиты инвесторов, их права, конкретные льготы и гарантии частным инвесторам. Вместе с тем эффективность этих полезных для любого инвестора декларированных принципов по привлечению инвестиций зависит от их практического применения теми или иными организационными структурами и использования соответствующих инструментов привлечения инвестиций.

Программа разработана в целях реализации резолюции Совета Центрального федерального округа от 25.04.2002 и Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Орловским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) и администрацией Воронежской области от 24.05.2001.

При разработке программы использовался опыт других субъектов Российской Федерации, прежде всего, г. Москвы, Тульской и Ярославской областей.

Программа разработана в соответствии с положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, финансируемых с участием средств бюджета области и государственных внебюджетных фондов, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 8 октября 2002 года N 863.

Глава 1. Обоснование необходимости разработки Программы


Современное состояние экономики Воронежской области не соответствует ее потенциальным возможностям. К основным проблемам области относятся неудовлетворительное положение в сфере обновления основных производственных фондов, а также состояние инвестиционной деятельности в инфраструктуре и социальной сфере. Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития области.

Рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики области, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности, обеспечения устойчивого развития.

Воронежская область входит в состав Центрального федерального округа (далее - ЦФО), который отличается от других регионов России высокой концентрацией обрабатывающей промышленности и машиностроения при наиболее развитой финансовой инфраструктуре - здесь сосредоточено более 54% кредитных организаций России, на счетах которых находится более 80% финансовых средств. На долю ЦФО приходится более 20% общероссийского объема производства, при этом износ основных фондов предприятий в настоящее время превышает в среднем 50%. По данным Минэкономразвития Российской Федерации по итогам 2001 года положительные темпы роста инвестиций в основной капитал отмечены во всех федеральных округах, кроме ЦФО.

В Воронежской области к 2002 году индекс активности инвестиций в основной капитал в промышленности по сравнению с 1994 годом составил 56%. Износ основных фондов промышленности в области составил 62%, износ парка сельхозмашин - 90%, подвижного состава автобусов - свыше 90%, трамваев - 83%, троллейбусов - 82%. Кроме того, 42,7% предприятий и организаций являются убыточными, а уровень рентабельности значительного количества остальных предприятий недостаточен для повышения инвестиционной активности.

Для повышения эффективности производства, увеличения его объемов и выпуска конкурентоспособной продукции необходимо обновление состава производственных средств. Однако за счет внутренних ресурсов предприятий - прибыли и амортизационных отчислений - модернизировать реальный сектор экономики и обеспечить его динамичное развитие невозможно.

Фондовый рынок является одним из основных источников финансирования крупных инвестиционных проектов, в том числе по технологическому перевооружению предприятий. Основными инструментами рынка ценных бумаг, предоставляющими возможность привлечь средства большого числа инвесторов, являются акции и облигации. При выпуске акций предприятие увеличивает уставный капитал, а их владельцы приобретают права на получение дивидендов и участие в управлении акционерным обществом. В отличие от эмиссий акций, выпуск облигаций не может привести к изменениям в структуре собственности эмитентов, поскольку является механизмом долгового финансирования предприятия на заранее объявленных условиях.

Предприятия постепенно осваивают фондовый рынок и привлекают инвестиции с помощью его инструментов, однако эта тенденция не является доминирующей в общем объеме привлеченных средств. В 1999 - 2001 годах по открытой подписке в 14 субъектах Федерации ЦФО был размещен 61 выпуск акций общим объемом 3,3 млрд. рублей. По закрытой подписке за тот же период размещено 2 820 выпусков акций общим объемом 84,4 млрд. рублей.

За тот же период в Воронежской области по открытой подписке было размещено 5 выпусков акций общим объемом 20,5 млн. рублей, по закрытой подписке размещено 83 выпуска акций общим объемом 302,5 млн. рублей.

Объемы заемных денежных средств, привлекаемые предприятиями ЦФО путем выпуска облигаций, пока сравнительно невелики. В 1999 - 2001 годах по открытой подписке было размещено 16 выпусков облигаций общим объемом 14,7 млрд. рублей. По закрытой подписке размещено 32 выпуска облигаций общим объемом 1,7 млрд. рублей.

Таким образом, объемы размещения акций по закрытой подписке в 25 раз превышают соответствующие объемы по открытой подписке. В то же время, при выпуске облигаций ситуация противоположная: объемы открытых размещений в 9 раз превышают объемы закрытых размещений. Иначе говоря, опасаясь перераспределения капитала, эмитенты размещают новые выпуски акций главным образом среди существующих акционеров. При осуществлении облигационных займов они в основном ориентируются на сторонних инвесторов. При этом структура акционерного капитала не меняется и перераспределения собственности не происходит.

Последнее свидетельствует о перспективах развития рынка корпоративных облигаций, так как они дают возможность задействовать более широкую ресурсную базу - инвестиционные средства населения, иностранных инвесторов, свободные активы кредитных учреждений и других финансовых организаций.

Фондовый рынок в России, благодаря росту объемов выпуска корпоративных облигаций, начал выполнять свою основную функцию - обеспечивать промышленные предприятия значительными объемами инвестиционных средств. Начиная с 1999 года, в России было размещено порядка 118 выпусков корпоративных облигаций, что позволило 74 эмитентам - промышленным предприятиям различных отраслей (главным образом предприятиям энергетики, телекоммуникаций, пищевой и перерабатывающей промышленности) привлечь более 68 млрд. рублей.

Способ привлечения инвестиций путем выпуска облигаций является для эмитентов привлекательным по следующим причинам:

- возможность осуществлять заимствования по более низким ставкам в сравнении с банковскими кредитами (по рублевым кредитам коммерческих банков процентные ставки находятся на уровне 26% - 27% годовых, в то же время средняя годовая доходность облигаций - 20% - 22% годовых);

- возможность привлекать средства в объеме, значительно превышающем банковский кредит (средний объем банковских кредитов не превышает 100 млн. рублей, в то же время объем привлеченных средств по облигационным выпускам составляет порядка 600 млн. рублей);

- возможность более длительных сроков заимствования (90% кредитов выдается на срок менее 1 года, в то же время средний срок обращения корпоративных облигаций - 2 - 3 года).

Однако ускоренное развитие инвестиционно ориентированного фондового рынка в России сдерживается недостаточной подготовкой руководителей и специалистов предприятий в вопросах привлечения инвестиций путем выпуска ценных бумаг, а также значительными затратами при размещении первых публичных эмиссий. Серьезной проблемой является также отсутствие информационной поддержки фондового рынка и высокая степень недоверия населения к финансовым институтам.

Для активизации инвестиционных процессов в реальном секторе экономики необходимо повысить эффективность совместной работы органов государственной власти по контролю за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг, а также проводить политику стимулирования предприятий - эмитентов.

Одной из основных причин, сдерживающих процесс привлечения инвестиций на предприятия, являются нарушения действующего законодательства о рынке ценных бумаг. Такие нарушения являются следствием низкого уровня подготовки соответствующих специалистов на предприятиях - эмитентах. Это относится как к знаниям законодательства, так и корпоративного управления в целом. Кроме того, нарушения законодательства связаны с низкой правовой культурой населения в целом, доходящей до степени правого нигилизма. Отсутствие знаний о своих правах у рядовых акционеров, к которым относится значительная часть населения Воронежской области, также способствует совершению правонарушений руководством и специалистами предприятий.

По состоянию на 1 декабря 2002 года на территории Воронежской области зарегистрировано 4579 акционерных обществ, в том числе 1329 открытых акционерных обществ и 3250 закрытых акционерных обществ, из которых только 45% зарегистрировали выпуски ценных бумаг, размещаемых при учреждении. Из числа эмитентов Воронежской области наибольшее количество акционерных обществ, не зарегистрировавших выпуски ценных бумаг, находится в Павловском и Россошанском районах, а также в г. Нововоронеже. Аналогичная ситуация складывается и с регистрацией дополнительных эмиссий.

Предприятия могут осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, но при отсутствии государственной регистрации выпусков ценных бумаг любые их сделки, в том числе с имуществом и недвижимостью, могут быть признаны недействительными в соответствии с действующим законодательством.

Представительством Орловского регионального отделения ФКЦБ России по Воронежской области совместно с отделом развития рынка ценных бумаг главного управления государственного имущества администрации Воронежской области за период с 1 апреля 2002 года по 28 февраля 2003 года проведено 34 проверки соблюдения законодательства акционерными обществами области, из них 10 - внеплановых.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»