ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2001 года N 170-III-ОД

О программе развития образования Воронежской области на 2001-2005 годы


Изменения и дополнения:

Постановление Воронежской областной Думы от 30.06.2005 г. N 155-IV-ОД НГР ru36000200500154



В соответствии с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ, законом Воронежской области "Об образовании" от 27.12.2000 N 202-II-ОЗ областная Дума постановляет:

1. Утвердить программу развития образования Воронежской области на 2001 - 2005 годы (далее Программа) согласно приложению.

2. Финансирование расходов Программы в 2001 году осуществлять в рамках закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2001 год". Предусмотреть финансирование расходов в областном бюджете на последующие годы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить мероприятия по реализации данной Программы, а также аналогичные программы муниципальных образований.

4. Контроль за расходованием средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя областной Думы Скрынникова Б.М.

Председатель областной Думы А.М.Наквасин

    Пиложение
     к постановлению
     областной Думы
     от 27.09.2001 N 170-III-ОД

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


Наименование программы

Программа развития образования
 Воронежской области на 2001 - 2005 годы

Основание для разработки
 Программы

Закон Российской Федерации "Об образовании" (N 12-ФЗ от 13.01.1996), Закон Российской Федерации "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (N 51-ФЗ от 10.04.2000), закон Воронежской области "Об образовании" (N 202-II-ОЗ от 27.12.2000)

Заказчик Программы

Главное управление образования
 администрации Воронежской области

Управление общего образования, управление
 профессионального образования, управление
 по работе с научно-педагогическими и
 руководящими кадрами, управление
 лицензирования, аттестации и аккредитации,
 отдел информатизации Главного управления
 образования

В разработке Программы
 принимали участие

Воронежский областной институт повышения
 квалификации и переподготовки работников
 образования,
 управление культуры
 администрации Воронежской области,
 управление по физкультуре, спорту и
 туризму администрации Воронежской области,
 Главное управление по здравоохранению
 администрации Воронежской области,
 Главное
 управление труда и социального развития
 администрации Воронежской области,
 областной комитет профсоюза работников
 народного образования и науки,
 департамент
 федеральной государственной службы
 занятости населения по Воронежской
 области,
 Центр Государственного
 санитарно-эпидемиологического надзора по
 Воронежской области

Основная цель Программы

Развитие системы образования области в
 интересах формирования гармонично
 развитой, социально активной, творческой
 личности, являющейся одним из факторов
 экономического и социального прогресса
 общества, на основе провозглашенного
 Российской Федерацией приоритета
 образования

Основные задачи Программы

Обеспечить условия для реализации равных
 прав граждан на образование всех уровней и
 ступеней. Создать нормативную правовую
 базу субъекта Федерации в области
 образования, обеспечивающую стабильное
 функционирование и развитие системы
 образования в интересах личности, общества
 и государства. Реализовать меры,
 обеспечивающие функционирование системы
 образования области в период формирования
 новых социал ьно-экономических условий
 жизни общества. Разработать и реализовать
 региональные компоненты государственных
 образовательных стандартов уровней
 образования и соответствующие им примерные
 образовательные программы. Осуществить
 комплекс мер по апробации и внедрению
 нового содержания образования. Продолжить
 развитие информационных
 технологий и методов обучения,
 научно-исследовательской и
 научно-технической деятельности
 организаций системы образования,
 интеграции науки и образования.
 Разработать и реализовать меры по
 совершенствованию системы лицензирования,
 аттестации и аккредитации образовательных
 учреждений. Обеспечить контроль качества
 образования. Создать условия для
 дальнейшего развития системы подготовки,
 переподготовки и повышения квалификации
 работников образовательных учреждений и
 научно-педагогических работников,
 аттестации педагогических и руководящих
 кадров государственных и муниципальных
 образовательных учреждений. Разработать
 комплекс мер по государственной и
 социальной поддержке работников системы
 образования и всех категорий обучающихся и
 воспитанников. Обеспечить выполнение
 комплекса приоритетных фундаментальных,
 прикладных исследований и разработок по
 проблемам образования, реализации
 инновационных проектов и программ.
 Продолжить совершенствование системы
 непрерывного образования. Организовать
 подготовку и издание научно-методической
 литературы. Укрепить
 материально-техническую базу
 образовательных учреждений. Внедрить
 энергосберегающие технологии. Важнейшая
 финансово-экономическая задача Программы -
 стабилизация расходной составляющей
 консолидированного бюджета области на
 содержание сети образовательных учреждений
 и усиление инвестиционной
 программно-целевой составляющей за счет
 перераспределения средств

Сроки реализации Программы

Основные разделы Программы

1. Введение.
 2. Раздел I "Состояние системы
 образования Воронежской области".
 3. Раздел II "Проблемы развития
 системы образования Воронежской области".
 4. Раздел III "Ожидаемые результаты
 реализации Программы".
 5. Раздел IV "Основные цели и задачи
 Программы".
 6. Раздел V "Направления развития
 областной системы образования".
 7. Раздел VI "Система мероприятий по
 реализации Программы".
 8. Приложения

Исполнители основных мероприятий
 Программы

Главное управление образования
 администрации Воронежской области,
 управление культуры администрации области,
 управление по физической культуре, спорту
 и туризму администрации области, Главное
 управление по здравоохранению
 администрации области, депар тамент
 федеральной государственной службы
 занятости населения по Воронежской
 области, Главное управление труда и
 социального развития, Центр
 Государственного
 санитарно-эпидемиологического надзора по
 Воронежской области, областной комитет
 профсоюза работников народного образования
 и органы местного самоуправления,
 образовательно-исследовательские
 организации

Источники и объемы
 финансирования (млн. рублей в
 ценах 2000 года)

Средства Федерального бюджета
 Средства областного бюджета -
 Средства бюджетов
 муниципальных образований -
 Другие источники финансирования -

Ожидаемые результаты реализации
 Программы

Оптимизация рынка образовательных услуг.
 Создание условий, обеспечивающих для
 граждан доступность образования на всех
 его ступенях. Укрепление единства
 образовательного пространства. Оптимизация
 сети образовательных учреждений. Создание
 реальных основ для развития системы
 непрерывного образования. Повышение
 качества образования. Внедрение системы
 контроля качества образования. Разработка
 и реализация системы договоров о
 разграничении полномочий и взаимной
 ответственности между органами
 исполнительной власти и органами
 управления образованием различных уровней
 (федеральный, областной, муниципальный).
 Сохранение и развитие ведущих научных,
 инженерных и педагогических школ.
 Разработка и внедрение новых технологий
 обучения, развитие международного и
 межрегионального сотрудничества. Повышение
 демократизации управления образовательными
 учреждениями. Повышение роли
 дополнительного образования. Дальнейшее
 развитие областной системы воспитания.
 Развитие системы многоканального
 финансирования образовательных и
 научно-производственных учреждений.
 Укрепление материально-технической базы
 образовательных учреждений. Сохранение и
 развитие социальной инфраструктуры
 профессиональной школы области. Повышение
 эффективности и качества ресурсного
 обеспечения (финансово-экономического,
 материально-технического, кадрового,
 программно-методического). Создание
 системы учебного книгообеспечения.
 Улучшение ситуации с социальной защитой и
 обеспечением гарантий государственной
 поддержки детей из малообеспеченных семей.
 Создание областного Центра усыновления.
 Усиление внимания индивидуальному
 физическому развитию школьников,
 формированию здорового образа жизни.
 Реализация технологий социального
 партнерства

Система организации контроля за
 исполнением Программы

Оперативный контроль за выполнением
 Программы осуществляет Главное управление
 образования в соответствии с ежегодным
 рабочим документом - планом первоочередных
 работ, вытекающих из системы мероприятий
 Программы. Общий контроль за выполнением
 Программы осуществляет заместитель главы
 администрации области, курирующий
 социальную сферу

Организационную основу государственной политики Воронежской области в сфере образования в соответствии с законом Воронежской области "Об образовании" (N 202-II-ОЗ от 27.12.2000) составляет областная программа развития образования. Она является региональной частью Федеральной программы развития образования, учитывающей областные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности.

Программа развития образования области направлена на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления.

Областная "Программа развития образования Воронежской области на 2001 - 2005 годы" - основополагающий документ, устанавливающий приоритет образования в областной политике, стратегию и основные направления его развития. Она основывается на Стратегии управления развитием Воронежской области и Плане действий исполнительной власти по реализации данной стратегии.

Основные положения Программы вытекают из Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования на 2001 - 2005 годы.

Программа определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования области на период с 2001 года по 2005 год.

Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Цели и задачи Программы определены на основе анализа социально-экономического положения Воронежской области, текущего состояния системы образования, образовательных потребностей населения.

В качестве стратегического подхода к реализации Программы выбран путь эволюционных изменений в образовательной системе, позволяющий использовать накопленный интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциал, обеспечить непрерывность предоставления образовательных услуг и выполнить исключительно важную социальную функцию образования.

Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования области, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики. Экономический механизм реализации Программы предусматривает помимо бюджетного финансирования привлечение внебюджетных средств.

Исполнителями и соисполнителями Программы являются Главное управление образования, управление культуры, управление по физической культуре, спорту и туризму, Главное управление по здравоохранению, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области, Главное управление труда и социального развития, Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Воронежской области, областной комитет профсоюза работников народного образования и науки, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, научно-исследовательские организации.

Сроки реализации Программы - 2001 - 2005 годы.

Программа состоит из шести разделов и приложений.

В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.

Основные мероприятия Программы:

обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

создание нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области образования, обеспечивающей стабильное функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;

реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования области в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

разработка и реализация региональных компонентов государственных образовательных стандартов уровней образования и соответствующих им примерных образовательных программ;

развитие информационных технологий и методов обучения;

развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;

совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

обеспечение контроля качества образования;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;

совершенствование системы аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;

выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

совершенствование системы непрерывного образования;

организация подготовки и издания научно-методической литературы;

развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;

участие в формировании единого образовательного пространства Российской Федерации.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.

Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения и контроля хода реализации Программы устанавливается нормативными правовыми актами администрации Воронежской области и Воронежской областной Думы.

Программа является основой для разработки проблемно-целевых программ и проектов развития системы образования на областном и муниципальном уровнях.

Проект Программы обсужден в образовательных учреждениях области с участием руководителей органов управления образованием и молодежной политики, советах ректоров высших учебных заведений, советах директоров средних и начальных профессиональных образовательных учреждений области.

Основные положения Программы обсуждены и поддержаны на расширенном заседании коллегии Главного управления образования администрации Воронежской области 19 апреля 2001 года.

Подраздел 1. Общее образование

1.1. Характеристика уровней общего образования

Сеть дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей составляет основу системы образования области.

На начало 2000 - 2001 учебного года в области работали:

- 666 дошкольных образовательных учреждений (496 - муниципальных, 170 - ведомственных), в которых воспитываются 50,4 тыс. детей;

- 1130 общеобразовательных учреждений (в т.ч. инновационных), в которых обучаются более 299 тысяч учащихся;

- 5 негосударственных общеобразовательных учреждений.

Самой широкой образовательной сферой, охватывающей 78,9% общеобразовательных учреждений области, являются сельские школы, в которых обучаются 38,9% школьников.

За последние пять лет в области создано 11 образовательных комплексов "Школа - детский сад" для детей дошкольного и младшего школьного возраста, что свидетельствует о серьезных изменениях в структуре и содержании общего образования.

В 12 общеобразовательных школах-интернатах и 5 детских домах численность воспитанников в 2000 году составила 2,7 тыс. детей.

Функционирует развитая сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии - 22 учреждения с контингентом 2,9 тыс. учащихся.

Сеть интернатных учреждений области не только сохранена, но и продолжает развиваться. В последние годы открыты 3 муниципальных детских дома, 2 учреждения реорганизованы в школы-интернаты для детей-сирот.

Важную роль социальной защиты, адаптации и реабилитации выполняют вечерние школы. В 2000 году в области работали 25 таких учреждений с общим числом обучающихся 5,9 тыс. человек.

На территории области функционирует 5 негосударственных общеобразовательных учреждений. За последние пять лет их сеть и структура практически не изменились. Отсутствие роста сети негосударственных учреждений объясняется прежде всего наличием достаточно развитой и успешно действующей сети государственных учреждений общего образования.

В целом имеющаяся в области сеть учреждений, реализующих программы общего образования как по своей структуре, так и по соотношению имеющихся в учреждениях мест и количеству обучающихся и воспитанников, дает возможность каждому ребенку реализовать свое право на образование, гарантированное законодательством.

Обновляется содержание деятельности образовательных учреждений, внедряются новые образовательные программы, педагогические технологии, развиваются образовательные услуги.

Органично вписываясь в систему непрерывного образования области, дошкольные образовательные учреждения все в большей мере начинают выполнять социальные и оздоровительные функции. В детских садах создано около 130 логопедических, 30 коррекционно-развивающих групп, в г. Воронеже работают 4 коррекционных дошкольных учреждения. 65% дошкольных учреждений имеют медицинские кабинеты, в 68 - оборудованы кабинеты физиотерапии и массажа. На базе 18 дошкольных учреждений организованы центры социально-реабилитационной помощи детям из неблагополучных семей.

С целью развития склонностей и способностей детей к изучению отдельных предметов в 462 общеобразовательных учреждениях (40,5% школ области) открыты 3110 классов с углубленным и профильным изучением предметов, в которых обучается 60 тыс. учащихся (20,3% от общего числа обучающихся). Достаточно развита сеть инновационных общеобразовательных учреждений - лицеев, гимназий, учебно-воспитательных комплексов. В настоящее время работает 41 такое учреждение. Создаются условия для личностного утверждения интеллектуально одаренных учащихся, общественного признания их успехов в овладении основами наук: проводятся ежегодные предметные олимпиады школьников, творческие конкурсы, научные конференции.

Значительные позитивные изменения произошли в направлении гуманитаризации общего образования. В области принята концепция развития гуманитарного образования. В учебный план школ области введены предметы региональной компетенции: "Русский язык" (10 - 11 кл.), "Мировая художественная культура", "Культура общения", "Экология", "Экономика". В курсы истории и географии включены краеведческие материалы.

В общеобразовательных учреждениях появились новые учебные дисциплины и учебные курсы по выбору образовательного учреждения: "Твое здоровье", "Народные промыслы и искусство родного края", "Этика и психология", "Крестьянское подворье", "Земледелие", "Основы декоративно-прикладного искусства" и др., уже сегодня их количество - более 120.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»