Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2002 года N 271

О Программе поддержки малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2003 2005 годы

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 20.11.2002 N 271 не применяется в связи с окончанием срока действия 31.12.2005

Внесены изменения:

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.11.2003 N 292

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11.11.2004 N 223

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Правительство Чукотского автономного округа

Утвердить прилагаемую Программу поддержки малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2003 - 2005 годы.

Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (И.А. Панченко) при формировании окружного бюджета на 2003 и последующие годы предусматривать средства на реализацию Программы.

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20.11.2002 N 271

П Р О Г Р А М М А ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2003 - 2005 ГОДЫ ПАСПОРТ Программы поддержки малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2003 - 2005 годы


Наименование программы

Программа поддержки малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2003 - 2005 годы

Наименование региона

Чукотский автономный округ

Наименование решения о разработке

Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"

Заказчик программы

Правительство Чукотского автономного округа

Разработчик программы

Управление экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа

Исполнители мероприятий программы

- Департамент финансов, экономики и имущественныхотношений Чукотского автономного округа, - Департамент промышленной и социальной политики Чукотского автономного округа, - Департамент культуры, молодежи, спорта, туризма и информационной политики Чукотского автономного округа, - Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чукотскому автономному округу, - Управление по делам коренных малочисленных народов Чукотки Аппарата Губернатора и правительства Чукотского автономного округа.

Цель программы

Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных направлениях.

Задачи программы

- стимулирование развития и поддержка малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики;
- продвижение на региональном потребительском рынке товаров и услуг на основе использования местных ресурсов;
- создание новых рабочих мест;
- формирование механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий в округе;
- формирование системного подхода к поддержке малого предпринимательства;
- создание условий для развития инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в округе.

Основные мероприятия программы

- нормативно-правовое обеспечение развития малогопредпринимательства;
- финансовая и имущественная поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства;
- содействие развитию методического, информационного, аналитического, кадрового обеспечения малого предпринимательства

Сроки реализации программы

2003 - 2005 годы

Объем и источники финансирования программы

Общий объем финансирования: - 6,0 млн. руб., в т.ч. Средства окружного бюджета: 2003 год - 2,0 млн. руб., 2004 год - 2,0 млн. руб., 2005 год - 2,0 млн. руб. c:\content\ngr\RU87DMJ200400195.doc

Ожидаемые конечные результаты реализации

- стабилизация позиций малых предприятий в производственных отраслях и сфере услуг;
- обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики;
- развитие регионального рынка товаров и услуг местного производства;
- создание новых рабочих мест путем привлечения незанятого населения в малый бизнес.

Система управления и контроля

Осуществляется Правительством Чукотского автономного округа в соответствии с установленным порядком реализации региональных программ

Содержание проблемы


Развитие малого предпринимательства в Чукотском автономном округе в течение последних лет стабилизировалось на определенном уровне, который недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, увеличения спроса - предложения на местных товарных рынках, оживления предпринимательской инициативы экономически активного населения.

Основными сдерживающими факторами развития малого бизнеса в Чукотском автономном округе являются:

- сложные климатические условия и территориальное положение Чукотки;

- отсутствие в достаточной мере топлива, сырья, материалов, комплектующих и необходимость их завоза из центральных регионов России или других стран морским путем или авиатранспортом, что влечет за собой значительное удорожание производимой продукции, работ и услуг;

- дефицит у предпринимателей собственных средств, необходимых для воспроизводства;

- неразвитость финансово-кредитной системы округа;

- отсутствие достаточной поддержки малых предприятий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления;

- неурегулированность нормативной правовой базы федерального уровня, необходимой для стабильной работы и развития малых предприятий.

Названные причины препятствуют преимущественному развитию малого предпринимательства автономного округа в производственных отраслях, отличающихся высокой капиталоемкостью.

Практически не меняется отраслевая структура малого бизнеса - наиболее привлекательной остается непроизводственная сфера. Основная часть (около 50%) действующих малых предприятий и около 75% индивидуальных предпринимателей занимаются торговлей, на втором месте - строительные, на третьем - производственные предприятия (в основном, старательские артели). Почти полностью отсутствует сфера услуг населению, представленная незначительным числом парикмахерских, мастерских по ремонту одежды и обуви, фотоателье, коммерческих такси, работающих преимущественно в г. Анадыре и некоторых районных центрах.

В ходе разработки мер по поддержке предпринимательства на территории автономного округа, возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единой системы учета субъектов малого предпринимательства. До настоящего времени на федеральном уровне не определен порядок их регистрации, затрудняется учет и анализ их деятельности. В автономном округе не ведется сплошной статистический учет малых предприятий, а данные выборочных статистических обследований не позволяют провести достоверный экономический анализ.

В результате обобщения данных органов государственной власти и местного самоуправления Чукотского автономного округа общее число реально

работающих в автономном округе малых предприятий оценивается в пределах 250 предприятий, на которых занято около 2,5 тысяч человек. Около 10% работников трудится на условиях вторичной занятости - по трудовым договорам и совместительству. Кроме того, в автономном округе зарегистрировано более тысячи индивидуальных предпринимателей, из которых, по данным налоговых органов, фактически осуществляют предпринимательскую деятельность около 500. Наибольшее число работающих в малом бизнесе - около 50% - занято в сфере торговли, около 30% работает в строительстве, чуть менее занято в промышленности, количество работающих в сфере услуг не превышает нескольких процентов.

Невысока инвестиционная активность в сфере малого предпринимательства. Здесь, по-прежнему, основу составляют государственные и привлеченные инвестиции в строительной отрасли, в незначительном объеме - собственные средства предприятий. В 2001 - 2002 годах активизировалась деятельность строительных организаций, выполняющих заказы на работы в социальной и жилищной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Дефицит средств окружного бюджета, направляемых на поддержку малого предпринимательства в предыдущие годы, отсутствие финансовой и методической поддержки на федеральном и муниципальном уровне существенно снижают эффективность предпринимаемых мер при решении проблем развития малого предпринимательства. Представители малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры, остро нуждаются не только в финансовой, но и в информационной поддержке.

Качественно изменить ситуацию возможно только при комплексном подходе к реализации государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях. Необходимо скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.

Основные цели и задачи Программы. Направления решения поставленных задач


Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях и сферах экономики Чукотского автономного округа.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в:

- стимулировании развития и поддержке малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики округа;

- продвижении на региональном потребительском рынке товаров и услуг на основе использования местных ресурсов;

- создании новых рабочих мест;

- формировании механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий в автономном округе;

- формировании системного подхода к поддержке малого предпринимательства;

- создании условий для развития инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в автономном округе.

Поставленные задачи взаимосвязаны между собой, их эффективность определяется возможностями комплексного решения задач по основным направлениям:

Нормативно-правовое обеспечение развития малого предпринимательства.

Финансовая и имущественная поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства в автономном округе.

3. Содействие развитию методического, информационного, кадрового обеспечения малого предпринимательства.

3. Сроки реализации Программы


Реализация программы рассчитана на 2003-2005 годы и предполагает поэтапное выполнение мероприятий программы. Первоначально основные усилия и средства будут направлены на разработку мер по созданию условий для развития механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства, формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и развития информационных технологий. Особое внимание будет уделено аналитическому обеспечению поддержки малого предпринимательства, чтобы на его основе перейти к разработке и реализации мероприятий по проведению единой государственной политики поддержки малого предпринимательства с учетом отраслевых и социальных приоритетов экономики Чукотского автономного округа.

4. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий представлена тремя разделами.

Первый раздел содержит мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Реализация мероприятий включает в себя анализ действующих нормативных правовых актов федерального и регионального уровня и разработку предложений по их корректировке. Необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти автономного округа, осуществляющих государственное регулирование предпринимательской деятельности - лицензирование, регистрацию, квотирование и другие.

Одним из важнейших условий развития малого бизнеса является создание благоприятного налогового режима, упрощение учета и отчетности. Сохраняя преемственность мер налогового регулирования, будет продолжен мониторинг системы налогообложения, в том числе действующего на территории автономного округа единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Требует более глубокого анализа действующий порядок и условия привлечения субъектов малого предпринимательства к реализации государственных и муниципальных заказов с учетом особенностей экономики региона. Возможно расширение доступа малых предприятий и предпринимателей к размещению государственных и муниципальных заказов в сферах, представляющих интерес для малого бизнеса (социальная, сфера производственных, коммунальных услуг, общественное питание и т.д.).

Во втором разделе программных мероприятий предусмотрены меры финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства в приоритетных направлениях, определяемых в соответствии с приоритетами развития малого предпринимательства в России в целом и особенностями и перспективами его развития на территории автономного округа. На период реализации программы стимулирование развития малого предпринимательства в автономном округе будет проводиться в следующих направлениях:

производственная сфера, в том числе производство товаров народного потребления, продукции ремесленничества и народных промыслов;

малая строительная индустрия;

транспортные услуги;

консультационные, информационные услуги;

общественное питание;

бытовые и иные услуги населению.

Предпочтение будет отдано реализации тех направлений, которые не дублируют меры поддержки, предусмотренные отраслевыми и другими целевыми региональными и федеральными программами.

Перечень конкретных проектов развития малого предпринимательства формируется на основе анализа проектов, представляемых субъектами малого предпринимательства, удовлетворяющих целям программы. Формирование портфеля бизнес-проектов, координация их оценки для включения в программу проводится Управлением экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа. Отбор проектов и определение вида поддержки осуществляется Координационным Советом, формируемым из представителей исполнителей программы и других заинтересованных органов исполнительной власти. Финансирование проектов

из средств окружного бюджета осуществляется в форме финансовой помощи на безвозвратной и безвозмездной основе.

Одной из форм содействия развитию малого предпринимательства является имущественная поддержка. Необходимо провести анализ эффективности использования государственного и муниципального имущества, рассмотрев возможности передачи малым предприятиям неиспользуемых имущественных комплексов, объектов недвижимости, движимого имущества, объектов незавершенного строительства.

Мероприятия третьего раздела направлены на развитие методического, информационного, аналитического, кадрового обеспечения малого предпринимательства. При неразвитости инфраструктуры поддержки малого бизнеса в округе реализация данного направления будет осуществляться органами исполнительной власти округа во взаимодействии с федеральными ведомствами в рамках мероприятий Федеральной программы малого предпринимательства.

Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. Необходимо включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы, обеспечив доступ к конъюнктурной информации о рынках товаров и услуг, правовой и иной информации. Есть необходимость в развитии диалога с общественностью по проблемам малого предпринимательства, формировании положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Подготовка кадров в сфере малого предпринимательства ориентирована на мероприятия по повышению квалификации и переподготовке специалистов на краткосрочных курсах, семинарах, будет проводиться координационная работа по развитию и внедрению дистанционного, заочного и других форм обучения.

5. Ресурсное обеспечение программы


Финансирование программы осуществляется за счет средств окружного бюджета.

Оказание поддержки предприятиям малого бизнеса возможно с привлечением средств Федерального фонда поддержки предпринимательства, международных фондов и ассоциаций, оказывающих поддержку субъектам малого предпринимательства и других внебюджетных источников. Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации программы, поэтому при разработке программы объем привлеченных финансовых средств предварительно не планируется.

6. Организация управления программой и механизм ее реализации


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»