Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2004 года N 254

О региональной целевой программе "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа" на 2005 год

Утратило силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 23.11.2010 N 386

Внесены изменения

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 09.02.2005 N 11

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 01.07.2005 N 131

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 19.12.2005 N 262

В целях выполнения Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, Правительство Чукотского автономного округа


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить региональную целевую программу "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа" на 2005 год.

2. Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (Миллер Л.Г.) при формировании окружного бюджета на 2005 год предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на реализацию программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (Максимов В.В.).

Председатель Правительства
Р. Абрамович
В редакции Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 09.02.2005 N 11:

ПАСПОРТ Региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2005 год"


Наименование Программы

Региональная целевая программа"Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2005 год"

Наименование округа

Чукотский автономный округ

Перечень подпрограмм

"Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа";
"Детские экологические отряды";
"Инвентаризация региональной экологической сети особо охраняемых природных территорий Чукотского автономного округа"

Заказчик программы

Правительство Чукотского автономного округа

Цель и задачи Программы

Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа методами авиационного патрулирования с целью обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности;
повышение эффективности экологического воспитания и просвещения детей в образовательных учреждениях автономного округа;
сохранение природных комплексов от антропогенного пресса, инвентаризация и развитие региональной экологической сети особо охраняемых природных территорий и экологического каркаса природоохранных территорий муниципальных образований автономного округа

Разработчик программы Разработчики подпрограмм

Комитет по охране окружающей среды Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа Разработчики подпрограммы - "Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа" - Комитет по охране окружающей среды Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа и территориальные федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды Разработчики подпрограммы" - "Детские экологические отряды" - Комитет по охране окружающей среды Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа и Главное Управление образования Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа Разработчики подпрограммы "Инвентаризация региональной экологической сети особо охраняемых природных территорий Чукотского автономного округа" -Чукотский филиалСеверо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения Российской Академии наук (г. Анадырь) и Комитет по охране окружающей среды Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа

Исполнитель и соисполнители программы

Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа. Соисполнители - научные и производственные орг анизации, отбираемые в соответствии с Положением о закупках и поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Чукотского автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 25.04.2003 N 95, а также органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, осуществляющие поддержку в охране природных ресурсов муниципальных территорий и предприятий автономного округа, управления и отделы образования муниципальных образований Анадырского, Беринговского, Иультинского, Провиденского, Чаунского, Чукотского и Шмидтовского районов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Анадырь", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2 г. Анадырь", Государственное учреждение дополнительного образования детей Чукотского автономного округа "Чукотский окружной Дворец детского и юношеского творчества", Управление социальной политики администрации муниципального образования -Билибинский район.( http://server:8081/content/ngr/RU87DMJ200500184.doc )

Сроки реализации программы

2005 год

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования - 4500,0 тыс. руб. Источники финансирования: средства окружного бюджета

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В области охраны окружающей природной среды: улучшение экологической ситуации на территории муниципальных образований автономного округа и в прибрежной зоне, сохранение качества природной среды и поддержание видового состава биоресурсов;
получение данных авиаучета о степени наполнения нерестилищ нерестовых водоемов различными видами рыб;
получение данных авиаучета копытных животных;
профилактика загрязнения отходами производства и потребления;
профилактика браконьерства, незаконной добычи драгметаллов. сопутствующее обнаружение мест возгораний лесного фонда. В области формирования единых основ экологической культуры в системе образования Чукотского автономного округа: овладение детьми и подростками культурой бережного отношения к природе, животному и растительному миру посредством игровых, занимательных форм;
воспитание у подрастающего поколения экологического самосознания, освоение ими основных экологических понятий и законов природы. В области укрепления и расширения природоохранных комплексов автономного округа: учет и формирование Государственного кадастра и типовой формы особо охраняемых природных территорий различных категорий в Чукотском автономном округе;
оформление паспортов на особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) различных категорий в Чукотском автономном округе;
оформление нормативно-правовой документации на каждую категорию ООПТ и охранных обязательств;. создание экологическо й сети и экологического каркаса особо охраняемых природных территорий в автономном округе.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Чукотский автономный округ занимает площадь 721,5 тыс. кв. км. Эта обширная территория за последние годы продолжает претерпевать достаточно серьезное антропогенное воздействие, связанное с загрязнением окружающей природной среды, интенсивным изъятием природных ресурсов, подвергается стихийным и социотехногенным процессам.

По предварительным итогам реализации региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа за 2004 год" достигнуты следующие результаты: при совместном авиапатрулировании, проведенном Комитетом по охране окружающей среды Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды России по Чукотскому автономному округу, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу, Чукотская окружная инспекция рыбоохраны, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Чукотского автономного округа), ЧукотТИНРО, выявлены и пресечены многочисленные случаи браконьерского вылова ценных пород рыб. Расчеты предотвращенного ущерба в настоящее время оцениваются.

В 1 квартале 2004 года при авиаучете лося и дикого оленя на территориях Анадырского и Билибинского районов в результате только одного полета произведен сопутствующий отстрел 7 волков. В ходе авиаучета в районе водоразделов рек Большого и Малого Анюя определены восточные и северо-восточные направления движения дикого северного оленя, где маточное поголовье с телятами составило до 20 тыс.голов.

В сентябре 2004 года выявлен факт отлова и содержания в неволе занесенного в Красную книгу вида сокола - белого кречета, находящегося под особой охраной. Кречет выпущен в естественную природную среду, а оформленные материалы по незаконному изъятию объекта животного мира переданы в соответствующие специально уполномоченные органы для дальнейшей работы. Согласно письменной информации директора Федерального государственного учреждения всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, стоимость кречетов варьируется от 60,0 тыс. руб. до 120,0 тыс. руб., а по неофициальным сведениям, стоимость обученного кречета на международных аукционах колеблется от 100,0 тыс. до 200,0 тыс. долларов США. Эффективность предотвращенного ущерба очевидна.

Авиапатрулирование как эффективная мера в осуществлении рыбохозяйственных задач помогает проведению мониторинга рыбных запасов, как тихоокеанского лосося, так и белорыбицы, а также предоставляет возможность составлять прогнозные данные на последующие годы. Так, по фактическому материалу авиаоблетов нерестилищ вокруг озера Майниц в 2004 году сделаны выводы, что запасы нерки в озере, по сравнению с прошлым 2003 годом, сократились, в основном, по причине интенсивности браконьерского лова. Поднят вопрос о целесообразности постоянной охраны озера Майниц и прилегающих территорий. Это далеко не весь перечень эффективности авиапатрулирования территории Чукотского автономного округа.

Продолжающийся рост промышленного производства на Чукотке может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Современная экономика, ориентированная на широкомасштабное использование природных ресурсов, отрицательно влияет на естественные природные процессы.

Ежегодно, на территории Чукотки в горно-добывающей промышленности действует свыше 70 предприятий - недропользователей, среди которых имеются нарушители правил и стандартов недро- и природопользования.

Лесные ресурсы Чукотки, занимающие свыше 19,5 процентов территории, несут потенциальную угрозу массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров в летний период.

Обеспечение экологической безопасности с применением авиации в сфере природопользования на такой обширной территории, как Чукотка, является самым эффективным и результативным способом охраны природно-ресурсного потенциала автономного округа, а также результативным методом сдерживания антропогенной экспансии на природные комплексы муниципальных территорий.

Так, значительные расстояния между горнодобывающими предприятиями автономного округа и большая их удаленность от населенных пунктов позволяют некоторым из них нарушать условия государственной экологической экспертизы, отмывать металл на прямотоке ручьев или производить самозахват площадей земельных участков для промывки горных пород без конкурсного оформления документов. Огромные расстояния до мест нерестилищ ценных пород белорыбицы и лососевых рыб, недосягаемость и удаленность мест с богатым биоразнообразием фауны создают предпосылки для браконьерства и бесконтрольного отстрела животных в завышенных количествах. Программой предусматривается наиболее совершенный для условий Чукотки способ межмуниципального экологического контроля, такой, как применение авиации, позволяющий одновременно и комплексно проводить контроль геологического освоения территории, рационального использования и охраны недр, использования и охраны водных объектов, морских биоресурсов, животного мира и водных биоресурсов.

Применение авиации способствует эффективному наказанию нарушителей природоохранного законодательства за счет наложения на них штрафных санкций. Программой предусматривается повышение экологической культуры учащихся общеобразовательных учреждений автономного округа, формирование их образовательного уровня и знаний в области экологии. Ежегодно, в летний период, к эколого-просветительской деятельности приобщаются свыше 300 детей экологических отрядов образовательных учреждений автономного округа.

В разделе "Региональная политика" Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации, особое внимание уделено вопросам резервирования территорий на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, а также регулирование экологической емкости природных систем при освоении этих территорий.

За последнее десятилетие число особо охраняемых природных территорий Чукотского автономного округа стало сокращаться. Кроме того, отсутствие землеустроительных и кадастровых дел на особо охраняемые природные территории автономного округа (далее - ООПТ), а также паспортов на них, требуют серьезного подхода к правовому закреплению ООПТ на местности, оформлению правоустанавливающих документов на них и установлению статистической отчетности по категории земель ООПТ.

Поэтому инвентаризация, учет и создание региональной экологической сети, а также экологического каркаса на территории Чукотского автономного округа позволит организовать природные территории в соответствии с современными требованиями нормативного права, приблизить их статус к существующей Пан-европейской экологической сети, проводить государственную кадастровую отчетность по охраняемым природным комплексам.

Экологические мероприятия, включенные в программу за последнее десятилетие, реализовывались за счет финансирования их из территориального экологического фонда. В связи с ликвидацией окружного экологического фонда в 2002 году выполнение и финансирование экологических мероприятий с 2003 года обеспечивается в соответствии с региональной целевой программой "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа", принятой в 2002 году. Необходимость ежегодной реализации экологических мер программными методами с целью снижения антропогенной нагрузки на природные комплексы соответствует положениям Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 31.08.2002 N 1225-р.

II. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы


Цель и основные задачи Программы изложены в паспорте Программы.

В 2005 году осуществляются экологические мероприятия:

1) по подпрограмме "Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа" - с целью совместного авиационного патрулирования органами местного самоуправления, государственными природоохранными органами исполнительной власти Чукотского автономного округа, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти по исполнению юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды;

2) по подпрограмме "Детские экологические отряды" - с целью создания единых основ формирования экологической культуры в системе образования Чукотского автономного округа;

3) по подпрограмме "Инвентаризация региональной экологической сети особо охраняемых природных территорий Чукотского автономного округа" - с целью установления режима особой охраны на природных объектах, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

III. Система программных мероприятий

Мероприятия Программы направлены на достижение намеченной цели, решение поставленных задач и предусматривают привлечение финансовых средств из одного источника - окружного бюджета.

Программа включает в себя 3 подпрограммы.

В рамках подпрограмм осуществляются:

мероприятия, направленные на инспекторские проверки горнодобывающих предприятий автономного округа, предотвращение браконьерской охоты и рыболовства, сопутствующего обнаружения очагов пожаров с использованием услуг авиатранспорта;

мероприятия, направленные на повышение экологической культуры детей и подростков;

мероприятия, направленные на научно-исследовательское и нормативно-правовое обеспечение функционирования природоохранных территорий, связанных с проблемами охраны территорий федерального и окружного значения.

IV. Научное, нормативно-правовое и информационное обеспечение Программы


Научные исследования в соответствии с задачами Программы направлены на достижение следующих целей:

научное обоснование региональной экологической сети в системе охраны окружающей природной среды Чукотского автономного округа;

создание перспективного научного задела в системе экологической безопасности и мониторинга состояния природно-ресурсного потенциала автономного округа и деятельности промышленных предприятий.

Вопросы совершенствования нормативно-правовой базы природоохранных территорий и природопользования продиктованы необходимостью разработки эффективных механизмов управления и распоряжения природными ресурсами.

Для решения этих проблем в Программе предусматривается нормативное внедрение экологического стандарта по ООПТ.

Информационное обеспечение предусматривает организацию мониторинга состояния природных комплексов и биоразнообразия автономного округа, а также развитие базы данных по экологическим показателям загрязнения окружающей среды.

V. Ресурсное обеспечение программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств окружного бюджета, выделяемых целевым назначением на реализацию подпрограмм.

Средства на реализацию Программы - всего: 4500,0 тыс. руб., в том числе:

подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа" - 2500,0 тыс. руб.;

подпрограмма "Детские экологические отряды" - 500,0 тыс. руб.;

подпрограмма "Инвентаризация региональной экологической сети особо охраняемых природных территорий Чукотского автономного округа" - 1500,0 тыс. руб.

VI. Механизм реализации программы


Организация реализации Программы возлагается на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа.

Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется в соответствии с Положением о закупках и поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Чукотского автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 25.04.2003 N 95.

Реализация программных мероприятий осуществляется на основе государственных договоров, заключаемых государственным заказчиком Программы с подрядчиками.

VII. Организация управления и контроль за ходом выполнения Программы


Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения возлагается на Комитет по охране окружающей природной среды Департамента социальной политики Чукотского автономного округа.

Контроль за ходом выполнения программы осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Чукотского автономного округа от 12.02.1998 N 29 "Об утверждении Положения о разработке и реализации региональных целевых программ в Чукотском автономном округе" Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

VIII. Эффективность экологических результатов от реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»